(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
План:
1. Научная революция ХVII в. и новая картина природного мира.
2. Эмпиризм и индуктивный метод. Рационализм и принцип универсального сомнения (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
3. Эмпиризм и рационализм: постановка проблемы познавательной способности человека (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Б.Спиноза, В.Лейбниц). Разъедающий скепсис (Д. Юма).
4. Границы тождества и различия человека и природы: учение о субстанции.
5. Соотношение рационального познания и чувственного опыта. (Т. Гоббс, Дж. Локк).
6. Идеи просвещения и учения о человеке и обществе (Гоббс, Дидро, Вольтер, Гельвеций, Руссо).
7. Философия в России ХVII-ХVШ вв. (Д.С.Аничков, Н.П.Козельский, С.Е. Десницин, М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев).
Литература:
1. Американские просветители. М., 1963.
2. Антология мировой философии. М., 1970. (Разделы: философия эпохи ранних буржуазных революций, философия в эпоху просвещения).
3. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.
4. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.
5. Бэкон Ф. Новый органон // Соч.: в 2-х Т. - М., 1972 – Т.2.
6. Вольтер. Философские повести. М., 1987.
7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII в.в.). М., 1987.
8. Гольбах П.А. Карманное богословие. М., 1959.
9. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
10.Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч.: В 2-х Т. – М., Т. 1.
11.Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М., 1956.
12.Дидро Д. Разговор Д, Аламбера с Дидро. Соч.: В 2-х Т. М. 1986, Т.1.
13.Зайченко Г.А. Джон Локк. М., 1973.
14.История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия 15-19 веков).- М..1998.
15.Каримский А.М. Революция 1776 г. и становление американской философии. М.,1976.
16.Краткая история философии. /Под общей ред. З.Г. Голобкова. М., 1996.
17.Кузнецов В.П. Вольтер и философия французских просветителей XVIII в. М., 1965.
18.Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения: В 2-х т., М., 1986, Т.1.
19.Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3-х Т. М., 1985, Т.1.
20.Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII в. Учебное пособие. М., 1973. Главы 1, 4.
21.Радищев А.Н. О человеке, его смерти и бессмертии // Избр. фил. соч. – М. – 1949.
22.Рассел Б.. История Западной философии. Новосибирск, 1994. Кн.3.
23.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т. 3 Новое время. - СПб, 1996.
24.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.,1983.
25.Руссо Ж.Ж. Общественный договор. М., 1975.
26.Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. Учебное пособие. М., 1984. Разд. 2
27.Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.
28.Субботин А.Л. Ф. Бэкон. М., 1974.
29.Шаткевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.
Творческое задание:
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
1. Проблема соотношения теологии и философии, Бога и Разума. Пантеизм и деизм. Создание механическо-материалистической картины мира (И. Ньютон).
2. Проблема метода познания. Исследование природы человеческого ума, эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационализм и принцип универсального сомнения. Методологические правила Р. Декарта.
3. Соотношение рационального познания и чувственного опыта у Т. Гоббса. Сенсуализм и учение о качествах, либерализм Дж. Локка.
4. Идея единой субстанции, пантеизм Б. Спинозы. Монадология и организмический идеал Г.В. Лейбница. Субъективная трактовка опыта и скептицизм Д. Юма.
5. Разум и социальный прогресс в эпоху Просвещения.
6. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.
Контрольные вопросы:
1. Какими важными идеями обогатилась философия за период эпохи Возрождения, которые оказали решающее влияние на философию Нового времени?
2. Почему в период Нового времени возник активный интерес к естественным наукам и познавательной способности человека?
3. ''… истина - дочь времени, а не авторитета''. Этому известному афоризму у Ф.Бэкона есть другой: "истину же надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен" (см. Ф.Бэкон. Соч. в 2 Т., М., 1972. с. 25). Как Вы понимаете это изречение?
4. "… здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире... Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук... Тот, чей дух - неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути" (см. Дж. Локк. Соч. в 3-х т., Т. 3. с. 412). Ваше отношение к данному изречению?
5. "… наши души развращались, по мере того как совершенствовалась наука и искусство. Быть может, мне скажут, что это несчастье, присущее только нашей эпохе? Нет, милостливые государи, зло, причиняемое нашим суетным любопытством, старо, как мир" (см. Ж. Руссо. Антология мировой философии. М.,1970. с.559). На чем основываются заблуждения Руссо?
Темы докладов и сообщений:
1. Научная революция: общая характеристика, формирование нового типа знания.
2. Познавательные способности человека: проблемы, пути решения в философии нового времени.
3. Р. Декарт – основатель современной философии.
4. Крайности эмпиризма и рационализма, их преодоление.
5. «Разум» в культуре эпохи Просвещения.
6. Просветительская трактовка человека.
Основные понятия
Эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, пантеизм, деизм, скептицизм, агностицизм, субстанция, монада, отчуждение.
Темы рефератов
· Знание — сила. Ф. Бэкон.
· Разумная природа человека. Р. Декарт.
· Т. Гоббс — философ государства.
· Свобода как результат договора. Дж. Локк.
· Бог есть природа. Б. Спиноза.
· Д. Юм о человеческой природе.
· Проблема человека в философии эпохи Просвещения.
· Мир как природное бытие и проблема человека в философии Нового времени.
· Эпоха Просвещения и ее идеалы, борьба против клерикализма.
· Субъективный идеализм Джорджа Беркли, критика им материализма и понятия "материя". Агностицизм Давида Юма, учение о познании; анализ понятия причинности.
· Деизм: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), антиклерикализм и отношение к религии; деизм и связь его с физикой Ньютона.
· Жан Жак Руссо. Учение об "общественном договоре."
· Дени Дидро. Материализм и гилозоизм; атеизм.