К их числу относятся следующие:
- Празднование дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
- Испрашивание благословения и поиски бараката у различных мест, памятников, покойных и так далее.
- Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху.
Современные нововведения многочисленны, что объясняется удаленностью нашего времени от эпохи возникновения Ислама, недостатком знания, множеством призывающих к следованию этим нововведениям и нарушениям и распространением подражательства обычаям и обрядам неверных, что лишь подтверждает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
لتتبعن سنن من كان قبلكم
"Обязательно вы станете следовать по стопам тех, кто был до вас" (Этот хадис передал ат-Тирмизи).
1 - Празднование дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяце раби ал-аууал:
Подобное есть не что иное как подражание христианам в том, что именуется празднованием Рождества Христова. То же самое делают и невежественные мусульмане или заблудшие из числа знающих, когда в месяце раби ал-аууал лунного года участвуют в празднествах по случаю рождения Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые празднуют этот день в мечетях, другие - в своих домах или в специално подготовленных для этого местах. В этих празднествах принимает участие большое количество темных и невежественных людей, которые делают это из подражания христианам, придумавшим праздник по случаю Рождества Христа, мир ему. Мало того, что подобные праздники являются нововведением и подражанием христианам, они еще и часто включают в себя и нечто из дел язычников и порицаемых поступков, например декламацию касыд, содержащих в себе неумеренные восхваления в адрес Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Дело доходит до того, что в этих стихах к нему начинают обращаться с мольбой и взывать о помощи, забывая об Аллахе, в то время как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил преступать границы разумного в восхвалении его, сказав:
لا تطروني كما أطرت النصارى ابن مريم إنما أنا عبد فقولوا عبدالله و رسوله
"Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят сына Марйам, ведь, поистине, я - раб, и вы должны говорить: "Раб Аллаха и Посланник Его!" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Под превознесением здесь подразумевается как раз неумеренное восхваление.
Нередко эти люди полагают, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, присутствует на их празднествах. К категории отвергаемых действий, имеющих место во время проведения подобных праздников относится также хоровое пение, сопровождающееся барабанным боем, и другие действия, например, также относящиеся к числу нововведений суфийские зикры. Во время этих праздников мужчины встречаются с женщинами и смешиваются с ними, что порождает искушения и может привести к разврату, но даже если подобные праздники обходятся без подобных неприятностей и дело ограничивается встречами, принятием пищи и проявлением радости, как говорят об этом, все равно такие праздники являются нововведениями и новшествами (а мы знаем, что всякое новшество приводит к нововведению, а нововведения ведут к заблуждениям) (это часть хадиса). Кроме того, они имеют тенденцию к видоизменению, в результате чего на этих праздниках как раз и происходят разные отвергаемые вещи и появляются все новые и новые запретные дела.
Мы говорим, что это нововведение, так как подобное не обосновано ни Кораном, ни Сунной, ни действиями праведных предшественников, ни наилучших поколений, а возникло позднее, а именно - после IV века хиджры. Этот обычай был введен Фатимидами, которые являлись шиитами. Имам Абу Хафс Таджуддин ал-Факихани, до помилует его Аллах, сказал: "А затем: мне неоднократно задавал вопрос не один человек из хороших людей о встречах, устраиваемых некоторыми людьми в месяце раби ал-аууал и называемых ими "маулид". Суть вопросов сводилась к тому, имеют ли подобные праздники основу в религии, на что они желали получить ясный и четкий ответ. Я отвечал, а Аллах - податель успеха, что ни в Коране, ни в Сунне нет ничего такого, что могло бы служить основанием для устроения "маулида", и ни об одном из улемов мусульманской Уммы, которые являлись образцом в делах религии твердо следовали примеру предшественников, не сообщали, что он делал подобные вещи. Это - не что иное как нововведение, изобретенное бездельниками, и следование страстям, приносящее пользу обжорам" ("Послание об истоках устроения маулида").
