Иконостас трех храмов и прижизненный храм св. блаж. Ксении Петербургской.
Облик прижизненного св.блаж. Ксении храма св ап.Матфия
Иконостас трех храмов
Первого храма СПб, деревянной церкви св.ап. Петра и Павла с 1703 по 1719г,
Деревянной церкви св. ап.Матфия с 1720 по 1806г, и
2.3). каменной церкви св. ап.Матфия, Покровская церковь с тремя приделами: Покрова Пресвятой Богородицы, св. ап. Матфия и св. преп. Сергия Радонежского.
Владимир Синкевич
Храм св. ап. Петра и Павла с 1703 по 1709г
Храм св. ап. Петра и Павла с 1709 по 1719 г (в 1709г перестроен с связи победой русских войск в Полтавской битве), в 1719 г разобран и перенесен вместе с Петровским иконостасом и церковной утварью в центр острова св. Петра (Санкт-Петербургский остров, ныне Петроградская сторона) и переосвящен как как храм св. ап. Матфия в честь битвы под Нарвой 9/22 августа 1704г
Храм св.ап. Матфия с 1720 по 1732г
Храм св. ап. Матфия с 1734 по 1806г а с 1732 по 1734 храм перестроен арх.Трезини,(его предсмертная работа)
На первом фото реконструкция храма, канд арх.Васильева Е. на втором и третьем фото макет храма сделано детьми с приюта «Надежда», на четвертом и пятом фото макет храма сделанного проф. Архитектуры Лобановым.
Этот облик храма (5 фото) и есть облик, прижизненного св. блаж. Ксении Петербургской, храма св. ап.Матфия (1734 – 1806 гг).
А жизнь св. блаж. Ксении род.1732 (в год погребения императора Петра 1 в новом каменном освященном храме Петра и Павла, до этого с 1725г по 1732. Тело императора было не погребено, а находилось временно в часовне внутри строящегося Собора Петра и Павла). Далее после смерти ея мужа, Андрея Федоровича в 1758г странствия на протяжении 45 лет, до упокоения в 1803. с отпеванием в деревянной церкви св. ап.Матфия. Сакрально, здесь приемственность покровительства СПб: Император Петр 1 – св. блаж. Ксения Петербургская.
С 1754г, добавлен придел Покрова Пресвятой Богородицы в виде самостоятельной деревянной теплой церкви (т.к. деревянная церковь св.ап.Матфия была холодной, неотапливаемой) (1754 – 1800 г, далее каменная, 1800г- 1806. Далее объединение двух церквей, Покровской и св. ап. Матфия в новой каменной церкви с 1806 г)
Покровский храм св. ап. Матфия 1806 г – 1932г (взорван, июнь 1932г)
Иконостас первого российского императора Петра Алексеевича, сотворенный им собственноручно.
Перед этим петровским иконостасом молилась св. блаж.Ксения Петерургская в - 40-50 годы ХУШ столетия., которая была прихожанкой церкви св. ап. Матфия,
Жила она на 11 улице (ул. Андрея Петрова, Лахтинская), исповедовалась причащалась, вся жизнь которой, и ее 45 летнее странствие было в приходе церкви св. ап. Матфия и отпевалась она в этом храме в 1803г, как был отпет и ея муж, Андрей Федорович, в 1758 г и упокоенный здесь же на действующем в то время городском кладбище при церкви св. ап. Матфия. примечания 1) кладбище было действующим до 1762г,2). по, видимому, изходя из традиций, законов того времени, его статуса и иного.основания.Андрей Федорович упокоен за алтарем Покровского придела Матфиевской церкви,… метрах в 5 от старого местоположения Креста На третье фото видна бетонная чаша, частично закрывающая место бывшей алтарнойй части Покровского придела храма св. ап. Матфия
Иконостас был перенесен из деревянной церкви св. ап. Петра и Павла, при строительстве каменной церкви св. ап. Петра и Павла, (оконч в 1732г.)
И поставлен в пределе вновь освященной церкви св. ап. Матфия 31 января 1720 г. в присутствии самого государя Петра 1. Церковь была перестроена в 1732-34 гг. по проекту Трезини (ум 1734г, это его последняя работа) и сохранилась деревянной до 1806г Затем иконостас был перенесен в каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы и обе прежде деревянные церкви (церковь св.ап.Матфия, и ея придел, самостоятельная церковь Покрова Пресвятой Богородицы) были объединены к 1806 в новом каменном здании Покровский храм св. ап. Матфия.
«Главной достопримечательностью храма являлся перенесенный
в 1806 г. из Матфиевской церкви старинный петровский иконостас, установленный в Матфиевском приделе. От петровских времен в храме сохранялся и престол простых форм, сделанный
По случаю возобновления Матфиевской церкви после ремонта Указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 г. за № 196,630 по Матфиевскому притчу было предписано беречь старинный петровский иконостас
«чтобы как ныне, так и на будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, без всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне».
«… К тому времени, правда, иконостас был уже в неполном виде из-за недостатка места в приделе св. ап. Матфия.
Петровский иконостас был деревянным, выкрашенным темно-голубой краской, с витыми позолоченными колоннами и верхом из сквозной резьбы. Образа иконостаса были написаны на атласе и холсте.
Образа иконостаса: в царских дверях: Божией Матери,Архангела Гавриила и характеры евангелистов, без изображений самих евангелистов. По правую сторону царских врат – Преображение Господня и св. ап. Матфия; по левой – Божией Матери, на дверях, во входе в алтарь св. Аарона. Над царскими дверями образ Спасителя. Образа, утвержденные в верху иконостаса, в резьбе круглый образ, разделенный на три части, с изображениями св. Троицы, сотворения человеков, Воскресения Хъристова и Сошествия Святого Духа. По правую сторону сих образов в овальных кругах Богоявления Господня, положения во гробъ Спасителя, святителя и чудотворца Николая, Предтечи и Крестителя Иоанна; по левую – поклонение волхвов Иисусу Христу, господа Вседержителя, собор архангелов и ангелов., Преображения Господня. Въ самомъ верху –Сошествие Святого Духа. В южной стороне алтаря: св. Апостолов Петра и Павла; св. Александра Невского и Алексея человека Божия. Вверху сих образов четыре круглые образы – положение во гроб Спасителя, снятие с креста, благовещение и св. Григория Богослова. Кроме того, что иконостас сам по себе исторический памятник, некоторые из образов его напоминают и другие отношения к истории прошлого столетия: св. Александра Невского, как современный перенесение мощей этого святого в Санкт-Петербург. На места, прославленныя им в древности защитой от шведов. Образ Алексея Божия напоминает царевича Алексея Петровича, к этому можно прибавить, что и в вышеупомянутом напрестольном кресте, современном началу церкви, есть часть мощей того же святого. Св. Апостолов Петра и Павла остался, как воспоминание о прежнем местонахождении и назначении иконостаса и церкви»…
«Самый иконостас…замечателен: 1) по давности своего существования, 2). По памяти высокого своего соорудителя Петра Великого,3). По важности события (взятия гор.Нарвы), воспоминанию которой посвящен этот придел; 4) по резной, украшенной его работе, которая своею строгою отчетностью к исполнения, даже в настоящее время, не редко останавливает на себе внимание опытных в сем искусстве людей., и 5). По искустному писанию на атласе и на холсте св. изображений.»
(из описания прот. Павла Весина,1875 г.)»
============================
Извлечения с дополнением из книги:
По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
Синкевич В. А. «История храма воинской славы св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 7 издание, СПб, 2013г.
https://vk.com/doc19726001_164510306