Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А) Исторические и современные типы (подходы) правопонимания




Тема 8. Сущность, принципы и функции права

Вопросы к учебному занятию:

  1. Понятие права (правопонимание).

а) Исторические и современные типы правопонимания.

б) Право в объективном и субъективном смысле.

в) Определение права, его признаки.

г) Виды права.

д) Принципы и функции права.

  1. Сущность права. Классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.
  2. Теории происхождения права.

Актуальность темы

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В связи с этим, главной задачей данного лекционного занятия является определение понятия права, его сущности и социальной ценности, выделение основных признаков права; рассмотрение различных методологических подходов к анализу природы права.

Понятие права (правопонимание)

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Содержание права – знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как к справедливым или несправедливым.

В зависимости от того, что берется за основу понимания права – идеи, нормы или действия (отношения), выделяют три типа правопонимания: естественный, нормативный (этатистский), социологический подходы.

а) Исторические и современные типы (подходы) правопонимания

Естественно-правовой подход к правопониманию

Юснатурализм (юс – право, натура – природа) – один из древнейших вариантов правопонимания.

1. Античный период (первая редакция естественного права)

Истоки этой теории восходят к античной природе. Согласно их мнению – право естественное, общее для всех народов, основа такого права – справедливость, добро, нравственность и гуманизм (абсолютная ценность). Только с позиции справедливости надо оценивать действующее право (т.е. законы в государстве, человеческие законы). Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы (Цицерон). Естественное право – это разумные законы природы, которым подчиняется все живое – люди, звери. Естественное право появляется с рождения и заканчивается смертью человека.

2. Средневековый период (вторая редакция естественного права)

Естественное право получает теологическое (божественное) обоснование. Естественное право трактовалось как воля Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и в Священном Писании (Фома Аквинский). В центре вселенной – Бог). Перечень прав имел исчерпывающий, постоянный и неизменный характер, как постоянны и неизменны законы разума. Таинство творения права переносится на Божество.

3. Новое время (17-18 вв) (третья редакция естественного права) – Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия). Т. Гоббс, Д. Локк (Англия), Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо (Франция), А.Н. Радищев (Россия) и др.

Естественное право было отождествлено с правами и свободами человека (право на жизнь, свободу, неприкосновенность частной собственности и др.), которые непосредственно вытекали из его природы (в центре вселенной – человек). Права человека – естественны и неотчуждаемы. Данная концепция доминирует в общественном правосознании Запада и сегодня.

4. Конец 19 века – современный период (четвертая интерпретация естественного права)

Естественное право – некий правовой идеал, на который необходимо равняться позитивному праву (действующему праву в государстве), это совокупность нравственных требований к действующему в государстве праву.

Сущность концепции: государственное (действующее) право, в своих законах, судебных решениях, иных источниках должно отражать естественное право (идеалы справедливости, свободы). Другими словами – естественное право должно выступать эталоном для позитивного (действующего права).

В отечественной литературе по этому поводу существуют две полярных позиции:

Узкое правопонимание (М.И. Байтин, С.С. Алексеев) Широкое правопонимание (В.С. Нерсесянц) – формально-юридическая точка зрения
Естественное право нельзя признать собственно правом (в юридическом смысле слова). Это нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, пожелания, требования – это духовная предпосылка права Естественное право есть форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода. То есть (в отличие от узкого понимания) естественное право все же обладает регулятивными свойствами, просто в данном случае естественному праву отводится ОСОБАЯ роль – выполнять функции общеправовых принципов, аксиоматичных положений права). Естественное право выражается через правовые идеи (идеологии), принципы права (Конституция РФ построена на принципах естественного права) (более верная)

В рамках данного подхода немаловажным является рассмотрение еще такого вопроса как различие права естественного и права позитивного.

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО (позитивистская модель правопонимания) –

Остин, Шершеневич, Хейзинг и др.

Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Остином в его фундаментальном труде «Чтение по юриспруденции» (1832 г.). В соответствии с его концепцией реальность праву придает государство, которое закрепляет конкретные нормы в принимаемых им письменных источниках. Логическое завершение юридический позитивизм получил в теории Кельзена (1-ая пол. 20 в.) «Чистая теория права». В соответствии с данной теорией право представляется таким как оно есть, без его оправдания и критики. Юриста не должны интересовать внешние связи права с такими явлениями, как психология, социология, политика.

Другими словами – позитивное право это официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившее закрепление в законодательстве, т.е. это реально существующие законы.

Несомненной заслугой позитивистской теории является обоснование таких важнейших принципов теории права, как:

- верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами, исключающей наличие в действующем праве противоречивых норм

- недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права

- требование неукоснительного исполнения действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами (принцип законности)

- подчинение судьи закону.

