К середине 80-х гг. различия в положении и специфические интересы различных наций и народностей в СССР превратили межнациональные отношения в актуальный политический вопрос. Особую остроту межнациональные отношения приобрели во второй половине 80-х г.г., что явилось следствием накопившихся проблем в предшествовавшие годы, нежелание руководства страны открыто обсуждать национальные проблемы и оперативно их решать, отсутствие государственного органа, способного эффективно реагировать на острые ситуации в межнациональной сфере.[484]
Саратовская область являлась полиэтнической областью. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. на её территории проживали представители 111 наций и народностей с преобладанием русского, украинского, казахского и татарского этносов. О динамике и изменениях в национальном составе области можно судить, основываясь на данных следующей таблицы:
Национальный состав Саратовской области по данным Всероссийских переписей населения 1970, 1979, 1989 гг. (в процентах):
Нация | 1970 г. | 1979 г. | 1989 г. |
Русские | 87.65 | 87.03 | 85.64 |
Украинцы | 4.35 | 4.03 | 3.79 |
Казахи | 2.34 | 2.47 | 2.74 |
Татары | 1.76 | 1.87 | 1.97 |
Армяне | 0.07 | 0.14 | 0.24 |
Азербайджанцы | 0.04 | 0.10 | 0.40 |
Мордва | 0.97 | 0.91 | 0.87 |
Чуваши | 0.63 | 0.68 | 0.77 |
Белорусы | 0.64 | 0.64 | 0.66 |
Немцы | 0.20 | 0.43 | 0.64 |
Лица, не указавшие национальность в переписном листе | 0.00 | 0.00 |
Приведённые цифры свидетельствуют, что на территории области в годы перестройки произошло снижение численности русских и украинцев, но несколько увеличилась численность казахов, татар, немцев.
Нерусское население было рассредоточено по многим районам и населённым пунктам области. Компактно проживали татары, казахи, немцы, мордва, чуваши. Большинство татарского населения осело в городах и поселках городского типа: Саратове, Энгельсе, Балаково, Пугачеве, Ершове, Вольске, Хвалынске. Места компактного проживания татар находились в селах как Правобережья (Базарно-Карабулакский, Воскресенский, Петровский районы), так и в Заволжье (Балаковский, Дергачевский, Ершовский районы). Крупным татарским населенным пунктом оставалось село Яковлевка Базарно-Карабулакского района.
Казахи проживали в сёлах Алгайского, Новоузенского, Дергачёвского, Ершовского, Краснокутского районов, немцы — в Энгельском, Марксовском и Ровенском районах, мордва — в Петровском, чуваши — в Базарно-Карабулакском, украинцы — в Самойловском и Калининском районах.
Полиэтнический состав населения Саратовской области с особой остротой выдвигал вопрос о воспитании толерантности, национальной терпимости у детей и подростков, которые учились в многонациональных классах, и которым предстояло во взрослой жизни продолжать учёбу, работать в многонациональных коллективах.
Актуальность воспитания молодых людей в духе национальной терпимости, толерантности обуславливалась и расширением географии советских республик, зарубежных стран, направлявших студентов и учащихся на обучение в Саратовскую область. С 1984 г. в 11 профтехучилищах области приступили к подготовке рабочим профессиям юношей-таджиков, численность которых в 1989 г. в саратовских училищах составила 375 человек.[485]
В Вольском педагогическом училище №1 обучались юноши и девушки из развивавшихся стран Азии и Африки. В школах города иностранных студентов встречали как дорогих гостей. Посланцы зарубежных стран установили тесные связи с ПТУ №60, выступали по местному радио, вместе с преподавателями организовывали митинги, посвящённые борьбе за мир, ярмарки солидарности, праздновали Дни независимости своих стран.[486]
Областное управление, районные и городские отделы народного образования, педагогические коллективы школ проводили большую работу по организации обучения детей родному языку, воспитанию культуры межнациональных отношений. По желанию родителей учеба детей начиналось в дошкольных учреждениях. В Дергачёвском районе создали три национальных (татарских) садика, которые посещали 146 ребятишек. В дошкольных учреждениях дети изучали с помощью взрослых, доступных их возрасту методов не только родной язык, но историю, культуру, традиции своего народа.
Учитывая специфический национальный состав Дергачёвского и Ершовского районов, во второй половине 80-х гг. областное управление народного образования приняло решение о создании на территории этих районов четырёх национальных школ с преподаванием в них ряда предметов на татарском языке. В 1989-1890 учебном году обучение на родном языке проводилось уже в шести татарских школах, в том числе в Алтатинской, Верхазовской, Сафаровской и Осиново-Гайской национальных школах, где обучалось 505 детей.[487] Школы с обучением на татарском языке функционировали не только в Дергачёвском и Ершовском, но и в Балаковском и Петровском районах, в которых компактно проживало татарское население. Учащиеся средних школ занимались по учебникам, изданным в Татарской АССР.
