Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 13. Общество как объект философского анализа (исторический аспект)




(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

План:

1. Проблема периодизации исторического процесса. Понятия общественно–экономической формации и цивилизации.

2. Движущие силы и механизмы исторического развития.

3. Народ и личность в истории.

Литература:

1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч. 1: Учебник. — М: Изд-во МГУ, 1993.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995.

3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М., 1999.

4. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. — М.: Логос, 1998.

5. Титова Л.Г. Смысл и направленность истории // Философия: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. — М., 1998. С. 558-576.

6. Тойнби Дж. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1991.

7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Проблема социо и антропогенеза.

2. Основные формы исторического развития: эволюция, кризис, революция, реформа, социальная борьба, политическая борьба, война, мир, геноцид, прогресс, регресс.

3. Единство и многообразие истории человечества. Проблема глобализации.

4. Концепция осевого времени К. Ясперса.

5. Концепции истории А. Тойнби и Н.А. Данилевского.

6. Проблема и критерии прогресса.

7. Смысл истории.

Контрольные вопросы:

1. Имеет ли история смысл?

2. Кто является творцом истории?

3. Каковы движущие силы развития общества?

4. Что такое историческое событие?

5. Существует ли прогресс?

6. Каковы основные формы и этапы исторического развития?

Темы докладов и сообщений:

1. Проблема социо и антропогенеза.

2. Основные формы исторического развития: эволюция, кризис, революция, реформа, социальная борьба, политическая борьба, война, мир, геноцид, прогресс, регресс.

3. Единство и многообразие истории человечества. Проблема глобализации.

4. Концепция осевого времени К. Ясперса.

5. Концепции истории А. Тойнби и Н.А. Данилевского.

6. Проблема и критерии прогресса.

7. Смысл истории.

Основные понятия

Цивилизация, общественно-экономическая формация, классы, реформа, революция, мир, война, социальная борьба, геноцид, прогресс, регресс, эволюция, кризис, фатализм, теория культурно-исторических типов.

Темы рефератов

Один из вопросов темы может быть рекомендован в качестве реферата.

 

ТЕМА 14. ПОЗНАНИЕ МИРА

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

 

План:

1. Виды познания. Отражение мира в сознании как познание. Субъект и объект познания.

2. Познание как процесс идеального отражения мира. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.

3. Методология научного познания. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание).

4. Логическая система диагностического познания. Иррациональное познание: интуиция в медицине.

5. Истина и её критерии. Познание и практика.

6. Научные революции и смена типов рациональности.

7. Эпистемология: философское учение о знании. Структура философского знания. Теоретическое «конструирование» знания. Научное и вненаучное знание.

8. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

9. Объективное и субъективное в познавательной деятельности. Человек как гносеологический субъект: познавательные способности его сознания и психики в целом.

10. Взаимосвязь гносеологии, онтологии, диалектики и логики.

11. Закономерности и структура познавательного процесса.

12. Взаимосвязь рационального и иррационального, материального и идеального в познании.

Литература:

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М. 1991.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.– М.,1996.

3. Блинников Л.В. Великие философы: Слов.–справ. М.,1997.

4. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

5. Грязнов А.Ю. Методология физики и априоризм Канта. // Вопросы философии, 2000, № 8.

6. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М, 1990.

7. Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е.А., Томильчек Л.Н. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения. // Вопросы философии, 1994, № 12.

8. Жданов Г.Б. Информация и сознание. // Вопросы философии, 2000, № 11.

9. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1998.

10. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М. 1986, Разд.: 2,3.

11. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.,1999.

12. Ильенков Э.В. Философия и культура.– М.,1991.

13. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.,1997.

14. Канке В.А. Философия: Учебник- М.,2001.

15. Козлова М.С. Вера и знание. Проблема границы // Вопросы философии, 1991, № 2.

16. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.,1974.

17. Кун Т. Структура научных революций. М. 1977.

18. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание – М.,1980.

19. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии, 1999, № 8.

20. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.//Полн. собр. соч., Т.18.

21. Матрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

22. Мудрагей И.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант – Шопенгауэр) // Вопросы философии, 1999, № 1.

23. Объяснение и понимание в социальном познании. М.,1999.

24. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. // Вопросы философии, 2000, № 4.

25. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии, 2001, № 1.

26. Полани П. Личностное знание.- М., 1985.

27. Руткевич А.М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии, 2000, № 10.

28. Современные теории познания – М. 1992.

29. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.– М., 1998.

30. Суворов О.В. Разум и феномен «Я». // Вопросы философии, 2000, № 4.

