Сергей Ильинский.
Энциклопедический словарь PR и рекламы.
Часть I. PR. Реклама. Маркетинг. (А – Я)
Оглавление
«Об авторе». 2
Кому нужна эта книга. 2
Как пользоваться словарем. 3
_А_. 3
_Б_. 7
_В_. 10
_Г_. 15
_Д_. 15
_Ж_. 17
_З_. 17
_И_. 18
_К_. 23
_Л_. 26
_М_. 28
_Н_. 36
_О_. 37
_П_. 38
_Р_. 46
_Р_. 54
_Т_. 57
_У_. 59
_Ф_. 59
_Ц_. 62
_Ш_, _Щ_. 62
_Э_, _Я_. 63
Сокращения. 63
Алфавитный указатель. 63
Основная литература, использованная при составлении словаря. 71
PR. Реклама. Маркетинг. Нейролингвистическое программирование.
Оперативный словарь – справочник. (А – Я)
700 терминов.
2002 г.
Сергей Ильинский умер в 2002 году, в возрасте сорока лет. Мы дружили с ним с университетского времени. Это был необыкновенно остроумный человек с удивительным даром слова. Неслучайно его все время влекла к себе лексикология. Он начал заниматься ей еще в студенческие годы (словарь, посвященный средневековому русскому оружию, был его дипломной работой), составлением словаря и окончил свой жизненный путь.
Книга эта не была издана, Сергей оставил ее в рукописи. Я обращаюсь с просьбой ко всем, кто пользуется этим материалом: напишите, пожалуйста, отзыв. Его получит мама Сергея, Валентина Николаевна. Прислать отзыв можно на мой e-mail: frank@deutschesprache.ru
Если на этот материал набредет какое-либо издательство и захочет его издать, то мы будем очень благодарны.
Илья Франк
мультиязыковой сайт http://frank.deutschesprache.ru/
Об авторе».
Ильинский Сергей Владимирович – выпускник филологического факультета МГУ им. Ломоносова. В 1988-90 гг. – руководитель направления в Дирекции Международного фонда «Культурная инициатива» (сейчас Фонд Дж. Сороса) в г. Москве. С 1991 г. был директором PR – агентства «Русский мир», которое занималось PR – сопровождением некоторых российских компаний топливно-энергетического комплекса. С 1995 г. – начальник управления аналитической информации в крупном рекламном холдинге. Вел курс рекламы и PR в учебных центрах МИД РФ. Имеет более 100 публикаций, реализованные проекты на ТВ и радио. Был организатором и одним из спонсоров нескольких благотворительных проектов в области культуры и мероприятий социальной рекламы.
Кому нужна эта книга.
Триумфальное шествие рекламы, специфических приемов и мероприятий по связям с общественностью (PR), развитие маркетинговых подходов и мышления в экономической действительности России в конце ХХ – начале ХХI вв., сделало все эти направления деятельности важными и популярными. Были созданы кафедры и специальные факультеты в десятках вузов страны и «раздвинуты» для данных дисциплин границы традиционного экономического и управленческого образования.
Реклама, PR и маркетинг явились универсальными «ключами» к успеху на рынке в самых разных отраслях экономики, от строительства и среднего машиностроения до легкой, пищевой и парфюмерной промышленности, в компьютерном, нефтяном, банковском и страховом бизнесе, в журналистике, театре, кино и литературе. Этот универсальный комплекс приемов и знаний, называемый маркетинговыми коммуникациями, сам по себе является достаточно сложной и необычайно прибыльной индустрией – для тех ее участников, профессионалов, кто овладел необходимым мастерством, думает о проблемах профессии и решает эти проблемы. Одной из таких проблем является необходимость в доступном как тысячам действующих специалистов, так и студентам вузов, внятном и содержательном справочнике – алфавитном путеводителе по лабиринту сложной и специфической терминологии разнообразных отраслей рекламы, PR, управленческого маркетинга. Эту задачу решает І часть настоящего издания в которой, объяснено и проиллюстрировано примерами из практики большое число специальных слов и выражений, действительно принимающих активное и реальное участие в современной экономической и общественно-политической жизни. Эти термины – «идеология» ее технологий, управляющих решений и подходов, т.е. того, что принято называть собирательным словом «бизнес».
Кому нужно обращаться к этой части Словаря?
Кто будет справляться о содержащихся в ней значениях и расшифровках терминов, осваивать многие из них и употреблять для деловых нужд? Думается, что, во-первых, это студенты любых специальностей, от экономистов, бухгалтеров, юристов, журналистов и будущих дипломатов до химиков, биологов и слушателей семинарий Русской Православной Церкви: маркетинговые коммуникации пронизывают всю нашу жизнь.
Как «настольная книга» Словарь будет, конечно, еще больше «работать» для будущих рекламистов, маркетологов, журналистов, специалистов PR и претендентов на управленческую, топ-менеджерскую карьеру.
Во-вторых, Словарь нужен многим специалистам – практикам, пришедшим в маркетинг, PR и рекламу без планомерной вузовской подготовки в этих областях и работающим часто в каком-то одном узком «коридоре» новой профессии. Для них, выпускников «нерыночных» технических вузов и традиционных гуманитарных факультетов, І часть Словаря будет надежным подспорьем в переквалификации.
II часть Словаря посвящена комплексу терминов и понятий нейролингвистического программирования, которое оперирует представлениями, данными и приемами как лингвистики, так и психологии, психиатрии, логики, кибернетики и ряда других специфических научно-практических дисциплин (например, руматологии – науки о распространении слухов). Эта часть Словаря, статьи которой также построены в алфавитном порядке (А – Я), представляет и конкретно, с иллюстративными примерами и подробными комментариями, описывает термины и специальные выражения нейролингвистического программирования, ориентированные на применение в маркетинге, особенно в сферах продаж и рекламы, и в политическом PR, предвыборных кампаниях и пропаганде. Конечно, «нейролингвистическая» часть издания рассчитана больше на нужды действующих, опытных и самостоятельных специалистов. Однако, и «ученикам волшебников» из числа еще не получившим диплома студентов гуманитарных и экономических вузов, знакомство с этой интересной и, до появления настоящего издания, малодоступной специфической деятельностью будет очень полезным.
Всего в Словаре-справочнике разъяснено и прокомментировано 700 терминов и специальных выражений. В конце издания расположены общий словник (список терминов), список сокращений, применяемых в словарных статьях, и список основной литературы, использованной автором при составлении справочника. Многочисленные иностранные источники адаптированы, по возможности, к реалиям российской жизни.
Издание осуществляется впервые и является оригинальным в той степени, в которой может быть оригинален добротный и расчитанный на долгую жизнь и службу словарь.[Объем рукописи – 7 п.л., с илл. – 10 п.л.]
Как пользоваться словарем.
Каждый термин выделен как заголовочное слово, которое объясняется и комментируется соответствующей словарной статьей. Статьи справочника расположены в алфавитном порядке – как в части I (PR. Реклама. Маркетинг), так и в части II (Нейролингвистическое программирование). Само заголовочное слово или словосочетание в статье приводится сокращенно – инициалом или инициалами с точкой, напр., Р. – реклама (в соответствующей статье), ВСВ. – вербальные средства воздействия, ИС. – интеллектуальное слово. Такие аббревиатуры в статьях однотипно употребляются для обозначения всех падежных форм и форм множественного и единственного числа. В статьях используются некоторые сокращения (напр. – «например», какой-л. – «какой-либо» и другие). Список сокращений помещен в конце издания.
