Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Духовная культура, развитие знаний.




У на­родов глубокой древности, как и у первобытных народов Нового и Новейшего времени, бытует общий магический комплекс. Он включает собственно магические представления и действия, анимизм – веру в духов и одушевленность всего сущего, тотемизм, основанный на вере в происхождение общественных групп и отдель­ных людей от различных тотемных животных и растений, шама­низм[4] и связанные с перечисленными верованиями фетишизм[5], культ мертвых и др.

Тотемизм, осуществлял связь одиночного человека и локальных групп между собой и с племенем. Эта связь ос­новывалась на вере в происхождение человека и социального коллек­тива от определённого животного, растения или даже неживого мате­риального предмета. В качестве социального коллектива выступает «тотемическая группа», совпадающая или не совпадающая со струк­турными ячейками общественной организации – локальными груп­пами и племенами. Каждая тотемическая группа строго экзогамна. В свою очередь, тотемические группы объединяются в племена и экзо­гамные фратрии, каждая из которых носит имя своего тотема – птицы, животного и т. п. Существует половой тотемизм, при котором у женщин свой, а у мужчин – свой тотем. Кроме группового тоте­мизма, встречается и индивидуальный, но только у мужчин. Индивиду­альные тотемы имеют вожди, колдуны. В качестве тотемов чаще всего выступают животные: волк, орёл, ворон, змея и др. Более редки тотемы расти­тельного происхождения и совсем редки тотемы в виде предметов.

Известны сложные системы взаимоотношений с тотемами. Обя­зателен запрет охоты на тотема. Вместе с тем, во время тотемического обряда разрешается съесть часть тотема для укрепления связи с ним. При проведении обрядов нередко устраиваются целые представления о подвигах предков. Значительное распространение в прошлом имели тотемические мифы, отчасти не забытые и теперь. У разных племён существовали различные мифы об их происхождении, о предках, их подвигах. Распространена вера в инкарнацию – тотемическое перерождение, основанная на представлении о связи человека и тотема, о том, что животное – воплощение тотема.

Большое распространение имеют чуринги – эмблемы тотемов. На каждой племенной территории существовали священные места – местонахождения скал, пещер и т. п. Там устраивали тайники, где хранили чуринги.

Се­мейные знаки тотемов наносились на одежду и жилища. Бытовала вера в племенных и индивидуальных духов-покровителей, культ солнца, сопровождавшийся «пляской солнца». Обожествлялись также силы природы, стихия. У многих народов существовал культ «четырех стихий»: огня, воды, воздуха и земли. Довольно широко были распространены шаманские обряды с камланием, плясками, гаданиями и заклинаниями.

С магическими верованиями связан страх перед «порчей» от недру­гов. Считается, что болезни и разные несчастья происходят вследствие насланной порчи. Предполагаемому виновнику мстили, что приво­дило к межплеменным столкновениям. Особое место занимали воен­ные обряды (отрубание рук у убитых противников др. египтянами, охота за скальпами у индейцев Сев. Америки).

У племён, занимавшихся земледелием, имели место земледель­ческие культы.

Этнографы наблюдали обряды «умножения», способствующие размножению животных. Существовали магические обряды, посвященные лечебной магии, шаманские обряды.

Значительное распростране­ние имел культ мертвых (культ ларов[6] у римлян, например).

Как и верования, у всех первобытных народов существовали эсте­тические представления и искусство, получившие отражение в предме­тах материальной культуры, преданиях, мифологии, музыке, танцах и других видах духовной культуры.

Важным элементом духовной культуры, сопровождавшим наиболее значительные события в жизни людей, служили танцы. Они были обрядовыми, связанными с празднествами, свадьбами, похоронами, военными предприятиями, охотой и т. п.

