Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јртикул€ционный аппарат, дикци€.




Ќаше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем р€ду зрительного зала.

Ќеобходима хороша€ дикци€, то есть четкое, €сное произношение слов. „тобы добитьс€ хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикул€ционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

јртикул€ционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующа€ звуки речи, а органы, вход€щие в его состав - артикул€ционные органы. –абота этих органов, направленна€ на создание звуков речи (гласных, согласных) называетс€ артикул€цией.

  артикул€ционному аппарату относ€тс€: ротова€ полость (щеки, губы, зубы, €зык, челюсти, небо), глотка, гортань. Ќадо помнить, что ротова€ полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.

ѕервое условие работы артикул€ционного аппарата - естественность и активность. ƒобиватьс€ активной естественности можно через сн€тие различных зажатий и стимул€ции четкой работы различных мышц и органов.  онечно очень просто сказать: "сн€тие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с посто€нным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. ¬ этой работе нам помогут простейшие упражнени€.

јктивна€ естественность или активна€ свобода - это нормальна€ жизненна€ манера (но не манерность!) произношени€ звуков, чуть-чуть утрированна€, активизированна€ с расчетом "на последний р€д зрительного зала". јктивизаци€ не должна создавать новых зажатий. ќна возникает через удобство, естественность и свободу. ƒаже  арузо говорил: "ѕлох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Ёта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. «еркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажати€ отражаютс€ не только в звуке, но и на лице поющего и говор€щего. ¬от упражнени€ вам в помощь.

1. –ассмотрим анатомию своего рта. ¬згл€ните в зеркало. Ћицо спокойное. ќбратите внимание на естественную форму губ. “еперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, подн€ть верхнюю губу, открыть верхние зубы. ќткройте рот. ѕосмотрите, кака€ у него красива€ форма, как спокойно в нижней челюсти лежит €зык. ” корн€ €зыка рассмотрите свод, маленький €зычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. ѕопробуйте зевнуть, почувствовать м€гкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем м€гкое, подвижное небо и маленький €зычок.

2. ƒл€ активизации €зыка. ѕошевелите €зыком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". ¬ысуньте кончик €зыка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. ѕочувствуйте кончик €зыка, он активный и твердый, как молоточек. (¬ этом вам поможет воображение). ѕобейте кончиком €зыка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. ’орошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Ёнергично произнесите: “-ƒ, “-ƒ, “-ƒ.

4. "¬нутренним взгл€дом" осмотрите полость рта, естественное положение €зыка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касаетс€ внутренней поверхности нижних зубов у самого их корн€. Ќаверху - "высокое небо".  орень €зыка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойна€, свободна€. "ѕослушайте" и запомните эти ощущени€. ≈сли не получаетс€ сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представл€йте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. ѕедагоги-вокалисты заметили, что когда €зык лежит горбом, то он подт€гивает и напр€гает гортань, наруша€ спокойствие и гармонию в пении. Ќасильно укладывать €зык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состо€ние. «десь помогут глаза и внимание.

5. „тобы освободить €зык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. ¬ыдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "‘”" (щеки "опадают"). ј чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите:  -√,  -√,  -√.

6. „тобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Ёнергично произнесите: ѕ-Ѕ, ѕ-Ѕ, ѕ-Ѕ.

7. Ёто упражнение дл€ освобождени€ нижней челюсти. ѕросто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движени€. ƒелайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Ќижн€€ челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. “€жела€, болтающа€с€ нижн€€ челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикул€цию переукрупненной.

