Всенощное бдение · Литургия · Часы · Молебен · Заупокойные богослуженияБогослужебные книги · Богослужебные предметы · Действия при БогослуженииЗвон колокольный · Молитва · Церковное пение
Всенощное бдение
Всенощное бдение – особо торжественное богослужение, совершаемое вечером накануне праздников и воскресных дней. В древние времена совершалось ночью и служилось до утра с небольшими перерывами (в некоторых монастырях эта традиция сохраняется).
Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца.
Лития (греч. – усердная молитва) – часть всенощного бдения, иногда (в случаях общественных бедствий или воспоминаний о них) может служиться вне храма, соединяясь с молебном или крестным ходом. Для моления об умершем установлен особый род литии: она входит в состав панихиды, но может служиться самостоятельно как краткое заупокойное богослужение.
Повечерие - одно из ежедневных богослужений, совершаемое в конце вечерни.
Полунощница - одно из ежедневных богослужений. В первые века христианства совершалась ночью, так как ночное время было тогда наиболее безопасным для богослужений. Позже была включена в состав утрени. Полунощница не совершается, если служится Всенощное бдение, а также в некоторых других случаях, оговоренных Уставом.
Утреня – богослужение, получившее свое название от того, что совершалось рано утром. В настоящее время совершается после вечерни, накануне наступления нового дня.
Шестопсалмие – шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. На время чтения в храме гасится свет и все свечи.
Полиелей (греч. – много милости, много масла) – одна из составных частей утрени. Название происходит от повторения в этой части богослужения слов: "Яко в век милость Его" и возжения в это время елея во всех светильниках и лампадах (сейчас включается паникадило). Состоит из пения стихов псалмов 134 и 135.
Елеопомазание – обряд, совершаемый во время всенощного бдения, когда священник крестообразно помазует елеем чело прихожан, подходящих к нему после поклонения иконе праздника.
Литургия
Литургия (греч. – общее дело) – самое главное богослужение Христианской Церкви. Установлена Самим Иисусом Христом на Тайной вечери. Центральным моментом литургии является таинство евхаристии – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В настоящее время совершается три варианта литургии: литургия Иоанна Златоуста – служится почти круглый год; литургия Василия Великого - совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василия Великого 14 января, в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу; наконец, литургия Преждеосвященных Даров, составленная святителем Григорием Двоесловом – служится только Великим постом.
Антиминс (греч. – вместопрестолие) – шелковый плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и с зашитыми в особый кармашек частицами святых мощей. Освящается архиереем. Находится на престоле под Евангелием, завернутый в пелену, нaзываемую илитоном. Раскрывается во время литургии для совершения пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Великий вход – важный момент литургии, когда Святые Дары под пение Херувимской песни переносятся с жертвенника на престол через Царские врата.
Дары Святые – хлеб (частицы просфор) и вино после пресуществления их в Тело и Кровь Христовы в таинстве евхаристии.
Запасные Дары – Святые Дары, освященные на литургии и хранящиеся в дарохранительнице для неотложного причащения тяжелобольных и умирающих.
Илитон (греч. – платок, обертка) – плат, в который завернут антиминс.
Обедница – одно из богослужений Православной Церкви, совершаемое вместо литургии в случаях, когда по каким-либо причинам невозможно литургию; иначе называется "последованием изобразительных".
Обедня – народное название литургии, происшедшее от слова "обед" (литургия совершается до обеда).
Освящение Святых Даров – главный момент литургии. Совершается во время евхаристической молитвы, тайно произносимой священником перед престолом в алтаре и завершается словами: "И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым" (см. Евхаристия).
Отпуст – заключительные слова православного богослужения, произносимые священником, после которых молящиеся "отпускаются" из храма. Отпусты разнообразны по содержанию, которое зависит от дня недели, празднуемого события, названия храма и вида богослужения. Неизменными остаются слова: "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".
Проповедь – церковное наставление священника или архиерея, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.
Проскомидия (греч.- принесение) – первая часть литургии, во время которой священник приготовляет хлеб и вино для таинства евхаристии, когда хлеб и вино будут пресуществлены Господом в Его Тело и Кровь.Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии
Часы
Часы – богослужения, предназначенные изначально для каждой четверти дня и состоящие из трех псалмов, нескольких стихов и молитв. Каждая из служб первого, третьего, шестого и девятого часов посвящена воспоминанию о тех или иных обстоятельствах страданий Спасителя.
Первый час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое после окончания утрени. Освящает молитвой наступивший день и напоминает о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд.
Третий час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое перед началом литургии. Посвящается воспоминанию о суде над Христом.
Шестой час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией. Посвящен воспоминанию о распятии Иисуса Христа.
Девятый час – одна из служб суточного круга, совершаемая обычно перед вечерней. Посвящена воспоминанию о крестной смерти Иисуса Христа.
