Душа в периоды распада обш, ества. – Пассивная и активная реакция. – «Осевое время». – Еретические учения. – Буддизм и джайнизм как мифологии. – Мироустройство по‑буддийски. – Будда. – Джина Махавира. – Тиртханкары. – Дживы. – Трилока джайнов. – Возвращение «осевого времени». – Бхакти и ислам. – Сикхи. – Безымянный бог. – Чудо, которым была Индия.
«Раскол человеческого общества является опытом коллективным, а значит, искусственным. Значение его определяется тем, что относительно внутренних движений, происходящих в обществе, это – явление внешнее. Духовные процессы происходят в человеческой душе, ибо только Душа способна переживать человеческий опыт и откликаться на него духовным проявлением. Раскол в человеческой душе – это эпицентр раскола, который проявляется в общественной жизни, поэтому, если мы хотим иметь более детальное представление о глубинной реальности, следует подробнее остановиться на расколе в человеческой душе.
Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик – от абсолютной пассивности до крайних форм активности. Выбор между активной и пассивной реакциями – единственный свободный выбор, оставленный Душе, утратившей возможность (но, разумеется, не способность) творческого действия. По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся все более косными, полярными и более значимыми по своим последствиям.
Пассивная попытка состоит в уходе. Душа наполняется верой от общения с Природой, она восстанавливает те творческие потенции, которыми была изначально наделена. Активная альтернатива пассивному уходу есть Самоконтроль. Душа «берет себя в руки», ищет форму обуздания естественных страстей через систему духовных упражнений, исходя из убеждения, что Природа губит творческие задатки, а вовсе не порождает их и что «обрести власть над Природой» – единственный путь к возрождению утраченных творческих способностей.
Пассивное выражение понимания всей глубины и неотвратимости нравственного падения – смысл самодвижения Вселенной, где Зло оказывается победителем в макрокосме. Душа впадает в прострацию, осознавая неизбежность своего поражения и тщетность попыток установить власть и контроль над окружением. Она начинает верить, что Вселенная, включая и самое Душу, находится в руках у власти, которая столь же иррациональна, сколь и неотвратима. И власть эта принадлежит богине с двойным ликом, имя которой – Случай, но дела свои она творит под именем Необходимости. С другой стороны, ощущение нравственного падения Души может вызывать настроение бесконтрольности и безответственности самой Души. В этом случае осознание собственного нравственного падения носит активный характер. Тогда Душа поддается греху, и, обращая свой взгляд из макрокосма в микрокосм, она концентрирует усилия, чтобы преодолеть и победить Карму.
Будда Гаутама. Рельеф гандхара (III в. до н. э.)
Пассивный ответ есть полное примирение с потерей ощущения формы, что является следствием потери стиля цивилизации, перешедшей из стадии роста в стадию распада. Душа попадает в смесительный котел. В сфере социального общения это порождает смешение традиций и сочетание несовместимых ценностей.
Активный ответ предусматривает отказ от местного стиля жизни. Он представляет собой попытку выработать иной стиль, всеобщий и вечный. Поднимаясь до уровня этого активного ответа, Душа обнаруживает, что исчезновение характерной форму распадающейся цивилизации приводит не к Хаосу, что само по себе является результатом исчезновения вообще всякой формы, но к Космосу, всеохватывающая форма и божественная архитектура которого просматриваются сквозь трещины, образовавшиеся в человеческих творениях, являя взору Вечное и Беспредельное. Активный ответ есть прозрение всеобщего единства через осознание единства человечества и единение его с Богом».
Эти слова замечательного английского исследователя Арнольда Дж. Тойнби, автора многотомного труда «Постижение истории», как нельзя лучше описывают ту духовную ситуацию, в которой оказалось индийское общество на рубеже VI–V вв. до н. э. Засилье брахманического формализма омертвило «душу Индии», выхолостило искреннюю мистическую основу ритуала, подменила ее до предела изощренной формой, практически полностью лишенной сколько‑нибудь живого содержания. Способность достичь высшего знания и «обрести небеса» оказалась фактически узурпированной сословием брахманов – представители всех остальных каст, чтобы приблизиться к небесам, были вынуждены обращаться к брахманам за помощью.
Эта ситуация – «осевое время» в терминологии немецкого философа К. Ясперса – породила в обществе духовное брожение. В восточных районах страны, где влияние брахманической религии было не столь велико, постепенно складывалось убеждение в том, что путь к высшему знанию лежит не через внешний, а через внутренний ритуал, совершаемый в душе; это убеждение отразилось в упанишадах. А на северо‑востоке Индии зародились два «еретических» учения, отвергавших и авторитет брахманов, и брахманические ритуалы, и «мертвых» ведийских богов. Этими учениями были буддизм и джайнизм, без которых сегодня невозможно представить индийскую культуру – и мировую культуру в целом. Как ни удивительно, «еретики» не только не погубили индуизм, но и придали ему новые силы. «На протяжении всей многовековой истории духовный космос Индии представлял собой некое многоликое религиозно‑культурное единство, воплощаясь в разных ярких и самобытных вариациях и пронизывая всю плоть индийской жизни, создавая ее неповторимую общую палитру. Во все времена она была и остается страной индуизма по преимуществу: именно вокруг него всегда строилось культурно‑политическое и социальное единство субконтинента, и именно он имеет сейчас наибольшее число приверженцев. Дважды индуизм сдавал свои позиции, когда буддизм становился в Индии государственной религией: при царе Ашоке в III в. до н. э. и в период Кушанской империи в вв., но, обновившись и изменив форму, постепенно вернул утраченное могущество и влияние над душами своих адептов» (Альбедиль). Реформа брахманической религии, осуществленная под давлением метафизики упанишад, с одной стороны, и еретических доктрин буддизма и джайнизма, с другой стороны, завершилась возникновением индуизма в том виде, в котором он существует и по сей день. Что же касается «учений вероотступников», одно из них вышло за пределы Индии и мало‑помалу превратилось в мировую религию, а другое сделалось с течением лет неотъемлемой составляющей индийской традиции.
В своем современном «воплощении» и буддизм, и джайнизм – религиозно‑философские системы; религии в них гораздо больше, чем мифологии. Некоторые исследователи конца XIX – начала XX в. даже утверждали, что первоначальный, «канонический» буддизм был совершенно свободен от мифологии; сегодня эта точка зрения опровергнута, но не подлежит сомнению, что ранние буддийские тексты почти не содержат мифологических образов и сюжетов. Джайнская традиция более мифологична, но и в ней главное – этические и философские догматы, а не миф. Поскольку же наша книга посвящена именно мифологии, мы не будем сколько‑нибудь подробно излагать здесь «теоретическую» основу буддизма и джайнизма – это увело бы нас очень далеко от поставленной цели; ниже речь пойдет исключительно о мифологии последователей Шакьямуни и приверженцев Джины Махавиры.
Семь символических шагов Шакьямуни. Тибетская миниатюра (XVIII в.).
«По своему отношению к мифологии буддизм резко отличается от других религий, – писала Л.Э. Мялль. – Это связано с основной концепцией буддизма, по которой человек (и только человек) занимает особое место в иерархии всех (в том числе и мифологических) существ, так как он один имеет возможность спастись от оков безначальной сансары и достичь нирваны (то есть стать архатом или буддой). Все другие существа, в том числе боги и другие мифологические персонажи, не могут непосредственно достичь нирваны (для этого они должны родиться людьми), и в этом смысле они находятся на более низком уровне, чем человек, хотя и могут иметь качества, которые ему недоступны.
Гневный бог Хаягрива. Тибет. Бронза.
