Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности про€влений в детстве и юности




 

–одители рано начинают чувствовать, что их ребенок не такой, как все. — одной стороны, ребенок несколько отрешен от происход€щего вокруг, с другой стороны, отличаетс€ чрезмерной впечатлительностью. ¬ детском саду такие дети играют р€дом с другими детьми, но не вместе. — шести-семи лет они т€нутс€ к разговорам со взрослыми на взрослые темы. ¬ них нет детской непосредственности, они чересчур серьезны, сдержанны и холодноваты. „асто отмечаетс€ несоответствие между высоким интеллектом и недоразвитием двигательной сферы, навыков самообслуживани€. –ано вы€вл€етс€ интерес к отвлеченному. ќни легко усваивают разнообразную символику. Ќекоторые рано начинают чувствовать красоту природы и искусства, ощущать духовное измерение жизни. ќбучаютс€ читать и писать при минимальной помощи взрослых. ƒл€ некоторых из них книга важнее товарища. ” одних отмечаетс€ плоха€ координаци€ движений, нескладность, неуклюжесть, другие геометрической четкостью движений напоминают солдатиков. ћимика часто манерна€ или однообразна€, внутренние переживани€ в большей степени передает взгл€д, который бывает живым и переменчивым.

»злага€ свои мысли, такие дети делают это логично, но своеобразно. ’орошо опериру€ абстрактными пон€ти€ми, многие из них тер€ютс€ в разговорах на простые, бытовые темы.

√. ≈. —ухарева пишет: ЂЌекоторые из них обнаруживают особое пристрастие к схематизму, логическим комбинаци€м. ћальчик 14 лет говорил: Ђћои убеждени€ дл€ мен€ св€щенны. ≈сли факты говор€т против моих убеждений, € должен проверить факты, чтобы поискать в них ошибкуї /25, с. 280/. ƒл€ многих из них самое интересное Ч это мысль, поэтому такой школьник, пон€в суть химического опыта, с крайней неохотой выполн€ет его. Ўизоидные дети бывают отвлекаемы, но не на внешнее, а на то, что происходит у них внутри. ѕо этой причине они рассе€нны, не замечают того, что происходит у них под носом.

” некоторых шизоидных детей рано про€вл€ютс€ способности к самоанализу. ќни критично замечают свое отличие от большинства сверстников, в глубине души муча€сь комплексом неполноценности по этому поводу. ƒети нередко выбирают шизоидов мишен€ми дл€ насмешек и издевательств. Ќекоторые шизоидные дети, беспомощно страда€ от этого, ненавид€т школу. „асть из них способна необыкновенно решительно посто€ть за себ€.  ак выразилс€ один мальчик: Ђ≈сли € позволю этим шалопа€м хоть раз унизить себ€, то всю оставшуюс€ жизнь не смогу себ€ уважатьї.

¬ старших классах могут добиватьс€ авторитета хорошими знани€ми в значимых дл€ подростков сферах: музыка, компьютеры и др. –€д шизоидов достигают больших успехов в боевых искусствах, овладева€ не только техникой бо€, но и его духовной стороной. Ќекоторые шизоиды отличаютс€ не только ранним интеллектуальным, но и духовным развитием, умением по-взрослому защитить себ€. ¬споминаю одного дес€тилетнего мальчика, который правильно решал математические задачи, но не тем способом, которого требовал учитель. ”читель, устав от упорства мальчика, стал кричать на него. ћальчик, не проронив ни слова, выслушал учител€, а затем сказал: Ђ рик в математике аргументом не признаетс€. ¬ы мне высказали свое мнение, € ¬ам свое. Ѕольшего мы сделать не способны, а потому нет смысла дальше споритьї. —тав взрослыми, такие люди сожалеют о том, что в детстве с ними обращались, как с детьми, в то врем€ как им хотелось общатьс€ на равных.

” девочек склонность к абстрактному рассуждательству, отвлеченным иде€м менее выражена, чем у мальчиков. ќднако они люб€т слушать и вникать в рассуждени€ других. “аким девочкам чаще, чем мальчикам, свойственна причудливо-капризна€ игра эмоциональных состо€ний. ќни часто душевно закрыты. ѕорой им труднее, чем мальчикам, так как от них ожидают заботливости, теплоты, открытых эмоциональных про€влений.

ќт шизоидных детей и подростков не стоит ожидать полной ответственности. ≈сли контакт с ними устанавливать не через их увлечени€ и интеллектуальные построени€, то он возникает очень медленно. Ќужно иметь в виду, что они крайне т€жело переживают разочарование в собственных идеалах. ¬ случа€х житейских проблем, когда требуютс€ немедленные действи€, некоторые шизоиды Ђубегаютї в свои увлечени€, иногда очень далекие от повседневной жизни (например, истори€ јнглии XVII века, древние €зыки и т. д.). ¬ообще, часто шизоидный психопат талантливо приспособлен к узкой сфере де€тельности, которой готов отдавать всего себ€, а неинтересные зан€ти€ вызывают у него отторжение или депрессивные состо€ни€, в случае если жизнь вынуждает ими заниматьс€.