Танцы бывают индивидуальными и коллективными, мужскими и женскими. Перед их началом танцоры иногда раскрашивают тело, покрывая его сложными символическими орнаментами. Папуасы в таких случаях сооружают сложные прически, надевают украшения: ожерелья, бусы, браслеты и т. п. В Западной Африке, Индонезии и многих других местах неотъемлемой принадлежностью танцев и обря­довых действий являются маски, изображающие предков или духов.

Как и многие другие обрядовые действия, танцы сопровождаются музыкой. Распространенным музыкальным инструментом служит «му­зыкальная доска». Известны также барабаны, флейты, пищалки, трещотки. Нередки струнные инструменты. Танцы и игру на разного рода музыкальных инструментах порой сопровождают пением.

Вечерами, в свободное от хозяйственных и иных забот время, пожилые люди собирают у костра молодёжь и рассказывают ей мифы религиозного содержания, предания о прошлом их общины и пле­мени. Правда, как правило, в народной памяти редко сохраняются события, происшедшие более двух-трёх поколений тому назад.

Своеобразно представление первобытных людей о времени и приёмы счёта. По наблюдениям этнографов, у наиболее отсталых человеческих групп возможности счёта ограничиваются наличными десятью пальцами.

У многих народов ряд особенностей связан и с восприятием цвета, что исследователи нередко объясняют реакцией на окружающий мир. Так, некоторые народы не имеют отдельных терминов для синего и зеленого цветов, что, кстати, было унаследовано древними тюрками.

Эстетические и ритуальные представления у большинства перво­бытных народов находят отражение в плетении и гончарстве. Кор­зины, циновки и другие изделия украшаются растительными и зоо­морфными орнаментами, изображениями тотемов. Орнаментируются изделия из дерева, кости и других материалов.

Широкое распространение имеет ритуальная татуировка, служащая не только украшением, но часто указывающая на социальный статус человека. Так, особая татуировка существует у вождей и знатных лю­дей.

Обычна установка идолов и фетишей, изображений предков, кото­рым приносят скромные жертвы и обращаются с просьбами.

Сложные обряды часто сопровождают похороны. Некоторые наро­ды, например, андаманцы, на какое-то время помещают покойника на ветви дерева- Через год-два из останков вынимают кости. Черепа, покрытые ритуальным орнаментом, любящие вдовы носят за спиной.

У многих народов этнографы наблюдали игры детей и взрослых.


[1] Онагр персидский – непарнокопытное животное рода лошадей, подвид кулана (азиатский осёл), обитает на каменистых плато, тянущихся от Ирана и Сирии до северо-запада Индии.

[2] Именно ослы были первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Уже около 4000 г. до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских ослов. В Месопотамии диких ослов приручили ненамного позже.

[3] Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы сделаны на ранненеолитических поселениях Джа'де эль-Мугара в северной Сирии и Чайоню-Тепеси в юго-восточной Турции и относятся к 8 тыс. до н. э. Калиброванные же радиоуглеродные даты составляют 10 650 – 10 250 лет назад для находок с первого из этих поселений и примерно 10 200 лет назад для находок со второго. Молекулярно-генетический анализ данных находок позволяет сделать вывод, что всё поголовье нынешних коров произошло от 80 туров, приручённых в этих поселениях. Люди неолита выращивали своих коров ради мяса, молока и шкур. Кроме того, их использовали как тягловую силу. Коровы были одной из древних форм богатства, а угон скота – одним из самых ранних видов воровства.

[4] Термин «шаман» имеет тунгусское происхож­дение и означает «исступленный человек». С известными фонетическими изменениями он получил распространение и у других коренных народов Сибири. Шаманизм включает анимистические верования в зооморфных и антропоморфных духов. Каждый шаман имеет духа-покровителя и второстепенных духов-помощников. Шаманами бывают как мужчины, так и женщины. Шаманом человек может стать «по наследству» – от отца или деда, или быть «избранным» духом.

[5] Культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.

[6] Лары - божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. Фамильные лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием, смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ, слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря ларов и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа ларов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2047 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2406 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.