Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Э. Дюркгейм – методолог социологии




Эмиль Дюркгейм (1858–1917), г. Эпиналь, Франция, родился в религиозной семье. Окончил элитное высшее учебное заведение – парижскую Эколь Нормаль, где наибольшее влияние на него оказали профессора истории и философии. Этот выдающийся мыслитель является основателем французской социологической школы и крупнейшим методологом социологии.

Для общества, современником которого был Дюркгейм, – Франции последней четверти XIX в. – была характерна общая нестабильность политической жизни, обострившаяся борьба за монархическую реставрацию и переход к империализму.

Ряд специалистов рассматривает концепцию Э. Дюркгейма как ответ на потребность в теоретической основе буржуазного республиканского общества – социальном реформаторстве.

На первых этапах своей научной деятельности Дюркгейм опирался на позитивизм О. Конта, но пошел дальше, выдвинув основные принципы новой методологии:

натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы;

социологизм – утверждение специфичности природы общества как отдельной социальной реальности. Иногда это положение определяется как социологический реализм.

Оценивая заслуги Дюркгейма в развитии социологической науки, Питирим Сорокин отмечал, что, практически только благодаря его концепции социология получила свой собственный предмет изучения, а все его известные предшественники являлись на самом деле «протосоциологами» («досоциологами»). Так, О. Конт широко пользовался физическими аналогиями общественной жизни, Г. Спенсер – биологическими и др.

Основные идеи были сформулированы им в работе «Правила социологического метода» (1895). В частности, о предмете изучения: социология изучает социальную реальность, имеющую особые, присущие ей качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и образует общество.

Социальный факт – это независимый от индивида фрагмент реальности, имеющий собственное существование и способный оказывать на него «давление» – обладающий «принудительной силой», как, например: законы, обряды, обычаи, язык, денежная система и пр. По выражению Дюркгейма, социальные факты нужно рассматривать «как вещи», т. е. исследовать объективно. Социология – это центральная общественная наука, поскольку вооружает исследователя теорией и методом.

В социальной реальности он выделял три уровня:

• уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население);

• уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);

• уровень коллективных представлений (ценности и идеалы).

Поскольку коллективные представления нельзя наблюдать непосредственно, для их изучения надо использовать объективные данные – формы поведения, социальные институты – явления, которые поддаются непосредственному наблюдению.

Социологическое объяснение должно обладать двумя чертами. Во-первых, оно должно быть причинным, т. е. давать анализ зависимости социальных явлений от социальной среды, и, во-вторых, быть функциональным. Функциональность объяснения заключается в установлении соотношения (связи) между изучаемым явлением и потребностью общества как целого. В частности, такой социальный феномен, как преступление, при всех отрицательных последствиях для конкретных людей помогает обществу конструировать и защищать моральные принципы. В этом смысле преступность «нормальна», поскольку общество не может существовать без нее. Чем сложнее общественное явление, тем большее значение имеет исследование форм его проявления в различных обществах. Социология – сравнительная наука.

Примером практического применения этих положений является, пожалуй, самая известная широкой публике книга Э. Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд» (1897). Ее также можно назвать удачной попыткой социологического осмысления статистических данных. Основательно изучив западноевропейскую статистику самоубийств, ученый пришел к выводу: акты самоубийств совершают всегда конкретные индивиды, но причины большинства самоубийств заключены не в них самих, а в обществе, членами которого они являются.

Э. Дюркгейм, как и Конт, считал, что общество изначально основано на консенсусе. Конфликты, которые, по Марксу, являются движущей силой истории, свидетельствуют лишь о болезнях общества.

В концепции социальной солидарности развитие человеческого общества разделено на две фазы: механической (доиндустриальное и, частично, традиционное общество) и органической солидарности (позднее доиндустриальное и индустриальное общество).

Первая фаза соответствует неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей похожи, поскольку сами люди в них похожи друг на друга и потому взаимозаменяемы. Такое общество стремится подчинить себе индивида, полностью регулировать его сознание и поведение. Право в них – репрессивное, коллективное; сознание – религиозное.

В процессе развития общества, который основан на разделении труда, углублении профессиональной специализации и экономической взаимосвязи людей, складывается органическая солидарность, при которой каждый человек в какой-то мере независим от общества, автономен. Право в этом случае имеет восстановительный характер. Коллективное сознание ослабевает, становится светским, рационалистическим. Важным условием органической солидарности является соответствие выполняемых людьми профессиональных, специализированных функций их способностям и наклонностям.

Нормальное состояние общества характеризуется наличием социального порядка – нормативных «правил игры» (формальных и неформальных), которым следуют члены общества. Если порядок разрушается, общество испытывает дефицит социальной солидарности и вступает в состояние аномии – ценностно-нормативного вакуума.

Интересно решен Дюркгеймом вопрос о причинах разделения труда. Он видит основную причину в росте народонаселения, в отличие от Маркса, для которого разделение труда – «экономическое состояние промышленной техники». Продолжая заочную полемику, Дюркгейм пишет, что экономическая деятельность асоциальна, так как экономические связи не образуют прочных социальных контактов. Определяющая роль принадлежит идеологическим (даже моральным) факторам.

С 1906 г. Э. Дюркгейм – руководитель кафедры науки о воспитании в Сорбонне, которая в 1913 г. переименована в кафедру науки о воспитании и социологии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2574 - | 2263 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.