Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


÷арь ƒавид - ¬еликий √усл€р 4 страница




лигиозном, так и в политическом плане. ѕочти через тыс€чу лет после описанных Ёйнгардом событий на –уси еще помнили о былом могуществе велетов.

¬се вышеприведенные сведени€ так и остались бы собранием разрозненных и непон€тных фактов, если бы не одно обсто€тельство, показавшее их в истинном свете и расставившее на свои места в историческом контексте. —о времен ћ, ¬. Ћомоносова уже несколько столетий в науке идет спор о том, кем же €вл€лись летописные вар€ги Ч скандинавскими викингами или западными слав€нами. ќднако с течением времени дискусси€ прин€ла несколько неожиданный оборот, и часть ученых задалась вопросом не о том, как соотносились между собой западные слав€не и вар€ги, а о том, как соотносились между собой западные слав€не и призвавшие вар€гов новгородские словене и кривичи. » здесь ученых ожидали удивительные открыти€. ќдним из первых обратил внимание на западнослав€нские черты в €зыке северного населени€ –уси ј. ј. Ўахматов. «наменитое новгородское цоканье, наиболее €ркую и заметную черту этого местного диалекта, выдающийс€ ученый объ€снил тем, что в VIIЧVIII веках л€шские поселени€ были распространены далеко на восток от территории современной ѕольши: ЂЋ€хи были поглощены русскою волною, но, смешавшись с северно-русами, они передали им некоторые звуковые особенности, вызвав между прочим и смешение ц с чї.21 –усские летописи вполне давали основание дл€ подобного заключени€, поскольку указывали, что два восточнослав€нских племени Ч радимичи и в€тичи Ч пришли на –усь Ђот л€ховъї. «десь, правда, следует иметь в виду, что ѕ¬Ћ под л€хами понимала не только пол€ков в узком смысле слова, но и другие западнослав€нские племена Ч лютичей, мазовшан и помор€н.

Ќаблюдение ј. ј. Ўахматова было развито и уточнено другими лингвистами. Ќ. ћ. ѕетровский отметил, что ближайша€ параллель севернорусского цокань€ находитс€ даже не в польском, а в нижнелужицком €зыке. ¬нимательно проанализировав новгородские пам€тники письменности, этот исследователь вы€вил в них обширный слой типично западнослав€нских имен и лексики, в результате чего пришел к выводу, что Ђможно предположить и западно- слав€нскую основу в новгородском населении, оставившую свои следы в €зыке Ќовгородской I летописи и некоторых других пам€тниковї.22 »сследование русских ƒиалектов —ибири в зоне новгородской колонизации дало те же результаты: ЂЌо в русских говорах сохранились также и более древние л€шские черты, восход€щие уже не к пол€кам, а к древним прибалтийским слав€нам. —охранились эти говоры, между прочим, в северной —ибири, на громадных про- сторах.от р. ќби до р.  олымыї.23

¬есьма интересно было и наблюдение над названием русских у их северных финно-угорских соседей. Ќи один из тех народов, которые в древности столкнулись с новгородскими словенами или кривичами, впоследствии так никогда и не стал называть их русскими. Ќаоборот, на всех русских финно-уграми было перенесено то им€, которым они первоначально называли своих ближайших слав€нских соседей: эст. Vene, водское Venai, финс. Venaa или Venaja. Ћегко заметить, что в основе всех этих названий лежит этноним венеды. јнтичные писатели в первых веках нашей эры называли так всех слав€н, однако уже в раннем средневековье это им€ преимущественно закрепл€етс€ за западными полабскими слав€нами. ƒ.  . «еленин, проследивший по данным топонимики ѕрибалтики и письменным источникам морской путь продвижени€ западных слав€н на восток, писал: Ђ«наменательно, что эсты называли вендами (Wene) не кашубов или пол€ков, которые по €зыку ближе к балтийским слав€нам, а именно русских. Ёто обсто€тельство можно объ€снить только тем, что эсты наблюдали, как многие прибалтийские венды уходили из Ћивонии на –усь и обратно уже не возвращались.  ак видно из ’роники √енриха Ћатвийского, эсты хорошо.знали ливонских вендов, и перенесение их имени на русских не может быть каким-либо странным недоразумением со стороны эстовї.24