Позитивисты – противники естественного права. По мнению позитивистов, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы, являются источником заблуждением умов.

Но, делая акцент на различии позитивного и естественного права, не следует их противопоставлять. Как правильно заметил Р.З. Лившиц «если сугубо условно уподобить право живому организму, то позитивное право можно считать тело, а естественное право – душой… Естественное право объективно нуждается в нормативном облачении, иначе оно остается совокупностью прекраснодушных идей…. Целью естественного права остается достижение нормативного закрепления. Данной точки зрения придерживается и М.И. Байтин: «естественное право практически неосуществимо без позитивного, а духовная основа, нравственная сила и стабильность позитивного права коренятся в праве естественном».

Нормативный (этатистский) подход к правопониманию (нормативная концепция права) –

И. Бентам, Д. Остин, П. Лабанд, К. Бергбом, Г. Кельзен

Этатистский подход (фр. – État – государство), как и юснатарализм, относится к классическим типам правопонимания (16-17 вв.). Где государство – это рациональное творение человеческих рук, а право – как выражение воли государства. Истоки такого правопонимания отождествляют право и закон. Идейную борьбу вокруг него можно найти уже в античной правовой культуре. У Ксенофонта (древнегреческий писатель и историк Др.Греция), например, приводится следующий характерный диалог между Алкивианом и Периклом:

«Скажи мне, пожалуйста, Перикл, - спрашивает Алкивиад, - можешь ли ты меня научить, что такое закон?

- Конечно, - отвечает Перикл. – Закон есть все то, что народ, собравшись и одобрив, начертал, дабы определить, что следует делать и чего не следует.

- А если не народ, а, как это бывает в олигархиях, только немногие собираются и устанавливают, что это такое?

- Все, что господствующая в государстве власть установит, то и называется законом.

- Значит, если что и тиран установит, и это будет закон?

- Да, и это называется законом».

Получается, что право согласно нормативистскому подходу упрощается и становится реальным в виде текста (текста закона). Основными признаками права в нормативистском подходе признаются формальная определенность, защищенность властью государства. Данная концепция доминирует и по настоящее время (изучаем гражданское ПРАВО, уголовное право и т.д.)

Социологический подход к правопониманию («широкое» понятие права) – С.А. Муромцев, М.М. Кистяковский, Н.М. Коркунов, Эрлих (Австро-Венгрия), Паунд (США), Д. Фрэнк, К. Ллевелин, П.И. Стучка,Г.В. Лившиц, Н.В. Витрук, В.Д. Зорькин, Г.В. Мальцев

Формируется во второй половине 19 века – первой трети 20 века в Европе, затем получило широкое распространение в США. Для социологического правопонимания характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства.

Право возникает непосредственно в обществе, через отдельные правовые отношения постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций (мы изучали ранее – начиная с первобытной системы общества). Часть из них получает государственное признание и либо отражается в законах, либо санкционируется действующим законодательством, получая значение официальных источников права (обычное право, юридический прецедент, акты прямого нормотворчества).

Сторонник данного подхода С.А. Муромцев говорил: «Вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы – атрибут правопорядка». То есть право – это порядок человеческих взаимоотношений (сначала появляются отношения «по поводу», а потом эти отношения фиксируются в форме нормы, судебного прецедента и т.д.). По мнению Эрлиха, «живое право находится не в статьях закона, а в практических отношениях». Т.Е., право – это не то, что выражено в тексте документа, удостоверенного государством, а то, что имеет место в действительности, в практической деятельности.

Юснатуралисты Нормативисты Социологи («теория живого права»)
Ценность права Право=закон Жизненность, фактичность правовых отношений
право – это постоянное и неизменное, совершенно естественный (природный) закон (естественное право) (право и закон разделены).Неписанное право. Отождествляет право и мораль. Источник права не закон, а сама человеческая природа. право – есть совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона (право и закон отождествлены). Это сфера должного, а не сущего право – это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в книгах законов. Право и закон разделены, но так как в естественно-правовой доктрине.Это прежде всего юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.д. Поэтому такое право формулирует прежде всего судья (субъект правотворчества (в англосаксонской правовой системе)

Психологическая концепция права – Л.И. Петражицкий, Росс, Оливекрон (Скандинавия)

Психологическую концепцию можно рассматривать в русле социологического правопонимания, хотя она имеет и самостоятельное значение.

Право – это конкретная психическая реальность – правовые эмоции человека (стимулы, побуждения)

ПО ПЕТРАЖИЦКОМУ:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1080 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2320 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.