Своеобразно и отношение буддизма к реальности существования мифологических персонажей. Если в народном буддизме они считались вполне реальными, то философский буддизм рассматривал их как создания человеческой психики и тем самым по существу снимал сам вопрос об их реальности или нереальности. Такая установка открывала возможности для неограниченного расширения буддийского пантеона и обогащения его мифологического содержания. В буддийский пантеон было включено чрезвычайно большое число богов, полубогов и других мифологических существ из мифологий всех народов, народностей и племен, среди которых распространился буддизм; они сохранили свои функции, хотя и были подчинены принципам буддизма. Так, из мифологии брахманизма и индуизма вошли в буддийскую мифологию Брахма, Индра (буддийский Шакра), Вишну, Ганеша, локапалы, гандхарвы» Все «включенные» в буддийскую мифологию божества стали участниками сюжетов, которые связали их с буддами.
Главная отличительная особенность буддийской мифологии – ее, если можно так выразиться, «гигантомания», стремление к бесконечности. По буддийским мифам, число миров во вселенной бесконечно – «больше, чем песчинок в Ганге». В каждом из миров существует гора Меру (Сумеру), вокруг которой высятся семь горных хребтов, а за ними протянулась суша – четыре материка и множество островов, – окаймленная мировым океаном. Под поверхностью земли расположен мир претов (духов, неспособных утолить свои желания), а еще ниже находятся бесчисленные преисподние. Над горой Меру – небеса богов, в том числе траястринса, «небо 33 богов», которым правит Шакра‑Индра.
Каладеви. Бронза, эмаль (XVIII в.). Это – единственная богиня среди дхармапал, защитников буддийского вероучения.
Все мироздание, от преисподней до траястринсы, представляет собой Камадхату – «сферу желаний». Выше Камадхату расположены сферы Рупадхату и Арупадхату. Первая сфера, «имеющая форму», состоит из шестнадцати низших небес Брахмы; вторая, «не имеющая формы», состоит из четырех высших небес Брахмы.
Легко заметить, что это мироустройство во многом совпадает с картиной мира в представлениях индуистов; точно также буддийское представление о времени во многом совпадает с учением о сутках и годах Брахмы. Согласно буддийской традиции, сансара (бытие) безначально, однако все ее миры имеют временную протяженность, то есть возникают, развиваются и гибнут. Эта временная протяженность называется махакальпой (великой кальпой) и длится миллиарды человеческих лет. Махакальпа разделяется на четыре кальпы, протяженностью каждая в миллионы лет. Эти кальпы бывают «счастливыми» и «пустыми»; «счастливой», иначе буддакальпой, называется та, в которую в мире появляется будда.
Будда – центральный образ буддийской мифологии. Считается, что будд бесконечное множество; до Шакьямуни («отшельника из рода шакьев») в наш мир приходили шестеро будд – Вишвабху, Випашьина, Шикхина, Кракучханду, Канакамуни и Кашьяпу. В будущем же должен появиться среди людей будда Матрейя – будда грядущего мирового порядка. Будда ни в коей мере не является божеством; «если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам – с верой в Аллаха, то вера в будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма. С точки зрения буддистов, будд было и будет бесконечное множество, и некоторые из них не менее авторитетны, чем Шакьямуни. В ряде течений индийского, китайского и японского буддизма больше чтут других будд, например Амитабху, Вайрочану или будду будущего – Матрейю, а в странах Юго‑Восточной Азии будду Шакьямуни почитают скорее как святого и великого мудреца. В позднем буддизме появляется учение об Ади‑будде – изначальном Будде, воплотившем сущность всех будд» (Альбедиль).
Майтрея – будда грядущего. Бронза (XI в.).
Все эти представления характерны для буддизма в целом. Различия между направлениями буддизма – хинаяной, махаяной и ваджраяной – заключаются не в мифологии, а в этике и философии, которых, как уже говорилось, мы здесь касаться не намерены.
Если Шакьямуни признают седьмым по счету буддой нынешней буддакальпы, то Джину Махавиру, основоположника джайнизма, считают двадцать четвертым и последним из тиртханкаров, «ведущих через океан жизни», то есть духовных учителей. Подобно Шакьямуни, Махавира – историческое лицо, жизнь которого с течением времени «обросла» мифологическими сюжетами. Первым же тиртханкаром ортодоксальная традиция называет некоего Ришабху, который жил в те времена, когда люди не умели правильно готовить пищу, не знали гончарного ремесла и письменности. Ришабху научил их всему этому, а также учредил брачные и погребальные обряды (круг действий, характерных для культурного героя). Считается, что тиртханкары приходят в мир, переживающий период спада; когда же мир «на подъеме», тиртханкары не нужны.
Все бытие, по джайнскому канону, населено двумя вечными феноменами – дживами (душами) и адживами (неодушевленные начала). Обретая «кармическую материю», дживы получают материальные тела и становятся живыми существами. «В джайнизме безначальный и бесконечный круговорот джив порождает представление о некоем равенстве всех существ, ибо все они обладают дживами (отсюда строжайший запрет на причинение вреда – ахимса), но поскольку дживы качественно различны в зависимости от количества органов восприятия (от одного у растений и до пяти у высших животных, людей и богов), создается своеобразная иерархия живых существ, высшее место в которой занимает человек, ибо только он может прекратить действие закона кармы и достичь освобождения. При этом мир людей делится на кармовый, то есть мир, где разворачивается история, и некармовый, где нет смены периодов времени. Состояния сиддхи – совершенных джив, освободившихся от кармы, могут достичь только обитатели кармического мира» (Альбедиль).
Джайнская традиция тяготеет к утомительно детальным описаниям мироустройства. В упрощенном виде мироздание представляется как трилока, то есть верхний, средний и нижний миры; эти три мира изображаются как усеченные конусы, причем средний и верхний соприкасаются основаниями, а вершина среднего лежит на вершине нижнего. Мироздание окружено мировой бездной, состоящей из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. Помимо мира, есть еще и немир, непознаваемый и недоступный восприятию.
Каждая из сфер мироздания носит свое название – Урдхалока, Мадхьялока и Аддхалока соответственно; первая и третья сферы «дробится» на несколько уровней. Аддхалока состоит из семи нижних миров, и во всех находятся преисподние. Урдхалока объединяет в себе 10 или 11 небес, каждое из которых делится на северную и южную половины, а также на множество «подслоев»; в результате в Урдхалоке насчитывается в общей сложности свыше 60 небес. В самой верхней зоне самого верхнего неба пребывают сиддхи.
Что касается Мадхьялоки, она выстраивается вокруг центрального континента Джамбудвипа, посреди которого возвышается мировая гора Мандара. По окружности континента стоит алмазная стена, а за ней – решетка из драгоценных камней и океан Лаванода. Это строение сферы (континент – океан) многократно повторяется. Срединный мир буквально изобилует разнообразными божествами – свой бог есть у каждой горы, реки, местности, дерева и т. д.
В Аддхалоке обитают божества вйантара и бхаванавасины; в пространстве между средним и верхним мирами расположена обитель богов джйотишка, а на небесах находятся дворцы божеств вайманика и локантика.
Будда Амитабхи с амритой в руках. Бронза (X в.).
