Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мученица Мария мамонтова-шашина




Память 19 сентября / 2 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родилась в 1890 году в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ивана Шашина. Девичья фамилия матери - Мамонтова, поэтому Мария получила двойную фамилию Мамонтова-Шашина. Окончила сельскую школу. После смерти отца она устроилась работать по найму.

В 1914 году поступила послушницей в Колычевский Казанский монастырь.

В 1920 году монастырь был закрыт. Вместе с другими сестрами она поселилась в родном селе Дединово. Основным занятием ее было шить одеяла. Во время богослужения она пела на клиросе, а также по просьбе верующих читала Псалтирь по усопшим.

Власти в 1930 году намеривались закрыть в селе храм, поскольку община не могла выплатить большой налог. Монастырские сестры обошли дворы соседних деревень и собрали необходимую сумму, а также ездили в Москву хлопотать о том, чтобы церковь не была закрыта. Часть сестер была арестована в 1930 году.

1 июня 1931 года Мария была арестована по обвинению в "антисоветской агитации" и заключена в Рязанскую тюрьму.

Из материалов дела:

«В селе Дединово проживающие монашки Добрякова Валерия и Шашина Мария, имея между собой организованность и дружбу, находясь все время на службе в церкви, через собирающихся к ним женщин собирали деньги с крестьян для служителей культа, на уплату налогов, тем самым вызывали резкое недовольство крестьян по отношению существующих порядков. Эти же монашки, когда общественные организации в прошлом году поставили на обсуждение вопрос о закрытии церкви, активно повели агитацию против этого решения, в результате чего крестьяне церковь закрывать не согласились».

Виновной себя не признала.

28 июня 1931 года Тройкой ОГПУ послушница Мария приговорена к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена в Казахстан в город Акмолинск, где пробыла до августа 1934 года.

После возвращения на родину послушница Мария была избрана членом церковного совета. В 1936 году власти устроили в церкви склад. Как показал впоследствии секретарь сельсовета, послушница Мария среди колхозников говорила: «Вот, отобрали у нас православных последнее утешение, где же мы должны теперь молиться, разве у советской власти другого помещения не было под склад, кроме как церковь? ».

Другой свидетель рассказывал, что слышал, как послушница Мария ругала сталинскую конституцию, говоря: «Вот конституция пишет, что всем предоставлены одинаковые права, а попробуй что-нибудь скажи, тебя сразу арестуют, где же тут свобода слова?», а во время уборки сена среди женщин говорила: «Как вам не стыдно, что вы отказываетесь совершенно от Церкви, в храм перестали ходить даже в престольные праздники, за это вам придет Божие наказание».

24 сентября 1937 года она была арестована и заключена в Рязанскую тюрьму. 25 сентября состоялся допрос.

– Сколько лет вы были монахиней? – спросил следователь.

– Монахиней я была с 1914 по 1920 год, после чего нас из монастыря выселили…

– Во время выселки вас из монастыря вы вели гнусную контрреволюционную клевету против ВКП(б). Признаете ли это?

– Нет, это я отрицаю.

– Вы говорите неправду, мы требуем от вас правдивых показаний.

– Нет, этого я не признаю.

– Следствие располагает данными, что в 1934 году по прибытии из ссылки вы у себя устраивали богослужения, приглашая попов и монашек. Подтверждаете ли это?

– Нет, это я отрицаю.

– В 1935 году во время одного из молебствия у себя на дому вы вели контрреволюционный разговор о партии и советской власти. Признаете ли это?

– Нет, этого я не признаю.

– В дни религиозных праздников с целью срыва колхозных работ вы у себя на дому устраивали просмотр панорамы церквей и монастырей, приглашая с этой целью женщин колхозниц.

– Это я признаю. Действительно, в 1936 году в нашем доме у диакона в комнате были женщины колхозницы, я им дала панораму для просмотра.

– В 1937 году в августе среди колхозников вы вели антисоветскую агитацию в связи с арестом кулаков вашего села. Признаете ли это?

– Нет, этого я не признаю.