ѕоследующее изучение праслав€нского €зыка показало, что первоначально его носители делились на две диалектные группы: меньшую, северо-западную, или Ђпралехитскуюї, и большую, юго-восточную.   первой группе принадлежали лехитские €зыки и северна€ часть будущего восточного слав€нства (кривичи и ильменские словене), а к диалектам второй группы Ч все остальные слав€нские €зыки (будущие южнослав€нские, чешский, словацкий, средн€€ и южна€ часть восточных слав€н). —ледует подчеркнуть, что это диалектное членение было самым первым разделением единого праслав€нского массива, предшествующим его делению на три современные группы восточных, западных и южных слав€н. »значальное единство носителей северо-западного диалекта хорошо прослеживаетс€ и на данных антропологии: Ђ“ак может быть выделен ареал близких антропологических характе- ристик, прилежащих к Ѕалтийскому морю. ¬ него включаютс€ пол€не (польские. Ч ћ.—.), висл€не, ободриты, помор€не, словене новгородские, кривичи полоцкие, радимичи, дреговичи и, возможно, волын€неї.25

Ќаконец, свое веское слово по интересующему нас вопросу сказала археологи€. Ђќбъ€снить по€вление биконических и реберчатых сосудов на ранних слав€нских пам€тниках ѕриильмень€ можно только предположением о происхождении новгородских слав€н с запада, из ¬енедской землиї.26 —леды западных слав€н хорошо прослеживаютс€ в Ќовгороде и в гораздо более поздний период, причем в св€зи не с чем-нибудь, а с возведением оборонных сооружений ƒетинца Ч сердца города: Ђ¬ Ќовгороде следы культуры балтийских слав€н известны и в археологических материалах: так, конструкци€ вала 1116 г. в ƒетинце, раскопанна€ недавно, имеет точные аналогии только у балтийских слав€н и совершенно неизвестна на ƒнепре. <...> «аметим, что речь идет именно о балтийско-слав€нском контингенте новгородского населени€, а не о заимствовании новгородцами у балтийских слав€н отмеченной специфики своей культуры в процессе торговых или политических св€зей, что представл€етс€ неверо€тнымї.27 Ќаличие западнослав€нского элемента не было спецификой одного лишь Ќовгорода и надежно фиксируетс€ на всем —евере –уси: Ђ ерамические комплексы так называемого балтийского облика обнаружены в Ќовгороде, ѕскове, —тарой Ћадоге, городке на Ћовати и пр. ќни датируютс€ преимущественно IXЧX веками и свидетельствуют о массовом проникновении в пределы —еверной и —еверозападной –уси поморослав€нского населени€. Ќачало процесса расселени€ поморских слав€н в бассейне р. ¬еликой и ѕсковского озера, как считает ¬. ¬. —едов, относитс€ уже к VIЧVII векам. Ќа тесную св€зь псковских кривичей и новгородских словен с венедскими (западнослав€нскими) племенами указывают и данные лингвистикиї.28 јнализ последних археологических материалов позволил ¬. ¬. —едову уточнить картину переселени€ слав€н на север –уси из —редней ≈вропы (ориентировочно район —реднего ѕовислень€) и еще больше сдвинуть вниз хронологическую планку: ЂЌачало миграционного потока населени€ из —редней ≈вропы надежно определ€етс€ концом IV в. или рубежом IVЧV вв.ї.29—уд€по всему, в древности имели место несколько волн переселений западных слав€н на территорию летописных новгородских словен и кривичей. ѕодобное совпадение лингвистических, антропологических и ар- хеологических данных абсолютно точно указывает на генетическое родство севернорусского населени€ с западнослав€нским ѕоморьем, к которому оно по целому р€ду критериев было гораздо ближе, чем к племенам ёжной –уси. ƒанный основополагающий факт не только объ€сн€ет многообразные следы присутстви€ волотов-веле- тов на –уси, особенно в северной ее части, равно как и отмечаемую местными предани€ми и западноевропейскими эпосами их св€зь с восточнослав€нским населением, но и делает приведенные в начале насто€щей главы наблюдени€ еще одним его доказательством. Ќе претенду€, разумеетс€, на окончательное разрешение сложнейшего вопроса об истинной этнической принадлежности вар€гов, все же отметим, что в свете вышесказанного лишь отождествление их основного €дра с западными слав€нами про€сн€ет следующее высказывание автора Ђѕовести временных летї, сделанное им в св€зи с призванием –юрика: Ђ» от тЏхъ вар€гъ прозвас€ –уска€ земл€, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода вар€жьска, пре- же бе бЏша словЏниї30 Ч Ђ» от тех вар€гов прозвалась –усска€, земл€. Ќовгородцы же Ч те люди от вар€жского рода, а прежде были слав€неї. Ќовгородцы, как было показано выше, действительно были Ђот родаї западных слав€н, а со скандинавами в этом плане не имели ничего общего. —ентенци€ же о том, что раньше они были слав€нами, объ€сн€етс€ как своеобразием самого Ќовгорода, где столкнулись два слав€нских колонизационных потока Ч с юга и с запада, так и представлением автора ѕ¬Ћ о дунайской прародине слав€н, котора€, очевидно, соотноситс€ с основной, юго-восточной группой древнейшего диалектного членени€ слав€нства. ≈сли же предположить, что летописными вар€гами были скандинавы, то данное предложение тер€ет вс€кий смысл.