«Боги каждого класса характеризуются определенной продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, степенью способности ясновидения и трансформации в различные облики и т. д. Они могут иметь истинную, ложную или смешанную веру, истинное, ложное или смешанное знание. У каждого индры (владыки) есть несколько главных супруг, свита которых состоит из нескольких тысяч низших богинь. Индрам бхаванавасинов и ваймаников подчиняются (или почти равны им по рангу) хранители мира – локапалы и 33 высших чиновника – траястримша. Индры емют войска и военачальников и воюют друг с другом. Кроме того, у них есть совет. Самые низкие по социальному статусу божества, нечто вроде земных париев, называются килбиша. Как и обитатели ада, боги рождаются способом упапатти – мгновенным появлением без материального основания»
(Альбедиль).
Представления джайнов о времени – точнее, о пространственно‑временном континууме, или хронотопе, – также отличаются усложненностью даже по сравнению с представлениями индуистов и буддистов. Время движется циклически и рисуется как колесо, имеющее два полуоборота – восходящий и нисходящий; оба этих оборота делятся на шесть периодов. Первый и второй периоды нисходящего полуоборота описываются как хорошие: люди жили долго и счастливо, а сразу после смерти перерождались в высших мирах. С третьим периодом к людям приходит страдание; тогда же появляется первый тиртханкар Ришабха, который проповедует джайнское вероучение. В четвертом периоде на людей обрушиваются болезни, человек после смерти уже может переродиться в животное или в обитателя преисподней; в этот же период приходят остальные тиртханкары, в том числе Махавира, и чакраватины – идеальные цари. Пятый период, как считается, начался через 75 лет и 8 с половиной месяцев после смерти Махавиры. А продлится он 21 000 лет. Тиртханкары больше не появятся, постепенно наступит упадок во всем, включая веру – исчезнут все религии, в том числе и джайнизм. Наконец шестой период ознаменуется тем, что человеческая жизнь сократится до 16–20 лет. Земля раскалится докрасна, а ночью будет остывать; жара днем и холод ночью заставят живых существ скрываться в океанских пещерах, будут дуть свирепые ураганы.
Голова Махавиры. Камень (X в.).
Но следующим периодом будет уже первый период восходящего полуоборота колеса, так что жизнь мало‑помалу начнет налаживаться. Семь дождей напоят землю, пробудят растения, вновь появятся тиртханкары и т. д.
Этот цикл бесконечен; колесо неисчислимое количество раз проходило и будет проходить путь от «хорошего» к «плохому» и обратно. По замечанию О.Ф. Волковой, «в джайнизме, таким образом, совмещены и эсхатологическая, и хилиастическая линии».
В некармовом мире смены эпох не происходит; там всегда «хорошее» время.
Даже столь краткое, схематичное описание джайнской модели мироздания способно внушить почтительное уважение к масштабности мышления джайнов. Вдобавок многие древние джайнские рукописи из индийских библиотек до сих пор не опубликованы, а большая часть религиозно‑философских текстов не переведена на европейские языки – джайны не стремятся предавать широкой огласке свое учение и свою мифологию. Можно только догадываться, какие удивительные картины мироустройства еще остаются неизвестными, и только сожалеть о том, что наши знания о религии и мифологии джайнов страдают удручающей неполнотой.
«Осевое время» вернулось в Индию на рубеже XV в., при мусульманских завоевателях. Официальной религией страны считался ислам, а «простонародный» индуизм переживал очередной реформаторский период: в нем зародилось течение бхакти («любви к богу»), отрицавшее брахманов как посредников между человеком и божеством и отвергавшее обряды и церемонии индуизма. На стыке бхакти и ислама (в его суфийском варианте) и возникло новое движение, сегодня притязающее на то, чтобы считаться религией, – сикхизм.
Основатель сикхизма гуру Нанак отрицал кастовую систему индуизма и проповедовал равенство всех людей перед божеством. В каноне сикхизма, священной книге «Ади Грантх», говорится, что бог – един и существует во всем и повсюду, а многобожие индуистов – лишь неспособность «непосвященных» постичь эту истину. У бога сикхов нет собственного имени, к нему обращаются, используя и индуистские, и мусульманские имена; он лишен качеств (ниргун), но, чтобы человек мог познать его, он переходит в состояние «наделенного качествами» (сагун). Бог невидим, всемогущ и всеведущ, он объединяет в себе три функции Тримурти – создание, хранение и разрушение. У него нет зримых воплощений, поскольку он находится вне цепи перерождений. В житии гуру Нанака присутствует такой гимн:
Тысячи глаз являются твоими глазами,
Но ты не имеешь ни одного.
Тысячи ликов – твои лики,
Но ты не имеешь своего.
Тысячи стоп являются твоими,
Но ты не имеешь ни одной.
Тысячи носов – твои,
Но ты не имеешь носа [77].
Человеку, чтобы прервать цепь перерождений, необходимо познать мистическое слово, постоянно повторять в молитвах имя бога «Сати нам» («его имя – истина») и следовать наставлениям гуру.
«Постижение бога – вот основная цель и стремление каждого последователя сикхизма. А полное постижение – не что иное, как абсолютное погружение в бога, растворение в нем, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это главное»
(Альбедиль).
Индийская мифология представляет собой необозримое море сюжетов и образов, запечатленных в обширных циклах и памятниках древней литературы, которые охватывают века и тысячелетия культурной традиции. Мифологические представления индийцев менялись и эволюционировали от эпохи к эпохе: исчезали старые и возникали новые космогонические и религиозные концепции, образы и культы древних божеств тускнели и сходили со сцены, а им на смену выдвигались новые; местные божества и культуры включались в центральный пантеон, либо оттесняя божеств, закрепленных в нем раньше, либо сливаясь с ними и обогащая их новыми чертами и атрибутами; менялось содержание мифологических образов, смещались акценты в старых мифах, которые получали новое толкование вместе со сменой идеологических течений в новую историческую эпоху. При этом древние образы и представления нередко «воскресали» после веков забвения, иногда неузнаваемо преображенными, иногда легко различимыми в но вом «оформлении». В относительно поздних литературных памятниках часто встречаются архаические элементы мифологии и культа, вовлеченные в господствующую систему идеологии с периферии культурного ареала.
В результате сложилась картина крайне разнообразная, удивительно пестрая, во многом хаотическая, но оттого – не менее увлекательная. И хочется надеяться, что эта книга смогла, хотя бы скупыми мазками, обрисовать читателю то «чудо, которым была Индия», то чудо, которым Индия продолжает оставаться и по сей день.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткая хронология
До нашей эры
Ок. 3200. В долине Инда складывается протоиндийская цивилизация с двумя крупнейшими городами, Хараппой и Мохенджо‑Даро.
3102. Начало современной калиюги, которая должна продлится 432 000 лет.
2500–2000. Торговые и культурные связи цивилизации долины Инда с Месопотамией.
Ок. 1600. Гибель протоиндийской цивилизации – возможно, в связи с природными катаклизмами.
1600–1000. Ранневедийский период.
Ок. 1500. Начало проникновения арийских племен в долину Инда.
1500–1000. Сложение и кодифицирование «Ригведы». 1000‑600. Поздневедийский период. Ок. 1000. Складывается кастовая система. Ок. 900. Война пандавов и кауравов. IX в. В этом веке жил Паршва, 23‑й джайнский тиртханкар.
Ок. 800. Возвышение сословия брахманов. VIII–V вв. Сложение упанишад. Получает распространение идея повторного рождения.
566 (563). Рождение царевича Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма.
549. Рождение Джины Махавиры, 24‑го тиртханкара джайнов.
537. Долина Инда входит в состав Персидского царства.
Ок. 523. Царевич Сиддхартха достигает просветления и становится Буддой.
V в. Возвышение царства Магадха. Кризис брахманизма.
V–II вв. Сложение «Махабхараты», включая «Бхагавад‑гиту».
