Хирургические методы лечения сложных вторичных деформаций челюстно-лицевой области обычно многоэтапные и требуют от хирурга не только глубоких знаний и опыта, но и умения сочетать это лечение с ортодонтическим. Своевременное и эффективное, оно является залогом общего успеха.
Любое хирургическое вмешательство в челюстно-лицевой области и само заболевание как у взрослого, так и у ребенка связано с наличием или возможностью возникновения деформаций и дефектов тканей. Последние, в свою очередь, вызывают формирование вторичных деформаций в окружающих тканях лица. В таком понимании лицо у ребенка занимает особое место среди других участков человеческого организма, что связано с его функциями, в первую очередь эстетической. К эстетическим категориям ученик Сократа Платон относил свыше 32 понятий. Для лица — это чистота, непрерывность, единство и множественность, цельность, подобие, совершенство, гармония, симметричность, пропорциональность, тонкость, размерность. Именно они определяют архитектонику человеческого тела.
Витрувий (I ст. до н.э.) уже в свое время сформулировал закон о размерности и пропорциях лица: "Природа создала человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую часть тела; голова от подбородка до темени — восьмую. Относительно длины самого лица, то расстояние от низа подбородка к низу ноздрей составляет его треть, нос от основания ноздрей до переносицы — столько же, и лоб от переносицы до начала корней волос — тоже треть". В связи с этим становится понятным, что нарушение этих критериев в результате различных заболеваний (опухолевых процессов, врожденных дефектов и деформаций, травм) приводит к тяжелым последствиям. В каждом возрастном периоде они разные в своих проявлениях и формах. Следует выделить два аспекта этой проблемы: психологический и анатомо-физиологи-ческий. Хотя они взаимосвязаны, однако существуют четкие отличия в их восприятии и решении задач у детей и взрослых.
У детей с деформацией челюстно-лицевой области социальная дезадаптация начинает формироваться с 3 лет, когда они, играясь со своими ровесниками, понимают свое внешнее отличие от других. Это вызывает замкнутость или агрессивность у ребенка, отказ от общения, то есть психологически отрицательные реакции. В грудном и раннем младшем возрасте (до 2-3 лет) ребенок еще не может
Раздел п
Основные восстановительно-реконструктивные вмешательства на тканях челюстно-лицевой области
оценить свой внешний вид, он не общается со своими ровесниками, поэтому восприятие его внешности и отношение к нему окружающих трансформируются через взрослых. Последние же не всегда отличаются гуманностью и ранят словом и взглядом, с отвращением относятся к самому ребенку. Поэтому родители пытаются не показывать ребенка, даже сокращают время прогулок, закрывают лицо. Все это вызывает у них желание ликвидировать недостаток или деформацию лица ребенка как можно раньше и сразу.
Сроки проведения и выбор реконструктивных операций на лице у детей зависят от многих факторов, в первую очередь от площади, глубины, формы и локализации недостатка и деформации, состояния окружающих тканей, возможности развития послеоперационных деформаций, увеличения их с возрастом ребенка. У такой категории больных противопоказано ожидать завершающего формирования тканей лица (16-17 лет), что связано с нарастанием с возрастом тяжести вторичной деформации.