Прочтите отрывок из «Воспоминаний старого рабочего» Е. И. Немчинова и ответьте на вопросы.
Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев – своя одежда и обувь, хозяйский стол и квартира.
… Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работало 16 мастеровых и 19 мальчиков. … Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, ½ часа на утренний чай - мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и черного хлеба ломоть; вечером, в 5-м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта. Работа была тяжелая, и проработав 12, чаще всего 12 ½ часов, мы все спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов. Вследствие усталости мы так крепко засыпали, что клопы и вши могли нас живыми съесть – не услышим. И так было не у одного нашего хозяина, но у всех, а у многих и хуже.
В 1886 г. я поступил работать в другую мастерскую – слесарное заведение Куприянова. Здесь распорядки были даже хуже той мастерской, где я работал раньше, и постановка производства была хуже. Рабочих работало около 40 человек. Спальни были очень скверные, рабочие жили землячествами, преобладали можайские и тульские, народ очень темный, деревенский. Прожив в этой мастерской семь месяцев, я перешел 4 мая 1887 г. работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел. … Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на пасху – неделя, а на святки – две недели, аккуратная уплата заработка. Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперед те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками… Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования, это-то понимали все рабочие.
Вопросы:
1. Кто автор произведения?
2. О каком времени он вспоминает?
3. На каких предприятиях он трудился?
4. Что известно об условиях труда на этих предприятиях?
5. Перечислите общие для всех предприятий условия труда?
6. На каком предприятии условия труда были лучше? С чем это связано?
7. Как вы понимаете слова документа: «но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования»?
Из отчёта об инспекционной поездке по ряду губерний летом 1857 г. министра государственных имуществ Н.М. Муравьева:
«Крестьяне повсеместно ожидают свободу, которую, однако, понимают превратно и преимущественно полагают оную:
а) в своеволии и полной необузданности, с прекращением всяких работ и платежа за землю;
б) в безограниченном пользовании всеми землями помещиков, которые, по их мнению, должны будут выехать из имений в города, ибо земля, по понятиям крестьян, принадлежит им (крестьянам), а не теперешним владельцам;
в) некоторые даже считают, что они не станут платить государственных податей, говоря, что будет полная свобода, и что будут иметь свои собственные мирские (общинные) судилища, которые заменят ныне существующие от правительства».
Вопросы:
1. Каковы были ожидания крестьян накануне реформы 1861 г.?
2. Чем отличались проекты помещиков от ожиданий, чаяний крестьян накануне реформы?
3. Насколько осуществимы были надежды крестьян? Свой ответ обоснуйте.