Ок. 486. Смерть Будды. В Раджагрихе собирается первый буддийский «собор», устанавливающий каноны вероучения.
Ок. 400. Записана «Сутра» Панини – первая грамматика санскрита.
IV–II вв. Сложение «Рамаяны».
326. Вторжение армии Александра Македонского в Северную Индию.
322‑185. Империя Маурьев.
III в. Проповедь буддизма на Шри Ланке.
273‑232. Царствование Ашоки, правителя‑буддиста. При Ашоке империя Маурьев достигла зенита своего могущества.
251‑246. Арии покоряют Шри Ланку.
247. Третий буддийский «собор», разногласия на котором привели к возникновению махаяны.
Ок. 200. Начало строительства пещерных храмов в Аджанте и Эллоре.
Наша эра
Ок. 50. Вторжение кушанских племен. В Таксиле возводится зороастрийский храм.
320‑540. Правление династии Гуптов. V в. Сложение пуран.
620‑649. Правление царя Сонгстена Гампо, при котором индийские монахи принесли буддизм в Тибет.
VIII в. Падмасамбхава, «второй Будда», проповедует в Тибете ламаизм.
788. Рождение Шанкары, реформатора индуизма.
937. Зороастрийцы, бежавшие от притеснений арабов, основывают в Гуджарате парсийскую общину.
XI в. Складывается представление об изначальном
Будде – Ади‑будде. Расцвет культа Тары в Тибете.
Ок. 1020–1030. Султан Махмуд Газневи вторгается в Северную Индию.
XII в. Буддизм становится главной религией Тибета.
1206. Завоевание Тибета Чингисханом. В Индии основан
мусульманский султанат со столицей в Дели.
1221. Вторжение в Индию монголов.
1288–1293. Марко Поло посещает Индию.
1396. Войска Темуджина разоряют Индию.
XV в. Фарси становится официальным языком Северной Индии.
1469. Рождение гуру Нанака, основателя сикхизма. 1498. Первое плавание Васко да Гамы. Начало проникновения европейцев в Южную Азию.
1510. Португальцы захватывают Гоа.
1526–1707. Империя Великих Моголов. Первый Могол, Бабур, объявляет себя султаном Агры и Дели.
1556–1605. Правление султана Акбара; власть Моголов распространяется на всю Северную Индию.
1560. В Гоа учреждена инквизиция.
1599. Учреждение Ост‑Индской компании.
1632–1648. Строительство усыпальницы Тадж‑Махал.
1757. Битва при Пласси; Индия становится британской колонией.
1768. Объединение Непала под властью династии Гуркхов. 1922. Начало археологических раскопок в долине Инда. Найдены руины Хараппы и Мохенджо‑Даро. 1947. Индия обрела независимость.
ГЛОССАРИЙ
А
АБХАСВАРЫ
Низшие божества, входившие в гану божеств, помощники бога Шивы. Подчинялись они не столько Шиве, сколько Ганеше, который являлся посредником между низшими богами и Шивой.
АБХИРАТИ
В мифологии махаяны рай, находящийся на востоке. В Абхирати нет ни гор, ни долин, ни камней, все деревья имеют одинаковую высоту, все люди одинаково счастливы.
АВАЛОКИТЕШВАРА
Один из главных бодхисатв, олицетворение сострадания. Он может принимать разные формы, для того чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Авалокитешвара может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), как будда, как любое существо и вступать в любую сферу сансары.
В мифологии ваджраяны Авалокитешвара принимает различные образы и названия. Его изображают то похожим на индийского принца, то держащим цветок лотоса, то четырехруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук.
АВАТАРА (АВАТАР)
Божество, сошедшее в мир людей и воплотившееся в смертное существо, дабы защитить тех, кто ему поклоняется, и восстановить мир и справедливость.
Самые известные в древнеиндийской мифологической системе – десять аватар бога Вишну: рыба (Матсья), черепаха (Курма), вепрь (Вараха), человек‑лев (Нарасинха), карлик (Вамана), Рама с топором (Парашурама), Рама, Кришна (или Баларама), Будда и белый конь (Калки). Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа многих мудрецов‑риши, а также семена всех растений; в образе черепахи он участвовал в пахтанье мирового океана; в образе вепря бог сразил демона Хираньякшу – поединок продолжался тысячу лет, после чего вепрь поднял на клыках землю, утопленную демоном в океане. В обличье человека‑льва Вишну победил демона Хираньякашипу, в образе карлика отобрал у царя дайтьев небо и землю, а воплотившись в Парашураму, истребил множество кшатриев. Рама и Кришна – главные аватары Вишну; каждая из них впоследствии стала центром собственного культа (когда Кришна выступает как самостоятельное божество, восьмая аватара Вишну зовется Баларамой). В образе Будды Вишну соблазняет нестойких отречься от веры, а в последней аватаре, сидя на белом коне, истребляет зло, дабы мир воспринял грядущее возрождение.
АГАСТЬЯ
Божественный мудрец (риши), сводный брат Васиштхи, сын Митры и Варуны и апсары Урваши; он родился в кувшине, в который излилось при виде Урваши семя обоих богов. Силой своей аскезы Агастья сотворил себе жену Лопамудру, по просьбе которой он отнял сокровища у дайтьи Илвалы, а самого Илвалу испепелил своим словом. Проклятием он превратил в змея царя Нахушу, захватившего власть над тремя мирами, и возвратил Индре престол царя богов. Он выпил океан, на дне которого укрывались асуры, и тем самым помог богам одержать над ними победу.
АГНИ
Бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» Агни занимает второе место после Индры. Он – посредник между людьми и богами, божественный жрец, локапала (хранитель мира); он един и множествен, родился в трех местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, три жизни, три головы, три силы, три языка.
В упанишадах Агни – всеобъемлющее начало мироздания. У него много имен, но высшее из них хранится в тайне; из его эпитетов особенно известны Джатаведас – «знаток всех существ», Танунапат – «сын самого себя». Вайшванара – «принадлежащий всем людям».
Культ обожествленного огня, засвидетельствованный в ведах, восходит к периоду индоиранской общности (ср. «Авесту»).
ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ АДДХАЛОКА
У джайнов нижний мир в трехчленной структуре мироздания. Этот мир состоит из семи «нижних земель», на дне каждой из которых находятся ямы‑преисподние. Эти миры разделены прослойками воздуха, воды и пространства.
АДЖА ЭКАПАД
Ведийское божество, относимое обычно к классу воздушных. Этот бог поддерживает небо и океанские воды. Само имя бога представляет собой эпитет, за которым скрывается подлинное название божества, остающееся неизвестным.
АДИ‑БУДДА
Олицетворение духовного единства безначально существующего бытия, тесно связанное с идеей калачакры.
АДИТИ
Женское божество, мать богов – адитьев. Адити – дочь Дакши, сестра Дити и Дану – родоначальниц асуров.
АДИТЬИ
Группа божеств – сыновей богини Адити. К их числу принадлежат, среди прочих, Варуна, Индра и Митра, а поздняя традиция вводит в сонм адитьев и Вишну, которого признают величайшим из них. Адитьи хранят покой и целостность мироздания; как сказано в «Ригведе», «три светлых небесных пространства охраняют Адитьи». К людям обладающие чудесной силой адитьи относятся благосклонно: помогают в минуту опасности, удерживают от дурных поступков, дают долгую жизнь. Поначалу адитьев насчитывалось семь, в послеведийский период их число возросло до двенадцати, и каждый из них был соотнесен с каким‑либо месяцем года.
