В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории «государство» и «государственная власть», авторы учебника «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 2000) считают, что эти две категории находятся в сложном единстве и к решению вопроса об их соотношении можно подходить с разных позиций. Если под государством понимать политико‑территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства. Если под государством понимать особый механизм (аппарат) государственной власти, то обе категории соотносятся как форма (государство) и содержание (государственная власть). Причем характер государственной власти определяет особенности государства и его механизма. Например, в демократическом обществе государство и его органы служат обществу, на первый план в его деятельности выдвигаются общесоциальные функции и цели. Напротив, при тоталитарном режиме в государстве доминируют принудительные средства осуществления государственной власти, на первый план выдвигаются карательные органы, а государственная власть принадлежит определенной группе людей, которые через государственный аппарат проводят свою волю, свои интересы и навязывают их остальному населению.
Исследования показывают, что, несмотря на близость понятий «государство» и «государственная власть» и невозможность их существования друг без друга, тем не менее это различные категории: без государства нет государственной власти, но и государственная власть может осуществляться только через государство, его органы. При этом государственная власть определяет, какие функции, цели, задачи будут выполнять государственные органы и государство в целом, устанавливает для них объем полномочий и юридические пределы деятельности.
Как полагает проф. В.Н. Протасов, генетически государственная власть первична по отношению к государству, поскольку именно потребность общества на определенном этапе его развития во власти, способной управлять качественно новым состоянием общества, и обусловила появление государственной организации. Государство – носитель государственной власти, т. е. выступает той силой, которая служит базой для функционирования государственной власти. Здесь также проводится различие между государством и государственной властью.
Применительно к соотношению государства и государственности возникает вопрос: это разные понятия или тождественные.
Следует обратить внимание на то, что четкое, общепринятое понятие «государственность» в юридической науке отсутствует. Чаще обе категории применяются как идентичные. Одну из первых попыток сформулировать понятие «государственность» в отношении России предпринял проф. А.Б. Венгеров. Государственность трактовалась им не только как совокупность политических, экономических, социальных и культурологических процессов, присущих данному государству, но и как исторический процесс, охватывающий значительный промежуток времени, в течение которого осуществляется жизнедеятельность общества.
Совершенно очевидно, что понятие «государственность» шире и глубже, чем понятие «государство», но, безусловно, включает в качестве своего компонента государство, хотя и не сводится только к нему.
Государственность – сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально‑экономических, политических духовно‑нравственных условий жизни конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.
Государственность – это свойство, качество, состояние общества на конкретно‑историческом этапе. В самом общем виде государственность можно определить следующим образом.
Государственность – это строй общественных отношений, при котором с помощью государства обеспечивается стабильная, сбалансированная, самодостаточная жизнедеятельность общества.
Этот строй общественных отношений, в свою очередь, влияет на государственную власть и другие общественные институты.
По мнению отдельных ученых, государственность представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых государственно‑политических, социально‑правовых, экономических, нравственно‑этических, этнокультурных и иных, связанных с государством и реализацией его функций компонентов, посредством которых государственная власть осуществляет регулятивно‑организующее, стабилизирующее, интегрирующее и активизирующее воздействие на общественные отношения.
Приведенное определение несколько громоздко, но оно конкретизирует, детализирует понятие государственности, раскрывает его структуру, составляющие элементы.
В состав понятия «государственность» включаются следующие компоненты:
1) центральное звено – государство, которое определяет характер всех политических отношений в обществе;
2) экономический строй общества, где ведущее место принадлежит отношениям собственности;
3) социальная организация общества, в том числе национальные, религиозные, иные межличностные отношения;
4) духовно‑нравственная, культурная организация общества;
5) правовая система;
6) информационная система, составляющая основной производственный ресурс общества;
7) человек как субъект общественного развития, носитель важнейших видов общественных отношений и главная цель функционирования государственности.
Названные компоненты представляют собой своего рода подсистемы, взаимодействующие друг с другом и дающие обществу возможность действовать как единой целое.
На развитие государственности воздействуют различные факторы и условия. Среди них называют многонациональный состав страны, геополитическое положение государства, этнокультурные особенности народов, их быт, традиции, образ жизни: активность граждан (подданных) в их влиянии на государство и его институты; эффективность правовой системы, процессы модернизации жизни общества в соответствии с мировыми стандартами и др.
Ученые, исследующие проблемы российской государственности, единодушно отмечают ее специфику по сравнению с западными странами, подчеркивают ее особый государственно‑правовой дух. Например, в философской и социологической литературе называют четыре главные особенности российской государственности:
1) православие как форма коллективного сознания;
2) сильное государство и централизация государственной власти;
3) общинность. В России дольше чем в других странах сохранялась община как удобная форма жизнедеятельности крестьян. Эта бытовая сторона жизни российского крестьянства, которое составляло основную массу населения страны, накладывала отпечаток на государственную организацию;
4) колонизация, т. е. перенос традиционных форм организации на новые территории.
Все исследователи, подчеркивая российскую специфику, называют особый менталитет народов России, проявляемый в своеобразии экономического уклада, политико‑правовой жизни, духовности и психологического восприятия мира. Изучение российской государственности важно для определения отношения российского общества к западным моделям и ценностям. Неучет самобытности народов России способен привести к тому, что многие модели, оправдывающие себя на Западе, могут быть отторгнуты в российской обществе.
Таким образом, понятия государства, государственной власти и государственности непосредственно связаны между собой, взаимно воздействуют и воспроизводят друг друга. В то же время это относительно самостоятельные категории, составляющие важную часть понятийной части науки теории государства и права и всего государствоведения.