В 1989-1990 учебном году в 72 школах Маркса, Красноармейска, Энгельса, Марксовского, Энгельсского, Ровенского, Красноармейского районов более 1 тыс. детей немецкой национальности (80%) изучали немецкий язык как родной язык. Для детей организовывались факультативные занятия по изучению немецкого языка, оказывалась помощь в организации переписки с детьми из ГДР. В Осиновской и Каменской школах Марксовского района обучение учащихся родному (немецкому) языку было организовано в начальных классах. Поэтому эти школы получили статус национальных школ.
Обучение родному языку (казахскому) в начальных классах было введено в Новоалексеевской и Новостепновской школах Александрово-Гайского района для учащихся казахской национальности.
В школах районов с многонациональным населением работали кружки по изучению языка, истории, культуры разных народов, работали факультативы по изучению родных языков. В 1989-1990 учебном году в Александрово-Гайском и Новобурасском районах работало 8 факультативов по изучению казахского языка, в Саратове — 3 группы по изучению татарского языка, в Духовницком районе — 2 группы по изучению мордовского языка, в Базарно-Карабулакском районе — группа по изучению чувашского языка, в Калининском районе — группа по изучению азербайджанского языка.[488]
В 1989 г. в Саратовской области функционировало 47 национальных дошкольных учреждений, которые посещали 1582 ребёнка и 104 национальные школы различного типа, где обучение велось на родном языке, либо на русском и родном языке, либо отдельные предметы изучались на родном языке. В 1989 г. в школах области обучалось свыше 40 представителей различных национальностей: 1,9 тыс. немцев, 700 казахов, около 500 татар и др.
Воспитанию детей в духе национальной терпимости, уважения к культуре и традициях других наций и народностей была подчинена внеклассная работа. В школах систематически проводились конференции, посвящённые творчеству национальных писателей и поэтов, смотры-конкурсы фольклорных ансамблей, этнографические исследования под руководством преподавателей, национальные праздники, работали драматические кружки, ставившие пьесы на родном языке.
В Сафаровской средней школе педагоги и учащиеся создали танцевальный коллектив «Дуслык» («Дружба»), который много лет пропагандировал татарское национальное искусство и других народов СССР. В репертуаре коллектива насчитывалось более 40 танцев народов СССР. Деньги, собранные участниками танцевального коллектива, перечислялись в Советский фонд мира и пострадавшим от землетрясения в Армении.[489] Таким образом, танцевальный коллектив стал школой воспитания ребят в духе дружбы, взаимоуважения представителей различных национальностей.
Работа лучших национальных школ и педагогов обобщалась органами народного образования, становилась достоянием многих учителей и методистов. Опыт работы Сафаровской средней школы, где учеба осуществлялась на татарском языке, обсуждался в июле 1989 г. на коллегии Министерства народного образования РСФСР. 10 июля 1989 г. коллегия МИНО РСФСР приняла решение «О работе органов народного образования Саратовской области по развитию двуязычия в национальных (нерусских) школах», которое было разослано на места.
Руководствуясь решением коллегии, облисполкома по вопросам решения национального вопроса на территории Саратовской области, областное управление, органы и учреждения народного образования принимали меры по созданию необходимых условий для удовлетворения запросов и интересов всех граждан области по формированию и развитию национально-русского, русско-национального двуязычия, изучению истории, культуры и традиций всех народов, проживавших на территории Саратовского края.
С целью дальнейшего совершенствования педагогического и методического мастерства учителей национальных школ Институт усовершенствования учителей в Саратове в 1990 г. открыл кабинет национальных школ. Изучался и распространялся опыт преподавателей А.А. Бадаевой и Р.М. Абсалямовой, обучавших детей одновременно на двух языках.[490]
Продолжался процесс интенсивного изучения и обобщения опыта работы национальных школ. 30-31 января 1990 г. в областном центре для заведующих районными и городскими отделами народного образования был проведен семинар-совещание, на котором обсуждался вопрос о задачах органов народного образования по развитию национальных школ. В основу обсуждения был положен опыт работы национальных (татарских) школ Дергачёвского района. Коллегия областного управления отдела народного образования заслушала вопрос о работе Осиновской национальной (немецкой) школы. Одобрив опыт этой работы, коллегия направила материалы обсуждения для руководства и использования его на местах. С интересом был воспринят опыт работы Сафаровской татарской школы по эстетическому воспитанию учащихся, Алтатинской школы по развитию двуязычия как основы национально-патриотического воспитания, дошкольных учреждений Дергачёвского района по развитию навыков речи детей старших возрастных групп в татарских дошкольных учреждениях.[491]
В соответствии с пожеланиями родителей в 1991 г. в области работало 44 национальных дошкольных учреждения, которые посещали 1750 детей, 104 школы были определены как национальные школы. В них обучались школьники, 50% из которых принадлежали одной национальности.[492]