– В 1936 году вы среди женщин колхозниц в контрреволюционных целях вели контрреволюционную агитацию против колхозов, используя религиозные убеждения некоторых из них. Подтверждаете ли это?

– Нет, я это отрицаю.

На все дальнейшие вопросы, сколько бы следователь ни запутывал и ни угрожал, послушница неизменно отвечала, что обвинения не признает и показания лжесвидетелей, а их было допрошено семь человек, отрицает.

13 октября 1937 года тройкой НКВД приговорена к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем в Бамлаг НКВД.

Умерла в лагере 2 октября 1938 года и погребена в безвестной могиле.

Определением Священного Синода от 18 августа 2004 г. был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • Священник Максим Максимов. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3» Тверь, 2005 год, стр. 93-96.
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...912
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnMk9X2rCE*

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Андрей Трофимов. Полиелей возглавлял о.Евгений Кузнецов. Помимо двух штатных хоров храма, в службе участвовал приехавший в город хор монахинь Свято-Елисаветинского (в честь преподобномученицы, великой княгини Елисаветы Феодоровны) монастыря[164] в Минске (Беларусь), певший, надо сказать, неплохо.

Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

В конце службы ничего о возможном архиерейском служении сказано не было, однако по окончании ее монахини хора провели концерт. Много песен (точнее мелодий к ним), как сообщала сопровождавшая их….., сочинила насельница обители, монахиня Иулиания. Также сообщалось, что до революции в их городе было 4 православных монастыря, но все были разорены. Существующий основан (в 1999 году) на месте, где прежде храмов не было, на месте психиатрической больницы. Во время Великой Отечественной войны пациенты больницы и врачи были истреблены немецкими оккупантами….. Больница существует здесь и ныне, а обитель активно опекает ее пациентов, а также еще несколько больниц и интернатов. Также при обители существуют мастерские, в которыхтрудятся многие люди, не имеющие возможности устроиться на работу в другом месте. Именно их изделия насельницы обители привезли, устроив их выставку прямо во дворе храма…. О концерте много писать не буду, замечу лишь, что завтра монахини будут петь в Геленджике. Отмечено было, что путешествуют они в рамках некоего фестиваля «не запомнил название», цель которого напомнить единство исторического русского народа и единства всех верных чад Православной Церкви….

Также в притворе появилось объявление о намеченном на 8 октября, день памяти преставления преподобного Сергия радонежского, общеепархиального крестного хода, который должен будет пройти от собора к месту строящегося кафедрального Свято-Николаевского Морского собора….

Литургия.

В сам день я был на службе также в соборе, на поздней литургии. Ее совершал один о.Андрей Трофимов (не считая диаконов). Также в службе, помимо верхнего хора, участвовал тот же хор Минского Свято-Елисаветинского женского монастыря.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из второго послания апостола Павла к Корнфянам: 1Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

3Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

5Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, 6потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

16Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

17Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18когда мы

смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Нет более точного наименования для немощного человеческого тела, чем «глиняный сосуд». Ибо тело это, как и сей сосуд, чрезвычайно легко привести в негодность. Достаточно, казалось бы, пустяка, и тело это получило повреждение, так что подчас те, чей труд сопряжен с большим риском, учатся специальным техникам, как сократить этот риск. Но естественная немощь человека усугубляется склонностью его ко греху, делающей его рабом греха и духов, толкающих к нему. Посему немощь телесная усугубляется немощью духовной, так что без помощи Божией человек не может делать ничего доброго и лишь с помощью Господней делается способен к этому…

Евангелие (от Матфея): 1Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14ибо много званых, а мало избранных.

15Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; 17итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20И говорит им: чье это изображение и надпись?

21Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

23В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; 26подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27после же всех умерла и жена; 28итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.

29Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, 30ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

31А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

33И, слыша, народ дивился учению Его.