8. „елюсти не должны быть зажаты. ѕостучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. „тобы случайно не возникли новые зажати€, пока вы старательно выполн€ете эти разные действи€, контролируйте себ€ с помощью зеркала. ¬аше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдани€, напр€жени€ и старани€. ѕривыкайте к наблюдению за своим лицом. ѕроследите, какое из этих заданий вам доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт, напр€жение или увидели мученическую гримасу в зеркале. ƒвижение (лучше сказать - усилие), доставившее вам неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движени€ вы добьетесь желаемого результата. ќбратите внимание, что в работе над дыханием ставитс€ непременное условие - не уставать, а в работе с артикул€ционными органами - повтор до легкой усталости. Ёти легкие упражнени€ развивают, совершенствуют ваш артикул€ционный аппарат. ѕростое рассматривание процессов в зеркале дает информацию дл€ пам€ти и воображени€. ќчень часто бывает так, что само слово "упражнение" вызывает у человека зажатие, потерю естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой, особенно у начинающих. ќднако у людей привыкших к регул€рной работе, слово "упражнение" вызывает рабочее, активное состо€ние. я говорю человеку: "¬ообразите, что вы дуете на свечу", - и человек очень органично производит это действие, подключа€ и воображение. ≈сли, работа€ с начинающим, € перед этой фразой скажу: "—делаем упражнение", - то неопытный начинающий мгновенно тер€ет естественность, запирает дыхание, делает немыслимые паузы, неверо€тно напр€гает губы и т.п. Ќадо учитьс€ быстро входить в рабочее состо€ние, учитьс€ подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учитьс€ концентрировать внимание на самых мелких движени€х, ощущени€х, процессах.

9. ¬озьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. ѕрочитайте его дл€ себ€ перед зеркалом. ѕроследите за своим лицом, ртом, глазами во врем€ чтени€. ѕослушайте звучание своего голоса.  ритерий оценки - эстетическое воспри€тие, естественность, гармони€ во всех про€влени€х, комфортность физического и психологического состо€ни€. ќчень часто дл€ начинающих работа перед зеркалом - это насто€щее испытание, так как интуитивно у каждого есть осознание своей неполноценности. ¬ы должны найти в этой работе комфортность, понравитьс€ себе в зеркале. ќчень важно справитьс€ с этим комплексом. ¬.Ѕарсова советует: "ѕеред разучиванием музыкального произведени€ об€зательно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом". —уществует правило: перед произнесением любой фразы, звука об€зательно берите дыхание и направл€йте его к корн€м верхних зубов, в твердое небо. (¬ шутку представьте себ€ кроликом, грызущим морковь своими передними зубами. “акую же активность в области передних зубов должны ощутить вы в момент произношени€ текстов, звуков). — того момента, как вы зан€лись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие дл€ всей жизни, даже дл€ бытовой речи.

10. –аботайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. „ита€ стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Ѕерите как умеете, но об€зательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и дл€ звучани€ голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинани€. (Ёто касаетс€ и литературного, и музыкального текста). —ледите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. «апомните два правила:
1) ¬ начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не "причмокивать".
2) «акрывать рот следует после окончани€ звука, иначе получаетс€ его "съедание" и звучит "ћ" на конце фразы.

11. ѕроследите, на какое произношение, громкое или тихое, вам нужно больше дыхани€. ”беждена, что вы сразу поймете, что дл€ громкого произношени€ потребуетс€ больше воздуха (основательнее вдох), а тиха€ речь потребует меньшего объема дыхани€, но большего контрол€ за его выдохом, концентрации, активности. “ихую речь тоже должны услышать ваши будущие слушатели.

12. —тихотворение или прозу читайте, утрированно произнос€ текст. Ёто хороша€ гимнастика дл€ аппарата. ”трированность снимаетс€ - активность остаетс€. ”трированное произношение в классе - в зале прозвучит четко, €рко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, €зыка, губ. Ќадо всегда помнить, что согласные должны произноситьс€ активно, мгновенно, четко и легко. ќни не должны разбивать поток гласных, которые в пении переход€т одна в другую. ”т€желение и укрупнение согласных дает зажатие аппарата. ќчень сомнительна рекомендаци€ "удес€терени€" согласных при произношении, особенно в пении.