АЙРАВАТА
Прародитель слонов. Он вышел из мирового океана во время его пахтанья богами и асурами. Айравата – старший над диггаджи (слонами‑хранителями восьми направлений света), а также ездовое животное (вахана) и боевой слон Индры.
АМРИТА
Божественный напиток бессмертия, родственный греческому нектару и иранской хаоме. Согласно «Махабхарате», боги и асуры добыли амриту при пахтанье мирового океана.
АНАНДА
Кузен и любимый ученик Шакьямуни, в течение многих жизней находившийся рядом с Буддой. Ананде было суждено стать слугой Шакьямуни. Состояния архата он достиг только после смерти Шакьямуни. Считается, что именно Ананда изложил центральную часть буддийского канона «Трипитаки» – «Сутрапитаку».
АНГИРАСЫ
Полубоги, обладавшие чудесными голосами. Ангирасов было семеро, они считались сыновьями неба и богов. В «Ригведе» рассказывается, что ангирасы своим пением освободили коров, спрятанных в пещере демона Валы. В некоторых песнях говорится, что скалу проломил бог Индра, которого иногда называют главнейшим из ангирасов. Кроме того, ангирасы отыскали бога Агни, укрытого в стволе дерева, и сражались на стороне богов с асурами.
АНИЛЫ
Божества ветра. Главный из анилов входит в число васу. Анилы принадлежат к гане божеств, которая подчиняется Ганеше и помогает Шиве.
АПАМ НАПАТ
Ведийское божество, связанное с водой и огнем.
АПАС
Ведийские божества, олицетворение космических вод. В этих водах обитает Варуна, повелитель вод, окружающих вселенную.
АПСАРЫ (АПСАРАС)
Полубогини, обитающие в основном на небе, но также населяющие реки, горы и т. д. Согласно ведам, апсары могут насылать на людей любовное безумие, но покровительствуют людям азартным, особенно – любителям игры в кости. Это оборотни, способные принимать любой облик, однако чаще всего они являются в обличье прекрасных женщин в богатых одеждах, убранных драгоценностями и цветами. Апсары – небесные танцовщицы, позднее – куртизанки: боги нередко подсылают их к демонам‑асурам или к аскетам, которых нужно соблазнить, иначе подвижничество сделает тех равными богам. По «Рамаяне», апсары возникли на заре мироздания, при пахтанье мирового океана. Их насчитывается от нескольких десятков до сотен тысяч. Они – жены или возлюбленные гандхарвов.
АРДЖУНА
Герой, третий среди братьев‑пандавов, сын Кунти от бога Индры, муж Драупади. В годы изгнания пандавов Арджуна несколько лет провел на небесах, помогая богам в сражениях с асурами. Своими подвигами в битве на Курукшетре Арджуна превзошел всех остальных воинов.
АРХАТ
В мифологии хинаяны человек, который достиг наивысшего уровня духовного развития (нирваны). Путь к состоянию архата разделяется на четыре уровня: «вступивший в поток», «возвращающийся один раз», «невозвращающийся» и «архат». Архатами считались главные ученики Шакьямуни – Ананда, Маудгальяяна, Шарипутра и другие. В махаяне состояние архата не считается пределом развития личности, поэтому архаты должны продолжать свой путь как бодхисатвы.
АРЬЯВАРТА
Мифическая страна, где происходит действие индийских мифов и разворачивается сюжет индийского эпоса. Реальная Арьяварта – первоначальная территория расселения ведийских ариев в Индии (Великая Северо‑Индийская равнина).
АРЬЯМАН
Ведийское божество класса адитьев, весьма абстрактное по своим функциям.
АСУРЫ
Божества, обладающие колдовской силой; по этой причине «Ригведа» причисляет к асурам адитьев и даже Индру и Агни. В «Атхарваведе» асурами уже называются только демоны. Асуры возникли из дыхания Брахмы (или же из его брюшной полости). На небесах у асуров было три града – железный, серебряный и золотой; кроме того, у них были города и под землей. Все три небесных града асуров испепелил бог Рудра, а самих асуров он низверг на землю.
В буддийской мифологии асуры – существа, образующие один из шести разделов сансары (мирского бытия). Некогда они обитали на небе, но были изгнаны. Ныне они обитают в пещере священной горы Меру и ведут с богами непрерывные войны, в которых постоянно терпят поражения.
По замечанию А.Н. Афанасьева, «индийским асурам, которых разит и гонит в глубокие подземелья могучий Индра, вполне соответствуют греческие титаны, существа подземные, враждебные Зевсу и олимпийским богам».
АТМАН
В упанишадах индивидуальное бытие, «душа», как в личном, так и в универсальном планах. В философии Атман – всеобщая основа и первопричина, не имеющая каких‑либо конкретных характеристик. Атман неразрывно связан с Брахманом; их почитание и постижение их тождества составляет одну из основных заповедей индуизма.
АТХАРВАВЕДА
Одна из четырех священных книг, собрание заговоров и молитв, датирумое приблизительно началом I тысячелетия до н. э. Название этой веды происходит от имени мифического жреца Атхарвана («жрец огня»).
АХИ БУДХНЬЯ
Ведийское божество змеиной природы, возможно, связанное с Вритрой.
АЧЕРИ
Призраки в обличье маленьких девочек. Они обитают в горах, а по ночам спускаются с гор в человеческие поселения и напускают болезни на детей. Защититься от ачери можно, повязав горло ярко‑красной нитью.
АШВАМЕДХА
Ритуал жертвоприношения коня. Совершившего 100 этих жертвоприношений считали способным низвергнуть Индру и стать царем Вселенной.
АШВАТТХА
Священное фиговое дерево, индийский вариант мирового древа.
АШВИНЫ
Божественные близнецы, принадлежащие к числу небесных богов. За день Ашвины объезжают вселенную и прогоняют тьму. Они исцеляют, возвращают к жизни умерших, излечивают слепых и хромых.
Ашвины – древние, но вечно юные боги, сильные и прекрасные. В «Махабхарате» рассказывается о том, как они помогли богу Индре победить асуру Намучи. Ашвины вообще очень часто выручают из беды как богов, так и смертных.
Б
БАЛАДЕВА, ВАСУДЕВА ИПРАТИВАСУДЕВА
У джайнов триада героев, принадлежащих к числу шалакапуруша. В каждый свой приход в мир члены этой триады разыгрывают один и тот же «сюжет»: Пративасудева захватывает мир людей, Васудева ведет с ним войну и в конце концов убивает, а Баладева печалится о судьбе своего младшего сводного брата Васудевы и через страдание достигает конечного освобождения (мокша).
БАЛАРАМА
Старший брат Кришны, аватара Вишну (или змея Шеши, на котором возлежит Вишну). После гибели ядавов, племени Кришны, Баларама умер, сидя на берегу моря. Из его рта выполз белый змей Шеша.
БОДХИ
Высшее состояние сознания; духовное просветление. Существуют несколько уровней бодхи: например, «наивысшее истинное пробуждение» и пробуждение архатов и пратьекабудд. У бодхи семь основных качеств – раздумчивость, изучение дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость. Слово «бодхи» является также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Шакьямуни, по буддийским мифологическим представлениям, достиг духовного просветления: «дерево бодхи» (bodhivrksa), «сиденье бодхи» (bodhimanda), «почва бодхи» (bodhitala) и др.
БОДХИСАТВА
Человек (или какое‑нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. По хинаяне, путь бодхисатвы прошли только бывшие будды и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдет будда будущего мирового порядка – Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. По махаяне же, путь бодхисатвы доступен для всех.