34А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

35И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38сия есть первая и наибольшая заповедь; 39вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

После притчи о брачном пире, в которой Господь недвусмысленно намекал на фарисеев, обличая в богоотступничестве, те решили уловить его в словах, но это никак не удавалось. Ответ же Христа саддукеев произвел впечатление и на фарисейскую партию, так что некто из них, как замечает один из Евангелистов, даже воскликнул: «Учитель, ты хорошо сказал!» И тут снова некто из них искушал. А так как счет всевозможных правил и предписаний в Законе Моисеевом идет на сотни, то вопрос представлялся довольно затруднительным. Но Господь отвечает им достаточно известными им словами. Первая фраза – отрывок из 6 Главы Второзакония: «4Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Евангелие от Марка подчеркивает, что Господь прямо цитирует эту фразу из этой книги Моисеевой. Вторая фраза – отрывок из 19 Главы книги Левит: «18Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя». То, что эти слова были достаточно знакомым самим фарисеям, понятно по тому, что один из фарисеев в диалоге с Христом, сам цитирует эти заповеди. Так что неверно думают те, кто говорят и пишут, что Господь сказал этим нечто новое. Просто Господь напомнил об этих фразах и отметил, что в этих двух правилах можно заключить и все другие заповеди….

И чтения Недели по Воздвижении. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

11Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты,

будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не

Делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Слова «человек оправдается не делами закона, а только верою в Ииусуса Христа» не следует понимать так, как это понимают протестанты, дескать, ты уверовал, значит ты уже спасен. Апостол предостерегает паству от впадения в иудейство с следованием обрядам Закона Моисеева. Да и цену дел показал Ветхий Завет, ибо никого из ветхозаветных праведников дела не избавили от ада, но лишь крестные страдания Христа дали человеку спасения. И Господь дал человеку Таинства Церкви, в которых челоаек может получать обновление. Но это не значит возможность сидеть и ждать, пока бог тебя пасет, ибо Господь спасает только тех, кто желает это и….. идет по предназначенному для этого пути, разумеется, поддерживаем Богом, но все же – своими ногами, подчас спотыкаясь и падая. Но иного пути спасения – нет….

Евангелие (от Марка): 22Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

27И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.

29Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

32И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

33Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

34И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот

Сбережет ее.

36Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9.

1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Призыв отвергнуть себя, а значит – свои страсти и суетные желания и следовать за Богом по пути, указанном в Его заповедях и Евангелии. В других Евангелиях эти слова приведены более полно – присутствуют еще слова: «кто любит отца своего и мать более, чем Меня, тот недостоин Меня….». В сочетании с этой фразой слова: кто хочет спасти душу (жизнь) свою (в роде сем), тот потеряет ее выглядит понятнее, ведь тот, кто желает лучше устроиться в этой жизни, опасаясь что-то потерять в комфорте, либо потерпеть гонения от мира, ненавидящего нашу веру, тот подчас жертвует отношениями с Богом, а значит – губит душу свою, тот же, кто желает следовать за Богом, подчас должен жертвовать своим комфортом, а иногда – благополучием и даже жизнью….. Тот же, кто боится больше гонений от мира, не преуспеет в следовании заповедям Господним….

После службы монашеский хор концертов не устраивал, лишь перед причастием они пели известное песнопение «Αγνη Παρθενε» (Агни Парфене[165]) – творение святителя Нектария Эгинского, в славянском переводе.

По окончании литургии о.Андрей говорил на тему обоих евангельских текстов, положенных для чтения в этот день. В основном, он говорил на тему слов Христа о любви к Богу и ближним. Приобщаясь любви, мы приобщаемся к Богу, ибо Бог есть любовь, а соответственно, любовь является тем, чем живут небеса, а любящий – наследует жизнь на небесах (о любви здесь он говорил много, но все это можно свести к этим, уже сказанным фразам). Но это заставляет нас ставить приоритеты – что для нас важнее – жизнь земная, либо Бог. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше…» - говорит в другом месте Господь. Соответственно, то, что человек почитает сокровищем, ради того жертвует всем остальным. Потому желающий сохранить земной комфорт, земное благополучие, изменяет Богу. Подчас помехой в служении Богу служат и отношения с ближними – речь идет о случаях, когда перед человеком ставят выбор – Бог или они. Иные видят здесь противоречие, ведь нам дана заповедь о любви, также как и в Ветхом Завете есть заповедь о почитании родителей, но в то же время говорится «да оставит человек оставит отца и мать и прилепится к жене и будут двое – одна плоть…». Любящий родителей человек, в любом случае, не оставит их, просто приоритетом для него станет его новая семья. Так и здесь – приоритетом для человека должен стать Бог и если ближний достоин любви, то Бога подобает любить больше, дабы пиетет перед ближними не являлся препятствием в служении Богу….