—ледует отметить и то чрезвычайно важное обсто€тельство, что р€д данных указывает на присутствие в пришедшей с –юриком дружине летописных вар€гов-руси именно волотов-велетов. ≈сли не считать перечн€ послов, служащих причиной нескончаемой дискуссии, а также истории јскольда и ƒира, котора€ единодушно считаетс€ позднейшей тенденциозной вставкой дл€ объ€снени€ законности кн€жени€ –юриковичей, и упоминани€ –огволода с “уры, трактуемого как местное топонимистическое предание, древнейша€ летопись практически ничего не говорит о племенной принадлежности пришедшего из-за мор€ вар€жского воинства. Ѕолее поздние источ

ники сообщают нам одну крайне интересную подробность: Ђ» посла (–юрикъ) воеводу своего именем ¬алета и повоева  орелу и дань на нихъ возложиї.3Т ƒруга€ рукопись дает нам несколько иное написание этого имени: Ђ’одилъ кн€зь великш рюрикъ с плем€н- никомъ своимъ олгомъ воевати лопи и корЏлу. ¬оевода же у рюрика валитьї.32 —в€зь имени ¬алет-¬алит со словом Ђволотї более чем веро€тна, а указание о походе первого вар€жского кн€з€ со своим воеводой на лопь полностью соотноситс€ с наличием на той территории Ѕолотова городища между р. ƒеньгой и р. ¬осмой.