31. Теория познания: В 4-х Т. М., 1991-1995.

32. Файнберг Е.Л. Интуитивное суждение и вера. // Вопросы философии, 1991. № 8.

33. Филатов В.П. Научное познание и мир человека.- М. 1989.

34. Философия: Учебник. Ростов-на-Дону, 2001.

35. Фромм Э. Душа человека.– М., 1994.

36. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. Статьи и выступления.– М., 1993.

37. Харре Р. Потенциирующие образы и интуиция в физике // Вопросы философии, 2000, № 9.

38. Шестакова М.А. Истина как ценность. // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2002, № 5.

Первоисточники:

1. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии, 1990, № 1.

2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Бергсон А. Собр. соч. – М., 1992. –Т.1.

3. Бергсон А. Философская интуиция. В кн.: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997.

4. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Философские науки, 1991, № 8.

5. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого познания. // Беркли Дж. Сочинения. – М., 1978.

6. Джемс У. Прагматизм (лекции 1, 2, 6). // Джемс У. Воля к вере. – М., 1997.

7. Лосский Н.О. Человеческое «Я» как предмет мистической интуиции. // В кн.: Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997.

8. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

9. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание // Вопросы философии, 1988, № 8;

10. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990, № 10.

11. Мэмфорд Л. Эстетика мышления. – М., 2001.

12. Пирс Ч.С. Закрепление верования. Как сделать идеи ясными // Вопросы философии, 1994, № 4.

13. Соловьев В. Вера, разум и опыт // Вопросы философии, 1994, № 4.

14. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.21.

Творческое задание:

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Специфические способы отношений человека к миру: практическое, познавательное, ценностное.

2. Проблема деятельной сущности человека, различные подходы к ее решению.

3. Практика как философская категория: понятия и формы (производственно-трудовая, социально-историческая, научно-эксперементальная). Целесообразность и целеполагание.

4. Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

5. Познавательные способности человека и их выражение:

а) чувственное и рациональное познание (особенности, формы, различие и единство);

б) воображение, творчество, интуиция как элементы познавательной деятельности.

6. Специфические особенности современного научного познания (современный образ и язык науки, научное открытие, проблема возникновения нового знания, научны парадигмы, научные методы).

7. Проблема истины в философии и науке.

8. Истина, ценность, оценка, их значение в познавательном процессе.

9. Природа ценностей. Особенности ценностного (духовно-практического) освоения мира. Типы ценностных ориентаций.

10. Проблема познания в философии. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Многообразие форм человеческого знания.

11. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности и ее закономерности.

12. Понятие истины и ее формы. Истина и заблуждение. Знание и вера

13. Практика, ее виды и гносеологические функции.

Контрольные вопросы:

1. В структуру деятельности входит цель, средство, результат. Дайте краткую характеристику каждому из этих элементов.

2. Почему в истории философии наблюдались крайности в процессе познания (эмпиризм и рационализм)?

3. Чем отличается научное познание от обыденного?

4. История познания, по определению Эйнштейна, есть «драма идей». В чем суть этой драмы?

5. Гегель утверждал, что «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс». Что означает истина-процесс?

6. Как соотносятся истина и ценность?

7. Что такое интуиция?

8. В каком соотношении находится проблема понимания с познанием? Можно ли согласиться с утверждением, что понимание – это всегда диалог личностей, текстов, культур, а познание есть разновидность духовного производства?

Темы докладов и сообщений:

1. Деятельность как специфически человеческий способ отношения к миру.

2. Познание как способ выражения человеком себя и утверждения в мире.

3. Целесообразность и целеполагание: особенности, значение в деятельности людей.

4. Конструктивная роль субъекта познания.

5. Воображение и творчество, их роль в процессе познания.

6. Теория как целостная система знания, ее значение в познавательном процессе.

7. Ценности человеческие и общечеловеческие.

Основные понятия

Агностицизм, скептицизм, гносеология, объект и субъект, познание, истина, заблуждение, знание, вера, практика.

Темы рефератов

· Абсолютность и относительность практики как критерия истинности знаний.

· Вера как компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности.

· Возможности и границы познания.

· Действительность, мышление, логика и язык.

· Многообразие форм человеческого знания и познания.

· Познание как творчество.

· Рассудок и разум - два типа мышления.

· Рациональное и иррациональное в человеческой деятельности.

· Соотношение познания и понимания.

· Созерцательный (Д. Локк) и активно деятельный (И. Кант) подходы к познанию.

· Социокультурная природа познания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 458 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2612 - | 2286 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.