К 1991 г. уже сложились определённые типы школ, обучение детей в которых велось в соответствии с национальным составом населения региона, сформировавшимися традициями. Это были школы, где обучение велось на родном или русском языке, либо одновременно на двух языках. Школы располагали вариативными учебными планами и планами, разработанными специально для национальных школ, позволявшие учитывать особенности национального состава детей. Так, Вехазовская и Сафаровская школы работали по экспериментальным учебным планам для национальных (нерусских) школ РСФСР, разработанных на основе государственного базисного плана средней общеобразовательной школы.[493]
В 1990-1991 учебном году национальные школы с обучением на родном языке укрепились и функционировали в Дергачёвском, Балаковском, Петровском и Базарно-Карабулакском районах, где компактно проживало татарское население. В указанном учебном году татарский язык как предмет изучался в 9 школах области, в 7 школах — факультативно или в кружках. Татарский язык факультативно, в кружках изучался и в средних школах №№10 и 14 Саратова, школе №4 Пугачёва, Ново-Алексеевской средней школе Воскресенского района. На базе школы №8 Саратова работала воскресная школа, в которой изучалось несколько языков, включая татарский язык.[494]
Продолжалась работа по обучению родным языкам и в других школах области. В 1990-1991 учебном году учащиеся Максютовской начальной школы Пугачёвского района изучали в качестве родного башкирский язык, а в Первомайской, Кучумбетоской школах Перелюбского района башкирский язык изучался в кружках.[495]
В семи школах как родной изучался немецкий язык (Карамышская, Осиновская, Каменская школа Марксовского района, Ленинская школа Энгельсского района, Первомайская и Кривоярская школы Ровенского района, средняя школа №37 Саратова). В Подстепновской средней школе Энгельсского района немецкий язык изучался факультативно, а в четырёх школах области он изучался в кружках. Кроме того, в 170 школах дети немецкой национальности изучали немецкий язык по учебному плану, где он проходил как иностранный.[496]
Не ослабевало внимание к преподаванию казахского языка. Учащиеся казахской национальности Варфоломеевской школы Александровогайского района изучали казахский язык в начальных классах. В Новостепновской, Приузенской, Камышовской школах этого же района, в Горьковской, Дюрской, Петропавловской школах Новоузенского района, в Липовской СШ Энгельсского района казахский язык изучался в кружках.[497]
Таким образом, в целом в области продолжалась планомерная работа по развитию двуязычия в учебных заведениях, расположенных на территорях с преобладанием нерусского населения. В 1990-1991 учебном году в 15 школах области как родной изучались татарский, казахский, немецкий, башкирский языки, а в 23 школах данные языки изучались факультативно или в кружках. В Саратове функционировала воскресная школа с изучением татарского, армянского и еврейского языков.[498]
Интерес детей к родному языку, национальной культуре поддерживался разнообразными формами внеурочной и воспитательной работы, поиском и использованием нетрадиционных приёмов и форм воздействия на чувства и сознание учащихся. По-прежнему востребованы были кружки художественной самодеятельности, смотры фольклорных ансамблей, этнографические и краеведческие исследования, национальные праздники. В Верхазовской и Алтатинской татарских школах продолжали работать драматические и фольклорные коллективы на родном языке. В Казанлинской средней школе Базарно-Карабулаксого района функционировал кружок чувашского фольклора, который собирал среди старожилов села песни, частушки, произведения устного народного творчества. Краеведческие музеи и уголки были созданы в Свободинской, Шняевской и Казанлинской школах Базарно-Карабулаксого района, Осиновской средней школе Марксовского района, Розовской средней школе Советского района и других. [499]
В марте-октябре 1990 г. в рамках Всероссийского фестиваля был проведён областной фестиваль народных игр и национальных видов спорта. В фестивале, лауреатом которого стали ученики Казанлинской средней школы Базарно-Карабулакского района, приняли участие представители учащейся молодёжи 12 районов.[500]
В области продолжали работать более 400 клубов интернациональной дружбы. Опыт работы КИДов средней школы №16 Энгельса, Дубковской средней школы Саратовского района, Каменской средней школы Красноармейского района был обобщён и доведён до учителей и методических структур районных и городских отделов народного образования.[501]
В Саратовской области действовала программа развития национальных (нерусских) школ на 1989-1995 г., которая предусматривала увеличение количества школ, в которых обучение велось на родном языке, а также детских дошкольных учреждений с обучением казахскому, татарскому, немецкому, чувашскому, мордовскому, башкирскому языкам. Были намечены меры по организации совместной работы областных органов народного образования с Институтами усовершенствования учителей Татарской АССР, Башкирской АССР, Мордовской АССР и Чувашской АССР по повышению квалификации педагогических кадров.[502]
Предпринимались первые шаги по реализации данной программы. В 1990 г. специалисты из Башкирии провели на базе национальных школ Пугачёвского и Перелюбского районов семинары для учителей башкирского языка. Учителя татарского языка Базарно-Карабулакского, Дергачёвского и Балаковского районов повысили квалификацию в Казани.[503]
В процесс воспитания толерантности и национальной терпимости, уважения к родному языку, родной культуры активно вовлекались учащиеся профессиональных училищ. В 1989-1990 учебном году в учебные планы профтехучилищ с многонациональным составом было дополнительно включено 2 часа в неделю, отводившихся на изучение родного языка, литературы и истории.
