САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ
МУХТАСАР
Мухтасар «Сахих» имама аль-Бухари пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова). Сборник содержит 2134 хадиса.
Составитель: Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари
Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, кандидат философских наук.
От переводчика [I]
Краткие сведения об имаме аль-Бухари [II]
Краткие сведения об имаме аз-Зубайди [III]
Предисловие [IV]
Предисловие имама аз-Зубайди [V]
Электронная версия сборника была подготовлена редакцией "Сайта Крымской Молодежи" во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
"Сайт Крымской Молодежи" http://www.crimean.org
Содержание:
1. Начало откровений. 3
2. Книга веры. 7
3. Книга знания. 18
4. Книга (частичного) омовения. 32
5. Книга полного омовения. 46
6. Книга месячных. 49
7. Книга очищения песком. 54
8. Книга молитвы. 56
9. Книга молитвы: Главы о преграде перед молящимся. 75
10. Книга о времени молитвы. 78
11. Книга призыва на молитву. 88
12. Главы об особенностях молитвы. 99
13. Книга пятницы. 113
14. Книга (о молитве, совершаемой под воздействием) страха. 119
15. Книга двух праздников. 121
16. Книга витра. 123
17. Книга моления о ниспослании дождя. 125
18. Книга затмения. 129
19. Главы о совершении земных поклонов во время чтения Корана и о том, как это полагается делать. 131
20. Главы о сокращении молитвы. 132
21. Главы о совершении дополнительных ночных молитв. 135
22. Книга о молитве в мечети Мекки и (мечети) Медины. 140
23. Книга о действиях во время молитвы. 141
24. Книга (о совершении) земного поклона (в случае проявления) невнимательности. 143
25. Книга похорон. 144
26. Книга закята. 160
27. Главы о садаке разговения. 177
28. Книга хаджжа. 177
29. Книга умры. 198
30. Книга о задержке. 202
31. Книга о наказании за охоту. 203
32. Книга о достоинствах Медины. 208
33. Книга поста. 211
34. Книга о дополнительной молитве во время рамадана. 222
35. Книга о достоинстве ночи предопределения. 223
36. Книга неотлучного пребывания в мечети. 224
37. Книга торговых сделок. 225
38. Книга предварительной оплаты. 240
39. Книга о преимущественном праве покупки. 241
40. Книга найма и аренды. 242
41. Книга о переводе долгов. 244
42. Книга ручательства. 245
43. Книга предоставления полномочий. 246
44. Книга об издольщине. 248
45. Книга о снабжении водой и питье. 252
46. Книга о займах, уплате долгов, наложении ареста на имущество и признании несостоятельности. 255
47. Книга о тяжбах. 257
48. Книга о находке. 258
49. Книга о захваченном несправедливо. 259
50. Книга о партнёрстве. 262
51. Книга залога. 264
52. Книга освобождения рабов. 264
53. Книга о достоинстве дарения и побуждении к этому. 267
54. Книга свидетельств. 272
55. Книга примирения. 276
56. Книга условий. 278
57. Книга завещаний. 283
58. Книга джихада. 286
59. Книга о пятой части (военной добычи) 311
60. Книга о подушной подати и примирении. 316
61. Книга начала творения. 320
62. Книга рассказов о пророках. 329
63. Книга о похвальных качествах. 342
64. Книга о достоинствах сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует и да будет доволен всеми ими Аллах. 354
65. Книга о достоинствах ансаров. 361
66. Книга военных походов. 375
67. Книга толкования Корана. 408
68. Книга о достоинствах Корана. 435
69. Книга брака. 439
70. Книга развода. 450
71. Книга о расходовании средств. 453
72. Книга о еде. 454
73. Книга об ‘акике. 458
74. Книга о закалываемых животных и охоте. 459
75. Книга о жертвенных животных. 462
76. Книга о напитках. 462
77. Книга о больных. 465
78. Книга медицины. 467
79. Книга об одежде. 472
80. Книга о благовоспитанности. 475
81. Книга об испрашивании разрешения. 483
82. Книга обращений к Аллаху с мольбами. 485
83. Книга смягчения (сердец) 495
84. Книга предопределения. 505
85. Книга клятв и обетов. 506
86. Книга искупления за невыполнение клятв. 508
87. Книга о долях наследства. 508
88. Книга заповедей. 509
89. Книга о (наказаниях для людей) из числа неверных и вероотступников, которые воюют (с Аллахом и Его посланником) 510
90. Книга о выкупах. 511
91. Книга о призыве к покаянию вероотступников и упорствующих и сражению с ними. 512
92. Книга толкования снов. 513
93. Книга испытаний. 515
94. Книга установлений. 518
95. Книга желаний. 520
96. Книга о (необходимости) крепко держаться Корана и сунны. 520
97. Книга единобожия. 522
Начало откровений
Глава 1: О том, как откровения начали ниспосылаться посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
1 (1). Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся1 ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться2, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся3”».
1 Речь идёт не только о хиджре — переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.
2 Поводом для этого высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине по имени Катиля, кунья (имя по сыну) которой была Умм Кайс, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего какое-либо дело, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.
3 Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.
2 (2). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола1, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот».
1 Имеется в виду шум, издававшийся крыльями ангела Джибрила, который передавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, слова Аллаха. Этот шум являлся предвестником откровения как такового.
3 (3). Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ниспослание откровений посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, началось с благого1 видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре2, он никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира3, где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого4 припасы, а потом возвращался к Хадидже5 и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. (Это продолжалось до тех пор,) пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” — на что он ответил: “Я не умею читать!”»
(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший…”6»
(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала):
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!” А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи7 принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев8, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, и (к тому времени) являлся уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод (в эти дни) и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до этого дня9, то буду помогать тебе как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились».
1 То есть истинного.
2 Имеются в виду такие сновидения, в истинности которых не оставалось никаких сомнений.
3 Эта гора, которая находится поблизости от Мекки, ныне именуется Джабаль ан-нур.
4 То есть для уединения в пещере.
5 Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, была первой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
6 “Сгусток”, 1 — 3.
7 “Джахилийа” — невежество. Это слово используется для обозначения доисламской эпохи язычества в Аравии.
8 Ко времени возникновения Ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность и пользовался ею, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть либо евреями, либо принявшими иудаизм арабами.
9 То есть до того дня, когда тебя станут изгонять.
4 (4). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывавший о периоде (временного) прекращения откровений, среди прочего сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Как-то раз) я шёл (по дороге) и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне (в пещеру на горе) Хира ангела, который (на этот раз) сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся (домой) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” — после чего Аллах Всевышний ниспослал (айаты, в которых говорилось): “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны1 избегай…”2»
А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим.
1 Здесь под скверной подразумевается идолопоклонство.
2 “Завернувшийся”, 1 — 5.
5 (5). Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего: «Не шевели языком своим, (повторяя его,) чтобы ускорить это…» 1, Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: