Михаил Булгаков: морфий, слава и предательство
В предсмертном бреду Михаил Афанасьевич Булгаков повторял одно и тоже: «Найдите Тасю, я должен перед ней извиниться». Перед кем и за что создатель бессмертного романа «Мастер и Маргарита» так жаждал испросить прощение?
Михаил Булгаков умирал тяжело. Трудно было поверить, что ему всего 48 лет. Иссиня-бледное лицо, отекшие руки и ноги, постоянная одышка — верные спутники почечной гипертонии — раньше срока состарили Михаила Афанасьевича. В эти последние дни ему остались лишь воспоминания о женщине, которая была рядом с ним в самые тяжелые минуты жизни, о женщине, с которой он обошелся не лучшим образом и вину перед которой ему хотелось искупить, — о Татьяне Николаевне Лаппа.
Они познакомились в Киеве в 1908 году.
Танюше Лаппа было всего шестнадцать лет
Булгаков и Лаппа идеально подходили друг другу.
Оба происходили из хороших семей: отец Тани был управляющим Саратовской казенной палаты, а Михаил – сын профессора Киевской духовной академии.
К тому же они были ровесниками, поэтому-то и не мудрено, что молодые почти сразу же полюбили друг друга.
Но только в 1913 году родители дали свое согласие на брак. К этому времени Татьяна уже успела забеременеть и сделать аборт.
В 1916 году Булгаков уже учился в медицинском университете. Весь студенческий состав распределили по земским больницам. Татьяна и Михаил оказались в Смоленске.
А через некоторое время Булгакова мобилизовали на фронт. Как военный врач, он теперь работал в госпиталях. Но за ним последовала и его верная спутница Татьяна. Наравне с мужем она ухаживала за ранеными, ассистировала при операциях: «Держала ноги, которые он ампутировал. В первый раз стало дурно, потом ничего», - можно найти в ее дневниках.
Послевоенное время оказалось труднее, чем военное: не было ни лекарств, ни продуктов. Больные умирали один за другим. Именно здесь, в маленькой деревушке Сычевке, что под Смоленском, работая земским врачом, Булгаков и пристрастился к морфию.
Мы знаем на примере Авиценны, Парацельса, как медики и фармакологи становились зависимыми от опиатов. Наркозависимость среди врачей и медицинского персонала явление нередкое, более того привычное и вполне понятное, легко объяснимое.Но, врачи еще в большей степени, чем остальные зависимые имеют склонность к самообману, полагая, что они контролируют ситуацию (наркотик), а не наркотик контролирует их. С другой стороны, неограниченный и даже ограниченный доступ к наркотикам в большей степени – этически, научно и фактически, позволяет проводить эксперименты и манипуляции на себе.
Михаил Булгаков впервые принял наркотик, как обезболивающее.
Отсасывая через трубку дифтеритные пленки из горла больного ребенка, Булгаков случайно инфицировался и вынужден был ввести себе противодифтерийную сыворотку. От сыворотки начался зуд, выступила сыпь, распухло лицо. От зуда, болей он не мог спать и попросил впрыснуть себе морфий. На второй и третий день он снова попросил жену вызвать сестру, боясь нового приступа зуда и связанной с ним бессонницы. Повторение инъекций в течение нескольких дней привело к эффекту, которого он медик, не предусмотрел из-за тяжелого физического самочувствия: возникло привыкание... Болезнь развивалась, борясь с ней, он нередко впадал в угнетенное состояние: «Я целыми днями ревела» – вспоминала Татьяна Николаевна».
В селе Никольском, а затем в Вязьме, Татьяна Лаппа находилась неразлучно с Михаилом Булгаковым, так как была не только женой, но и ассистентом врача. По существу же являясь «женой, прислугой, медсестрой и секретарем».
Сюжет реальной истории таков. Он засылал Тасю Лаппу в близлежащие аптеки с выписанными на вымышленные имена рецептами. Продолжал он посылать жену в аптеку за морфием и в Киеве. Когда же она отказывалась выполнять просьбы такого рода, он приходил в неистовство, становясь абсолютно невыносимым, невозможным. Однажды он приставил к ней браунинг, а в другой раз запустил в нее горячий примус. А потом бросался ей в ноги и умолял не отдавать его в приют для наркоманов. Быстро разошлись деньги, а затем распродали и все семейные украшения. Татьяна снова сделала аборт - Михаил боялся, что ребенок, зачатый от наркомана, родится уродом.
