Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


в) институты управлени€ и власти




— началом верхнего палеолита в основном св€зываютс€ два больших социальных сдвига в человеческом стаде: возникновение матриархата и утверждение экзогамии (запрещение брачного общени€ в кругу близких родственников и предписание этого общени€ за его пределами), следствием которых стало складывание родовой общины. ѕричины дл€ матриархата были, по-видимому, две:

1) при неупор€доченных половых св€з€х счЄт родства в услови€х складывающихс€ родственных св€зей мог вестись только по женской линии;

2) в услови€х аморфности человеческого стада, его €дром, центром были женщины, игравшие исключительную роль в поддержании огн€, в заботе о дет€х, в ведении домашнего хоз€йства.

¬опрос о причинах экзогамии чрезвычайно сложен и учЄные далеко ещЄ не пришли в отношении него к единой точке зрени€. ¬от лишь некоторые из возможных объ€снений:

1) в праобщинах с малым количеством особей должны были сказыватьс€ отрицательные последстви€ браков между родственниками, и это могло привести к их запрещению;

2) тесно соседствующие между собой группы могли прийти к экзогамии дл€ упрочени€ контактов;

3) экзогами€ могла возникнуть в группах с недостаточной системой доминировани€ дл€ пресечени€ кровавых столкновений на почве половых св€зей;

4) вполне веро€тно, что большую роль здесь мог играть сознательный стимул Ц табуирование крови родственника (этот обычай широко распространен среди первобытнообщинного населени€).

”тверждение экзогамии привело к революционным изменени€м в структуре человеческого общества. Ќа смену аморфному стаду пришла дуальна€ организаци€ Ц плем€, состо€щее из двух (или более) экзогамных общин близких родственников, находившихс€ в посто€нном взаимобрачном объединении. ¬прочем, в эпоху верхнего палеолита род, несомненно, доминировал над племенем. ѕлеменного самоуправлени€ не существовало вовсе, а племенное единство выражалось только в культурной, €зыковой и религиозной общности.

–од представл€ет собой группу людей, возвод€щих своЄ происхождение к общему предку Ц основателю рода или родоначальнику Ц по одной, в нашем случае Ц материнской линии. –одоначальником не об€зательно должен был €вл€тьс€ человек, это мог быть мифический герой, божество и даже животное. ¬ последнем случае родоначальник €вл€лс€ тотемом рода. ћожно полагать, что, в зависимости от хоз€йственно-культурных условий существовали разные виды общественной организации, условно называемые родом. ≈динственным универсальным дл€ рода институтом была экзогами€ Ц категорический запрет брачных или внебрачных отношений между полами в одном роде. Ќарушение этого запрета, как свидетельствуют этнографические данные, влекло за собой самое суровое наказание, вплоть до лишени€ жизни или изгнани€ из рода, что было равносильно смерти.

”правление родовой общиной строилось на основе принципов первобытной демократии. ¬ысшим органом было собрание всех взрослых сородичей, избиравшее временных главарей дл€ хоз€йственных или военных нужд. ¬ласть главар€ основывалась исключительно на его авторитете и поддерживалась собранием. ќн €вл€лс€ также блюстителем нерасчлененных пока морально-правовых норм, освещЄнных обычаем.

’арактерной особенностью ранней родовой общины был дух коллективизма, пронизывающий буквально все стороны еЄ жизни.  оллективна€ трудова€ де€тельность не знала чЄткой специализации (кроме половой Ц мужчины преимущественно занимались охотой, женщины Ц собирательством). ќднако существовало чЄткое деление рода на взрослых и детей.

ƒальнейшей эволюцией общественной организации первобытного общества стало возникновение племЄн.  огда и почему возникла племенна€ общественна€ организаци€, точно сказать трудно. ¬о вс€≠ком случае, у большинства первобытных народов, независимо от того, жили ли они родами или локальными группами, существовали объединени€ в более крупные, племенные структуры. ќчевидно, племенные структуры воз≠никали по мере численного роста населени€, дл€ преодолени€ сопер≠ничества за пользование территори€ми, решени€ проблемы рас≠ширени€ брачных св€зей в услови€х существовани€ экзогамии и др.

  основным признакам племенной организации относитс€ пользование или владение определенной территорией, более или (чаще) менее стройна€ структура, возглавл€ема€ советом старейшин и вождЄм племени. ѕока общество сохран€ло племенную структуру, оно было первобытным.

 

 

ƒуховна€ культура

Ёпоха верхнего палеолита и мезолита ознаменовалась быстрым расцветом духовной культуры. ѕрежде всего, значительно обогатилс€ €зык первобытного человека. –азвитие €зыка позволило накапливать, фиксировать и передавать последующим поколени€м полезную информацию. »ндивидуальный опыт стал дополн€тьс€ обучением, что позволило проникать в суть сложных и неоднозначных €влений окружающего мира. “ак первобытный человек смог изучить звездное небо и научилс€ по нему ориентироватьс€. ќн овладел также простейшими рациональными медицинскими знани€ми (пользовалс€ целебными свойствами трав, лечил переломы и вывихи). —чЄт находилс€ пока в зачаточном состо€нии Ц обозначение чисел не шло дальше дес€тка, но люди научились их складывать и вычитать.

ƒревнейшие после неадертальских предметы искусства нос€т следы доработки человеком изображений зверей, начатых самой природой. ƒальше идЄт эпоха линейных и одноцветных рисунков. “олько накопив большой опыт, человек смог создать шедевры первобытного искусства, где выдержаны полутона, показано движение, даны зачатки композиции и перспективы. ¬сЄ искусство верхнего палеолита удивительно конкретно. „аще всего изображались звери. ѕрекрасное знание повадок животных позволило первобытным художникам запечатлевать их в характерных позах.

¬ эпоху мезолита главным героем живописных композиций становитс€ сам человек. ¬ роспис€х преобладают массовые сцены, св€занные с единым сюжетом и идеей. ƒревние художники умели мастерски передавать движение, вплоть до стилизации фигур ради его подчеркивани€.

¬ верхнем палеолите по€вл€ютс€ первые музыкальные инструменты Ц сначала ударные, потом щипковые и духовые. “анцы были тесно св€заны с бытом людей и уже в очень раннюю пору несли в себе зачатки драматических представлений.

¬ основе первобытных религиозных верований лежало почитание сил природы и грубый культ звер€ (тотемизм). ¬ св€зи с этим возникла охотничь€ маги€ (например, поражение изображени€ звер€ перед охотой).  роме того первобытной религии были свойственны анимизм (вера в духов) и фетишизм (приписывание сверхъестественных свойств оруди€м труда и амулетам). „еловек в то врем€ ещЄ не ощущал себ€ вычлененным из природы: природе приписывались человеческие свойства, а люд€м Ц свойства природы.  ульт был очень прост и не требовал дл€ своего отправлени€ специальных жрецов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

553 - | 442 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.