— другой стороны, в самих тех местах бытовало весьма древнее предание о богатыре-правителе ¬алите, впервые официально зафиксированное в 1601 г. русскими послами во врем€ переговоров об установлении точной русско-норвежской границы: ЂЅыл в  ореле и во всей  орельской земле большой владетель, именем ¬алит, ¬а- рент тож, и послушна была  орела к ¬еликому Ќовгороду с ƒвинскою землею, и посажен был тот ¬алит на  орельское владение от новгородских посадниковї.33 ¬алит побил немцев на ¬аренгском погосте и положил там большой камень и каменный лабиринт-вави- лон. Ќазванна€ по его имени ¬алитова губа и ¬алитово городище находились на самой крайней границе русской Ћапландии. Ќорвежцы называли это место ¬арангер ‘иорд, и подобное совпадение топонимики действительно указывает на св€зь ¬алита с вар€гами. ¬еро€тно, что по имени этого легендарного ¬алита последующа€ карельска€ племенна€ верхушка стала именоватьс€ валитами. » если соотношение карельских валитов и новгородского бо€рства продолжает оставатьс€ дискуссионным (¬. Ќ. Ѕернардский полагает, что валиты влились в прав€щее сословие Ќовгорода, с чем не согласен

¬. ј. янин), то совершенно бесспорна неизменна€ верность карел этому важнейшему центру севера –уси. ¬месте с тем, и доверие новгородцев к этому племени, не родственному им ни по крови, ни по вере (еще к моменту Ќевской битвы крещеным был один только старейшина ѕелугий, а все остальные его соплеменники продолжали оставатьс€ €зычниками), ни по €зыку, было столь велико, что они доверили карелам охрану начального участка проходившего по территории –уси пути Ђиз вар€г в грекиї, от которого зависела вс€ их заморска€ торговл€. ѕричину столь непоколебимой верности (особенно если сравнить ее с поведением води, другого подвластного Ќовгороду финно-угорского племени) и столь значительного довери€ пон€ть будет гораздо легче, если допус

 

тить, что во главе карел сто€ли потомки западнослав€нских Ѕолотов. ќтмеченное в предыдущей главе заимствование карелами у слав€н еще в глубокой древности гуслей, слова дл€ обозначени€ волхвов, отдельных фрагментов их мифологии и самого имени ¬€йн€мейнена, эпонима венедов, делает подобное предположение более чем веро€тным.

“о, что ¬алет-¬алит назван позднейшими летопис€ми воеводой –юрика, свидетельствует как о весьма высоком его положении в вар€жской дружине первого кн€з€, так и о том, что он вр€д ли был там единственным велетом. Ёто свидетельство теоретически можно было бы считать поздним домыслом, призванным возвеличить происхождение какого-нибудь карельского валита (хот€ у нас нет никаких доказательств подобных претензий с их стороны), если бы не упоминание похожего имени одного русского воина X века в древнем источнике, совершенно не св€занном с новгородскими летопис€ми и карельскими предани€ми. ћусульманские летописи ƒербенда, самого главного порта на  аспийском море, рассказывают о том, как его правитель ћаймун враждовал с городской знатью-раисами. ¬ этом внутреннем конфликте перевес был €вно на стороне местной элиты, державшей своего эмира фактически на положении пленника в течение семи лет. ƒомашний арест изр€дно надоел эмиру ћаймуну, и поэтому, когда на  аспии в 987 г. по€вились восемнадцать русских судов, он немедленно тайком св€залс€ с северными пришельцами и попросил их о помощи. –усы освободили из заключени€ несчастного правител€, но при этом подверглись нападению дербендцев и потер€ли экипаж одного из своих кораблей. “ем не менее, эмир оказалс€ на свободе и на следующий год восстановил цитадель ƒербенда и укрепилс€ в ней. ќднако городска€ знать не собиралась уступать власть и использовала самый удобный предлог Ч присутствие в городе иноверцев. ¬осстание дербендцев против своего эмира в 989 г. возглавил фанатичный проповедник ћусаат-“узи: Ђќн (проповедник. - ћ.—.) потребовал у эмира выдать ему его те- лохранителей-русов (гуламов), чтобы им был предложен ислам или смерть. “ак как эмир ответил отказом, начались беспор€дки, и в 380/990 году эмир укрепилс€ в цитадели против проповедника “узи и народ ал-Ѕаба (ƒербенда. Ч ћ.—.) осаждала ее двадцать восемь дней, и дела прин€ли такой оборот, что эмир был вынужден просить проповедника обеспечить ему безопасность (с условием), что он сдаст ему цитадель, а сам со своими гуламами уйдет в “абарсаран, что и было разрешеної.34