в 1917 году он все-таки едет вместе с Татьяной в Москву. Однако от лечения не было толку.
Тогда верная жена забрала Михаила и перебралась с ним весной 1918 года в Киев.
Дельный совет несчастной женщине дал отчим Булгакова, врач И.П. Воскресенский: она стала разбавлять вкалываемый морфий водой. Она стала обманывать его, впрыскивать дистиллированную воду вместо морфия; терпела его упреки, приступы депрессии.
Постепенно доза морфия уменьшалась, Михаил снова становился человеком, произошло то, что бывает редко, – полное отвыкание. Как врач, он, несомненно, хорошо понимал, что случившееся было почти чудом».
Все изменила очередная война. В 1919 году Михаил, который записался в армию, был отправлен во Владикавказ. Здесь он лечил белых офицеров.
Но зимой 1920 года он заболевает тяжелейшей формой тифа. Тася, выбиваясь из последних сил, ухаживает за любимым мужем. Дни и ночи просиживала она у постели больного, не смыкая глаз. Ее не волновало, что она тоже могла заразиться и умереть – жизнь без Михаила была для нее пуста.
Денег не было. Татьяна распродавала последние украшения. Всю оставшуюся жизнь она жалела лишь об одном, что в те трудные 20-е продала самое дорогое - обручальные кольца, свое и Михаила. В этом она видела причину распада семьи.
Но Бог все устроил. Булгаков выздоровел, и они с Татьяной в 21-м переехали в Москву. С небывалой страстью Михаил отдался новому увлечению – он писал свой первый роман «Белая гвардия». В комнате было холодно. Татьяна то и дело приносила горячей воды, чтобы Булгаков мог погреть замерзшие пальцы. Но она не любила литературу, и его детище не представляло для нее особой ценности.
Однако роман прижился, и вскоре по России поползли разговоры о талантливом Булгакове. Он вошел в моду. Но вошел один. До боли стесняясь своей супруги. На стороне появились интрижки, а он по-прежнему уверял супругу, что никогда ее не оставит. Но предупреждал: «Если встретишь меня на улице с дамой, я сделаю вид, что тебя не знаю». Можно представить, что испытывала при этом несчастная женщина.
Именно в это время в Москве появилась Любовь Евгеньевна Белозерская, дама с богатой биографией. Ей было 29. Красива. Только что вернулась из Европы. Была замужем, но развелась. Булгаков пришелся кстати. Интрижка переросла в нечто большее, и Михаил принимает решение развестись с «милой Тасей».
Белозерская стала второй женой Булгакова. Однако изредка он заглядывал и к Татьяне. Видимо, последнее свидание он не смог забыть никогда. Михаил привез бывшей супруге журнал, где была напечатана «Белая гвардия». В заголовке Татьяна прочла, что роман посвящен его горячо любимой супруге Любе. Этого Татьяна простить не смогла. Она кинула в Булгакова журналом и выгнала из своего дома.
Позже Лаппа вышла замуж во второй раз.
Развелся и вновь женился Булгаков.
Татьяна Лаппа вышла замуж во второй раз, дожила до 90 лет и умерла в Туапсе.
«Найдите Тасю, я должен перед ней извиниться», - шептал умирающий Михаил склонившейся над ним медицинской сестре.
Елена Булгакова, третья жена Михаила, прижимая платок к глазам, тихо плакала в углу.
История зависимости Михаила Булгакова – одна из многих подобных историй.
Морфинизм не выбирает расы, национальности, пола, возраста, происхождения, образования.
Известные люди погибли от наркотиков
(добавить слайды с фото)
1962. Мэрилин Монро, скончалась в возрасте 36 лет от смертельной дозы наркотика. Существует несколько версий смерти Мэрилин Монро, самых правдоподобных четыре:
убийство, совершенное по заказу братьев Кеннеди; убийство, совершенное мафией; несчастный случай; самоубийство.
1977 Элвис Пресли - король рокн-ролла. Сердечный приступ, вызванный чрезмерной дозой баpбитуpатов. 42 года. Как известно, Элвис Пресли в конце жизни чрезвычайно злоупотреблял наркотиками. Только за последние два года он получил от своего врача 19 тысяч (!) доз различных наркотических веществ.