Путь бодхисатвы начинается с «поднятия духа просветления», после чего даются обеты спасти все живые существа от оков сансары. Длительность пути бодхисатвы равняется примерно трем «неисчислимым кальпам», причем в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй – седьмой, а в течение третьей – десятый. На своем пути бодхисатва перерождается много раз в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре.
БРАХМА
Высшее божество, творец мира, глава триады верховных богов индуизма: Брахма – создатель вселенной, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. Брахма – наиболее абстрактное божество триады.
Согласно пуранам и «Махабхарате», Брахма родился в золотом зародыше, плававшем в первобытных водах. Жизнь Брахмы, превышающая жизнь всех других богов, определяет хронологические рамки вселенной. Брахма живет сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 человеческих лет. День Брахмы равен всему сроку существования данного мира, а ночь Брахмы равна времени, когда он отдыхает от предыдущего акта творения.
Сыновья Брахмы, рожденные силой духа, – Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу.
БРАХМАЛОКА
Обитель Брахмы на вершине горы Меру или же высоко над нею. В Брахмалоку попадают те смертные, которые при жизни отличались исключительной праведностью и за это избавились от бесконечной цепи рождений (сансары). Брахмалока состоит из нескольких областей: махарлоки, джанарлоки, тапарлоки и сатьялоки. Все области Брахмалоки разрушаются во время великого уничтожения космоса – махапралаи – в конце жизни Брахмы.
В буддийской мифологии Брахмалока – высшие девалоки, которые образуют две сферы в сансаре – «сферу, имеющую формы» (рупадхату), и «сферу, не имеющую формы» (арупадхату). К первой относятся шестнадцать небес, вторая сфера состоит из четырех небес и считается выше первой.
БРАХМАН
Высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, в котором все возникает, существует и прекращает существование. Тождество Брахмана и Атмана – кардинальное положение индуизма. Кроме того, Брахман – верховный бог, творец, эпитет Брахмы.
Также брахман – жрец, ученый, учитель, принадлежащий к варне (не касте!) брахманов, «дваждырожденный», то есть прошедший ритуал посвящения, своего рода второе рождение. Брахманы имели право обучать других, совершать жертвоприношения, принимать жертвы, дарить земельные наделы и т. д.
БРАХМАНЫ
Род древнеиндийской литературы, содержащий комментарии к ведам. Время составления брахман приблизительно датируется X–VII вв. до н. э.
БРИХАСПАТИ (БРАХМАНАСПАТИ)
Божество молитвы и жертвоприношения. Этот бог дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам. Брихаспати – божественный жрец (пурохита или брахман). Его нередко называют Вачаспати – «господин речи». Во многих сюжетах Брихаспати выступает как наставник богов.
БУДДА
Человек, достигший наивысшего предела духовного развития. Первоначально словом «будда» обозначали, по‑видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других буддах. По представлениям хинаяны, будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; после достижения нирваны он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Будда проповедует дхарму (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В махаяне число будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет свое «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». По махаяне, будды могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает).
БХАВАНАВАСИНЫ
У джайнов род божеств, обитающий в Кхарабхаге – одном из «нижних миров». В этом роду десять колен. Первое колено – Асуракумара («демоническая молодежь»), у них черные тела и красные одежды; второе – Нагакумара («драконья молодежь»), у них светлая кожа и темные одежды; третье – Видьюткумара («молниевая молодежь»), у них красные тела и черные одежды, четвертое колено – Супарнакумара («орлиная молодежь»), с золотой кожей и в белых одеждах; пятое – Агникумара («огненная молодежь»), красные, в черных одеждах; шестое – Ваюкумара («ветряная молодежь»), темные, в багровых одеждах; седьмое – Станитакумара («громовая молодежь»), у них золотая кожа и белые одежды; восьмое колено – Удадхикумара («океанская молодежь»), светлые, в темных одеждах; девятое – Двипакумара («островная молодежь»), красные, в темных одеждах; десятое – Диккумара («молодежь направлений горизонта») – золотого цвета, в белых одеждах.
Асуракумара надзирают за войнами и эпидемиями; нагакумара, удадхикумара и станитакумара следят за наводнениями, видьюткумара, агникумара и ваюкумара наблюдают за движением звезд и пожарами; супарнакумара, двипакумара и диккумара отвечают за металлы и драгоценные камни. Битвы между супарнакумара и нагакумара вызывают землетрясения. Индрам (верховным правителям) бхаванавасинов подчиняются локапалы – хранители мира.
БХАГА
Ведийское божество класса адитьев, довольно абстрактное по своим функциям. Нередко имя Бхага употребляется как эпитет других богов, прежде всего Савитара. Любопытно, что от имени этого божества произошло славянское слово «бог».
БХАГАВАД‑ГИТА
«Небесная песнь», поведанная Кришной герою Арджуне; составная часть «Махабхараты», идеал чистой духовности и философская основа индуизма.
БХАГАВАТ
Эпитет высших божеств.
БХИМА (БХИМАСЕНА)
Герой, один из братьев‑пандавов, сын Кунти от бога ветра Ваю. Среди подвигов Бхимы – убийство множества ракшасов, а также (в битве на Курукшетре) – Дурьодханы и Дух‑шасаны.
БХИШМА
Герой, двоюродный дед пандавов и кауравов, сын царя Шантану и богини Ганги. Сочуствуя пандавам, Бхишма сражался на стороне кауравов. В битве на Курукшетре Бхишма был убит Арджуной.
БХРИГУ
Мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Бхригу употребляется во множественном числе и означает группу божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями. Что касается Бхригу‑мудреца, он родился из семени Праджапати и был воспитан Варуной; его слово обладало непререкаемым авторитетом.
БХУЛИНГА
Чудесная птица, известная тем, что выбирает куски мяса между зубами льва, забираясь к нему в пасть, хотя сама наставляет людей не быть опрометчивыми. Как сказано в «Сабхапарве» (вторая книга «Махабхараты»), живые существа следуют своей природе, подобно птице бхулинга.
БХУТЫ
Демонические существа, составляющие свиту бога Шивы, который носит титул Бхутешвары – «владыки бхутов». Бхуты обитают на кладбищах, питаются человеческим мясом. Это враждебные людям оборотни, способные перекидываться в различных животных. Порой они становятся хранителями той деревни или дома, где поселились. Абу Рейхан Бируни в
своем труде «Индия» относил бхутов к существам, наделенным третьей из трех первичных сил: «Если человек действует, то он действует для видов бхута и пишача, то есть дьяволов Последствие этой силы – наказание и нисхождение от человеческой ступени до ступени животных и растений». Также Бируни определял бхутов как «человеческие существа, тесно связанные с духовными существами и стоящие посередине (между последними и людьми)».
В
ВАДЖРА
Палица грома, оружие Индры, у нее четыре или сто углов и тысяча зубцов; иногда она в виде диска, позже – крестообразна. В «Махабхарате» сообщается, что ваджра сделана из скелета мудреца‑отшельника Дадхичи.
В буддийской мифологии ваджра – символ прочности и неуничтожимости. Она занимает центральное место в символике ваджраяны (течения в буддизме, получившего свое название от ваджры), ее изображают как особым образом оформленный скипетр. В ваджраяне ваджра символизирует мужское начало, путь и сострадание.
ВАДЖРАЯНА
Буквально «алмазная колесница». Направление в буддизме, декларирующее возможность достичь состояния будды уже при жизни, а не после смерти.