«ахватив крепость, “узи призвал в город в качестве повелител€ Ўирваншаха. ќднако повторно изгнанный эмир не склонен был так легко отказыватьс€ от престола. ѕоэтому все в том же 990 году истори€ получила продолжение: Ђ«атем один из телохранителей (гу- ламов) ћаймуна, по имени Ѕалид напал на него (Ўирваншаха. Ч ћ.—.) в правительственном здании и ранил его, ударив по затылку секирой. √улам бежал к своему господину ћаймуну, который был в “абарсаране. ѕодчиненные правител€ Ўирвана увезли своего раненого господина в Ўирван, а эмир ћаймун снова вошел в город ал-Ѕабї,35  ак показывают другие исламские источники, от мусульманских авторов €вно нельз€ ожидать особой точности в передаче чуждых дл€ них слав€нских имен. ѕоэтому и Ѕалид восточных летописей, и ¬алит-¬алет карельских преданий €вл€ютс€, суд€ по всему, различными искаженными вариантами написани€ слова ¬олот. –азумеетс€, мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что последний действительно был именно воеводой –юрика, хот€ различные карельские данные однозначно свидетельствуют в пользу значительной древности этого образа. ќднако присутствие Ѕалида в дружине русов почти через 130 лет после призвани€ вар€гов указывает на наличие в их составе велетов-волотов. ƒанное соображение может быть подкреплено и другим наблюдением.  ак уже говорилось выше, другим наименованием этого западнослав€нского племени было лютичи. ¬ период, последовавший за призванием вар€гов, этот термин также неоднократно встречаетс€ нам в летописи как личное им€ или характеристика потомков высшего сло€ заморских пришельцев. ѕри описании сущности —в€тослава автор ѕ¬Ћ под 971 г. влагает в уста греческих послов следующую оценку этого киевского кн€з€: ЂЋютъ се мужъ хочет быти...ї36 ≈го внуку ћстиславу Ќестор дает самую восторженную характеристику, но  иево-ѕечерский ѕатерик отзываетс€ о нем точно так же, как и летопись о его деде: Ђлютымъ ћьстиславомъї.37 Ќаконец, сын —венельда, этого знаменитого вар€жского воеводы при »горе, —в€тославе и ярополке, носит им€ Ћют. Ќелишним в этой св€зи будет вспомнить и то, что в Ђ√олубиной книгеї ¬олот и ¬ладимир оказываютс€ взаимозамен€емыми именами. ≈сли это не случайное совпадение, вызванное механическим перенесением последнего персонажа из былин (где он, впрочем, никогда не выступа

ет в качестве олицетворени€ мудрости), то перед нами недвусмысленное указание на племенную принадлежность правнука –юрика, зафиксированное народной пам€тью. —лишком много источников, как отечественных, так и зарубежных, от ‘ранции до јзербайджана, вне вс€кой св€зи друг с другом и в совершенно различных контекстах настойчиво тверд€т о какой-то особенной св€зи русов и волотов-велетов, и это €вно не может быть просто случайным совпадением.

¬озвраща€сь к этим св€з€м, следует отметить, что единство слав€нского населени€ побережь€ Ѕалтийского мор€ поддерживалось не только общностью происхождени€ и периодическими перемещени€ми отдельных масс населени€ с запада на восток, но и регул€рными контактами в более поздний период, фиксируемыми как археологией, так и письменными источниками. ≈сли о сухопутной торговле трудно пока сказать что-то определенное, то морска€ торговл€ начинает хорошо прослеживатьс€ вскоре после основани€ портов у западных и ильменских слав€н: Ђ–аспространение отдельных археологических находок IX века, а также обсто€тельства их нахождени€ указывают на непосредственные регул€рные морские св€зи южного берега Ѕалтийского мор€, который был населен полабскими слав€нами, помор€нами, со —тарой Ћадогойї.38 ћногочисленные клады арабского серебра у полабских слав€н при их отсутствии в сравниваемом периоде в —кандинавии красноречиво свидетельствуют о том, что до середины IX века западные слав€не €вно доминировали в использований ¬олжского торгового пути, св€зь с которым была возможна лишь через земли ильменских слав€н.