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: "То же самое относится и к тому, что выдумывают некоторые люди, либо подражая христианам, празднующим рождество Исы, мир ему, либо желая выразить свою любовь и почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, праздником, хотя люди и расходятся во мнениях о том, когда был день его рождения. Наши предшественники не делали ничего подобного, а если бы в этом заключалось только благо или благо составляло бы большую часть этого, то они более нас заслуживали его, ибо они больше нас любили и почитали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и больше нас стремились к благу. Для них любовь и почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, заключались в следовании и покорности ему, выполнении его велений, внутреннем и внешнем оживлении его Сунны, распространении того, с чем он был послан к людям, и борьбе за это с помощью сердца, рук и языка. Именно этим путем и шли наши предшественники из числа мухаджиров, ансаров и тех, кто последовал за ними в благодеяниях" ("Необходимость придерживаться прямого пути", исследование доктора Насера ал-Акля с некоторыми сокращениями).
И в старые времена, и в наше время было написано немало книг, отвергавших это нововведение, ибо оно действительно является не только нововведением и подражательством неверным, но и ведущим к устроению других праздников такого же рода наподобие праздников по случаю рождения святых, шейхов или лидеров, или героев, или ученых, что открывает многие двери зла.
2 - Испрашивание благословения и поиски бараката у сотворенного, являющийся одним из проявлений язычества и той сетью, с помощью которой авантюристы облегчают кошельки наивных людей. Испрашивание благословения представляет собой обращение с просьбой о ниспослании бараката и блага к кому-либо и о его увеличении, однако обращаться с подобной просьбой можно лишь к тому, кто обладает благом и способен распоряжаться им по своему усмотрению, то есть к Аллаху, слава Ему. Только Он может ниспослать баракат и благо и утвердить его, а ничто сотворенное не способно ни даровать благо, ни создать его, ни утвердить. Таким образом, испрашивание благословения и поиски бараката у тех или иных мест или памятников, у живых или покойных людей недопустимо, так как оно является либо многобожием, если человек верит, что нечто, кроме Аллаха, способно даровать баракат и благо, либо путем ведущим к многобожию, если человек верит, что посещение какого-либо места или прикосновение к чему-либо может привести к получению бараката и блага от Аллаха. Что же касается действий сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые стремились к получению благословения и бараката путем прикосновения к его волосам, ногтям или слюне, как об этом уже говорилось ранее, то подобное касалось только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был жив и находился среди них, ведь после его смерти сподвижники не испрашивали благословений ни у комнаты, ни у могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, они не обращались за благословениями и к тем местам, где молился или присаживался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что в еще большей степени касается гробниц и зияратов аулияъ Аллаха. Они не испрашивали благословения и бараката также ни у живых, ни у почивших праведников наподобие Абу Бакра, Умара и других из наиболее достойных сподвижников. Они также не поднимались к пещере на горе Хира5, чтобы помолиться или обратиться оттуда с молитвой к Аллаху, посчитав его святым местом, не отправлялись к той горе, где Аллах обратился со своими словами к Мусе, и не посещали иных мест, о которых сообщалось, что там находятся могилы Пророков или иных людей. Не посещали они также и строений, воздвигаемых на местах, связанных с именами тех или иных Пророков, и ни один из наших предшественников не прикасался к тому месту, где постоянно молился в Медине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и не целовал его, и то же самое касается места, на котором он совершал молитвы в Мекке, а также и других мест. Но если для членов Уммы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было узаконено целование тех мест, куда ступали его благородные ноги, или прикосновение к ним, то что же говорить о таких местах, где молился или ночевал кто-то другой? Поэтому целование таких мест или прикосновение к ним с подобными целями знающие без малейших колебаний признали как не соответствующее Шариату Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует6.