После этого появился о.Сергий Лукин, снова попросивший помощи в строительстве храма Святых жен-Мироносиц на кладбище Кабахаха. Сейчас бригада покрыла кровлей алтарную часть. В понедельник должна прибыть еще одна бригада, которая будет покрывать остальной храм.

После службы, как я уже писал, монахини концертов не устраивали, но большой ажиотаж был вокруг их выставки, устроенной во дворе храма.

Понедельник 3 октября.

В этот день праздников немного. Однако их нельзя не упомянуть. Так, в этот день отмечается праздник Собора Брянских святых. Празднование установлено 5 декабря 2003 года по благословению патриарха Алексия.

На 2007 год были известны 43 cвятых, чьи жития связаны с брянской землей. В Брянской епархии образован отдел Агиологии, который систематизирует материалы. Постепенно Собор Брянских святых будет пополняться новыми именами.

Великомученик Евстафий Плакида, жена его Феопистия [166] и чада Агапий и Феопист

День памяти: 20 Сентября / 3 Октября

Мученики Евстафий и Фекла

Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79 - 81) и Траяне (98 - 117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства.

Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем - распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: "Зачем ты гонишь Меня, Плакида?" "Кто Ты, Господин, говорящий со мною?" - в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: "Я - Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих".

Плакида воскликнул: "Господи, я верую, что Ты - Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать". И вновь прозвучал Божественный глас: "Иди к священнику христианскому, прими от него Крещение, и он наставит тебя ко спасению"[167]. С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: "Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня - Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня". Супруги поступили, как им было велено.

Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.

На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и в горячих молитвах возблагодарил Господа, призвавшего его на путь спасения.

И опять святой Евстафий был удостоен чудесного откровения - Сам Бог предупреждал его о предстоящих испытаниях: "Евстафий, подобает тебе на деле проявить твою веру. Тебе, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, чтобы, будучи искушенным, подобно золоту в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих". Святой Евстафий смиренно отвечал: "Да будет воля Твоя, Господи, всё готов я принять из рук Твоих с благодарением, только бы Твоя всесильная помощь была со мной"

Вскоре на Евстафия обрушились бедствия: умерли все его слуги и пал весь скот. Разоренный, но не упавший духом, святой Евстафий с семьей покинул тайно дом, чтобы жить в безвестности, смирении и нищете. На корабле он направился в Египет. Во время плавания новое несчастье постигло святого. Хозяин корабля, прельстившись красотой жены Евстафия, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе разразилось над ним. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного - другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому - того утащил в лес волк.

Потеряв всё, горько плакал святой Евстафий. Но он сознавал, что это Божественный Промысел послал ему эти несчастья, чтобы испытать его терпение и преданность воле Божией. В молитвах излив Богу свое неутешное горе, святой Евстафий пошел дальше, смиренно готовый к новым испытаниям. В селении Вадисс он нанялся рабочим и пятнадцать лет провел в непрерывных трудах. И не знал тогда святой Евстафий, что по милости Божией пастухи и землепашцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним; не знал он и того, что нечестивый корабельщик был скоро наказан - он умер от жестокой болезни, а жена святого Евстафия, оставшись неприкосновенной, жила в мирных трудах.

В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать.

Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил. Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету - след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними - их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они - родные братья.

Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе.

Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка, - это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику - святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья.

К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117 - 138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.

Великомученик Евстафий Плакида

"Почему ты не хочешь поклониться богам? - спросил император. - Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей". Святой Евстафий ответил: "Я - христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он всё даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний". В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Всё семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист. Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми - ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 475 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.