В статьях используются две специальные пометы «ср.» и «см.» («сравните» и «смотрите»), которые отсылают к терминам и толкующим их статьям, связанным между собой. Для удобства пользователей в конце книги помещен полный алфавитный указатель (перечень, словник) всех объясняемых в Словаре терминов и терминологических сочетаний (выражений) – для части I и II. Во всех статьях для терминов проставлены ударения. В некоторых случаях дается справка по правильному написанию термина (напр., для слова «бренд»).
Словарь популяризирует термин СОИ («средства общественной информации») как альтернативный термину СМИ («средства массовой информации»), поскольку современные PR и реклама часто имеют дело со специальной целевой общественностью (аудиторией) и рассчитанными на ее интересы средствами (каналами) информирования, которые трудно назвать «массовыми».
Статьи справочника различаются по объему. Это связано с необходимостью более подробного объяснения некоторых специальных понятий (напр., «этикет») и со стремлением автора Словаря дать в некоторых случаях практические рекомендации (напр., «реклама на радио», «выставка»). Термины в Словаре комментируются, конечно, с максимально возможной краткостью. Большинство статей содержит иллюстративные примеры. Словарь ориентирован на российского читателя и владеющих русским языком иностранцев, знакомых с реалиями жизни в России, ее экономическим, культурным и идеологическим бытом.
А_
Абсентезм – уклонение избирателей от участия в выборах.
А. получил в России широкое распространение. Не меньше 60 % избирателей не стремятся участвовать в выборах. Правда, на т.н. «электорально управляемых» территориях на избирательные участки приходит иногда более 90 % голосующих. Так происходит в Татарстане, Калмыкии, Башкортостане, на Северном Кавказе и в некоторых др. регионах, где господствуют архаичные традиции родоплеменных связей и клановые отношения.
Развитие А. на остальной территории России вызвано экономическими причинами и некоторыми идеологическими и культурно-политическими факторами, напр., тем, что выборные мероприятия проводятся скучно и уныло, лишены праздничного характера, театрализации.
Агéнт (от лат. agent «действующий»). В рекламе в качестве А. может выступать организация или физическое лицо, представитель СОИ (СМИ), фирм наружной рекламы, полиграфии и т.п..
А. обычно получает вознаграждение в размере 10-20 % от дохода. Обычно А. работают молодые люди и женщины среднего возраста. Высшего образования для работы А. часто не требуется. А. нарабатывают постоянную клиентуру (базу). В России А. иногда называют менеджерами или маркетологами, что усиливает социальную неразбериху.
От работы А. нужно отличать деятельность «менеджеров на телефоне» (обзвонщиков) и др., получающих не %, а сдельную оплату, зависящую от объемов.
В сфере PR роль А. выполняют обычно журналисты, пишущие и размещающие PR-материалы в СОИ, где работают.
Агитáция – вербовка сторонников, обеспечение с помощью рекламы победы кандидата или политического движения на выборах.
А. — это эмоционально окрашенная «призывная», мобилизирующая информация. Это прием организации больших групп людей, масс, электората для совершения определенных действий. А. использует различные организационно-технические формы: встречи с избирателями, митинги, акции протеста, акции поддержки и т.д. Агитационные материалы – плакаты, листовки, знамена и транспаранты. Для вербовки сторонников А. использует лозунги, призывы, обещания и иные средства. Нанимают еще агитаторов, проводящих беседы с электоратом. Значение устного воздействия, устной политической рекламы в агитационных мероприятиях очень велико.
После крушения СССР термин А. приобрел негативную окраску, хотя никто не отрицает, что не только КПРФ, но и любые «демократические» и «либеральные» структуры и объединения активно занимались и занимаются А. То же можно сказать и о пропаганде (см.).
Адаптáция – перевод и переозвучивание иностранного фильма или видеоролика. В широком смысле А. называют приспособление любой рекламы (или, напр., зарубежной телепередачи) к местным вкусам и условиям. Многочисленные российские «шоу» и «ток-шоу» на ТВ имеют своих пап и мам за пределами Отечества, заимствованы, прошли А. Понятие А. можно проиллюстрировать анекдотом: «В итальянском фильме женщина в постели кричит убегающему мужчине: «Кастрато, импотенто!». Голос переводчика, по-русски: «уходи, я не люблю тебя».
Адлб — экспромт, импровизация ведущего на радио или в музыкальном сопровождении радиопередач.
Особенно широко А. представлен на развлекательных радиостанциях, напр., таким мастером жанра, как Н.Фоменко. Об интересном А. рассказал писатель С.Довлатов. В одном его рассказе диктор ругается и жалуется на тяжелое похмелье, не зная, что аппаратуру включили, идет эфир (перегорела сигнальная лампочка). После увольнения этот диктор устроился на другой радиостанции, но и здесь к нему в студию пришла собака. Стала лаять — после того, как он объявил, что сейчас прозвучит «рапорт тружеников полей» об их достижениях.
Администратвный ресýрс – возможности, рычаги влияния на исход выборов, позиций СМИ и избирателей со стороны действующей власти всех уровней.
На территории примерно 2/3 России выборы проходят относительно конкурентно, с небольшим разрывом в количестве голосов за победившего и проигравшего кандидатов-фаворитов. В остальных регионах (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.) население абсолютным большинством голосует за того единственного кандидата, который угоден местным элитам, властям. Эти территории называют «электорально управляемыми».
Во всех регионах избирательные комиссии сильно зависят от местной администрации в вопросах жилья и денег. СМИ получают, и на региональном, и на федеральном уровне, дотации, бюджетные вливания. Часто СМИ принадлежат коммерческим структурам, тесно связанным с политикой, государственной бюрократией. Собственно из ее рядов и вышли почти все заметные бизнесмены (а кто не вышел – тот пытается влиться в бюрократические ряды).
В качестве АР. могут использоваться связи действующей администрации с силовыми ведомствами, спецслужбами, прокуратурой и судами. Это дает возможность получать обширный компромат на конкурентов, а также «снимать с дистанции» наиболее строптивых и опасных противников.
Адресáт — получатель рекламного сообщения, PR — информации.
Обычно как А. рассматривают какую-то группу людей: «домохозяйки», «банкиры», «тинейджеры», «пенсионеры» и т.п. Для телерекламы и рекламы на радио особое значение приобретает придание посланию персональной формы, когда А. чувствует, что обращаются лично к нему. Легче персонализация обращения к А. достигается при использовании директ-мейл, прямой почтовой рассылки. Следует учитывать, что информацию воспринимает не только сознание А., но и его бессознательная часть, подсознание. Часто решения А. что-то купить или кого-то поддержать на выборах иррациональны. Ср. аудитория.
Ай-стóппер – предмет, знак, использующийся в рекламе и PR для привлечения внимания.
АС. применяются при оформлении витрин, помещений магазинов и др. мест торговли. На выставках АС. используют для большей заманчивости стенда. В печатной и газетно-журнальной рекламе в роли АС. могут выступать плашки, печать на выворотку, иллюстрации, графические символы. АС. являются гигантские игрушки в местах продажи детских товаров. Воображение взрослых стремятся поразить колоссальными бутылками водки, виски, вина, шампанского (в ресторанах с этой целью используют еще и бочки). В Москве одно предприятие установило на оживленной автотрассе как указательный знак куклу-муляж голосующей женщины.
