Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.
Класс. Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
В качестве еще одного элемента общества выделяют этнос. Понятие этнос более глубокое и несет в себе важное мировоззренческое содержание. Этнос имеет три уровня организации; семья; группы (общины, анклавы, служители культа, национальная интеллигенция); субэтносы (расовые группы, хозяйственно-культурные группы, языковые группы и пр.). На базе этносов формируется феномен национальной культуры, которая сохраняется даже при гибели этноса или растворении его в других этносах.
Для философского анализа сущности этноса важно прежде всего то, что в этнической принадлежности современный человек часто находит последнее убежище от неразрешенных проблем современного мира. На данном этапе развития мировой цивилизации все большее значение приобретают процессы взаимопереплетения разных этносов и формирование новых крупных наций (например, латиноамериканской). И только сам человек может отнести себя к тому или иному этносу или нации. Все попытки зафиксировать это на государственном уровне приводят к дискриминации.
Одним из элементов общества является семья, долгие годы признававшаяся как ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически, психологически. Семья представляет собой уникальное образование. Она представляет собой начальную форму групповой жизни людей, в которой формируется умение жить в обществе. Семья – это такая социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и строят свою жизнь на основе экономического сотрудничества и заботы о детях. Это группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития, и одновременно социальный институт, причем самый древний и значимый.
«Страта (слой, пласт) – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии». Понятие «страта» отличается от понятия «класс» в марксистском понимании, поскольку страта не претендует на роль субъекта глобальных социальных преобразований, хотя в этом понимании фиксируется состояние социального неравенства. Основа и сущность социальной стратификации – в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния. М. Вебер (1864 – 1920) ввел экономический критерий принадлежности к определенной страте, которую в этом случае можно назвать классом (уровень доходов), политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальной в узком смысле (статус и престиж). «Статус – это положение в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением и т.д. Престиж – это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении»
Качественные характеристики основных социальных структур общества являются:
Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью самовоспроизводства и проживает на той или иной территории (области, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели: численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность и др.
Поселенческая структура общества означает пространственную форму организации общества и представляет объединение людей по их принадлежности к типу поселения (сельские, городские). Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличается образам жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступам к образованию и возможностями удовлетворения духовных потребностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского.
Профессионально-образовательная структура, в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, как образование и профессиональная деятельность.
4) Массовые общности (квазигруппы) – это реально существующие совокупности людей, случайно объединенные общими условиями существования и не имеющие устойчивой цели взаимодействия. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:
1) спонтанность образования;
2) неустойчивость взаимосвязей;
3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.);
4) кратковременность совместных действий.
Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.
Аудитория. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).
Аудитория — это сложное и неоднородное социальное образование, что связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее.
Следовательно, любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий.
Толпа — это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды. Виды толпы:
· окказиональная толпа, связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар и т. д.);
· конвенциональная толпа, связанная интересом ккакому-либозаранее объявленному массовому развлечению (например, некоторым видам спортивных состязаний и т д.) и готовая, часто лишь временно, следовать диффузным нормам поведения;
· экспрессивная толпа, совместно выражающая общее отношение ккакому-либособытию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на некоторых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертахрок-музыкии т. д.);
· действующая толпа.
Публика - это объединение людей, возникшее под влиянием сиюминутных интересов. Отличительным признаком публики является то, что членство в нейне предполагает обязательного физического контакта(например, совокупность людей, смотрящих новости по ТВ следует считать публикой). Если в толпе человек растворяется, то в рамках публики он получает возможность самовыразиться.
5) Малая группа (рабочая группа) – это общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях.
Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.
Признаки малой группы:
1. взаимодействие и взаимовлияние;
2. определенность социальных ролей;
3. чувство принадлежности к данной группе;
4. относительно длительное существование;
5. наличие эмоциональных связей;
6. наличие общих потребностей, целей, интересов.
За нижнюю границу размеров малой группы большинством специалистов принимаются три человека. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5 – 12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи американский психолог Ч. Кули предложил выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп. Классификация, автором которой является Г. Хаймен, выделяет группы членства и референтные группы. Референтностью называется значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Дж. Келли выделил в качестве основных функций референтной группы сравнительную (принятые в группе стандарты поведения выступают для человека в качестве эталонных образцов, на которые он ориентируется в принятии решений и оценках) и нормативную(групповые ценности позволяют человеку оценить, насколько его поведение соответствует нормам группы).
6) Традиционно принято считать, что культура – это то, что создано человеком, а природа – всё то, что существует независимо от человека, человек сам является частью природы. Вместе с тем, общество также создано человеком, в то же время, это обособившаяся часть природы. В социологии под культурой понимается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое каждым поколением и группой. Природная среда воздействует на социальную жизнь.
Однако человек создаёт как бы собственную природную нишу, которая благодаря науке, технике, культуре, социальным институтам и т.д. усиливает его независимость от природной среды. Поэтому социологи говорят о сложившейся социокультурной системе, регулируемой на основе принятых ценностей, норм поведения людей, выработанных правил, стандартов хозяйственной деятельности, организации общественно-политической жизни. Культура – специфический способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
В культуре как системе взаимодействуют 3 компонента:
а) деятельность общественного человека, направленная на создание ценностей;
б) совокупность достижений общества, воплощённых в ценностях;
в) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения материальных и духовных ценностей.
Своеобразие социологического исследования культуры состоит в том, что на первый план в нём выдвигается человеческая сущность культуры, кроме того, человек рассматривается как творец культуры, её ценностей, как субъект и объект одновременно. Роль культуры в социальных процессах трудно переоценить. Воздействие культуры на общество осуществляется разными путями: а) через социализацию личности; б) путём создания ценностей и их внедрения в общественное сознание; в) через вырабатываемые культурой образцы поведения; посредством моделирования социальных институтов и социальных систем. Общая культура сплачивает людей. Взаимопонимание, доверие и сочувствие всегда более свойственны людям в отношении «своих», что выражается в общих вкусах, интересах, манере общаться и других аспектах культуры.