Для учащихся ПТУ таджикской национальности выписывались газеты и журналы на родном языке, проводились вечера дружбы, дни национальной кухни, организовывался просмотр фильмов национальной киностудии.[504]
В 190-1991 учебном году в Энгельсском педагогическом училище были открыты группы, в которых велось обучение казахскому и немецкому языкам, с перспективой преподавания выпускниками групп этих языков в национальных школах.
Разноплановая работа по воспитанию детей, подростков, учащихся профессиональных учебных заведений в духе национального взаимоуважения, терпимости, принятия ценностей и культуры других народов сопровождалась определёнными трудностями и проблемами по изучению родного языка. Дошкольные учреждения, национальные школы испытывали острую потребность в учебно-методической, справочной, художественной литературе на родном языке, языках народов СССР. Не хватало учебных пособий по истории, культуре народов, населявших область, технических и аудиовизуальных средств. Остро ощущалась нехватка педагогических кадров, способных вести обучение школьников на родном языке. Вопросы о подготовке специалистов с высшим образование в педагогических институтах Саратова и Балашова для работы в национальных школах к 1991 г. так и не были решены.
Оставались открытыми вопросы повышения квалификации работников национальных школ, так как в областном Институте усовершенствования учителей отсутствовали необходимые специалисты, оборудованного кабинета национальных школ. Слабой оставалась роль вузовской педагогической науки по оказанию методической и организационной помощи в работе органов народного образования по развитию двуязычия.
Отдельные отделы народного образования и их руководители проявляли равнодушие к вопросам развития национальных культур, обогащению национальных традиций, преподаванию национальных языков, не контролировали выполнение перспективных планов развития двуязычия, рассчитанных на 1989-1995 гг. Эти вопросы редко обсуждались на заседаниях районных и городских отделов народного образования, общественных советах учебных заведений. В Луганской школе Красноармейского района не началось обучение детей украинскому языку, Елшанская, Гвардейская и Карамышская школы этого же района не приступили к преподаванию казахского языка. В Марксовском и Ершовском районах имелись школы, в которых обучалось более 30% детей казахской национальности, но изучение казахского языка, хотя бы в кружках, там не было организовано. Аналогичная ситуация сложилась в Сухо-Карабулакской средней школе, где обучалось много учащихся мордовской национальности.[505]
Нуждалась в совершенствовании работа внешкольных учреждений, детско-юношеских спортивных школ, где не создавались кружки по национальному прикладному искусству, фольклорные ансамбли, секции по национальным видам спорта и играм, либо их было мало.
Недостаточно освещали работу национальных школ средства массовой информации. По Саратовскому телевидению, местному радио редко можно было увидеть и услышать передачи о народностях, населявших область, об их культуре, быте, истории, нечасто организовывались и проводились встречи с творческой национальной интеллигенцией, что снижало уровень воспитательной работы.
Все указанные направления работы и сохранявшиеся недостатки нуждались в переосмыслении, новом творческом подходе и дальнейшем развитии с учётом менявшейся социально-политической ситуации в стране и области. Известные события августа 1991 г. внесли кардинальные изменения в процесс воспитания и образования молодёжи на национальной основе.
Новые проблемы в национальном вопросе вызвал начавшийся в условиях гласности процесс реабилитации жертв сталинского террора. Особую остроту приобрела проблема восстановления «исторической справедливости» по отношению к бывшим репрессированным народам — советским немцам, калмыкам, крымским татарам, народам Кавказа и др., которые добивались приобретения национально-государственного статуса.
Бывшие жители автономной Республики немцев Поволжья и их потомки предпринимали активные действия по воссозданию территориального объединения поволжских немцев в границах 1941 г. В основе этих настроений лежала неудовлетворённость уровнем и масштабами решения специфических запросов советских немцев в области языка, культуры, быта, традиций, потребность восстановления исторической справедливости. По данным переписи 1989 г. в районах, где раньше располагалась автономия немцев Поволжья, проживало 474,2 тыс. человек, в том числе 12,9 тыс. немцев.
С 28 по 31 марта 1989 г. в Москве состоялась Учредительная конференция общественно-политического и культурно-просветительного общества «Возрождение», объединявшего в первичных, районных, областных, региональных и республиканских организациях около 50 тыс. человек. Официальное конституирование Всероссийского общества «Возрождение» породило огромные надежды у советских немцев на воссоздание Республики немцев Поволжья.