Легко встретить и живые АС. – сэндвичменов – «плакатоносцев», т.е. людей, изображающих за сдельную оплату сотовый телефон или обезьяну, персонажей Диснея. Поразительный АС. был продемонстрирован в одной отечественной музыкальной телепередаче. Дававшая интервью «звездочка» снялась на цветную обложку своего диска полностью обнаженной и объясняла, что сделала это от отчаяния: нет даже среднего музыкального образования, спонсор нещедрый, почти нет любителей ее «творчества». На презентациях используют принцип «свадьбы с генералом» и приглашают в качестве АС. различных знаменитостей шоу-бизнеса, важные персоны, двойников исторических личностей. В казино и на съемках телевизионных игр с призами устанавливают дорогие автомобили.
Аккомодáция – приспособление, приспосабливание.
Об А. говорят, когда информационные материалы приспосабливают, подгоняют под вкусы и запросы той или иной целевой аудитории. Причем здесь А. зависит от способа распространения информации: по ТВ, радио, в журнале или газете, InterNet.
В наружной рекламе об А. говорят, напр., при установке рекламных щитов. Их нужно приспосабливать к восприятию зрителей: учитывать угол установки плоскости щита в отношении к автомобильному и пешеходному потокам, эстетическое соответствие щита окружающему фону, городскому пейзажу и др.
Аккредитáция – прикрепление представляющих определенные издания и электронные СМИ журналистов к пресс-службе организации, а также внесение журналистов в специальный список разового PR-мероприятия.
Обычно А. получают штатные журналисты, представители влиятельных и престижных СОИ и информационных агентств. При решении вопроса об А. учитывают отношение к организации со стороны газеты, журнала, телеканала, радиостанции. Лишение А. возможно из-за какого-л. скандала, «неправильного» освещения журналистом тех или иных проблем, хулиганского поведения и т.п.
Аккумулрование аудитóрии – собирание «своей» аудитории в рекламе, термин медиапланирования (см.).
АА. достигают повтором рекламной информации, а также обработкой аудитории с помощью различных каналов воздействия – радио, ТВ, прессы, наружной рекламы, т.е. в ходе комплексных рекламных кампаний.
Акýстика – свойство и особенности помещения или ландшафта местности, водной акватории, определяющие характер и силу звучания речи, музыки.
А. как важный технический фактор учитывают при подготовке пресс-конференций, презентаций, рекламных шоу. От А. зависит выбор микрофонов и их настройка. Необходимо обеспечивать чистоту записи информации, т.е. условия для работы представителям электронных СМИ и журналистам, которые используют диктофон. Помещение с плохой А. способны погубить любое, даже очень хорошо подготовленное, PR-мероприятие.
Аллéгри – «быстрая» лотерея, когда розыгрыш и выдача призов производятся сразу после покупки билета.
Традиционно А. проводились благотворительно, в пользу сирых и убогих. Участники таких лотерей не только покупали дорогие билеты, но и вносили в фонд лотереи призовые вещи. Сегодня подобные лотереи в России проводятся на презентациях для развлечения «тусовок», лишены, как правило, благотворительного характера.
Анимáция – мультипликация, съемка в кино отдельных, последовательно расположенных рисунков с постепенно меняющейся зарисовкой движения фигур. Это при показе «оживляет» нарисованные персонажи, заставляет их двигаться.
Анкермéн – ведущий на радио, ТВ.
Анкетрование – способ опроса населения в социальных исследованиях, в т.ч. для нужд PR, рекламы, маркетинга, политических кампаний.
А. делят на устные и письменные. Используются личные опросы на выставках, в фокус-группах, на улице. Кроме того, А. можно проводить по почте, с помощью телефона, InterNet, телеканалов и радио. От блицопросов А. отличает достаточно большое число вопросов, их подробность.
Аннотáция – краткая сводка информации о предмете рекламы. Классическая А. – издательская, в начале или конце книги. Но А. может называться и короткая информация, позиционирующая для рекламистов товар, те главные его черты, на которых должен быть сделан рекламный акцент. Такие А. готовят обычно специалисты по маркетингу, знатоки условий продаж на рынке.
Анóнс – 1) рекламное сообщение новостного характера о спектакле, концерте, новой книге, фильме и т.п., 2) такое же сообщение о маркетинговом мероприятии по продвижению продаж (напр., о торговле с праздничными скидками в определенный период времени), 3) выделение на первой полосе «ударных» материалов номера газеты или журнала, демонстрация фрагментов будущих материалов на ТВ и радио.
Аппликáция – наклейка.
Аттрактвность – привлекательность рекламы, PR-действий. А. имеет высокую, среднюю и низкую степень привлечения внимания к объекту рекламы или PR – манипуляций. Оценку А. не всегда можно осуществить только по таким показателям, как креативность, художественная изысканность, психологический эффект воздействия средств рекламы и т.п. А. определяется не только классом «упаковки», но и свойствами самого объекта рекламы – кандидата в депутаты, памперса, сигарет или автомобиля.
Арбитрóн – электронные приборы, которые устанавливают для выборки телезрителей, получения сведений об их предпочтениях, сравнительной популярности (рейтингах) телепрограмм, а также устройства для проведения розыгрышей лотерей. Ср. аудиметр, ТВ-метр.
Аудиовизуáльная реклáма – видеофильмы, видеоклипы и др. рекламные материалы, в которых сочетается зрительное и звуковое воздействие на аудиторию.
Аудиореклáма – звуковая реклама. Это реклама на радио, звуковая реклама в транспорте и т.п. Данный термин используют, когда хотят подчеркнуть, что отсутствуют визуальные средства, атакуется только ухо потребителя.
Аудметр – электронное устройство для сбора сведений о вкусах и предпочтениях телезрителей. А. был изобретен в США в 1930-х гг. Полом Лазарсфельдом, а в 1987 г. заменен на более совершенный ТВ-метр (см.).
Аудитóрия (целевая) – множество потребителей, наиболее возможных как покупатели товара или услуги; часть электората, способная поддержать на выборах политическое движение, тех или иных кандидатов; сегмент рынка.
Кроме указанных значений говорят об А. определенных газет, журналов, телеканалов, телепередач, радиостанций, сайтов InterNet' a. В маркетинге и рекламном медиапланировании стремятся к максимально подробному описанию А. Обычно учитываются такие категории, объединяющие А., как: пол, возраст, образование, уровень жизни (доходы и траты), место проживания, положение в обществе и семейное положение. Маркетинг и реклама стремятся еще получить как можно больше сведений о покупках, наличии недвижимости, вкусах и предпочтениях А.
Для позиционирования СМИ также важны представления об А. Напр., основной целевой А. популярной в России «Новой газеты» являются пенсионеры. Те же пенсионеры (и инвалиды) являются главной А. всевозможных игр и викторин с призами на радио, проводимых в дневное время. Другая А. у телепередачи «Музобоз» или ресторана «Разгуляй». Разные А. у пункта приема стеклотары (как коммерческого предприятия) и у автозаправки или МХАТ`а.
Аудрование (СМИ) – проверка достоверности данных о тиражах газет и журналов. За рубежом А. (или аудит) СМИ проводится независимыми специальными организациями. В США и Канаде А. занимается Audit Bureau of Circulations, действующее с 1914 г. Его финансируют крупные рекламные агентства, рекламодатели и сами издатели.
В России с А. сложнее. Обычно сведения о реальных тиражах периодических изданий получают через типографии. Труднее получить сводную информацию. Попытку А. в Москве предпринимала компания "Логос-М", выпустившая бюллетень "Рейтинг", с охватом около 300 наиболее известных изданий.
В медиапланировании под А. понимают определение социального и возрастного состава аудитории издания, телепрограммы, радиостанции, сайта в Internet.
