Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление идеократического государства




Как лес и степь составляют на территории Евразии природно-географическую систему, так российский и степной суперэтносы гармонично дополняют друг друга и составляют целостность не только экономическую, культурную, но и военно-политическую. Политическое устройство Евразии во многом детерминировано географией. Это есть сочетание принудительно-государственных начал (этатизм) социальной жизни с национальной и религиозной терпимостью.

Даже во время монгольского ига на территории Евразии-России был «Собор вер». Среди самих завоевателей — монголо-татар было немало христиан. Отказ от веротерпимости, насильственное насаждение мусульманства начал хан Узбек приблизительно в 1310 г., что стало первым звонком о разложении могучей империи.

Политическая власть в российско-степных суперэтносах — оседлого и кочевого населения Евразии — могла быть только авторитарной. Это понимали как ханы, так и русские князья. Первым собирателем русских земель стал Иван Калита. Он понимал, что могущество Руси кроется в авторитарной «идеократии». Термин «идеократия» был дан уже гораздо позже и чаще всего связывается с именами евразийцев, которые под этой формой понимали не либеральное правление, чаще всего связанное с выборами, а такие формы, как диктатура, самодержавная монархия и т.п. Идеократическая форма правления изначально базировалась на духовном начале, и физический мир, материальные потребности органически включались в духовный, военно-политический процесс.

Безусловно, автаркическое сосуществование российского и степного суперэтносов не исключало столкновений, часто весьма жестких, но не было между ними вечной истребительной войны. Об этом говорят летописи, записки путешественников, археологические материалы и другие источники. В первом тысячелетии для отношений между русскими княжествами и половецкой степью более характерным был интенсивный товарообмен, а не война и набеги. Почти ежегодно заключались десятки брачных договоров между князьями и ханами, дружинниками и воинами-степняками. Известно, что многие половцы к середине XII в. перешли в христианство. Делали они

4. Русская школа геополитики 137

это зачастую целыми родами. Наследник известного по многим русским источникам хана Кончана был крещен. Для участия в междуусобных войнах русские князья часто привлекали отряды половцев. Гумилев пишет, что в XII в. на Руси было совершено 27 набегов половцев на русских по «приглашению» русских же князей, пять — по инициативе половцев и пять походов русских на половцев1.

В XII в., за 100 лет до появления монголов, Русь распалась на восемь самостоятельных княжеств. Шли жестокие междоусобные войны. Одна только битва новгородцев с суздальскими при Липице в 1216 г. унесла более 10 тыс. жизней. Тактика монголо-татар, позволявшая им держать Русь в повиновении, как раз и опиралась на взаимную рознь, на княжеские противоречия. Князья часто прибегали к помощи татарских воинов, чтобы свести счеты со своими единокровными противниками. Почти 1/3 всех набегов кочевников-татар была организована русскими князьями2.

Начало становления «идеократической» Руси, как уже было сказано, связывают с именем Ивана Калиты. И «татарщина», по мнению евразийцев, дала основной толчок к созданию централизованного мощного государства — России. Общим между Киевской Русью и Россией, считает Трубецкой, является только название «Русь», а с географической и хозяйственно-политической точек зрения это были разные государства, между которыми не существовало исторической преемственности. Завоевание монголами русских княжеств (за исключением Великого Новгорода), включение их в монгольскую великую державу не только показали русским князьям технику государственности, но и позволили им усвоить сам дух государственности. Таким образом, к началу XIV в. на смену удельным понятиям о государственности Киевской Руси пришла идея централизованного многонационального государства — России. Русская мысль обратилась к духовно более близкой государственности Византии. Там она нашла примеры для подражания: обрусение и оправославливание монгольских идей.

Евразийцы показывают, что если в духовном плане Русь была тесно связана с Византией, то в геополитическом плане Византия выступала как посторонняя сфера. После монгольского нашествия Русь была полностью включена в геополитическую сферу монгольской державы. Поэтому евразийцы приходят к выводу, что в геополитическом плане уместно говорить не о византийском, а о мон-

1 См.: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. — М., 1993. — С. 191.

2 См.: Орлова КБ. Евразийская цивилизация. — М.: Норма, 1998. — С. 55.

138 I. Теоретические основы геополитики

гольском наследстве: «Россия — наследница Великих Ханов, продолжительница дела Чингиса и Тимура, объединительница Азии...»1

После разгрома монголо-татар великие князья московские стали собирателями не только земли русской, но и земли татарской. Практически после XV в. Россия стала играть общеевразийскую роль. Процесс создания России-Евразии — это целостное месторазвитие, геополитический синтез Леса и Степи. Государственность России оказалась сильнее монгольской, так как опиралась на прочное религиозно-бытовое основание, на взаимопроникновение православной веры и бытовой жизни, которое Трубецкой называет бытовым исповедничеством.

Государственность России послепетровского времени Трубецкой определяет понятием «антинациональная монархия». В этот период Россия изменила своему геополитическому призванию и попыталась стать европейской державой, уклонилась от предначертанного ее природой исторического пути «срединной земли». Она пошла в помощницах европейских государств. Россия вела самоубийственные для нее войны на стороне своих западных геополитических противников и против своих естественных геополитических союзников. Отзвуки той геополитики просматриваются и в современной жизни России.

Вопросы для повторения

1. Назовите русские геополитические истоки.

2. Расскажите о роли флота в становлении России.

3. Раскройте роль трех больших океанических бухт в работах В.П. Семенова-Тян-Шанского.

4. Чем, по мнению И.А. Ильина, грозит расчленение России?

5. Славянофилы и евразийцы: общее и особенное в их взглядах.

6. Проанализируйте этнические связи на просторах Евразии.

7. Каков путь от удельной Древней Руси к Русскому централизованному государству?

1 Савицкий П.Н. Степь и оседлость //Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997. — С. 335.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2499 - | 2248 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.