На местах развернулась работа по образованию республиканских, областных и районных отделений общества. В считанные месяцы в объединение вошли десятки тысяч человек, которые с энтузиазмом взялись за работу: вступали в контакт с местными властями, организовывали художественную самодеятельность, открывали курсы немецкого языка для взрослых.[506] Членами этой организации в Саратове, Энгельсе, Марксе, Красноармейске, ряде сёл Советского, Марксовского, Красноармейского и других районов Саратовской области были созданы культурно-просветительские клубы, взято под охрану более 40 памятников культуры немцев Поволжья.[507]
Однако идеи воссоздания немецкой автономии встретили сопротивление со стороны коренных жителей региона, партийных аппаратчиков. После образованием «Возрождения» в 1989 г. в обкоме партии прошло совещание, на котором секретари райкомов КПСС, представлявшие административные территории, некогда входившие в состав Республики, выступили против воссоздания Республики немцев Поволжья. Высказывались опасения, что создание Республики приведёт к нарушению сложившихся экономических, хозяйственных и культурных связей на территории области, что образование автономии привело бы к расчленению единого хозяйственного механизма области, нарушению сложившейся специализации и производственной кооперации. Противники объединения утверждали, что со времени упразднения АССР немцев Поволжья прошло более 45 лет. За это время в районах, некогда входивших в состав Республики, сложилась промышленная и сельскохозяйственная специализация, установились кооперационные связи между районами и областным центром, сформировались специфические направления культурного развития. Ряд промышленных предприятий Энгельса стали филиалами крупных заводов Саратова, куда из областного центра приезжала трудиться рабочие, инженерно-технические работники и служащие. Пригородные совхозы Энгельсского района — «Энгельсский» и «Новый», снабжали овощами и молочными продуктами Саратов и Энгельс. Высказывалось опасение, что в Энгельсе и других населённых пунктах, где сохранилась часть довоенного жилого фонда, бывшие владельцы могли предъявить права на принадлежавшее им жильё и, таким образом, создать конфликтную ситуацию. Утверждалось, что лица немецкой национальности слабо были представлены в руководстве промышленных предприятий, которые предполагалось включить в состав автономного образования. В городах и районах планируемой немецкой автономии из 796 руководителей предприятий и организаций только 4 являлись лицами немецкой национальности.[508] Приводились и другие доводы против воссоздания Республики немцев Поволжья. Как заявил секретарь обкома КПСС Ю.Д. Баранов на встрече с коллективом Саратовского облтелерадиокомитета: «Демографических и социально-экономических условий для создания автономной немецкой республики методом декретирования, на чём настаивает общество «Возрождение», у нас в области нет».[509]
Обком партии всё-таки полагал, что образование немецких национально-территориальных структур разного уровня возможно, но с учётом добровольного волеизъявления населения области. За постепенное и последовательное решение проблем воссоздания автономии высказались и члены созданного в июне 1991 г. Саратовского общества Поволжских немцев «Родина».[510]
В начале 1990-х гг. движение саратовских немцев за восстановление АССР немцев Поволжья, поддерживаемое большинством советских немцев, активизировалось. В 1990 г. в область прибыла комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР под руководством бывшего первого секретаря Саратовского обкома КПСС В.К. Гусева с целью изучения возможности создания немецкой автономии. По итогам её работы Саратовский обком КПСС подтвердил возможность образования национально-территориальных структур разного уровня, но с учётом добровольного волеизъявления всего населения. Созданная при областном Совете комиссия по патриотическому и интернациональному воспитанию также призывала к учёту мнения всех жителей, проживавших на территории предполагаемой автономии, и к терпеливому, всестороннему изучению ситуации. Однако лидеры «Возрождения» в ультимативной форме настаивали на воссоздание республики в границах бывшей АССР.[511]
14 августа 1990 г. Саратовским облисполкомом за №166 было принято постановление «О первоочередных мерах по решению проблем советских немцев, проживающих на территории области».
Одновременно набирала силу кампания против воссоздания немецкой государственности. В Саратовской области, к которой в 1941 г. отошло большинство земель АССР немцев Поволжья, развернулось широкомасштабное движение против автономии, поддерживаемое местными организациями КПСС, руководителями государственных органов и отдельных предприятий.
Острый характер политическое противостояние по немецкому вопросу приобрело в 1990-1991 гг. Оно сопровождалось выдвижением территориальных претензий, нарастанием конфликтности с населением в местах вероятного воссоздания автономии, что угрожало появлением новых очагов межнациональной напряженности. Против воссоздания немецкой автономии активно выступило население Марксовского, Красноармейского, Ровенского, Советского районов, территории которых ранее входили в состав немецкой Республики. Здесь прошли митинги под девизом «Содружеству наций — да, автономии — нет».
27 января 1990 г. в посёлке городского типа Степное Советского района прошёл шеститысячный митинг с участием представителей Красноармейского, Марксовского, Ровенского, Фёдоровского, Энгельсского районов, а также Паласовского и Старополтавского районов Волгоградской области. Жители Советского района и прибывшие делегаты вышли на митинг под лозунгами: «Жить на Волге интернациональной семьёй!», «Немцы — да, автономии — нет», «Нам не нужна автономия немцев Поволжья!», «Чтобы лучше жить, нужна не автономия, а крепкая экономика!» и «Мы не отдадим Россию!».