ВАЙМАНИКА
У джайнов род божеств, обитающий в Урдхвалоке – верхнем мире, нижний предел которого лишь на волос выше вершины священной горы Меру. Вайманика, которые обитают в калпе (восемь нижних небес Урдхвалоки), делятся на двенад
цать колен. Те, которые находятся выше, именуются ахаминдра – «сам себе правитель». Ахаминдра не носят ни одежд, ни украшений, не ведают чувственных наслаждений. Чем выше вайманика поднимаются по небесной лестнице, тем чище становится цвет их ауры и острее восприимчивость. С другой стороны, уменьшается привязанность к вещам и гордыня. Все вайманика имеют царственный облик, не отбрасывают тени и не мигают; у них не растут ни ногти, ни волосы.
ВАЙШЬЯ
Одна из четырех варн, к которой принадлежали земледельцы, скотоводы, торговцы и ремесленники.
ВАЛА
Демон, скрывавший в своей пещере коров, похищенных Пани; также название самой пещеры. Индра и Брихаспати во главе семи мудрецов ангирасов разрушили пещеру и освободили коров. Это миф известен в литературе как «миф Вала».
ВАЛАКХИЛЬИ
Мудрые карлики, принадлежащие к разряду низших божеств. Они живут на солнце, питаются солнечным светом и сторожат колесницу светила.
ВАЛЬМИКИ
Легендарный автор эпической поэмы «Рамаяна», «первый поэт» (адикави), ему приписывается изобретение эпического стихотворного размера – шлоки.
ВАРНА
Одно из основных сословий древнеиндийского общества. Варн насчитывалось четыре – брахманы, кшатрии, вайшья и шудры; с каждой варной соотносился определенный цвет: белый – с брахманами, красный – с кшатриямим, желтый – с вайшья; шудры же своего цвета не имели. На основе варн позднее возникла система каст (джати).
ВАРУНА
Божество космических вод, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Нередко гимны «Ригведы» обращаются к паре Митра–Варуна как к единому божеству. Варуна обладает чудесной колдовской силой (майя), его часто именуют асуром. По Ж. Дюмезилю, Варуна вместе с Митрой моделирует космос в целом, особенно в его магико‑правовом аспекте. Он – хранитель высшего закона и гарантия сообразности в мире. В поздней традиции Варуна – один из локапал, хранителей мира.
ВАСИШТХА
Один из семи божественных мудрецов (риши), сын Брахмы, повторно рожденный из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к апсаре Урваши. В индийской традиции Васиштха – идеал брахмана; он и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, считались домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии.
ВАСУ
Группа божеств, связанных с землей. Васу насчитывается восемь. Вместе с рудрами, которых одиннадцать, двенадцатью адитьями, а также двумя верховными божествами, они образуют, по «Атхарваведе», древнеиндийский пантеон. Повелевает васу Индра (или Агни). Как сказано в «Махабхарате», васу, «вследствие проклятия Васиштхи и повеления Индры, родились от Ганги… Младший из них был Бхишма… рассудительный и красноречивый, знаток вед, сокрушитель полчищ врагов». По легенде, из‑за проклятия Васиштхи васу родились на земле как сыновья царя Шантану от богини Ганги.
ВАСУДЕВА
Отец Кришны и брат Кунти, матери пандавов; также имя Кришны и Вишну. По‑видимому, в древности Васудева считался отдельным божеством, но постепенно слился с образом Вишну–Кришны, причем два варианта его имени были закреплены за двумя персонажами мифа о Кришне.
ВАСУКИ
Чудовищный змей. Когда боги и асуры вместе пахтали мировой океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия – амриту, они использовали в качестве мутовки гору Мандару, которую поставили на спину гигантской черепахи, опустившейся на дно океана. Вместо веревки Мандару обвязали змеем Васуки.
ВАЧ
Богиня речи и сама речь. Вач – владычица и собирательница богатств, покровительница брахманов и риши. В «Атхарваведе» она отождествляется с Вирадж и считается дочерью бога любви Камы. В брахманах Вач называют «матерью вед» и женой Индры. В эпосе Вач – богиня мудрости и красноречия.
ВАЮ
Бог ветра, отец марутов, «жизненное дыхание» (ргапа), возникший из дыхания Пуруши. В «Рамаяне» Ваю – отец Ханумана; в «Махабхарате» – отец Бхимы. Как локапала (хранитель мира) Ваю правит северо‑западом, его ездовое животное (вахана) – олень.
ВЕДЫ
Буквально «священное знание». Важнейшие литературные памятники индийской традиции, древнейшие собрания текстов религиозно‑мифологического и ритуального содержания. К этим памятникам принадлежат «Ригведа» (древнейшая среди вед), «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа»; иногда «пятой ведой» называют эпическую поэму «Махабхарата».
ВЕТАЛЫ
Злобные существа, вампиры, которые обитают на кладбищах и обладают способностью вселяться в трупы. Вместе с бхутами и праматхами они составляют свиту бога Шивы.
ВИВАСВАТ
Ведийское солярное божество из адитьев, родоначальник людей, отец Ямы и Ями. Вивасват первым совершил жертвоприношение и даровал людям огонь.
ВИДЬЯДЕВИ
У джайнов богини магический познаний.
ВИДЬЯДХАРЫ
Полубоги, живущие между землей и небом. Они сопровождают бога грома и молний Индру во время его походов; либо их вместе с якшами и киннарами относят к свите Куберы – бога богатства. Видьядхары – оборотни, способные по желанию менять облик. Они часто вступают в браки со смертными. Абу Рейхан Бируни, пересказывая древнюю легенду о горе, которая решила преградить дорогу солнцу, говорит: «Гора поднялась так высоко, что приблизилась к раю и местопребыванию духовных созданий видьядхаров. Эти последние поспешили к горе, потому что там было приятно, а в ее садах и лугах усладительно; они поселились на ней и пребывали в радости; их жены прогуливались по ней, а их дети играли там друг с другом; и когда ветер дул на белые одежды их дочерей, они трепетали, как развевающиеся знамена». Правда, в другой главе своего труда «Индия» Бируни называет видьядхаров злыми духами‑колдунами, колдовство которых «не действует непрерывно».
У джайнов видьядхары – боги и люди, обладающие магическими познаниями.
ВИРАДЖ
Олицетворение женского творческого начала. Вирадж родилась от Пуруши, а Пуруша – от Вирадж. В упанишадах Вирадж – творческий принцип.
ВИРИКА
Крошечные существа ростом не более восемнадцати дюймов. Кожа у них огненно‑красная, а зубы – острые и окровавленные. Вирики крутятся вокруг тех домов, в которых кто‑то должен вот‑вот умереть. Прогнать вирику может только колдун; впрочем, существует и еще один способ – возвести небольшой алтарь и каждый день сжигать на нем свежие цветы и благовония. Тогда вирики могут уйти.
ВИШВАКАРМАН
Божественный творец вселенной, поэт, мудрец, жрец, «единственный установитель имен богов». В пуранах и эпосе Вишвакарман – ваятель, плотник, кузнец, строитель, он построил для ракшасов город Ланку, дворец бога богатства Куберы, изготовил летающую колесницу Пушпака и т. п.
ВИШВЕДЕВА (ВИШВА)
Особый вид объединения божеств (гана). К вишведева обычно обращаются при жертвоприношениях. Иногда этим словом обозначаются более малочисленные группы божеств – к примеру, маруты.
В пятой мандале «Ригведы» один из гимнов, обращенных ко всем богам (вишведева), начинается так:
Пусть эти Митра, Варуна, Арьяман, Аю, Индра, Рибхукшан, Маруты наслаждаются у нас Или у тех, которые под поклонения создают Хвалу Рудре щедрому, единодушные!
Как следует из текста, вишведева на самом деле представляла собой объединение самых разных богов, практически полностью покрывающее пантеон.
