В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.
Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.
Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти – нового механизма обеспечения групповых интересов – выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.
Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.
Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.
В политической науке можно выделить два подхода в определении политики. С точки зрения первого подхода, политика рассматривается как процесс борьбы за завоевание и удержание власти (Макиавелли, Дюверже, Арон). Представители этого направления фактически отождествляют понятия «политики» и «власть». Эту т.зр. хорошо концептуально изложил политический мыслитель 16 века Макиавелли в работе «Государь». Согласно его утверждениям, человеком движет прежде всего жажда власти, он стремится сначала ее приобрести, а затем все его политические действия нацелены на сохранение этой власти.
Согласно второму подходу, политика определяется как специфический вид деятельности социальных субъектов, связанный с борьбой за власть, распределением ценностей и управлением государственными и общественными делами (Ильин, Мельвиль).
Учитывая сказанное, политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.
Относительно времени возникновения политики как специфического вида социальной деятельности тоже одной т.зр. нет. Согласно немарксистскому подходу, политика возникла одновременно с формированием человеческого общества как сложноорганизованной структуры (Пиклз, Даль). Политика появляется там, где складываются устойчивые группы лиц, объединенных общими интересами и целями. В этих группах возникают отношения господства и подчинения, управляющих и управляемых. Постепенно формируются соответствующие органы политической власти и политические институты. Т. Обр. политика выделяется в специфический вид социальной и профессиональной деятельности. Вторая точка зрения относительно возникновения политики распространена в марксистской литературе. Согласно ее, политика возникает лишь на этапе классовой дифференциации общества. Она охватывает отношения между классами, нациями и государствами. Основным субъектом политики выступает господствующий класс в обществе.
Внешние и внутренние признаки политики. Большинство исследователей, как бы отдельно они не трактовали политику, сходятся на том, что с последней мы имеем дело там, где:
Определяются общие цели и принимаются согласованные решения об их достижении;
Возникают устойчивые формы согласования целедостижения (политические институты), а также привычные способы их развертывания (политические процессы);
Формируется целостная система власти, институтов и процессов, обладающая собственной логикой и способная к самовоспроизводству и развитию;
Люди обладают способностью использовать политические институты, включаться в политические процессы и находить свое место в политической системе благодаря овладению или созданию соответствующих ролей.
Еще обращу ваше внимание на содержание политики. На первый план здесь выдвигаются отношения между социальными субъектами по поводу власти. Проблемы, связанные с завоеванием и удержанием власти, составляют предмет «головной боли» политиков в любом обществе. Ведь только власть открывает возможности для практического осуществления определенных политических целей и задач. Борьба за власть ведется непрерывно – и теми, кто обладает ею, и теми, кто стремится к ней. Борьба за власть пронизывает все направления деятельности субъектов политики – экономику, социальную сферу, право, идеологию и пр.
Следующий важнейший компонент содержания политики – это интересы. Они выступают движущей силой деятельности всех субъектов политики. Политические интересы дифференцируются по временному критерию – на перспективные, текущие, постоянные и временные; по срокам действия – на стратегические и тактические; по субъектам интересов – на общенациональные, государственные, классовые, групповые, индивидуальные и пр.
Дифференциация полит. интересов – это не только вопросы теоретических рассуждений. Он имеет важное и практическое значение. Грубые просчеты в деятельности политических сил часто связаны с ошибками в определении приоритетности интересов – перспективных или текущих, постоянных или временных, общих или групповых.
Рассматривая содержание политики, нельзя не остановиться на таком важном его компоненте, как политические и идеологические ценности. Они представляют собой те идеи, теории, принципы, нормы, традиции, которые отвечают интересам всех членов общества.
Уровни политики. В политике выделяются три уровня ее функционирования. Первый – макроуровень, он характеризует государство как целое, публичную государственную власть, ее устройство в центре и на местах. Второй – микроуровень, охватывающий структуры и организации: политические партии, профсоюзы, корпорации и пр. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются явления и процессы, свойственные государственной политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, соперничество индивидов и групп за власть и т.д. Третий уровень политики – мегауровень. Он относится к деятельности международных организаций.