На предприятиях и в учреждениях области прошли собрания трудовых коллективов, митинги протеста, направленные против территориальных изменений и восстановления государственности советских немцев. Жители ряда районов заявили о намерении организовать акты гражданского неповиновения. Ситуация вокруг вопроса о воссоздании автономии ещё больше осложнялась в связи с приближающимся 50-летием принятого решения о депортации немцев Поволжья. Обстановка в районах Саратовской области, на территории которых ранее располагалась автономная республика, оставалась крайне напряжённой.
Единственными, кто поддержал требование воссоздания Автономной республики немцев Поволжья были представители «Демократической России». Состоявшееся в Саратове 15 апреля 1991 г. собрание членов партии «Демократическая Россия», заслушав сообщение Г. Гроут о решении Чрезвычайного съезда представителей немцев СССР создать Временный комитет по восстановлению автономии немцев Поволжья, поддержало требование Чрезвычайного съезда о немедленном воссоздании немецкой автономии.[512]
Всё реальнее становилась угроза возникновения в области очага межнациональной напряжённости, поэтому в конце 1991 г. областным руководством было заявлено о невозможности воссоздания немецкой автономии в любой форме.[513] Таким образом, надежды советских немцев на воссоздание Республики исчезли.
Однако лица немецкой национальности не теряли надежду восстановить на земле предков хотя бы культурную автономию. В 1991 г. было образовано Саратовское областное немецкое общество «Хаймат», главной целью которого провозглашалось возрождение немецкой культуры и языка, оказание помощи немцам, проживавшим в области, и тем, кто пожелал возвратиться в Поволжье. Таким образом, проблема советских немцев на территории Саратовской области в годы перестройки была решена частично, и преимущественно в культурной сфере.
После событий 1991 г., завершившихся развалом Советского Союза, немцы, разбросанные по различным уголкам страны, оказались без надежд обрести свою государственность. Усилилась их мотивированность уехать из СССР в Германию. Если в 1988 г. Советский Союз покинули 52 тыс. советских немцев — гораздо больше, чем за предыдущее десятилетие, то в последующие годы масштабы эмиграции советских немцев увеличились ещё больше.[514] Процесс массовой эмиграции немцев из Советского Союза растянулся на несколько лет. Процесс адаптации советских и российских немцев к условиям жизни на новой Родине оказался далеко не простым. В 2000-е гг. были зафиксированы факты рэиммиграции выходцев из СССР и РФ. Однако случаи возвращения немцев в Россию носили единичный, а не массовый характер. В каком направлении определится жизненный вектор наших соотечественников немецкой национальности, выехавших на постоянное место жительство в Германию, покажет будущее.
В условиях набиравших обороты демократических преобразований, роста общественной активности населения усиливался интерес жителей области к национальным традициям, культуре, истории. Отражением этого стало создание общественных организаций национальной направленности, землячеств, национальных объединений. За короткое время в области сформировались татарское культурно-национальное общество, еврейское и немецкое национальные объединения.
Острым политическим вопросом в годы перестройки оставался вопрос о сохранении СССР. 17 марта 1991 г. население Саратовской области приняло участие во Всесоюзном референдуме по вопросу о сохранении советской федерации. Итоги референдума о судьбе СССР свидетельствовали о расколе общества: 57,01% жителей Саратовской области высказались за сохранение Союза, 41,2% ― против.[515] Несмотря на сделанный советским народом выбор в пользу СССР, в национальных республиках набирали силу центробежные силы, усилия которых были направлены на ликвидацию союзного государства.
Жители Саратовской области, трудовые коллективы поддерживали традиционные дружеские связи с Западно-Словацкой областью. В городах и районах области трудились коллективы, боровшиеся за право присвоения имени Советско-чехословацкой дружбы. Один раз в пять лет проводились Дни советско-чехословацкой дружбы, для участия в которых в Чехословакию выезжали делегации облисполкома, облсофпрофа, областного отделения Общества советско-чехословацкой дружбы, представители СМИ, профессиональные артисты, участники художественной самодеятельности. На саратовской земле в мае 1985 г. прошли Дни советско-чехословацкой дружбы. Эти мероприятия, хотя и носили ярко выраженный идеологический характер, рассматривались как важные политические мероприятия в жизни области, способствовавшие укреплению дружбы и взаимопонимания между жителями двух стран и областей. Дружественные связи двух Саратовской и Западно-Словацкой областей были источниками взаимного духовного обогащения.
В телевизионной информационно-публицистической программе Саратовского областного телерадиокомитета под рубрикой «Мир. Сотрудничество, Встречи» ежемесячно выходили в эфир передачи, рассказывавшие об опыте, проблемах и перспективах развития дружественных отношений двух областей. Областные газеты «Коммунист», «Заря молодёжи» и «Глас люду» ежемесячно обменивались тематическими страницами. Практиковался обмен радио и телепередачами.[516]
Большую работу по укреплению сотрудничества с тружениками и жителями Западно-Словацкой области проводило Саратовское областное отделение Общества советско-чехословацкой дружбы, учредившее переходящее Красное знамя, которое вручалось производственным коллективам имени Чехословацко-советской дружбы — победителям соревнования в Западно-Словацкой области.