ВИШНУ
Один из высших богов, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду. Вишну – хранитель мира. В гимнах «Ригведы» прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Из 18 главных пуран 6 посвящены Вишну. Деяния Вишну описываются в мифах об аватарах (воплощениях) этого божества. Обычно Вишну изображается возлежащим на змее Шеше; в одной из его рук – чакра, в другой руке – раковина, в третьей – булава, в четвертой – лотос или лук. Пребывает Вишну на вершине горы Меру. Его ездовое животное – царь птиц Гаруда.
ВЙАНТАРА
У джайнов божества подземного мира, обитающие между верхним слоем нижнего мира (Ратнапрабха) и срединным миром. Кроме того, их можно встретить в рощах срединного мира и на островах Антарадвипа (эти острова находятся в океане Лаванода, который окружает Джамбудвипу – континент в центре срединного мира). Вйантара делятся на десять колен; по некоторым источникам, к ним относятся пишачи, бхуты, якши, ракшасы, киннары и гандхарвы. Живут вйантара во дворцах, самый большой из которых равен размерами Джамбудвипе.
ВРИТРА
Демонический змей, противник Индры, преградивший течение рек, олицетворение хаоса. У Вритры было 99 крепостей, и все они разрушены Индрой. Победа Индры над Вритрой – это победа организованного космоса над хаосом.
Г
ГАНА
Замкнутая группа божеств – адитьи, вишвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, сакхьи, рудры. Правит ганами Ганеша, сын Шивы и Парвати, бог мудрости со слоновьей головой.
ГАНГА
Небесная река, дочь царя гор Химавата и сестра Парвати, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганг. В индуизме река Ганг считается священной, ее воды очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство тем, кто избирает их местом своего погребения.
ГАНДХАРВЫ
Полубоги, мужья небесных танцовщиц апсар. В «Атхарваведе» говорится, что гандхарвов – несколько тысяч, что это злобные духи воздуха, лесов и вод. Человеку, который увидит в воздухе призрачный «город гандхарвов», грозит гибель. Вместе с тем гандхарвы – певцы и музыканты, услаждающие слух богов на праздниках и пиршествах. В индийском праве существует «брак по способу гандхарвов» – один из восьми видов брака. Это свободный брак, основанный на взаимной любви, но заключенный без ведома родных и без соблюдения обрядов.
ГАНЕША
Божество со слоновьей головой, сын Шивы и Парвати. Ганеша возглавляет свиту Шивы, он – бог мудрости и устранитель препятствий. Ездовое животное Ганеши – крыса.
ГАРУДЫ
Огромные птицы, заклятые враги демонических змей‑нагов. Некий подвижник научил гаруд тайной мантре, благодаря которой они находили нагов всегда и везде. Название этих птиц происходит от имени царя птиц Гаруды, который также непрерывно сражается с нагами. Выглядят гаруды как птицы с человеческим туловищем, орлиной головой и когтями.
В буддизме гаруды – огромные птицы, вечные враги нагов. Считается, что гаруды могут принимать человеческий облик и что в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царем.
ГРАХИ
Ведьмы. Они нападают на людей, насылают на них болезни и убивают.
В «Атхарваведе» присутствует несколько заклинаний против грахи. Одно из них звучит так:
На Триту боги стерли этот грех.
Трита стер его на людей.
Если от этого в тебя вцепилась Грахи,
Пусть боги заклинанием заставят ее исчезнуть у тебя!
В двенадцати местах положено то, что стерто
Тритой, – грехи человеческие.
Если от этого в тебя вцепилась Грахи,
Пусть боги заклинаниями заставят ее исчезнуть у тебя!
ГУНА
Три состояния, или свойства, природы (пракрити) как источника всех проявленных и непроявленных объектов. Первая гуна – сатва (уравновешенность, гармония): вторая – раджас (страсть, деятельность); третья – тамас (косность, мрак). В «Бхагавад‑гите» говорится, что воздействие гун определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей.
ГУХЬЯКИ
Полубоги, вместе с якшами и киннарами составляющие свиту Куберы, бога богатства. Гухьяки живут в горах, охраняя скрытые там сокровища.
Д
ДАЙТЬИ
Демоны‑асуры, дети Дити и Кашьяпы, великаны, враждующие с богамиадитьями. Среди дайтьев наиболее известны Хираньякша и Хираньякашипу.
ДАКИНИ
Жестокие демоницы, составляющие свиту злой богини Кали. В ваджраяне – грозное женское начало. Дакини посвящают человека в тайны дхармы, но яростно выступают против всего, что связано с продлением существования сансары.
ДАКША
Божество класса адитьев, «отец богов»; его старшая дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану – матерью данавов, а третья Адити – матерью адитьев и, следовательно, самого Дакши. Наиболее известный из мифов, связанных с Дакшей, – миф о первом жертвоприношении и гневе Рудры (позднее – Шивы).
Демоны‑асуры, дети Дану и Кашьяпы, великаны, противники адитьев. «Ригведа» упоминает семерых дайтьев, среди которых – Вритра и Намучи.
Дакини. Резьба на человеческой кости (XVIII в.).
ДАСЬЮ
Демоны, враждебные богам, и племена, не почитавшие богов, т. е. не арии. Среди дасью – Намучи, Пипру, Илибиша, возможно, Вритра.
ДВИПА
Каждый из континентов в мировом океане, расположенных вокруг горы Меру. К самой Меру примыкает Джамбудвипа.
ДЕВА
Божества индийского пантеона; их насчитывается тридцать три (впрочем, в различных текстах упоминаются и 333 бога, и 3306, и 3339). Дева делятся на три группы божеств – небесных (Варуна, Вишну, адитьи), воздушных (Индра, Рудра, маруты) и земных (Агни, Сома). Боги враждуют с демонами‑асурами, наделен ными колдовской силой – майя (поскольку богов еще называют «сурами», слово «асуры» можно толковать как «небоги»).
ДЕВАДАТТА
Кузен и ученик будды Шакьямуни. За восемь лет до смерти Шакьямуни Девадатта потребовал, чтобы тот, будучи в преклонном возрасте, удалился и оставил ему руководство сангхой (буддийской общиной). Шакьямуни отказался; тогда Девадатта решил убить его. Благодаря своим магическим силам, Шакьямуни избегнул опасности. Из‑за греховности Девадатты под его ногами разверзлась земля, и он очутился в преисподней, где ему суждено пробыть 100 000 кальп.
ДЕВАЛОКА
Один из разделов сансары, в котором живут боги. Девалока находится на вершине горы Меру. Она не освобождает от оков сансары (после жизни в качестве бога возможно переродиться в более низких разделах сансары), поэтому она, в отличие от нирваны, не считается высшим идеалом стремлений буддиста. Девалока состоит из 26 отдельных небесных девалок, расположенных в иерархическом порядке.
ДЕВАПУТРА
Группа второстепенных божеств, подчиняющихся главным богам общебуддийского пантеона. Впоследствии слово «девапутра» стало обозначать также правителей и великих учителей.
Шакьямуни и убийцы, подосланные Девадаттой.
ДЕВИ
Богиня, супруга Шивы, проявление и олицетворение женской «составляющей» божественной энергии (шакти). Подобно Шиве, Деви грозна – и кротка. Грозные ипостаси Деви (Дурга, Кали, Чанди и др.) стали объектом ряда мистических культов.
ДЕВЫ И АСУРЫ
У джайнов две группы божеств – равноправных, а не противопоставленных друг другу, как в индоиранской традиции. Более того, асуры считаются одним из разрядов девов. Всего божественных классов н