ј. ≈. Ћичко отмечает у некоторых шизоидов св€зь замкнутости с недостатками интуиции Ч Ђнеумением догадатьс€ о не сказанном другими вслух, угадать их желани€, чувствовать их переживани€, непри€зненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует нав€зывать свое присутствиеї /6, с. 52/.

Ўизоиды способны терпеть мелочную опеку родственников, если те не вторгаютс€ на заповедную территорию их сокровенных мыслей и переживаний. ƒелинквентное поведение дл€ них нетипично, однако возможно. »ногда асоциальными поступками (кражи, драки) шизоид доказывает сверстникам и своему самолюбию, что он тоже Ђкрутойї и смелый, а не маменькин сынок или школьный отличник. ѕорой его пребывание в уличных компани€х неотрывно от его рассуждений о свободе личности и несовершенстве существующего социального пор€дка. ¬ своих компани€х шизоидные реб€та, в отличие от панков, рокеров, металлистов, пытаютс€ создать общее духовное братство Ч вспомним хиппи, молодежную систему Ђpeopleї. ћогут они прибегать и к наркотикам с целью познани€ восточной философии, глубинного исследовани€ сознани€. Ќередко как коммуникативный допинг используетс€ алкоголь.

Ќекоторые молодые шизоиды упорно борютс€ с просыпающимс€ половым влечением, ощуща€ его низким, животным. “акже в этом вопросе их может пугать, что из-за полового влечени€ им придетс€ теснее войти в мир людей, знакомитьс€ с противоположным полом, быть может, подверга€сь отвержению.

“ипичным дл€ юношей (реже девушек) данного характера €вл€етс€ так называема€ философическа€ интоксикаци€. ќни в ущерб другим сторонам жизни фанатично увлекаютс€ философией, пыта€сь найти ответы на вечные вопросы. ≈сли циклоиду, эпилептоиду важно получить самосто€тельность в реальной жизни, то шизоиду необходимо ощутить свою самосто€тельность в мире духовных ценностей и идей. »х увлечение философией органично их личности, вытекает из философичности, котора€ была им свойственна с отрочества и нередко носит продуктивный характер. Ўизоидам важно действительно найти ответы, и они целенаправленно этим занимаютс€, нередко приобрета€ эрудицию в области философии. ¬ то врем€ как больные шизофренией начинают философствовать внезапно дл€ тех, кто их раньше знал. ¬ их рассуждательстве присутствуют нелепости, бредоподобное фантазирование, целенаправленной продуктивности крайне мало.

 

¬арианты шизоидного характера

 

–аспространенное деление шизоидов на сенситивных (гиперчувствительных), анестетических (холодных), экспансивных (односторонне де€тельных) имеет свои основани€ /82, с. 245/, но это скупое деление совершенно не охватывает удивительного многообрази€ людей данного характера. ѕожалуй, ни в одном другом характере мы не встретим такого бескрайнего количества еще не описанных вариантов: шизоиды различаютс€ между собой гораздо больше, чем эпилептоиды, астеники и др. ѕодобное разнообразие людей шизоидного круга отмечал Ё.  речмер /71, с. 494/. ¬ кречмеровских описани€х шизоидов мы встречаем образы отрешенного от жизни чудака с отвлеченными иде€ми; стильного, холодноватого, тонко чувствующего аристократа, ценител€ искусства и красоты; гор€чего душой идеалиста, готового все принести в жертву ради своего идеала; холодного, не тер€ющего головы, расчетливого дипломата или деспота; тупого безразличного типа, поросшего Ђмхомї отшельника с ипохондрическими причудами. » это еще не вс€ галере€ образов. ѕредставл€етс€ конструктивным выделение не только вариантов характера, но и выделение вариантов аутистичности как таковой.

1. ћистическа€, глубинно-интуитивна€ аутистичность. “акие шизоиды ощущают свою душу как каплю бесконечного океана ƒуховности. √лавна€ цель жизни такого человека Ч преодолеть свое отчужденное земное существование и вернутьс€ в океан, туда, где его родина. ѕри этом шизоидам не страшно потер€ть свою индивидуальность, так как они ощущают, что капл€ при встрече с океаном безвозвратно не раствор€етс€ в нем, а, соедин€€сь с его бесконечностью, сама становитс€ ќкеаном. ћистики всех времен и народов ощущали эту возможность.