“орговые св€зи –уси с этим регионом не прервались и после активного включени€ скандинавов в экономический обмен с ¬остоком, причем св€зи эти были €вно двусторонними. Ќемецкий хронист XI века јдам Ѕременский отмечает: Ђ«а лутичами, известными еще под именем вильцев, мы встречаем реку ќдер, самую богатую из слав€нских рек. Ќа ее берегах, там, где она соедин€етс€ со —кифскими водами (Ѕалтийское море. Ч ћ.—.), стоит знаменитый город ёмна, любимое местопребывание варваров и греков, живущих вокруг нееї.39 —уд€ по тому, что чуть ниже тот же автор называет  иев Ђодним из великолепнейших украшений √рецииї, становитс€ очевидным, что под греками, живущими около ёмны, следует понимать русов. ќписыва€ население города, германский автор подразделил его по конфессиональному признаку: местных западных слав€н-€зычников он обозначил как варваров, а русских, прин€вших христианство из ¬изантии, Ч как греков. ¬сего же от ёмны до –уси, замечает јдам Ѕременский, четырнадцать дней пути по морю. Ћаконичные сообщени€ новгородской летописи о гибели в »«ќ г. семи людей, возвращавшихс€ Ђс √отъї, о заточении новгородцев датчанами в поруб в 1134 г. и о нападении шведов на возвращавшихс€ морем купцов в 1142 г. можно интерпретировать по-разному (¬. Ѕ. ¬илинбахов полагал, что новгородцы выступали союзниками балтийских слав€н в войне 1133Ч1136 гг., а

¬. ѕ. Ўушарин св€зывал их с сообщением о разграблении датчанами торгового флота русов в Ўлезвиге в 1157 г.), однако они однозначно фиксируют пребывание новгородцев в западной части Ѕалтийского мор€.

— учетом единства происхождени€, общности €зыка, элементов материальной культуры, отдельных социальных институтов, а также достаточно регул€рных контактов как минимум с IX по XII век, не будет выгл€деть излишне смелой и гипотеза о св€з€х обоих регионов слав€нства и в области религии (естественно, до крещени€ –уси и насильственной христианизации-истреблени€ западных слав€н). ѕон€тно, что воспри€тие религиозных идей идет гораздо быстрее и плодотворнее, когда с обеих сторон во взаимодействие вступают не случайные люди, а профессиональные объединени€ св€щеннослужителей. ¬ этом отношении –усь и полабские слав€не занимают совершенно уникальное положение во всем слав€нском мире: только в двух этих земл€х сложилось мощное жреческое сословие, которое отсутствовало не только у южных слав€н, рано попавших под вли€ние средиземноморской цивилизации и христианства, но и у всех, других западных слав€н Ч чехов, моравов, пол€ков и словаков.  огда читаешь абсолютно независимые друг от друга извести€ немецких авторов о жречестве полабских слав€н и мусульманских писателей о волхвах  иевской –уси, невольно создаетс€ впечатление, что в них говоритс€ об одном народе Ч настолько похожи эти описани€. »бн –уст так рисует положение дел у восточных слав€н до прин€ти€ ими христианства: Ђ” них Ч знахари, они господствуют над их царем, подобно хоз€евам, они приказывают им приносить в жертву создателю то, что они пожелают из женщин, мужчин, табунов лошадей; если прикажут знахари, никому не избежать совершени€ их приказа: захватывает знахарь то ли человека, то ли домаш- нее животное, набрасывает веревку на шею и вешает на дерево, пока не утечет дух его; они говор€т, что это жертва богуї.40 — другой стороны, немецкого хрониста √ельмольда подобное соотношение светской и духовной власти у ран, одного из входивших в союз велетов племен, изумило Ќастолько, что на прот€жении своего сочинени€ он неоднократно отмечает этот удивительный факт: Ђ∆реца они почитают больше, чем корол€ї.41 „уть позже католический писатель подробнее описывает этот феномен и объ€сн€ет его причину: Ђ ороль же находитс€ у них в меньшем по сравнению с жрецом почете. »бо тот тщательно разведывает ответы (божества) и толкует узнаваемое в гадани€х. ќн от указаний гадани€, а король и народ от его указаний завис€т.