13. „тобы отработать манеру произнесени€ гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношени€ согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (прот€нуть) на одних гласных:

 

белеет парус одинокий

е-ее - а -у -о- и-о-ии

 

ѕослушайте этот ровный, красивый поток гласных. «атем в этот поток "вставьте" быстрые, четкие и легкие согласные, стара€сь не нарушить ровность и красоту потока гласных. ѕри этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань - свободной, дыхание - активным. Ёто же упражнение надо делать и перед пением произведени€ сначала только с литературным тек-стом, а потом и с музыкой. ѕение произведени€ на одних гласных дает хорошую кантилену.

14. ќчень хороши дл€ тренировки скороговорки. „итать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстр€€, по мере успешного со-вершенствовани€. —ледить за ритмичностью произношени€. Ќе забывать темп, дикцию.

а) Ќа дворе трава, на траве дрова.

Ќе руби дрова на траве двора.

б) Ўит колпак не по колпапаковски,

Ќадо его переколпаковать.

в) “ы, сверчок сверчи, сверчи,

—верчать сверчаток научи.

г) Ўла —аша по шоссе и сосала сушку.

д) ≈хал грек через реку, видит грек в реке рак.

—унул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

е) —вил паук себе гамак в уголке, на потолке,

„тобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

ж) Ѕык тупогуб, тупогубенький бычок.

15. ѕедагог ¬итт рекомендует обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но оп€ть-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не т€желить, а активизировать.

16. ¬€лое произношение приводит к зат€гиванию темпов, особенно в пении.

17. ≈сли у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь, откройте его на той букве, котора€ вас затрудн€ет при произношении и, не тороп€сь, читайте подр€д все слова, вслушива€сь в трудный дл€ вас звук. ћногократное контролируемое произношение звука измен€ет ситуацию к лучшему. ’орошо к этой работе подключить магнитофон. —ловарь помогает не тратить внимание на придумывание слов с нужной вам буквой (звуком).

18. ƒл€ развити€ акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, €зыка, вы€вл€ть резонирующие свойства организма. ѕроизнесите беззвучно ј-Ё-ќ, стара€сь шире раскрыть полость зева, а не рот. ѕовторите 10 раз. ѕосле всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:

a) ¬ работе с артикул€ционным аппаратом важна тренировка, созна-тельный контроль, внимание.

b) ќчень важна работа с зеркалом.

c) ¬ работе над "активной свободой" надо быть к себе очень требова-тельным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа "кривого рта", "бровей домиком" или "вытаращенные глаза".

d) ѕри тренировке артикул€ционного аппарата требуютс€ многочисленные повторы неудобных движений до ощущени€ комфорта. Ќе надо бо€тьс€ усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

e) ќчень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое воспри€тие улучшает осознание мышечных ощущений.

Ёто были практические советы, а теперь немного теории.

ќчень хорошо о вокальной артикул€ции пишет в своей работе ј.√.ћенабени (в дальнейшем € его часто цитирую). ¬ чем различие между певческим голосом и речью? ¬ пении пользуютс€ всем имеющимс€ диапазоном голоса, а в речи только частью его. Ќезависимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говор€щий человек пользуетс€ средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не ус-тает.

ѕевческий голос отличаетс€ от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. ѕевческа€ дикци€ зависит от формировани€ гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речева€ дикци€ за-висит целиком от четкого произношени€ согласных.

ѕри певческом голосообразовании работа артикул€ционного аппарата активизируетс€ во много раз. —огласные в пении и в речи формируютс€ почти одинаково, но в пении произнос€тс€ четче и легче. ѕроизнесение певческих гласных отличаетс€ от речевых. ¬ пении при максимально спокойной свободной глотке, ротова€ полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и еЄ роль в вокальной дикции. ¬ речи глотка резко мен€ет объем и форму при смене гласных.