Областное отделение, используя различные формы, стремилось расширить и укрепить контакты между двумя областями. С этой целью практиковались обмен группами представителей производственных коллективов, проведение массовых мероприятий в связи со знаменательными датами в истории ЧССР, совместных конференций, митингов, вечеров дружбы, организация выставок. Устраивались совместные летние трудовые семестры саратовских и западно-словацких студентов, организовывался обмен группами школьников во время летних каникул. Жители Саратовской области вели переписку с гражданами ЧССР, изучали словацкий язык, посещали клубы международной дружбы, устанавливали личные контакты со словаками, широкое развитие получил туризм в Чехословакию.
Сохранялась такая форма международных контактов как обмен делегациями. Процедура отбора посланцев от области была довольно сложной. Кандидатуры тщательно отбирались и проходили собеседование в партийных и комсомольских органах. Репутация кандидатов для поездки за границу должна была быть безупречной. В состав делегаций включались сотрудники КГБ, готовившие после каждой такой поездки отчеты для своего ведомства. В 1988 г. в Западно-Словацкую область ЧССР выезжало 26 саратовских групп общей численностью более 400 человек. Саратовскую область посетило 33 группы из Словакии в количестве 470 человек.[517] Конечно, это были скромные результаты, учитывая численность населения Саратовской области. Но не следует забывать, что СССР находился за «железным занавесом», и расширявшиеся с каждым годом зарубежные связи жителей регионов, свидетельствовали о появившихся ростках демократизации и в этой важной сфере общественной жизни.
Саратовцы развивали международные связи не только с Западно-Словацкой областью ЧССР, но и с гражданами других стран. В Саратове были образованы областные отделения обществ советско-польской дружбы, «СССР-Япония». В Советском районе работало отделение общества советско-болгарской дружбы, в Балашове и Пугачёве — отделения советско-вьетнамской дружбы. Расширение и развитие разнообразных экономических и культурных связей саратовцев с гражданами зарубежных стран, проводившаяся политика конверсии, позволили 1 января 1991 г. открыть Саратова для свободного посещения иностранными гражданами.
Одним из ярких событий в культурной жизни коллектива Балаковского судоремонтного завода в конце 70-х гг. стало развитие дружеских отношений с коллективом вагоноремонтного завода города Трнавы. Эти отношения возникли на основе всесоюзного движения укрепления культурных связей с городами-побратимами некоторых стран социалистического содружества. Город Трнава стал побратимом Балаково, а коллектив вагоноремонтного завода стал обмениваться делегациями с коллективом Балаковского судоремонтного завода. Обе стороны знакомились с культурой городов побратимов, историческими достопримечательностями, обычаями друг друга. Встречи были теплыми, запоминающимися, однако к середине 80-х гг., после перемены политического курса в стране обмен делегациями прекратился.[518] Многие организации и коллективы в начале перестройки утратили традиционные международные связи.
В годы перестройки в Саратовской области заметно изменились конфессиональные отношения, власти и церкви. В 1988 г. проводили церковные службы 11 из 87 храмов, сохранившихся на территории Саратовской области. В 1990 г. в Саратовской области было зарегистрировано 17 религиозных обществ Русской православной церкви и 3 — исповедовавших ислам.[519]
В соответствии с пожеланиями верующих начался процесс восстановления церковных храмов. В октябре 1989 г. впервые за долгие годы зазвонили колокола на колокольне Троицкого собора. Осенью 1990 г. верующие при поддержке ряда предприятий и организаций Саратова приступили к восстановлению Свято-Серафимовской церкви на углу улиц Большая Горная и Университетская. В 1991 г. в Энгельсе приступили к работам по восстановлению купола храма и колокольни Свято-Троицкой церкви.
Архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский) ходатайствовал об открытии в Саратове духовной семинарии. С 1985 г. владыка постоянно обращался в Саратовской городской Совет с предложением возвратить Саратовской епархии здание бывшего Архиерейского дома на улице Волжской для размещения в нем духовной семинарии.[520]
Протоирей Николай Агафонов, приглашённый архиепископом Пименом из Волгоградской епархии и назначенный Синодом на должность ректора Саратовской духовной семинарии, вспоминал об истории открытия духовного учебного заведения: «Дело для меня было очень интересное, и в благодарность владыке Пимену за его доверие я старался изо всех сил. Но, несмотря на это, с передачей здания под семинарию ничего не получалось. Это отдельная тема, целая эпопея, на которой Владыка, я думаю, подорвал свое здоровье, — так он сильно переживал за этот вопрос. К началу учебного 1990 года нам так и не удалось открыть семинарию. Когда Святейший Патриарх Алексий II прислал телеграмму, в которой поздравлял учащих и учащихся с началом учебного года, Владыка с огорчением послал Святейшему ответ, в котором говорил: «Нет, Ваше Святейшество, ни учащих, ни учащихся. К великому нашему прискорбию, нет у нас пока даже здания под семинарию». Конечно, Владыка не собирался сдаваться и руки не опускал. Сильный это был человек. И мы продолжили работу по возрождению семинарии с удвоенной силой». Открытие Саратовской духовной семинарии состоялось в сентябре 1992 г., и главная заслуга в памятном событии, несомненно, принадлежала архиепископу Пимену.