3 - Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху
В наше время практикуется множество нововведений, касающихся образов поклонения, в то время как основой поклонения является нечто ниспосланное свыше, поэтому все, что связано с поклонением, может быть узаконено только на основании веских доводов. Если же таких доводов нет, значит подобное является нововведением в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
من عمل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد
"Всякий, кто делает то, чего мы не повелевали, будет отвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).
Обряды поклонения, которые практикуются ныне безо всяких на то оснований, весьма многочисленны. К ним, в частности, относится нижеследующее:
1 - Произнесение вслух слов намерения перед намазом, когда человек говорит: "Я намереваюсь помолиться Аллаху так-то и так-то". Подобное является нововведением, так как не соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и потому, что Аллах Всевышний сказал:
قُلْ أَتُعَلِّمُونَ اللَّهَ بِدِينِكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
"Скажи: "Неужели станете вы учить Аллаха вашей вере, когда Аллах знает то, что в небесах и что на земле? И Аллах знает о всякой вещи!" ("Комнаты", 16.)
Местом, предназначенным для намерения, является сердце, поэтому и произносить слова намерения следует сердцем, а не языком.
2 - Групповое поминание после намаза, ибо в соответствии с установлениями Шариата слова поминания каждый должен произносить себе отдельно.
3 - Требование читать «Фатиху» по разным поводам, в том числе после дуа, то есть обращения с мольбой к Аллаху и при чтении молитв по покойным.
4 - Устроение поминок по покойным с приготовлением пищи и с наниманием чтецов Корана утверждая, что подобное делается ради утешения или пойдет на пользу покойному. Подобные вещи являются нововведениями, не имеющими под собой никаких оснований.
5 - Организация разного рода религиозных праздников наподобие праздника в память о миъраже, то есть ночном путешествии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Иерусалим или в память о переселении Пророка из Мекки в Медину. Подобное никоим образом не обосновано Шариатом.
6 - Совершение особой умры в месяце раджаб, сопровождающееся особыми молитвами и постами, что на самом деле ничем не отличается от совершения умры, намазов, постов и жертвоприношений в течение других месяцев.
7 - Различные виды суфийских зикров. Все они являются нововведениями, так как противоречат узаконенным видам поминания как с точки зрения их формы, так и с точки зрения времени их совершения.
8 - Посвящение ночи в середине месяца ша'бан ночным молитвам и одного дня в середине этого месяца посту, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал ничего подобного.
9 - Возведение сооружений над могилами, избрание их местами для мечетей и посещение их с целью получения благодаря этому бараката и благословения, обращения за помощью к покойным и совершения прочих дел, свойственных многобожникам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы утверждаем, что нововведения являются предвестником неверия и таким дополнением к религии, которое не было узаконено ни Аллахом, ни Посланником Его. Нововведение хуже, чем великий грех, и шайтан радуется изобретению нововведений больше, чем совершению людьми великих грехов, ибо грешник совершает грех, зная о том, что это грех, и он может покаяться, а тот, кто вводит в обиход нечто новое, считая подобное относящимся к религии и приближающим человека к Аллаху, раскаиваться не станет. Кроме того, нововведения губят Сунну и внушают придерживающимся их отвращение и к Сунне, и к тем, кто ей следует. Нововведения удаляют от Аллаха, вызывают Его гнев, приводят к Его наказанию и становятся причиной отклонения сердец от правильного пути и их порочности.
Мы же просим Аллаха Всемогущего и Великого помочь религии своей, возвысить слово свое и оставить без поддержки врагов своих. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.
________________________________
1 Аш-Шатиби, “Поиски убежища”, 2/37.
2 “Собрание знаний и рассуждений”, стр. 233.
3 “Собрание фатв”, 10/354.
4 “Собрание фатв”, 20/300-303.
5 Хира - это пещера, где находился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда был ниспослан ему первый аят из Корана.
6 См.: “Необходимость придерживаться прямого пути”, 2/795-802. Исследование доктора Насера ал-Акля.