Содержание
1. Теории и модели регионального развития ………..…………………….3
2. Теория «центральных мест» …………………………………………….4-5
3. Теория несбалансированного роста Ф.Перру………………………….6-9
4. Теория кластеров М. Портера………………………………………….10-14
1. Теория регионального развития.
Общепризнанной главной целью государственного регулирования является развитие, а не просто рост. Тем не менее ,в рамках региональных теорийи тем болеепри практической реализации мер региональной политики речь идет преимущественно об экономическом росте, а не о развитии.
·Во-первых, экономический рост в отличие от развития поддается количественным оценкам и поэтому его гораздо проще использовать в исследованиях и на практике.
·Во-вторых, в пределах одной страны, как правило, более справедливо говорить о региональных диспропорциях в темпах экономического роста, а не развития. Необходимо также отметить, что ряд исследователей под ростом понимают развитие.
Теории регионального роста были тесно связаны с практической деятельностью государства и опирались на имеющиеся статистические данные.
Поэтому они были вынуждены рассматривать в качестве регионов - объектов исследования - административно-территориальные единицы разного иерархического уровня или созданные на их основе так называемые программные (или плановые) районы.
2. Теория «центральных мест».
Теория центральных мест — совокупность обобщённых положений, объясняющие количество, размер и местоположение населённых пунктов в городской системе. Теория была создана в 1933 году немецким географом Вальтером Кристаллером, который утверждал, что поселения функционируют как центральные места, предоставляющие услуги в прилегающих районах.
Центральные места — экономические центры, обслуживающие себя и предоставляющие товары и услуги своей округи, формируя сеть населённых пунктов с доступом к объектам сферы услуг и перемещением между собой.
Кристаллеровская решетка — сеть центральных мест, покрывающих всю заселенную территорию, и имеющих форму смежных правильных шестиугольных ячеек без просвета. Центры этих ячеек становятся узлами шестиугольной решётки более высокого порядка, а они — узлами решётки ещё более высокого порядка и так далее — вплоть до высшего уровня с единственным центром. Поселения размещаются в форме гексагональной решетки, так как это наиболее эффективный способ для предоставления услуг районам без каких-либо накладок.
Иерархия — между населенными пунктами существует система, при которой определённый населенный пункт (с ростом уровня иерархии), поднимающийся «выше», оказывает всё больше услуг пунктам, стоящим «ниже».
Модель предполагает следующие допущения:
· однородная поверхность
· население распределено равномерно
· населённые пункты располагаются на одинаковом расстоянии
· ресурсы равномерно распределены
· совершенная конкуренция, где продавцы максимизируют свои доходы
· у потребителей одинаковый уровень дохода и поведение
· у потребителей одинаковая покупательская способность и спрос
· потребители минимизируют расстояния поездки, посещая ближайшие центральные места, где обеспечивают услугу, на которую у них есть спрос
· поставщик имеет монополию на внутренние районы, а значит торговые площади центральных мест имеют одинаковый размер
· перемещение во всех направлениях осуществляется только на одном виде транспорта
· транспортные издержки пропорциональны расстоянию: чем больше расстояние, тем выше издержки.
В результате различий предпочтений у потребителей появляется сеть центров различных размеров, где каждый центр поставляет разные виды товаров, а в случаях увеличения размеров населённых пунктов[1]:
1. их количество будет уменьшаться, то есть будут существовать много небольших деревень и несколько крупных городов.
2. расстояние между ними увеличится, то есть малые населенные пункты будут находиться близко друг к другу, а города гораздо дальше друг от друга.
3. количество его функций и расстояние, которое потребители готовы проехать для приобретения товаров, увеличится.
4. количество высших услуг в нём вырастет, а значит будет происходить дополнительная специализация в сфере услуг.
5. потребность в товарах и услугах будет расти, расти будет спектр этих товаров и услуг, а значит больше будет расстояние, которое потребители готовы проехать для их приобретения.
Применение.
Теория центральных мест часто используется при планировании розничной сети торговли. Иерархия торговых центров позволяет оптимально удовлетворять потребности населения. В основании иерархической пирамиды располагаются малые торговые точки (киоски, пекарни, почта и так далее), которые продают товары «низкого» порядка. На вершине пирамиды располагаются большие центры продаж товаров «высокого» порядка (ювелирные магазины, большие торговые ряды и торговые центры), которые продают населению товары более высокого порога и спроса. Продукты первой необходимости предоставляются в каждом населенном пункте (в том числе в деревнях), товары повседневного спроса (одежда, бытовые услуги) — в средних поселениях (райцентрах), предметы роскоши (ювелирные изделия, театры, музеи) только в крупных городах (областных центрах).