Б_
Бáза (банк) дáнных – свод информации, который организован общими принципами описания, хранения и манипулирования данными, не зависящими от прикладных программ.
Программы и языковые средства, использованные для создания и ведения БД, называют системой управления. Наиболее распространены информативные БД. о субъектах экономики, товарах и услугах. Информация в БД. устаревает примерно на 20-25 % каждый год. БД. нуждаются в постоянном обновлении.
В директ-маркетинге используют БД. со сведениями о потребителях персонально (физических лицах). БД. находят применение и в политической рекламе. Собирают сведения о составе электората, группах активной поддержки, конкурентах и т.д. Главное требование, которое предъявляется к БД., это достоверность информации. Многие фирмы сами создают и ведут актуальные для своей деятельности БД.
Базáр – выставка – продажа пожертвованных вещей с благотворительными целями.
Традиционный благотворительный Б. сопровождал в России общественные праздники, особенно Новый год и Рождество. Цены на вещи назначались высокие, не зависели от их реальной стоимости. Продавали эти вещи дамы-благотворительницы, обычно самые красивые и бойкие. В произведениях русских писателей встречается критика тех Б., где деньги уходили на шампанское и увеселения, а сиротам и убогим оставалось совсем немного. Ср. аллегри.
Бáннер – 1) в наружной рекламе: транспарант (растяжка) или планшет треугольной либо прямоугольной формы, который вывешивают в местах продажи; 2) заголовок, который размещают на всю полосу (в печатной рекламе).
Басорáма – панель с рекламной информацией и подсветкой, которую устанавливают на крыше автобуса или такси.
Бегýщая строкá – электронное устройство, дисплей, на котором размещается текстовое рекламное послание. Текст движется и его можно останавливать, напр., чтобы дать возможность записать, запомнить цифры телефонного номера, адрес.
Бéдж, бéджик – карточка, табличка малого формата, сообщающая об имени и должности владельца. Б. может прикрепляться к одежде или устанавливаться на столе в офисе. Для посетителей в крупных компаниях всегда имеются «гостевые» Б. На презентациях, пресс-конференциях, выставках также используются Б.
Бестсéллер – популярная, пользующаяся повышенным спросом и имеющая большие тиражи книга.
В России Б. сегодня бывают обычно детективы и любовные романы "для дам". Уже встречаются случаи, когда в российских детективах есть рекламные (PR) упоминания известных фирм. В этом ключе на Западе работал А.Хейли. Так, напр., в одном своем романе об американской автомобильной промышленности этот автор смело утверждал, что у конкурентов (японцев) такая сборка автомобилей, что любой из них легко может развалиться прямо на ходу (антиреклама). В американской фантастике встречаются и такие перлы, как утверждение, что в космос первыми вышли США (первый аппарат, первый человек): такого мнения придерживаются, правда, люди очень отдаленного будущего.
Б. не слишком эффективны с т.зр. размещения рекламных объявлений (кроме обложки). Более интересно "заказывать" паблисити компании в сюжете произведений. Это престижно и не очень дорого.
Биенáлле – показ, презентация чего-либо 2 раза в год; ср. триеннале. Напр., Б. рекламных плакатов в Вене.
Блборд – щитовая реклама, разновидность наружной рекламы.
В России самый популярный размер щита 3 х 6 м. Б. – это напоминающая, вторичная реклама. Б. может продолжать рекламную кампанию или завершать ее, но никак не начинать. Одни и те же щиты могут вызывать принципиально разную реакцию у разных наблюдателей. Так, некоторые зрители щитов "Поляроида" чувствовали себя плохо, дискомфортно, поскольку (при удачных слоганах) на щитах жизненные ситуации показывались размыто и расплывчато. Другим зрителям эти щиты нравились.
Обычно большую приязнь зрителей вызывают щиты, вызывающие вкусовые восприятия. Так, опросы отмечают: водку "Абсолют" ("Почувствуйте разницу"), водку "Белый Орел" ("Прикоснись"), водку "Смирновъ" ("Чистота ощущений").
Б. размещают вдоль улиц и магистралей, на фасадах, торцах,брандмауэрах, крышах зданий. Цель – закрепить в головах автомобилистов и пешеходов марку товара или фирменный знак. Б. активно применяют и для нужд политической рекламы. Напр., в 1996 г. на выборах Президента России по Москве были расставлены щиты, показывающие, как Ю.Лужков жмет руку Б.Ельцину. Эту картину сопровождал слоган: "Москвичи сделали свой выбор". Конкурент изображенных персонажей Г.Зюганов на большой пресс-конференции заявил, что эти щиты показывают, как Ю.Лужков наконец-то прощается с Б.Ельциным. Шутка транслировалась в СОИ. За 1 ночь пришлось на всех щитах выклеивать пленку с новым слоганом: "Только вместе".
Чаще всего Б. ориентируют на восприятие тех, кто находится в движущемся потоке транспорта (водители и пассажиры). Здесь для впечатления остается несколько секунд, поэтому щиты не должны перегружаться образной и словесной информацией, мешающей запоминанию.
Изображения воспринимаются быстрее, чем надписи. Они и запоминаются лучше. Эффективней размещать Б. там, где ниже скорость автомобилей, т.е. перед переходами, светофорами, постами ГАИ (ГИБДД). Щиты, ориентированные на пешеходов, могут давать больше текстовой информации. Их устанавливают вдоль тротуаров. Но объем сообщения должен зависеть от возможности пешехода прочитать определенное количество слов, начиная с момента, когда буквы на щите становятся читаемыми, и до мгновения, когда чтение затрудняется.
Щиты в местах больших скоплений людей (для толпы) должны размещаться выше, чем обычный Б. Самый большой в мире щит установили на крыше английского футбольного клуба "Мидлсбру" (размер: 86,5 х 25 м).
Плакаты для щитов делятся на крупные и малогабаритные. Обычно их изготавливают типографским способом, но для эксклюзивных случаев плакаты могут быть рисованными от руки.
Установка Б. требует учета многих факторов, напр., выделяемости щита на фоне конкурирующих рекламных агрессоров, количества слов, шрифтов и рисунков, а также символов, цветовых пятен. Учитывают расстояние между буквами и расстояние между словами, соответствие высоты слов размеру текста, угол установки плоскости щита к направлению движения зрителей. Важно учесть и "работу" щита в ночное время.
Бнго-кáрта – специальный раздел в издании, позволяющий читателю запросить более подробную информацию о товарах, которые рекламируются в этом издании.
Благотвортельность – финансовая и моральная помощь нуждающимся.
Как одно из важнейших для PR направлений Б. имеет своими корнями религиозные установки и нравственные ценности христианства, ислама и др. религий и культур. В современном мире Б. занимаются физические лица, организации и целые социальные группы, стремящиеся завоевать или поддержать положительную общественную репутацию.
Б. рассматривают и используют также как инструмент политтехнологий, прием в предвыборных кампаниях. С помощью Б. стараются мобилизовать голоса пенсионеров, инвалидов и др. малоимущих. Им предлагают краткосрочную материальную поддержку (часто просто обещания тех или иных минимальных благ).
Б. – одна из самых развитых PR- индустрий международных масштабов. Б. занимаются различные фонды и центры, армия менеджеров и добровольных помощников (волонтеров). Б. имеет колоссальные бюджеты и множество разнообразных программ, ориентированных на помощь большому числу адресатов: детям, беженцам, студентам, юным дарованиям в различных областях искусства, ученым, животным и растениям, спортсменам. Адресатом, получающим поддержку, часто выступает организация, напр., больница, колледж, детский дом.
