А) Детство Тургенева
Село Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича.
Молодость её оказалась не из лёгких… Одиночество, оскорбления, побои– вот детство Варвары Петровны… В одну страшную ночь девушка бежала из дома… Полуодетая, пешком, прошла шестьдесят верст до Спасского. Там укрылась у дяди своего Ивана Ивановича. Здесь ждала тоже не сладкая жизнь – у крутого и скупого старика… Она прожила у дяди десять лет, ей шёл двадцать седьмой, когда неожиданно обратилась она во владелицу тысяч крепостных, тысяч десятин орловских и тульских земель…
Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев… Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой… В 1816году она вышла за него замуж. Сергей Николаевич Тургенев соединял в себя разные качества предков: был прям и мужествен, очень красив, очень женолюбив… Счастливою с мужем Варвара Петровна не могла быть – любила его безгранично и безответно. Через год у них родился сын Николай, затем Иван.
Истинной «колыбелью» писателя оказалось Спасское, со всем своим пышным и тяжеловесным, медленным, суровым и поэтическим складом. Дом – чуть не дворец. Дворня – лакеи, горничные, казачки на побегушках, повара, конюхи, садовники, швеи, приживалки – всё это двигалось мерно и возглавлялось владыкою – Варвара Петровной. Сергей Николаевич – на втором плане. Жили праздно, сытно, но без нарядности. Устраивали балы, маскарады. В одной галерее давались спектакли… Играл свой оркестр, своя крепостная труппа. Трепещущий батюшка служил по праздникам молебствия.
Детство Тургенева могло стать золотым – но не стало. Слишком суровой оказалась мать… Она очень любила сына – и очень его мучила. В этом же самом роскошном доме чуть не каждый день секли будущего владельца Спасского, за всякую мелочь, за каждый пустяк…
Вне же матери Спасское давало очень много. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц. Здесь узнал он и поэзию книжную, кроме природы.
Тургенев – дитя знал уже много о жизни. Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов, слышал и вопли с конюшен и по себе знал, что такое «наказание». Всякие деревенские друзья – сверстники подробно доносили, кому забрили лоб, кого ссылают, кого как драли. Не в оранжерее рос он. И нельзя сказать, чтобы образ правления Варвары Петровны приближал к ней ребёнка. Мать растила не только далекого себе сына, но и довольно устойчивого, неукоснительного врага того жизненного склада, которого страстной носительницей была сама. Первыми воспитателями Тургенева были крепостные няньки и дядьки. Позднее в доме появились иностранцы – гувернеры. Мальчик рано пристрастился к чтению. Из русских писателей особенно любил Пушкина. Читал в подлинниках Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте.
Б)Отрочество и юность. Учёба.
В 1827 году Тургеневы переехали в Москву. Летом выезжали в имение: связь с деревней не прерывалась.
В это время Сергей Николаевич заболел, и для лечения ему и Варваре Петровне пришлось отправиться в Париж, быть в Эмсе и Франкфурте.
Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера.У Вейденгаммера провёл Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион и, наконец, оказался ещё в новом, у Краузе.
Его можно представить себе изящным и благовоспитанным мальчиком, хорошо учившимся, несколько чувствительным и не лишённым высокомерия… Романтические дружбы пришли и ушли с юностью. Любовь, поклонение женщине наполнили всю его жизнь, сопровождали до могилы… В судьбе Тургенева – сына важно, что первая же его встреча с истинной любовью была встреча безответная. «Неразделённая любовь» - так началась жизнь изящного, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.
Ему предпочли другого. В загадочно – волнующем впечатлении, остающемся от этой истории, имеет значение, что «другой» оказался отцом…
К 15-ти годам Тургенев был достаточно подготовлен, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Осенью 1833 года он успешно сдал экзамены и был принят на словесное отделение Московского университета. Учился хорошо, но особого действия университет на него не произвел.
Николаевская реакция не обошла своим удушающим влиянием и это старейшее прославленное высшее учебное заведение России. Но, несмотря на все старания «гонителей просвещенья», Московский университет и в это время был важнейшим центром передовой русской общественной мысли. В 30-е годы в нем учились Лермонтов, Белинский, Герцен, Огарев.
Успешно закончив первый курс в Москве, Тургенев перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вся семья в это время переехала в северную столицу. Там удобнее было жить с братом Николаем, поступившим в гвардейскую артиллерию. 30 октября 1834 года скончался отец-Сергей Николаевич. Умер он довольно молодым, сорока одного года.
Жизнь же в Петербурге сложилась неплохо. В Петербургском университете любимым профессором молодого студента был Петр Алексеевич Плетнев-ученый и поэт, близкий друг Пушкина.
«Пушкин, - говорил Тургенев, - был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему».
Однажды профессор Плетнев пригласил Тургенева к себе на вечер.
Первый вечер начинающего, первая встреча с писателями!
И первый, кого он встретил в передней, был Пушкин, ни более, ни менее. Встреча эта оказалась мгновенной- как молния сверкнул Пушкин-Плетнев не успел даже их познакомить
А Пушкина он увидал еще однажды - за несколько дней до дуэли, на утреннем концерте, в зале Энгельгардта. Пушкин стоял у двери, скрестив руки, хмурый и мрачный. Тургенев кружил, как влюбленный, рассматривая и так, и этак… В сердце Тургенева Пушкин остался навсегда.
Тургенев окончил университет столь успешно, что ему предложили при нем остаться. Может быть, он и остался бы. Но, уехав на каникулы в Спасское, так увлекся охотой, что диссертации не написал.
В мае 1838 года Варвара Петровна провожала сына Ивана из Петербурга за границу. Сын уезжал в Германию изучать философию на родине Канта, Шеллинга, Гегеля. Берлинский университет был хорошо поставлен, привлекал юношей издалека. В то же время там слушали лекции Н. Станкевич, М. Бакунин, Т. Грановский, с которыми Тургенев близко сошелся.