¬еликие учител€ вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "—огласные максимально укорачиваютс€, произнос€тс€ предельно четко и €сно". ¬ этом кроетс€ один из секретов кантилены. "√ласные €вл€ютс€ как бы оболочкой, в которую облекаетс€ певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинаетс€ с работы над формированием вокальных гласных. Ќа этих звуках вырабатываютс€ все основные вокальные качества голоса. ќт вокального правильного формировани€ гласных зависит художественна€ ценность певческого голоса". (—. ёдин)

ƒикци€

»нтенсивность и согласованность работы артикул€ционных органов определ€ет качество произношени€ звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. » наоборот, в€лость в работе артикул€ционных органов €вл€етс€ причиной плохой дикции.

–от поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, €зыка, губ. ѕевчески красивое открывание рта помогает правильному положению €зыка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. «ажата€ нижн€€ челюсть мешает открывать рот, и через подъ€зычную кость это зажатие подт€гивает вверх гортань, что может €витьс€ причиной горлового пени€. «ажата€ челюсть может быть причиной перенапр€жени€ €зыка, а он - главный артикул€тор гласных. ѕоложение €зыка - измен€ет форму ротового резонатора и существенно вли€ет на тембр голоса. Ќижн€€ челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Ѕудучи пассивной, она все же не должна сильно откидыватьс€ вниз, бить по гортани. ќна должна удерживатьс€ мышцами щек и углами губ, самими губа-ми, активно произнос€щими согласные.

√убы принимают участие в окончательном образовании гласных и €вл€ютс€ основными формировател€ми губных согласных. ѕоложение губ вли€ет на тембр певческого звука. ”лыбка способствует осветлению тембра. "√убы должны лежать на зубах", - так говорил ћ.√арсиа.

ћ€гкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно вли€ет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. »сследователи указывают на его св€зь с гортанью и носоглоткой, что вли€ет на окраску звука. ѕо этим причинам м€гкое небо должно быть в пении посто€нно в активном состо€нии. ¬оздейству€ в нужном направлении на подчиненные нашему сознанию артикул€ционные органы, мы можем существенно вли€ть на весь голосовой аппарат.

—вобода, естественность, гармоничность - при сохранении внимательной сосредоточенности на цели, идее - вот что открывает дорогу к насто€щему творчеству.  то-то очень хорошо сказал, что лицо поющего должно быть свободным, оно не должно отражать "технического вокала". ј теперь несколько высказываний различных педагогов относительно артикул€ции и дикции.

"—лишком большое раздвижение челюстей в результате сжимает глотку и, следовательно, заглушает вибрацию голоса, отнима€ у голосового аппарата его резонирующий свод".

"≈сли зубы чрезмерно сближены, голос получает горловой оттенок. ≈сли слишком выдвигают губы в форме воронки, то получаютс€ только т€желые и как бы лающие звуки".

"≈сли открывают рот овально (как рыба) - это положение имеет то неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует гласные, мешает артикул€ции и, наконец, придает лицу грубое и некрасивое выражение. ќткройте рот в форме овального "ќ", но отдел€€ нижнюю челюсть от верхней, от которой она опускаетс€ вниз вследствие своей собственной т€жести. ”глы рта при этом должны быть немного приподн€ты, это движение прижимает губы к зубам, придает рту при€тную форму". (ћ.√арсиа, ∆. ƒюпре)

"¬нимание певца должно быть направлено на поток и сцепление гласных между собой. “ем самым будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и четко, "спрессировать" их, но не "выстреливать", чтобы не принести ущерб потоку гласных, то есть звуковому потоку, не рвать кантилену, не делать пени€ скандированным.

"–вана€" дикци€ вредна не только в вокальном, но и в художественном отношении. —уществует известный афоризм: "” хорошего певца хороша€ дикци€, у плохого певца и дикци€ плоха€". Ёто указывает на тесную св€зь дикции с правильным голосообразованием". (Ќ.ћалышева)

 .—.—таниславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пени€. ќн часто говорил: "’орошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спета€ фраза - уже речь".

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

499 - | 518 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.