Б. в современном мире, как и тысячи лет назад, рассматривается как важный фактор снижения социальной напряженности (т.е. "пряник", который сочетается с "кнутом"). Напр., начав в 2001 г. операцию против талибов в Афганистане США одновременно стали оказывать афганскому населению широкую "гуманитарную помощь".
В Б. упражняются солидные, крупные организации, известные или жаждущие известности бизнесмены, политики и иные общественные деятели. Б. обеспечивает долгосрочную положительную репутацию, влияние на СМИ и общественное мнение.
Можно выделить "статусную" Б., т.е. лиц и организации, чье положение просто обязывает заниматься Б. Это, напр., руководители стран и их семьи, крупные банки. компании и корпорации, религиозные организации. Церковная Б. тесно увязана обычно с миссионерской деятельностью, борьбой за умы и души людей.
В СОИ о Б. сообщается в 2-х основных аспектах. Это различные новостные сообщения о благотворительных акциях и программах и призывы к пожертвованиям (сфера социальной рекламы; напр., российские телеролики о Храме Христа Спасителя).
Часто в благотворительных проектах участвует государство: прямым финансированием, налоговыми льготами, иными формами патронажа. Правда, деньги не всегда доходят до адресатов. Ср. меценатство, спонсорство.
Блицрóлик – короткий телевизионный ролик, часто кусок развернутого, более длительного по времени и сюжету, ролика.
Б. используется для напоминания о фирме, товаре, услуге. Текст в Б. минимален, поскольку зрительные образы воспринимаются аудиторией быстрее текстовых. Длительность Б. обычно – 15-20 сек. См. реклама на ТВ.
Бóкс – часть текста рекламы, выделенная обводкой.
Брандмáуэр – глухая стена здания, которая часто используется для размещения рекламных щитов.
Брéнд – престижная марка товара или услуги, выделяющая их на рынке.
Понятие происходит от лат. brand (так в Древнем Риме называли тавро для домашнего скота). В Средние века изделия европейских ремесленников также снабжались специальными клеймами, знаками их производителей. Уже тогда были осознаны основные функции Б. – выделять вещь из ряда подобных, конкурирующих, свидетельствовать о ее репутации и репутации производителя, защищать продукцию от подделок.
Эпоха массового, мануфактурного производства лишила продукты индивидуальности. Казалось, что понятие о марке продукции и репутации производителя сохранится только в ювелирном деле, для одежды и обуви известных модельеров и в др. немногих отраслях индивидуального ремесленного творчества. Однако, в 1880 г. английский лорд Ливерхалм сообразил, что Б. можно использовать в массовой товарной рекламе (лорд выпускал мыло). Он приказал упаковывать каждый кусок и давать ему имя. В итоге, сегодня мы живем в мире Б. Причем к прежнему значению Б. ощутимо добавилась их социальная роль: Б. соединяют приобретаемый товар с общественным положением покупателя, указывают на его место в социальной иерархии, на уровень доходов. Б. даже способны влиять на продвижение покупателя, изменять его социальный статус, содействовать, напр., карьерному росту или росту уважения со стороны соседей, друзей и знакомых, в семье. Эти удивительные свойства Б. (сильных товарных знаков) и делают снабженные ими товары очень привлекательными для потребителей, особенно из привилегированных групп среднего общественного класса.
Различают словесный товарный знак или имя изделия (brand-name) и образ марки, т.е. зрительные впечатления потребителей о товаре (brand-image). В понятие Б. может входить постоянный фирменный слоган, фирменный цвет, ассоциированный с товаром рекламный персонаж. Б. является комплексным символом продукта, его рекламной и маркетинговой тенью. Обычно за Б., сильными товарными знаками, стоит традиция, усилия поколений производителей и продавцов. На международных рынках есть и российские Б., напр., водка "Столичная", автомат "Калашников", изделия народного промысла "Гжель".
В СМИ и в маркетинговой документации сегодня можно встретить 2 написания термина: "бренд" и "брэнд". Первое – более верное, поскольку в русском языке действует тенденция замены "э" на "е" внутри заимствованных слов (т.е. не в начале, как в имени "Эдуард" или топониме "Эдинбург", а как в парах: "кофэ-кофе", "проэкт-проект", "диэта-диета").
Брéндинг – деятельность по созданию бренд-имиджа, образа и репутации фирменности товаров и услуг.
Б. стремится сделать продукт первоклассным, престижным и легко узнаваемым потребителями. Успех Б. обеспечивают качество товара, сила рекламных воздействий и др. маркетинговых мероприятий, репутация компании-производителя. Стратегия Б. позволяет сохранить особый имидж товара при любых его модификациях и конъюнктурных изменениях рынка. См. бренд.
Брéнд-мéнеджер – сотрудник компании, который занимается продвижением фирменных товаров (исключительно одной марки, бренда), т.е. помимо продаж еще – сопутствующей рекламой и маркетинговыми опросами. Обычно БМ. в России работают за агентское вознаграждение, % от прибыли.
Брф – краткий, тематически систематизированный набор данных, сведений; может оформляться красочной папкой с соответствующей документацией, информационно-рекламными материалами.
Брфинг – рабочее совещание с участием приглашенных журналистов в правительственных инстанциях, крупных компаниях и общественных организациях.
Обычно Б. проводят для презентации значительных, актуальных с т. зр. общественного интереса проблем. Б. или пресс-Б. проводят по следующей технологии. Для мероприятия используют большой офис (желательно помещение с большим круглым столом). Приглашают примерно 6-12 журналистов. Хорошо если их приглашает не секретарша, а кто-то из руководства. На Б. можно приглашать обычным телефонным звонком, в рабочем порядке.
Готовят специальные информационно-рекламные материалы для прессы (см. пресс-кит, пресс-релиз). Помещение обязательно нужно проверить технически: микрофоны, освещение, минеральная вода. Во время Б. желательно создать живую, непринужденную обстановку, организовать обмен мнениями. Все присутствующие должны внятно представляться. На Б. можно пить кофе и безалкогольные напитки. Ср. пресс-конференция.
Буклéт– разновидность рекламного проспекта. Печатается на одном листе, который затем складывается и может читаться без разрезки. Б. относится к имиджевой печатной рекламе, исполняется на хорошей бумаге, многоцветно, с рисунками и фотографиями. Б. может сообщать о фирме или о каком-то продукте, услуге. Обычно Б. печатается в формате А-4 или чуть меньше. При фальцовке (сгибе) важно, чтобы расположение текста и иллюстраций хорошо воспринималось на полосах Б. Ср. проспект.
Бул-мáрк – красочная закладка с рекламной информацией, которую вкладывают в журнал или книгу.
Бюджéт – рекламный (или медиабюджет): просчитанные, спланированные и утвержденные рекламодателем расходы на PR и рекламную деятельность.
Б. соотносится с медиапланом (см.). При выводе новых услуг или товаров на рынок ассигнования на рекламу составляют обычно от 10 до 20 % от всех затрат. Считается целесообразным закладывать в рекламный Б. резервный фонд порядка еще 5 % для непредвиденного изменения конъюнктуры. При продвинутом производстве и сбыте отчисления на поддерживающую рекламу составляют от 2 до 5 % от прибыли. Расчеты ведутся при этом по показателям месячного товарооборота или по платежам клиентов.
Непосредственно на креативные цели, создание рекламных и PR – материалов из медиабюджета отчисляется 10-15 %. Остальное – оплата СМИ и др. каналов рекламирования, услуг рекламных агентств.