Молебен
Молебен – богослужение, имеющее просительный или благодарственный характер.
Агиасма (гр.-святыня) - вода, освященная накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня (великая агиасма) или на молебнах (малая агиасма).Что нужно знать о святой воде
Водоосвящение или водосвятие – древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое бывает в навечерие праздника Богоявления (Крещения Господня) и в самый день Богоявления (Крещения Господня) по окончании литургии. Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 14 августа – на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, и в день Преполовения пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Евангелие от Иоанна 4, 14). Малое водоосвящение бывает также перед литургией (или после нее) в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих.
Крестный ход – шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники (например, на Пасху), или по особым поводам (например, на поля во время молений об избавлении от засухи).
Заупокойные богослужения
Заупокойные богослужения – специальные богослужения, посвященные поминовению усопших и содержащие усиленные молитвы о даровании им милости Божией и Царства небесного: панихиды, литии и отпевания умерших.
Венчик – бумажная лента с напечатанными на ней изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело усопшего.
Отпевание – богослужение, совершаемое при похоронах.
Панихида – заупокойное богослужение, которое можно служить как до погребения усопшего, так и после. Кроме частных панихид, Церковью установлены дни общего поминовения: субботы Мясопустная, Троицкая и Димитриевская, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, Радоница – день общего поминовения, которое совершается во вторник после Фомина воскресенья (первого воскресенья после пасхального) и 11 сентября – день поминовения воинов, погибших за веру и Отечество (в день Усекновения главы Иоанна Предтечи).Почему надо молиться об усопшихКак правильно поминать усопших
Погребение – проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону – кадило, мирянину – икона. Во время отпевания на чело умершего кладется венчик, а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания, в продолжении нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь, а над архиереем и священником - Евангелие. Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю – к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением "Святый Боже", в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом (ногами) к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему.
Богослужебные книги
Богослужебные книги – книги, по которым совершается богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Служебник, Часослов, Октоих, Минеи, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологий, Акафистник, Типикон, Требник и другие. Кроме этих книг, называющихся "простыми", существуют еще и богослужебные нотные книги (например, "Обиход церковного пения").
Апостол (греч. – посланник) – богослужебная книга, включающая в себя Деяния святых апостолов, апостольские Послания и Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис). Книга разделена на отрывки для чтения во время богослужений.
Ирмологий - богослужебная книга, содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами.
Канонник - богослужебная книга, включающая в себя по преимуществу каноны. Может быть дополнена рядом кратких богослужений, отдельными молитвами
Минея (гр. - месяц) - богослужебная книга, в которой собраны молитвословия и песнопения на каждый день месяца.
Октоих (греч. – восемь голосов) – богослужебная книга, включающая в себя песнопения на восемь гласов – основных церковных напевов.
Псалтирь – сборник священных песней Ветхого Завета, большая часть которых составлена святым пророком Давидом. Содержание Псалтири богато и разнообразно: в ней всякий может найти именно то, что соответствует состоянию его души. Есть в ней и пророчества о Христе, и учение веры, и учение нравственности. В православном богослужебном и молитвенном обиходе все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм. Кафизмы читаются на всяком богослужении, так что вся Псалтирь прочитывается за неделю, а Великим постом – по два раза за неделю. Псалтирь служит источником многих богослужебных молитв. Наконец, существует благочестивый обычай читать Псалтирь в память об умерших. Чтение Псалтири во все времена считалось делом в высшей степени дущеполезным и угодным Богу.
Служебник – книга, в которой собраны тексты основных богослужений: вечерни, утрени, литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров.
Типикон (греч. – устав) – книга, в которой расписан порядок совершения богослужений на каждый день года.
Требник – книга, в которой собраны тексты церковных треб – богослужений, совершаемых по потребности: молебнов, крещения, венчания, елеосвящения, погребения, панихиды и других.
Триодь постная - богослужебная книга, в которой собраны молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные недели к нему.
Триодь цветная - богослужебная книга, в которой собраны песнопения со дня святой Пасхи до недели Всех святых, то есть до Петрова поста.
Часослов – книга, в которой содержатся тексты богослужений первого, третьего, шестого и девятого часов и некоторых других богослужений.
Богослужебные предметы
Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия - Иисуса Христа).Что такое Евхаристический Агнец
Антидор (гр. - вместо дара) - части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.Что такое антидор
Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлуюседмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.Что такое артос
Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – таинства брака.
Воздух - прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.
Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.
Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.
Дикирий (гр. - двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.
Дискос (гр. - круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.
Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.
Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Кадило – металлический сосуд на цепочках, в котором на раскаленных углях тлеет ладан.
Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте.Копие, которым вырезаются частицы из просфор - орудие Промысла Божия
Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.
Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.
Плат - принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.
Покровцы - крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров от мух и пыли.