Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В8 изобразительно - выразительные средства русского языка




Тропы - это переносы наименования, использование слов, их сочетаний и предложений для наименования иного предмета в данной речевой ситуации. Основными видами тропов являются:

Эпитет - это художественное образное определение(бездонное небо, очаровательная девушка, противный дождь)

Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит.

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин).
Сравнение - приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. (Лёд, окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С. Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю. Лермонтов);

Метафора – скрытое сравнение: Горит в саду костер рябины красной.

Ирония - намеренное употребление слов, в смысле, абсолютно противоположном буквальному. Ослу: Отколе, умная, бредешь ты, голова?(И.А. Крылов).

Гипербола - преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал
Литота - преуменьшение. Мальчик-с-пальчик
Гротеск - предельное преувеличение придающее образу фантастический характер. (Градоначальник с фаршированной головой).
МетонИмия - вид тропа, в котором сближаются слова по смежности, обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. (" Экий ты бестолковый, братец," - сказала телефонная трубка. Все флаги в гости будут к нам).
Олицетворение - такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. (О чём ты воешь, ветер ночной?).
ПерифрАз(а) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. (Царь зверей (вместо лев)).
СинЕкдоха - вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого, целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. " Швед, русский колет, рубит, режет." Я три тарелки съел.)
ОксЮморон - сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом, т.е. сочетание слов с противоположным значением (острая глупость).
(Мёртвые души; живой труп; бесконечный тупик; обыкновенное чудо; мужественная женщина)

Паронимы - близкие по звучанию, но различные по значению слова.
(Геройский - героический;
двойной - двойственный;
действительный - действенный).
Экспрессивная разговорная лексика - слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.
(Грязнуля, крикун, бородач, хвастун, недотёпа).

Диалектизмы – слова, употребляемые в одной местности (бурак, кочет)
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.
(кривить душой - лицемерить;
бить баклуши - бездельничать;
на скорую руку – быстро, голова идет кругом, все из рук валится).

Антонимы -противоположные по смыслу слова: черный-белый

Синонимы – близкие по смыслу слова: красный-алый

Синтаксические средства

Парцеляция – неверное членение предложений.(«Она болела долго. Тяжело.»)
Параллелизм - художественное средство, когда описание природы подчёркивает настроение героя, ход сюжета.
("В синем море волны плещут,

В синем небе звезды блещут"
Инверсия – нарушение порядка слов; ("Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням". Белеет парус одинокий.)
Анафора или единоначатие - повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.
АнтитЕза - стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. ("Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка Русь!"

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой).
Градация - (постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. ("Не жалею, не зову, не плачу ".Он смеялся, заливался,хохотал» «Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю»)


Звукопись

Аллитерация - приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.
("Люблю гр озу в начале мая, когда весенний пе р вый гр ом, как бы р езвяся и и гр ая, гр охочет в небе голубом
Ассонанс - приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.
("Скучна мне о ттепель:
в о нь, грязь, весн о й я б о лен...")

Как написать сочинение

План Речевые клише
1.Вступление (с помощью вопросительных или назывных предложений)   Судьба гения и таланта… Всегда ли мы объективно относимся к людям талантливым, одаренным природой? Всегда ли по достоинству оцениваем их вклад в историю науки, искусства, общества?
2.Проблема (экологическая, этическая, философская, социальная, общественно-политическая, нравственная)   Эту…проблему поднимает В. Ганичев. Над этой…проблемой размышляет В. Ганичев. Основные проблемы, поднимаемые в текстах ЕГЭ
  • Проблема чести и чувства собственного достоинства
  • Проблема милосердия, сострадания
  • Проблема а)современного состояния языка (загрязнения, искажения), б)бережного отношения к языку.
  • Проблема взаимоотношений поколений
  • Проблема интеллигентности, духовности (бездуховности)
  • Проблема а) бережного отношения к природе(экологии), б) умения наслаждаться красотой природы, понимать язык природы.
  • Проблема а)героизма, патриотизма на войне и предательства; б) проблема жестокости, бесчеловечности войны
  • Проблема ответственности человека за свою судьбу (человек сам себе судьба)
  • Роль книги в жизни человека
  • Проблема проявления негативных качеств характера (хамства, наглости)
  • Проблема влияния детства на дальнейшую судьбу человека.
 