Выделяют несколько методов составления рекламного Б.: максимального дохода, максимальных расходов, метод соответствия рекламным расходам конкурентов, методы фиксированного процента и «цель-задание».
Используя метод максимального дохода, сопоставляют показатели ассигнований на рекламные кампании похожего масштаба и доходы от них. В ходе сопоставления стремятся найти такое соотношение затрат и доходности, которое делает последнюю максимальной.
Метод соответствия рекламным доходам конкурентов банален: отслеживают рекламу конкурентов, оценивают их расходы и стараются (укладываясь в те же ассигнования) превзойти их силой креативной мысли и интенсивностью рекламы.
Метод «цель-задание» сводится к созданию «дерева целей» маркетинговой и рекламной стратегии, подбору каналов и средств рекламирования и их обсчитыванию по принятым в СМИ и рекламных агентствах тарифам.
Метод фиксированного процента исходит из объема предполагаемых после осуществления рекламной кампании дохода или прибыли. От этого дохода или прибыли выделяется выражаемая в % «рекламная часть». Примерно так же этот метод применяется при планировании отчислений на рекламу от реальной текущей прибыли.
Считается, что активная реклама, требующая значительных затрат (консервативных финансовых вложений) должна обеспечить максимум прибыли рекламодателю в первые 3 года продаж товара или услуги на рынке. Дальше рекламная стратегия ограничивается функцией поддержки сбыта, а затраты на рекламу значительно снижаются.
В_
Вéнзель – стилизованное изображение начальных букв собственных имен; используется в разработках фирменного стиля, товарных знаков, в изданиях.
Видеоклп – короткий музыкальный видеосюжет, пропагандирующий обычно звезд эстрады и их творчество.
Видеореклáма – реклама на видеопленке или Video – CD.
Видеорóлик – короткий фильм, длительностью от 15-20 сек. до 2-3 мин.
В. снимают на видеопленку, иногда на кинопленку (с переводом на видео). У В. обычно много быстро меняющихся монтажных планов. Различают компьютерные, игровые, мульти и кукольные В.
Для рекламных В. немалую опасность представляют образы–вампиры, оттягивающие внимание зрителей на себя и часто оказывающие на аудиторию совсем не то воздействие, которое планировалось рекламодателем. Напр., в одном прекрасно снятом В. банка «Империал» показано, как древнеримский цезарь приходит в Сенат в порванной мантии и с оголенным задом. Цезарь успевает скрыть прореху на мантии и сесть под звуки бодрого слогана: «С точностью до минуты, Банк «Империал»».
Что подумает зритель? Банк ловко прекрывает голый зад, свою несостоятельность…
В. могут демонстрироваться не только по ТВ, но и рассылаться важным клиентам на СD-ROM`ax. Их показывают на выставках и презентациях, на экранах-табло в местах продажи. Ср. блицролик, телеролик.
Видеофльм – более длительный (до 10 мин.), чем видеоролик, рекламный фильм на видеопленке.
В. используются на презентациях и выставках, в рассылках информационно-рекламных материалов (на видеодисках). Возможна демонстрация В. в кинотеатрах перед показом художественного фильма. На ТВ В. не демонстрируются из-за большой стоимости эфирного времени.
Визтная кáрточка, визтка – аксессуар фирменного стиля, который стилистически соотносится обычно с другими его элементами.
Очень богатые люди, руководители структур большого бизнеса, часто не пользуются В., поскольку В. могут попасть не в те руки и нанести ущерб деловой репутации. Поэтому при встречах с миллиардерами и главами государств не рекомендуется протягивать им свою В. Большинству же деловых людей В. необходимы. При их изготовлении действуют З правила: хорошая печать и бумага, минимум информации (имя, должность, координаты) и соответствие фирменному стилю – цвету, графическим символам организации, которую представляет владелец В.
Не рекомендуется загружать пространство В. сведениями о научных и иных званиях и наградах, направлениях деятельности и т.п. Такая информация уместней в буклете или газетном интервью. Не следует стремиться и к излишней роскоши – шрифтовым завихрениям, обилию золота, голограммам. Такие В. настораживают: владельца могут ненароком принять за гангстера, сутенера или порнозвезду.
В. – это рабочий инструмент, участвующий в создании репутации и первого благоприятного впечатления о ее владельце. Если на В. хочется непременно сообщить о своих возможностях, направлениях деятельности, то такую рекламную информацию легко дать от руки – на обороте В.
Визуализáтор – 1) специалист, занятый разработкой идей зрительного воплощения рекламного замысла (ср. спичрайтер, текстовик), 2) фактор, делающий рекламу зрелищной и привлекательной, напр., удачно подобранная цветовая гамма, или интересный персонаж.
Визуализáция – представление зрительной, визуальной информации.
Основной канал человеческого восприятия – зрение. То, что направляет реклама в глаз потребителю, имеет первостепенное значение. К визуальной информации относится вся наружная реклама, реклама в прессе, интерьеры офиса и облик сотрудников, ручки, календари, беджи и т.д.
В. – главное достоинство телевизионной рекламы. Именно визуальный или образно-изобразительный ряд имеет особое значение для тележурналистов. Не случайно о телесюжетах без образной информации говорят: «говорящие головы». В человеческом восприятии визуальная информация занимает ок. 90 %.
Викторна – конкурс с вопросами различного наполнения и обязательными призами для победителей.
В. часто проводят радиостанции, телепрограммы, газеты и др. СОИ. С помощью В. привлекается и удерживается целевая аудитория. В. также проводят торгово-промышленные компании, чьи вопросы потребителям пропагандируют марку и конкретные товары.
Шоу – В. проводятся в InterNet для привлечения большего числа посетителей на сайт и популяризации сведений о фирмах, товарах и услугах виртуальных магазинов. Лучшим призом в любой В. являются наличные, а не фирменные майки, чайники и утюги.
Виртуáльная реклáма – рекламные обращения и PR-материалы, которые размещают в виртуальном пространстве, т.е. в InterNet и других компьютерных емкостях.
Применяются, напр., особые виртуальные конструкции – сферы, в которые можно зайти в специальном шлеме и наблюдать различные компьютерные «картины». Такие сферы для усиления иллюзий еще и вращаются. Среди демонстрируемых «картин» помещают рекламу. Можно размещать рекламу в компьютерных играх и т.д.
Витрна, витрнная реклáма – одна из форм товарной рекламы, направление в наружной рекламе по оформлению мест продажи и демонстрации товаров.
В понятие ВР. включают не только дизайн демонстрационных В., но и вывески, всевозможные надписи и символы, ай-стопперы, ценники, этикетки и упаковочные материалы.
Вовлечéние в потреблéние – показатель метода проверки эффективности рекламы Р. Pивса.
В дроби пишут число лиц запомнивших рекламу (в числителе) и не запомнивших рекламу (в знаменателе). Отношение чисел дроби называют «внедрением».
Затем определяют числа покупателей товара в этих двух группах, среди запомнивших и не запомнивших рекламу. Вычитая число покупателей из «незнаек» из числа покупателей–«знаек» получают цифру, которая и есть ВВП., т.е. указывает количество потребителей, ставших из потенциальных реальными, купивших товар благодаря рекламе. Если получено ВВП. с отрицательным знаком, т.е. покупали товар больше те, кто рекламу не видел, то это означает, что была проведена не рекламная, а антирекламная кампания.
Внедрéние – см. вовлечение в потребление.
Вборка – выделение и опрос части целевой аудитории, достаточной для получения необходимых сведений, определения типичных для аудитории мнений, оценок и пристрастий.