—реди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей-христиан, увер€€, что такого рода кровь доставл€ет особенное наслаждение богамї.42 ќкончательно же делает тождественными обе картины указание хрониста на то, что ране приносили жертвы богам не только христианами, но и домашними животными: Ђ огда жрец, по указанию гаданий, объ€вл€ет празднества в честь богов, собираютс€ мужи и женщины с детьми и принос€т богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми-христианами...ї.43 »так, на –уси и у ран мы видим абсолютно одинаковое положение дел: полутеократический стиль правлени€, когда жрецы господствуют над светской властью, беспреп€тственный выбор ими любых жертв с помощью гадани€ (»бн –уст молчит о гадани€х у русов, но эта черта надежно восстанавливаетс€ с помощью других источников Ч сообщени€ ѕ¬Ћ о выборе с помощью жреби€ в 983 г. в жертву богу вар€га-христианина в  иеве, былины о —адко и извести€  онстантина Ѕагр€нородного о гадании русов о жертве на о. ’ортице), типичные жертвы Ч домашние животные и люди. —ходство между единственными в слав€нском мире корпораци€ми жрецов про€вл€лось даже в мелочах. “ак, например, —аксон √рамматик писал, что идол —в€тови- та у тех же ран на о. –югене был изображен с бритой -бородой и постриженными волосами согласно Ђобычаю руги€нї и отметил, что лишь жрец этого бога носил длинные бороду и волосы вопреки общеприн€тому обычаю. ћиниатюра –адзивилловской летописи, иллюстрирующа€ событи€ 1071 г., изображает новгородского волхва хоть и без бороды, но с длинными волосами (рис. 19). –усский жрец одет в длинную белую одежду, что оп€ть-таки соответствует

 

 
 
–ис. 19.  н€зь √леб убивает волхва в Ќовгороде в 1071 г. ћиниатюра –адэивилловской летописи. XVe.

 


сообщени€м немецких авторов о том, что в западнослав€нском городе ¬елегоще местный св€щеннослужитель отличалс€ от остального народа белой одеждой.

ѕон€тно, что столь мощные жреческие сослови€, обладающие подчас большей властью, чем светские государи, не могли по€витьс€ в обеих странах вдруг и должны были пройти достаточно большой путь развити€. „то касаетс€ полабских слав€н* то, очевидно, первое упоминание о них следует датировать VI веком Ч это приведенное в предыдущей главе сообщение о трех слав€нских гусл€рах, бежавших от аварского кагана к византийскому императору.  ак было показано, гусли на –уси были тесно св€заны с волхвами, и мы вполне можем предположить подобную св€зь и у западных слав€н. —лова послов о том, что их плем€ живет у оконечности «ападного океана (Ѕалтийского мор€), в сочетании с количеством времени, затраченного ими на дорогу до ѕричерноморь€, однозначно указывают на полабских слав€н. —ообщени€ гусл€ров о том, что аварский каган послал их племенным вожд€м Ђбогатые дарыї, также не €вл€етс€ выдумкой: археологи€ обнаружила в низовь€х ќдера многочисленные клады византийских монет той эпохи. ѕоскольку западные слав€не не участвовали в походах авар на ¬изантию, эти находки свидетельствуют о том, что из сумм византийской дани каган действительно отправл€л подарки местным старейшинам.44 ¬месте с тем данные археологии под-