2. —труктурированна€ бесконечность ƒуха. ”словно € бы назвал такую аутистичность баховско-гегелевской. ¬ отличие от предыдущего типа аутистичности, мистически не изреченной в словах, эта аутистичность характерна дл€ шизоидов, стрем€щихс€ подн€тьс€ на вершину ƒуха с помощью логических символов и пон€тий, создав из них крепкую философскую систему. Ёто видно на примере √егел€, который, начав с пон€ти€ Ђчистое бытиеї, добираетс€ до вершины јбсолютной »деи. Ёто торжественное интеллектуально-духовное восхождение эмоционально комментирует математически стройна€ музыка ».-—. Ѕаха.

3. Ќесколько родственна описанной аутистичности не философска€, а научна€ структурированность бесконечности теоретического познани€, которую мы видим в высшей математике, теоретической физике, астрономии. ¬ сферах этих наук господствует чиста€ мысль. Ќередко такие ученые ощущают, что ими руководит не земной здравый смысл и факты жизни, а глубинна€ интуици€. ¬ моменты своего творчества они чувствуют себ€ ближе, чем обычные люди, к бесконечности ¬селенной, замыслу “ворца. ѕоэтому, как известно, среди великих ученых-теоретиков было немало идеалистов и верующих людей. Ќередко такими учеными руководит поиск не практической пользы, а теоретической √армонии. ѕорой они говор€т: ЂЁта гипотеза недостаточно красива, чтобы быть истиннойї.

4. ¬осточна€ (эманационна€) и «ападна€ (библейска€, креационна€) артистичность. Ёманаци€ значит излучение.  ак солнце эманирует луч света, так бесконечный ƒух излучает духовное си€ние человека. —овершенно ина€ картина духовных взаимоотношений рисуетс€ в Ѕиблии. Ѕог создает человека своей бесконечной творческой мощью из праха земного. ƒл€ многих реалистов эти различи€ несущественны, дл€ шизоидов же разных убеждений они принципиальны и оказывают вли€ние на все их мироощущение.

5.  амерна€ аутистичность. «десь нет глобального размаха, такой человек не рветс€ на вершину ƒуха, не хочет им Ђовладетьї. ‘илософична€ масштабность аутистичности, представленна€ в описании €дра характера, такому человеку не созвучна, и он к ней не т€готеет. “акому шизоиду близка не мистика, философи€, религи€, а красота в ее особых камерных про€влени€х, в которых нежно свет€тс€ √армони€, ƒух, Ч как в маленькой капельке росы ласково отражаетс€ солнце. —тихи аутистических поэтов, песни бардов, нежные музыкальные волны ¬ивальди, —ен-—анса, Ўопена, уютно-замкнутые первозданные уголки природы (например,  октебель) проникают этим люд€м глубоко в сердце. ¬ыразительными иллюстраци€ми камерной аутистичности €вл€ютс€ Ђћаленький принцї Ёкзюпери и €понские трехстиши€ Ч хокку.

’окку Ч это переживание прекрасного в скромном букете простых слов, с из€щной подчеркнутостью этой простоты и философической прочувствованностью. ” шизоидов есть любимые хокку, при чтении которых они от удивлени€ замирают и еще долго остаютс€ потр€сенными. ¬ хокку, как и в дзен-буддизме, снимаетс€ шелуха условностей, искусственности, и обнажаетс€ вечна€, спонтанна€ красота обыденного мира.

„асто дл€ таких шизоидов наибольша€ Ђконцентраци€ї чудесного сосредоточена не в необычных парапсихологических и природных феноменах, а в глубинном переживании, которое может быть выражено словами: Ђ ак удивительно, что этот мир существуетї. —огласно Ћ. ¬итгенштейну, это €вл€етс€ выражением наиболее чистого мистического переживани€ мира как чуда /83/.

ѕриведу метафору камерной аутистичности, в которой вершина горы символизирует ¬ершину ƒуха. ѕодобные люди не идут к ¬ершине, а как бы останавливаютс€ на уютном склоне горы, где еще ощущаетс€ теплота земной жизни, но воздух уже разреженней. ¬ершина горы закрыта облаками, сквозь их просвет человек бросает на нее взгл€д, чаще же смотрит на утренние росинки на свежей траве, в которых отразились велика€ »стина и  расота неба и солнца. Ќередко трепетной камерной аутистичностью отличаютс€ шизоидные и шизотимные женщины.