В. является важным инструментом в маркетинге, PR и рекламе. С помощью репрезентативных (достаточно представительных) В. тестируют, оценивают товары и услуги, способы и средства их рекламирования, выясняют предпочтения избирателей. В. относится к сфере количественных социальных исследований. Ср. анкетирование, опрос, сегмент, сегментирование.
Вборы – демократически ориентированные процедуры выдвижения и избрания кандидатов на государственные должности; аналогичные процедуры в коммерческих организациях акционерного типа и общественных организациях.
Перед началом политических В. обязательно проводят предварительные аналитические исследования, социологические замеры общественного мнения. Важнейшей задачей любого кандидата в депутаты разных уровней, губернаторы или в президенты является верное определение «своего» электората, тех общественных групп, которые будут голосовать за него на В. При этом не меньшее значение имеют мотивационные исследования, дающие точное представление о мотивах тех или иных групп потенциальных избирателей.
В России, вопреки расхожему мнению, политические В. имеют давние традиции. В. регулировали жизнь русских средневековых республик Пскова и Новгорода. Благодаря В. был провозглашен царем Б. Годунов (XVI в.) и М. Романов (XVП в.). В. много веков регулируют жизнь Русской Православной Церкви, казачества. Выборными были земские учреждения XIX в. Знали выборы и деревенские, крестьянские общины (напр., выбирали старост). С помощью В. управлялись многочисленные дворянские и купеческие собрания в российских провинциях XVIII-XIX вв. В нач. ХХ в. получил развитие «европейский парламентаризм». В эпоху СССР общегражданские В. быстро приобрели условный, декоративный характер. Омертвел и механизм В. в правящей партии, КПСС. При М. Горбачеве ситуация с В. резко изменилась. В них участвовали и побеждали явные оппозиционеры и «независимые». Была выдвинута даже смелая идея В. директоров предприятий и учреждений. Политическая активность населения была очень высокой. Предвыборные мероприятия кандидатов на власть оставались в рамках традиционных PR-манипуляций: митинги, встречи с избирателями, прямой эфир ТВ, радиообращения, поддержка газет и журналов, общественно-политических движений и т.п.
Политическая реклама в России ярко заявила о себе только с апрельского референдума 1993 г. Нужный Б.Ельцину и его «партии власти» ответ на вопросы референдума («да-да-нет-да») был более 2000 раз прокручен на центральном ТВ и 68 местных телеканалах. На радио этот ответ прозвучал более 4000 раз в специальном споте. Еще было распространено 20 миллионов листовок по принципу «в каждый дом».
На президентских выборах 1996 г. впервые широко использовались телеролики политической рекламы, хотя их эффективность оказалась ниже, чем прямые телеобращения претендентов к избирателям и теледебаты. Удачно выступил с предвыборными обещаниями В. Жириновский, сумевший преподнести эффективные послания каждой целевой группе своих потенциальных избирателей. Сложилась практика использования профессиональных ресурсов рекламных агентств, выполняющих заказы политических партий и движений на В.
К специфике предвыборной политической рекламы в России относят отсутствие достоверных данных о финансовых затратах кандидатов на рекламу, невнятность сведений о нанимаемых рекламных агентствах и имиджмейкерах.
У большинства российских избирателей нет надежных ориентиров на В. – харизматических лидеров. Многие избиратели апатичны, не хотят принимать участие в В. Сами В. проводятся обычно тускло, казенно, уныло. Часто борющиеся стороны прибегают к «грязным» технологиям, ухищрениям и приемам «черного» PR. Напр., используют т.н. «двойников» – фальшивых кандидатов с той же фамилией и именем, что у конкурента. Эти однофамильцы запутывают и пугают оставшихся активных избирателей, получая за свои услуги соответствующую мзду. Еще прием: выдвигают подставного кандидата, который устраивает в ходе предвыборной кампании свары и скандалы, распространяет о др. кандидатах порочащую и устрашающую информацию так, чтобы «хозяин» (кандидат – «заказчик») остался единственным, о ком ничего плохого не слышно, кто сам в сварах и скандалах не участвует. Прибегают и к таким детским шалостям, как умышленные наклеивания фальшивых листовок «от конкурентов» на стекла автомобилей и квартир первого этажа домов, ночные звонки избирателям с псевдорекламированием достоинств конкурента и т.п. Однако, такие «технологии» не всегда срабатывают. Так, противники А. Лебедя на губернаторских В. в Красноярском крае вывешивали фальшивые листовки, позиционирующие бравого генерала как кандидата «от гомосексуалистов и лесбиянок». Трюк не прошел, инсинуация только прибавила А. Лебедю дополнительные голоса. Ср. абсентеизм, административный ресурс, избирательная кампания.
Вброски – короткие цитаты авторитетных мнений, хвалебные отзывы, которые выносят в рекламных целях на обложку издания.
Ввеска – один из главных элементов витринной рекламы и фирменного стиля, выполняющий также роль указателя, маршрутного знака для посетителей организации.
В. влияет на имидж и репутацию организации наравне с дизайном офиса, обликом и стилем общения сотрудников, печатной рекламой и фирменными сувенирами. В. – часть реквизита фирменной наружной рекламы и один из инструментов PR.
В. должна по своему декоративному исполнению соответствовать особенностям здания, бизнесу фирмы и общему архитектурному облику района, где расположен офис организации. В большинстве случаев полезно, если В. четко сообщает, чем занимается фирма.
Основное требование к В. – хорошая читаемость помещаемых на ней слов и знаков. Отрицательно воспринимаются В. с чересчур изысканными шрифтами, блеклыми красками, слишком маленькими буквами и плохо различаемыми словами. Рекомендуется помещать на В. фирменный знак, логотип организации. Если в здании располагается несколько фирм, то каждой из них целесообразно помимо внешней В. размещать внутри помещения маршрутные указатели, выполненные в фирменном стиле. Если, по мнению К. Станиславского, театр начинается с вешалки, то знакомство с фирмой – с В.
Вворотка – прием выделения рекламного объявления или какой-то части публикуемого текста, когда печать идет белыми буквами на черном фоне. Мелкие шрифты при В. читаются плохо. В., как и печатью рекламных объявлений «вверх ногами», не следует злоупотреблять. Солидные организации с продвинутой репутацией В. вообще не используют.
Вставка – одна из главных форм прямого маркетинга, позволяющая демонстрировать и продавать товары и услуги (особо важная для оптовой торговли и рынка дорогих услуг).
В. и ярмарки позволяют устанавливать долгосрочные связи с покупателями. На В. осуществляются:
1) демонстрация образцов товаров и услуг, с возможностью показа «живьем», «в действии», что более эффективно, чем объявления в прессе или даже телереклама;
2) уточнение границ рынка сбыта, поиск новых направлений деятельности, сегментов рынка, расширение объемов сбыта;
3) PR – мероприятия, напр., презентация для покупателей и журналистов;
4) стимулирующие мероприятия «сейлз промоушн» в виде лотерей, раздачи фирменных сувениров, бесплатных образцов продукции, дегустаций, предоставления скидок;
5) изучение конкурентов и контакты с ними,
6) контакты с новыми партнерами.
Работа на В. тщательно планируется. Выделяют такие этапы планирования: планирование подготовки В., планирование проведения В., планирование подведения итогов В.
Сначала составляют перечень выставляемой продукции и готовый план выставочного стенда. Уточняют договор с организаторами В. (оргкомитетом). Составляют перечень и смету нужных для успеха на В. информационно-рекламных материалов: плакатов, буклетов, сувениров, технических описаний, фирменных папок и др. Определяется персонал для работы на В. и проводится его «ролевой» тренинг. Утверждается общая смета затрат.