Система образования строится также на основе теории центральных мест. Начальное образование можно получить в любой деревне, для получения среднего образования необходимо учиться в школе, расположенной в райцентре, чтобы получить среднее специальное образование надо учиться в городе и, наконец, закончить высшее учебное заведение можно только в областном центре. При этом по мере продвижения вверх по лестнице образования число учебных центров уменьшается, а количество обучающихся растет
Теория несбалансированного роста Ф.Перру.
Экономическая теория Ф. Перру есть систематический анализ экономической власти, во-первых, как проявления асимметричного влияния, оказываемого конкурирующими фирмами и отраслями для достижения желаемых экономических целей; во-вторых, как власти организованных и структурированных групп таких, как ассоциации менеджеров и профсоюзов; в-третьих, как власти, применяемой государством в экономической сфере в национальном или международном масштабах.
Ядро теории власти Ф. Перру составляет концепция асимметричных отношений между экономическими единицами. Согласно Перру, власть есть не что иное, как выражение асимметричных отношений между людьми и группами в социальном мире. Экономический мир Ф. Перру покоится на неравенстве как основополагающем принципе хозяйственной жизни. Он полагал, что в социально-экономической системе современного капиталистического общества нет никаких внутренних побуждений, которые бы толкали ее к установлению равенства. Неравенство вытекает из различий в размерах производства и капитала, из различной степени информированности партнеров, из принадлежности к различным сферам хозяйства.
Перру утверждал, что на современном этапе сформировалась доминирующая экономика, в ее рамках изменяются суть и формы отношений между экономическими субъектами. В реальности уже нет свободных производства и конкуренции, ряд наиболее сильных производств доминирует, превращается в своеобразные полюса роста: их влияние преобразует окружающее пространство, делает его поляризованным. В поляризованном пространстве деформируются экономические отношения, условия и параметры хозяйственной деятельности: преодолевается агрессивная конкуренция, изменяются соотношения между затратами, выпуском и ценами, возрастает эффективность. Возникающие при этом центростремительные силы вовлекут в сферу интересов и деятельности полюса других субъектов, принуждают их к сотрудничеству на определенных условиях. В результате возникают относительно независимые, представляющие единое целое макроединицы. Французский экономист выдвинул тезис о том, что внутри макроединицы изменяется природа и содержание конкуренции. Из стихийной, агрессивной, неорганизованной она становится "коллективной", превращается в "борьбу - соревнование"; изменение природы конкуренции влияет на весь механизм распределения ресурсов, то есть - на движение капиталов внутри отрасли и между отраслями. В его основе лежит теперь не только стремление обеспечить максимальную индивидуальную прибыль для каждого предприятия, но и максимальную прибыль для макроединицы в целом. А это означает, что норма прибыли у отдельных предприятий не регулируется величиной их собственного капитала.
Изменение природы конкуренции сказывается и на ценах. Цены в рамках макроединицы являются уже функцией не спроса и предложения, регулируются не издержками предельного предприятия, а становятся функцией высшей формы управления, организующей производство и воздействующей на спрос.
Вокруг доминирующих производств формируются мощные, динамично развивающиеся отрасли, способные изменить структуру и ускорить развитие всей национальной экономики. Однако в данных условиях общество несвободно от противоречий и кризисов, основным конфликтом является противостояние различных групп предпринимателей.
Эффект доминирования выступает главным фактором в сфере экономической деятельности. Проблема доминирования является повторяющейся темой в экономических исследованиях Ф. Перру. Экономическая реальность есть сеть (множество) явных или скрытых властных отношений, сеть взаимодействий между неравными силами, т.е. доминирующими и доминируемыми (подчиненными) партнерами. Таким образом, модели экономики равенства Ф. Перру противопоставляет теорию экономической борьбы (т.е. экономической власти) неравных экономических агентов. Результат реал стической интерпретации рыночной структуры заключается в том, что современную экономику невозможно рассматривать как сеть обмена, независимую от сети власти. Чистый обмен возникает лишь в отдельных случаях.
Базируясь на концепции "доминирующей экономики" и понятии неоднородности роста, Ф. Перру делает следующие выводы относительно практики планирования в условиях капитализма: во-первых, сбалансированный рост не осуществим, политика роста - это всегда политика неравномерного роста независимо от того, достигается ли она сознательно или происходит стихийно; во-вторых, политика роста, осуществляемая как структурная политика, направлена не на приспособление к существующим структурам, а на активное преобразование структур в желаемом направлении; в-третьих, поскольку рост неравномерный, структурная политика есть обязательно политика избирательная, а не глобальная, как в рекомендациях кейнсианцев.