 


 

123

 

 

тверждают правильность локализации родины послов именно в этом регионе. ѕри этом текст ‘еофилакта —имокатты дает основани€ предположить, что эти гусл€ры были из племени волотов: выше уже было показано, что как восточные слав€не, так и немцы с франками воспринимали их как великанов, и именно ту же реакцию мы видим и у ћаврики€, удивившегос€ Ђразмерам... тел и огромности членовї слав€нских послов. ¬се Ёти соображени€ свидетельствуют о существовании у волотов-велетов жречества с VI века, то есть уже вскоре после переселени€ на новые западные земли. –езультат этого длительного процесса предстает перед нами в трудах немецких авторов, описывавших ѕоморье как средоточие и оплот всего слав€нского €зычес'гва, с пышными и наиболее почитаемыми €зыческими храмами^ обслуживаемыми могущественным жреческим сословием.

Ќа –уси волхвы и €зыческие капища встречаютс€ в разных местах, но совокупность различных источников свидетельствует о том, что максимальной властью и вли€нием это жреческое сословие пользовалось в Ќовгороде.  ак следует из самого его названи€, он действительно был Ђновымї городом и возник относительно поздно (впервые в летописи, да и то достаточно поздней, он упоминаетс€ под 859 г., а древнейша€ из найденных в нем археологами построек датируетс€ 953 г., хот€, разумеетс€, вполне могут быть обнаружены и более ранние). ’арактер общественных сил, которым был об€зан Ќовгород своим возникновением, неизбежно должен был про€витьс€ в принадлежности первоначального ƒетинца, находившегос€ в самом сердце города. »менно с помощью этого замка, главенствующего над всем благодар€ своему центральному положению, эти силы и осуществл€ли контроль за северной столицей –уси.  ак показывают археологические данные, самый ранний новгородский ƒетинец находилс€ на территории возведенных позднее —офийского собора и примыкавших к нему построек епископского двора. Ќа основании этого ¬. ј. янин и ћ. X. јлешковский делают следующий вывод: Ђ—амый декорум христианизации повсеместно на –уси включал в себ€ идею торжества над поверженным €зычеством и требовал осв€щени€ древних капищ сооружением на их месте церквей. “ак было и в Ќовгороде, где на месте €зыческих капищ ¬елеса и ѕеруна были сооружены храмы ¬ласи€, »лии ѕророка и –ождества Ѕогородицы. Ќужно полагать, что и —офийский собор физически сменил главное €зыческое капище Ќовгорода. ¬ таком случае непосредственным предшественником епископского двора на территории первоначальной крепости окажетс€ €зычес-

кое жречествої.

¬месте с племенной знатью, трансформировавшейс€ позднее в городское бо€рство, волхвы руководили политической жизнью Ќовгорода. Ђ¬ладыка, видимо, заменил своих предшественников, €зыческих жрецов. <...> ¬ече, по всей видимости, было св€зано с €зыческим жречеством, с культом ѕеруна, с его капищем. ѕоэтому когда капище было уничтожено, а идол ѕеруна сброшен в ¬олхов, то на его месте по€вилс€ дерев€нный —офийский собор с небольшим поначалу владычным двором. “еперь вече стало собиратьс€ не у капища, а у —офии, и под эгидой не жрецов, а владыкиї.46 ѕосле крещени€ в 988 г. конкретные носители духовной власти были заменены, но сама изначальна€ политическа€ структура осталась. »менно этим и следует объ€снить как перманентную слабость в Ќовгороде кн€жеской власти, так и огромный политический вес местного архиепископа, не имеющий аналогов в других русских городах.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1043 - | 675 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.