Работу на В. планируют по направлениям:
— расписание работы стендистов и др. персонала, включая руководителей организации,
— инструктаж персонала, корректирующий его работу на В.,
— закрепление определенных экспонатов и тематики переговоров за конкретными исполнителями,
— организация завоза и вывоза оборудования и экспонатов,
— переговоры, заключение контрактов, продажа образцов или мелких партий продукции,
— организация учета и оценки посетителей стенда.
Каждый участник В. стремится иметь на своем стенде экспонат – «гвоздь» (сильный ай-стоппер), выделяющий стенд из ряда конкурирующих. В качестве «гвоздя» эффективно используются рабочие модели механизмов и приборов. На стенде должны быть поясняющие надписи и плакаты, указывающие на соответствующие предметы.
Для стенда (выставочной экспозиции) выделяют 3 зоны: основную, офисную и вспомогательную. В основной зоне показывают экспонаты и функционируют обслуживающие их люди – стендисты. В офисной зоне ведут переговоры, пьют, курят и питаются, заключают контракты. Из основной зоны не должно быть видно то, что происходит в офисной. Вспомогательная зона нужна для хранения образцов и партий товара, упаковки экспонатов, личных вещей сотрудников и т.д.
Стенд желательно оборудовать шкафами и вешалками для одежды, сумок и пакетов. Иначе эти вещи посетители В. могут принять за демонстрируемые экспонаты или сувениры. Стендисты должны выглядеть аккуратными и отдохнувшими. Поэтому необходимо организовать им отдых и питание.
На переговорах уместно предлагать серьезным посетителям чай, кофе, соки и, в исключительных случаях, шампанское и коньяк. Все манипуляции по приготовлению напитков и их употребление должны быть вне поля зрения др. посетителей В. Стендистов нужно ограничивать в пользовании мобильными телефонами и беседах между собой. Офисная зона стенда должна быть изолирована от шума и снабжена необходимыми материалами для переговоров: вариантами контрактов, прайс-листами, ручками, чистой бумагой, калькуляторами.
Папки с фирменной символикой и рекламными материалами должны быть или в руках у стендистов, или – в укромном месте. Иначе их легко возьмут «на память» заинтересовавшиеся посетители. Запас свободно раздаваемых рекламно-информационных материалов всегда должен быть достаточным.
С оргкомитетом В. решаются следующие вопросы:
— аренда выставочной площади, открытой и закрытой;
— аренда и монтаж оборудования, выбор конструкции стенда;
— установление розеток и дополнительного освещения (если требуется);
— аренда и установка специальных подиумов для экспонатов;
— дополнительные услуги (шкафы, холодильник, мойка, паласы, столы, стулья) и уборка помещений стенда;
— изготовление надписи на фризе;
— организация публикаций об участниках В. в СМИ и размещение информации о них в каталоге В. (за отдельную плату);
— организация работы грузчиков, автопогрузчика.
Подводя итоги работы на В., нужно ответить на следующие вопросы:
1) удачно ли был размещен стенд,
2) хорошо ли он был оформлен и сконструирован,
3) оптимальна ли была площадь стенда,
4) основные неудобства и накладки в ходе В.,
5) какое еще оборудование и какие услуги нужно было бы заказать,
6) от чего следовало бы отказаться,
7) как работал персонал, стендисты.
Отдельно оцениваются коммерческие итоги В., как по прямо заключенным договорам, так и по перспективным контактам и клиентам. К участию в В. целесообразно приурочить небольшую рекламную кампанию в СМИ, предлагая льготы, скидки, купоны посетителям В., фирменного стенда.
Г_
Газосвéт – световая наружная реклама.
О Г. говорят, поскольку кроме неона в наружной светящейся рекламе используются другие инертные газы. К световой наружной рекламе относят и волоконную оптику, лазерную технику, световоды. Ср. неон, призмавижн.
Гологрáмма – блестящая, радужная голографическая этикетка с трехмерным изображением.
С помощью Г. маркируют видео- и аудиокассеты, продукты питания, косметику, компакт-диски, фармацевтические изделия, паспорта качества товаров и др. Г. призваны создавать у покупателей ощущения фирменности, высокого качества покупаемого товара или услуги. Г. используются и как средство защиты от подделок.
При производстве Г. применяют такие технические приемы защиты: эффект объема, технику постепенного изменения цвета, подвижные элементы, микроузорчатый фон, микротекст. Еще используются коды, которые считывают только специальные лазерные (ультрафиолетовые или магнитные) приборы.
В бумажные этикетки Г. интегрируют методом горячего тиснения фольги. Для упаковки алкогольной продукции и пищевых продуктов применяют термоустойчивые ПВХ–колпачки с голографической полосой. Голография получает все большее распространение как один из инструментов брендинга (см.).
Грáтис – маркетинговые мероприятия, поощряющие потребителя: бесплатные образцы товара, дегустации, бесплатное консультирование и др.
Грáфика – широко используемая в рекламе художественная практика, применяющая линию и штрих, а также пятно, светотень, белый или черный фон листа. Цвет в Г. обычно не применяют. Работы компьютерной Г. создаются с помощью специальных программ с уже готовыми графическими элементами. Индивидуальная графика художника, рисование от руки, обычно нужна при создании логотипов, товарных знаков, эксклюзивных плакатов.
Грýппа целевáя – то же, что аудитория (см.).
Д_
Дáйджест – краткий вариант издания художественного произведения или периодики (либо других подробно изложенных данных, сведений).
Девз – фраза, выпукло выражающая рекламную идею; слоган, лозунг. В бизнесе Д. часто формулирует корпоративную миссию, напр., «мы научим весь мир копировать» («Ксерокс»). Д. в политической рекламе обычно называют лозунгами. В 2001 г. на Рязанском ш. при въезде в Москву можно было увидеть плакат с Д.: «Мир, Труд, Рай»; в Тверской обл. наблюдался плакат «Слава народу» (советские варианты этих постеров: «май» вместо «рай», «КПСС» вместо «народа»). Различные Д. применяет социальная реклама, напр., «спорт вместо наркотиков». В бизнесе популярны и общие Д., напр., «мы обречены на успех».
Дегустáция – рекламная акция, обеспечивающая продвижение (промоушн) пищевых товаров и напитков. Д. проводят в местах производства и продажи, на выставках и презентациях. Существуют специальные дегустационные конкурсы, определяющие категорию качества и престижности соответствующей продукции, арбитрами в которых выступают профессиональные дегустаторы. На таких мероприятиях учитывается не только вкус, но и запах, цвет, оформление продукта. Профессиональная Д. отличается от рекламной, потребительской.
Декáда – общественно значимое или маркетинговое мероприятие длительностью в 10 дней. Напр., Д. итальянского кино, Д. сервисного обслуживания с 20 % скидкой и т.п.
Декóр, декоррование – художественное оформление, стилистическое украшение.
Декорровать – оформлять, украшать.
Демáркетинг – см. маркетинг.
Демогрáфия – научная дисциплина, занимающаяся исследованием и описанием состава населения, его характеристиками. Данные Д. активно используют маркетинг, реклама и PR. Они нужны для выявления целевой аудитории, сегментов рынка. Д. интересуют такие показатели, как пол, возраст, уровень образования, семейное и профессиональное положение и др.
Дизáйн – 1) художественно-стилистическое оформление помещений, печатной и прессовой рекламы,