3. Комментарий (актуальность, злободневность, мысли автора на этот счет, его настроение; нужно выбрать 4-5 важных предложений и передать эти мысли с помощью 4-5 клише ) Автор считает, полагает, подчеркивает, утверждает, указывает… ,по мнению автора, автор имеет в виду видит причину этого в том, что… Автор не скрывает своего отношения: он радуется, негодует, возмущен… с горечью пишет о том, что… в доказательство своей мысли автор цитирует … Данная проблема, безусловно, вызывает интерес. С. Петров заставляет нас задуматься о собственном поведении (о том, как важно вовремя понять, сделать, протянуть руку помощи… и т.п.) Через все рассуждение он проводит мысль, что Размышляя над поступком героя (данной ситуацией, реакцией Иванова….), автор высказывает мысль, что… Автор приводит яркий пример …. Такому типу личности С.Петров противопоставляет ….. В этом вопросе автор очень убедителен. Очень убедительно автор пишет о… Обращает на себя внимание фамилия героя(особенности речи героя) Свою мысль он иллюстрирует, используя (эпитет, метафору (см. В8)) и тем самым привлекает наше внимание к данной проблеме. Свою точку зрения он отстаивает эмоционально и убедительно. Проблема … продолжает оставаться актуальной. Автор сумел увидеть насущные проблемы времени и донести их до понимания читателя.  
4. Позиция(взгляд) автора (она может быть четко выражена в тексте и тогда следует выбрать 1-2 предл., в которых она сформулирована и процитировать их. Если позиция не выражена, надо сформулировать ее самим) «Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своем окружении. Они… не хотят выделять …их превосходящие способности ближнего. Часто с раздражением говорят о таком человеке»,- пишет В. Ганичев. В этом и заключается позиция автора.
5. Собственная позиция (согласие или несогласие с позицией автора) С ней трудно не согласиться. Я тоже считаю, что… Эта позиция во многом близка мне. Я не согласен с такой точкой зрения.
6. Аргументы (2 похожих примера из художественной, публицистической, научно-популярной литературы Вспомним роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем тоже поднимается эта проблема. … Вспомним Е. Базарова – героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он… Обратимся к повести… Недавно в журнале «Вокруг света» я прочитал статью В. Крапивина …(в газете «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Неделя»)
7. Заключение(вернуться к вступлению) Все это доказывает верность позиции автора, что общество часто не признает талантливых и гениальных людей и предает их забвению. Очень жаль, что общество часто не признает талантливых и гениальных людей и предает их забвению.  

Образец сочинения

 

Что такое талант? В чем сущность таланта? Именно эту проблему поднимает М. Пришвин.

На размышления о сущности таланта его навела маленькая птичка, которая пела, славя зарю. Через все рассуждение автор проводит мысль, что талантливый человек работает совершенно бескорыстно. Пришвин находит удивительную метафору: по его словам, каждый поистине талантливый человек обладает способностью «славить зарю, а не самому славиться». В доказательство своей мысли он рассказывает о башмачнике, по имени Цыганок, о мастерстве которого «легенды сложились». Цыганок был известен даже за границей, а между тем «крыша в его домике развалилась», «штаны износились». Свое восхищение мастером автор передает с помощью риторического восклицания: «Но мастерство, мастерство-то какое!» Размышляя о том, что талант есть призвание, а отнюдь не «способ заработка», Пришвин вспоминает о начале своей писательской деятельности, когда он «без гроша в кармане отправился собирать народные сказки в далекий северный край» и даже мысли не имел извлечь из этого какую-нибудь корысть. Свою точку зрения он отстаивает эмоционально и убедительно. Эта проблема, безусловно, вызывает интерес.

Талант – это «способность делать больше, чем нужно только себе», это призвание, это дар, а не способ заработка. Такова позиция автора. С ней трудно не согласиться. Я тоже считаю, что талант-это призвание, и талантливый человек редко думает о выгоде.

На Руси всегда было много самобытных талантов. Обратимся к рассказу Н. С. Лескова «Левша»

Тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом. Думал ли он о собственной выгоде? Конечно, нет. Он просто испытывал радость от процесса работы и стремился поддержать славу русских мастеров. (Это привязка к проблеме)

Талантливый человек талантлив во всем. Я. Голованов в «Этюдах об ученых» рассказывает о Леонардо да Винчи, который был не только гениальным художником, но и математиком, астрономом, ботаником, поэтом, музыкантом. Он тоже никогда не думал о том, чтобы извлечь из этого выгоду. Рисовать, сочинять музыку для него было необходимостью такой же, как есть и дышать. Прошло много веков, а имя этого талантливого человека известно во всем мире. Его творения до сих пор удивляют и поражают.

Все это доказывает позицию автора, что талантливый человек должен приносить радость другим людям и воспринимать свой талант как дар.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 830 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2282 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.