Конец 1980-х гг. в России был отмечен празднованием двух юбилеев: православного и мусульманского, продемонстрировавших возрождение в нашей стране религиозной жизни. В 1988 г. широко отмечалось 1000-летие крещения Руси. Саратовские мусульмане направили в связи с этим поздравление управляющему Саратовской епархии Русской православной церкви. В следующем, 1989 г. архиепископ Пимен поздравил саратовских мусульман с 1100-летием принятия ислама народами Поволжья. С тех пор в Саратове сохраняется обычай православных и мусульман поздравлять друг друга с крупнейшими религиозными праздниками.[521]
С 1 января 1991 г. был возобновлён выпуск «Саратовских епархиальных ведомостей», запрещённых в первые годы советской власти.[522]
В связи с увеличением притока в регион мигрантов с Кавказа и из Средней Азии, усилилось этническое разнообразие нижневолжских мусульман, которые составляли третью часть из 200 тыс. мигрантов, прибывших в Саратовскую область в 90-е гг.[523] Увеличилось количество мусульманских общин. В январе 1991 г. на базе мусульманских общин Саратовской области был образован Саратовский мухтасибат Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири.[524]
Итак, следует констатировать, что в годы перестройки национальный и конфессиональный вопросы для Саратовской области, как области мультнациональной и многоконфессиональной, приобрели особую остроту. В национальной и религиозной политике на первый план выдвигались такие проблемы как воспитание различных социальных слоёв населения и, в первую очередь, молодых людей, в духе национальной терпимости, толерантности. Значительную работу по обучению детей родному языку, воспитанию культуры межнациональных отношений, которая начиналась в детских садиках и продолжалась в образовательных учреждениях различного уровня: школах, училищах, техникумах и вузах, проводили Саратовское областное управление народным образованием, районные и городские отделы народного образования, педагогические коллективы школ. Формы подобного воспитания были разнообразны и они строились с учётом возраста молодых людей: открытие национальных детских садов и школ, изучение в них родного языка, истории, культуры и традиций своего народа. В учебных заведениях организовывались конференции о творчестве национальных писателей и поэтов, смотры-конкурсы фольклорных ансамблей, национальные праздники, функционировали драматические кружки на родном языке, национальные танцевальные коллективы. Проводилась целенаправленная работа по развитию двуязычия в учебных заведениях, расположенных на территориях с преобладанием нерусского населения. Действенным и эффективной формой воспитания дружбы между детьми разных стран и народов оставались клубы интернациональной дружбы, через которые преимущественно велась международная переписка детей. В области делалось немало для распространения опыта лучших школ и педагогов.
Однако работа по воспитанию молодых людей в духе национального взаимоуважения, терпимости, принятия ценностей, культуры и традиций других народов была далека от идеального состояния и сопровождалась определёнными трудностями. Образовательные и воспитательные учреждения нуждались в учебно-методической, справочной, художественной литературе на разных языках народов СССР. Сохранялся дефицит учебных пособий по истории, культуре народов, населявших область, технических и аудиовизуальных средств. Сохранялись другие трудности.
Создание в годы перестройки общественных организаций национальной направленности, землячеств, национальных объединений свидетельствовало о сохранении устойчивого национального сознания у жителей Саратовской области, интереса национальным традициям, культуре, истории наций, к которым они принадлежали. Жители Саратовской области, трудовые коллективы поддерживали традиционные дружеские и разнообразные связи с Западно-Словацкой областью.
В годы перестройки Саратовская область столкнулась с проблемой, доставшейся в наследство от сталинского тоталитарного режима, — восстановление справедливости в отношении репрессированных поволжских немцев, воссоздание автономной Республики немцев Поволжья, ликвидированной по произволу Сталина и его подручных в годы Великой Отечественной войны советского народа. Потомки репрессированного немецкого народа, в условиях расширявшихся в СССР демократизации и гласности, набиравшего обороты широкомасштабного процесса реабилитации репрессированных народов, требовали полной реабилитации и воссоздания территориального объединения поволжских немцев в границах 1941 г. Однако непоследовательность союзных и местных властей в решении данного вопроса, в силу различных причин активное сопротивление местных жителей объединительному процессу потомков немцев Поволжья свели на нет усилия немецкой общественности по воссозданию автономной Республики немцев Поволжья и стимулировали процесс их эмиграции в ФРГ.
Менявшаяся в 1985- 1991 гг. политика государства в отношении церкви, национальных религий повлияла на возрождение и широкомасштабное развитие конфессиональных отношений, что нашло отражение в восстановлении ранее заброшенных церковных храмов, открытии в Саратове духовной семинарии, праздновании православными области 1000-летия крещения Руси, а мусульманами 1100-летия принятия ислама народами Поволжья. Позже, в условиях демократической России конфессиональная политика на территории Саратовской области получила дальнейшее развитие и новое содержание.