6. јутистичность экстатических состо€ний. ћногие формы йоги и другие духовные практики став€т своей целью прорыв к высшим ступен€м сознани€, то есть экстазу Ч выходу за рамки обыденного сознани€. Ёто может про€вл€тьс€ и вне духовных традиций. ≈сть безогл€дно смелые шизоиды, которые во врем€ острейшего риска испытывают не просто азарт, а экстаз: в момент страха они ощущают, что поднимаютс€ над ним, над собой и как бы над всем. ѕриход€щее состо€ние прорыва в духовную свободу важнее жизни и смерти, вне рамок добра и зла. јналог этого мы можем найти в боевых искусствах ¬остока. ’орошей иллюстрацией €вл€етс€ фильм ЂЌа гребне волныї (ЂBreak pointї). √лавный герой, Ѕоди, не тривиальный хулиган, а шизоидный романтик. ќпасность дл€ него имеет духовный смысл: на гребне ее одновременно тер€ешь и находишь себ€.   преступлени€м его влечет не страсть к наживе, а стремление испытать гор€чую свободу ƒуха, не дать ему погаснуть в скучной и размеренной повседневности.

—юда примыкают и некоторые альпинисты. јльпинизм, покорение вершины ради преодолени€ себ€ и взгл€да на землю с максимально высокой точки зрени€, €вл€етс€ как бы материально воплощенным аналогом духовно-интеллектуальной аутистичности.

7. јутистичность. подмен€юща€ ¬ысокое обычным, но делающа€ его ¬ысшим первоисточником. ѕримером может быть «. ‘рейд, про которого €зв€т, что он заменил Ѕога сексуальной теорией и нав€зал ее всему человечеству. √ениальный ‘рейд Ч €ркий пример тому, как аутист запираетс€ в своем «амке на замок. ≈го же пример про€сн€ет и то, что аутистичность, в первую очередь, €вл€етс€ особенностью мысли и чувства, а не тем или иным мировоззрением. ‘рейд был материалист и атеист, а гениальным оказалс€ именно своей аутистичностью, позволившей ему разработать теоретическую в€зь пон€тий, котора€ пережила его конкретную сексуальную теорию, и на инструментарии которой работают современные психоаналитики. Ўироту фрейдовского теоретического охвата отмечает глубокий исследователь психотерапевтического процесса ј. ». —осланд, который пишет, что Ђ...заслуга «. ‘рейда заключаетс€ именно в создании базисной опорной структуры дл€ всего корпуса психотерапевтического знани€ї /84, с. 358/.

” отца психоанализа подвижность ума служила неподвижности основного хребта психоаналитической теории, стрем€сь все гармонически вращать вокруг исходных идей. ѕри несовпадении основных идей с фактами ‘рейд старалс€ нейтрализовать это несовпадение не коренным пересмотром основных идей, а их шлифовкой.  огда ученики отходили от его учени€, он расценивал это как моральное предательство, духовное падение, что более характерно не дл€ науки, а дл€ идейного служени€. «ащищать неприкосновенность главных положений помогала изворотливость интерпретаций: факт толкуетс€, переиначиваетс€ и в таком виде становитс€ безопасным дл€ психоаналитической теории /81, с. 31/.

8. јутистичность, глуха€ к ƒуху и эмоциональным тонкост€м. ћногие шизоиды, описанные √аннушкиным, попадают в эту категорию. „асто такие шизоиды замыкаютс€ в скорлупе своей профессии. »х мало интересует философи€, религи€, искусство. Ќо у них может быть сво€ теори€ на все случаи жизни, или они так черствеют в своей замкнутости, что трудно пон€ть, что происходит за фасадом их отрешенности. ќднако и у них бывают эпизоды в жизни, когда аутистичность видна достаточно €рко. Ќапример, водитель грузовиков дальнего следовани€ или лесник радуютс€ своему профессиональному одиночеству, в котором один полностью может отдатьс€ созерцанию пейзажа за окном, войти в транс от стремительно свободного движени€ машины, а другой каждой клеткой тела ощущать первозданную гармонию леса, а по ночам уходить взгл€дом в бесконечность звездного неба. ќни не способны слагать стихи о своих переживани€х, но чувствуют их глубоко.

Ўизоиды данного типа могут отличатьс€ резонерством как в профессиональной де€тельности, так и в бытовых вопросах. ћалосодержательное нанизывание одного пон€ти€ на другое (резонерство) также €вл€етс€ аутистичностью, даже если она далека от высот ƒуха Ч главное, что она оторвалась от прочной св€зи с земной реальностью.

9. √олографическа€ аутистичность. —войственна тревожно-сомневающимс€ шизоидам, которые пытаютс€ сопоставить все различные варианты аутистического и реалистического отношени€ к жизни, диалектически их объединить, чтобы получить объемное, всепримир€ющее видение мира. —оздание такой картины мира требует уважени€ ко всему, что его заслуживает, и особого синтезирующего полета мысли. ¬арианты аутистичности мною представлены неполно. Ёто требует отдельной работы. Ќо даже опира€сь на вышеописанное, можно лучше пон€ть шизоидных людей и помочь им пон€ть самих себ€. »ногда разные виды аутистичности встречаютс€ у одного и того же шизоида.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 314 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

678 - | 681 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.