Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О становлении философии техники




Область философских интересов человека изменя­ется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становит­ся все более самостоятельной, начиная привлекать к себе особое внимание. Человек не может обойтись без тщательного анализа того, что доминирует в его жиз­ни. В качестве примера к сказанному выше можно указать на философию языка, рассмотренную в преды­дущей главе. Уже в античности философы придавали языку важное значение, но не наиважнейшее. Лишь в XX веке философия языка начинает занимать в философии центральное место. Нечто аналогичное происходило и с техникой. Не сразу человеческая цивилизация стала технической, случилось это где-то к XX веку. Имен­но в это время появились первые работы по философии технике, принадлежали они немецкому философу Эрн­сту Каппу и русскому инженеру Петру Климентьевичу Энгелъмейеру. Оба мыслителя отлично сознава­ли, что в новых условиях нельзя ограничиваться односторонним, узким пониманием техники. Как от­мечал Энгельмейер, необходимо «пытаться видеть в перспективе, каковы должны быть формы взаимодей­ствия между техникой и обществом». Понимание тех­ники в широкой перспективе невозможно без особой фи­лософии — философии техники, которая занимается осмыслением технической деятельности человека, ее зна­чения и перспектив.

Обзор: интерпретации природы техники

Рассмотрим теперь интерпретации техники про­фессиональными философами. Любое понимание тех­ники есть своеобразная интерпретация, универсаль­ного понимания техники не существует.

• Начнем, как обычно, с античности. Когда на во­прос Херефонта жрица-прорицательница Пифия в хра­ме Аполлона в Дельфах ответила: «Сократ превыше всех мудростью», и это было доведено до Сократа, то тот, как бы проверяя жрицу, пошел смотреть на работу ре­месленников. Убедившись, что ремесленники превос­ходят его в конкретном знании, Сократ, однако, отме­тил свое преимущество в отвлеченном знании, т.е. в знании общего, идей. Аристотель придерживался так­же точки зрения Сократа: «наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому что они об­ладают отвлеченным знанием и знают причины». Для греков технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание общего.

• В средние века техника считается отблеском бо­жественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Тех­ника по-прежнему сохраняет вторичное значение.

• В Новое время человек видит в технике преиму­щественно силу своего собственного разума и своих ин­женерных способностей. Техника выступает как пря­мое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобре­тает характер силы, господствующей над человеком. Маркс приходит к выводу, что самым изначальным ба­зисом общества оказываются производительные, силы, средства производства, а это — техника.

• Особый интерес представляет для нас интерпре­тация техники в XX веке — ведь только в то время фи­лософия техники стала самостоятельной философской

дисциплиной.

Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность челове­ка — он отличен от природы и вместе с тем посредст­вом техники он с ней сливается.

Вот здесь-то и скрыта одна из проблем: человеку надо опасаться того, что он «потеряется» в технике, забудет о себе. Эту важную мысль очень ясно формулировал Карл Ясперс: «...техника двойственна... Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно по­этому ее следует направлять».

Итак, и Ортега-и-Гассет и Ясперс считают, что со­держание технике придает сам человек. Вопрос в том, какое именно содержание человек придает технике, не го­товит ли он сам себе катастрофу?

• Лидер феноменологов Гуссерль считал, что чело­век придает технике негативное содержание. Происхо­дит это следующим образом: богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, затем на основе этих понятий создают технику. В итоге забыва­ют о жизненном мире человека. Так развивается кри­зис человека и его науки, и его техники. Есть ли вы­ход из этого затруднительного положения? Да, наверно, есть, но для этого и наука, и техника должны сотворяться как полноценные знаки жизненного мира чело­века. Техника — это обычно бедный знак нашей жиз­ни, его следует наполнить этой жизнью. Для этого

нужна хорошая, по Гуссерлю, феноменологическая философия.

• Лидер герменевтиков Хайдеггер не меньше Гус­серля недоволен современным состоянием техники. Он считал, что человек, создав технику, поставив ее пе­ред собой, не удосужился продумать вопрос о ее при­роде. Между тем «сущность техники вовсе не есть что-то техническое...». Хайдеггер предлагает вновь и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техни­ки. Его мечта состоит в том, чтобы техника была срод­ни искусству. Человек использует в искусстве при­родные материалы, но таким образом, что именно истинно человеческое определяет лицо искусства.

Философы-аналитики обычно рассматривают тех­нику не саму по себе, а в цепочке: наука—логика—язык— техника—техническая рациональность—информаци­онная интерпретация. Это означает, что техника рассматривается как прямое продолжение той рацио­нальности, которая заключена в науке, логике, языке. Сама эта рациональность понимается в русле информа­ционных наук. Философы-аналитики смотрят на буду­щее техники намного более оптимистично, чем фено­менологи и герменевты.

• Из русских философов конца XX века интересный подход к пониманию техники разработал Г.П.Щедровицкий. Суть развиваемой им философии он называл мыследеятельностью. Это означало, что сначала нуж­но выработать правильную мысль (что достигается в процессе проведения многодневных семинаров), а за­тем разработать, причем непременно, программу дей­ствий. Щедровицкий был единственным, кто прямо и без обиняков заявлял, что современная философия долж­на быть организована так же, как технические науки.

В таком случае она действительно приобретает прак­тический характер.

• Итак, все философы техники едины в одном: тех­ника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак. В философии все видят ключ к гармо­нии техники и человека. Человек не должен в техни­ке забывать самого себя. Будь человеком, и никакая тех­ника тебе не страшна.

Техника и Этика

Из сказанного можно сделать вывод: ни в коем случае нельзя допустить, чтобы техника лишила нас ста­туса человека. Как этого добиться? Что значит быть че­ловеком в технической цивилизации? Самый интерес­ный, с нашей точки зрения, ответ на эти вопросы заключается в требовании быть человеком мораль­ным. В конце XXвека требование быть моральным оз­начает быть ответственным. Этика ответственности — это ключ к разрешению различного рода кризисов, связанных с бесконтрольным развитием техники. Че­ловек может сделать больше, чем он имеет на то мо­ральное право. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на содержание техни­ческой деятельности человека.

Напомним читателю, что этика ответственности требует тщательной моральной интерпретации реше­ний и действий, предпринимаемых человеком. Это — изначальная ориентация на добро, на диалог с другими людьми, в котором каждому надлежит занять достой­ное место. Техника является средством для достиже­ния добра. А природа добра определяется в процессе ин-

терпретации. Строго говоря, здесь нет и не может быть окончательных решений, кроме одного: стремись к максимальной ответственности. Вместе с тем, как свидетельствуют многочисленные декларации, коммю­нике конференций ученых и специалистов в области тех­ники, собраний сообществ технических работников, многие ценности приобрели характер устойчивых мо­ральных норм.

Обычно отмечается, что частные, локальные инте­ресы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливо­сти, счастью, свободе, безопасности, экологическому со­вершенству и здоровью. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо де­лать человека придатком машины. Каждая техничес­кая новация должна пройти проверку на предмет то­го, действительно ли она способствует развитию человека как творческой ответственной личности.

Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, обладает на­бором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупу­лезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, ис­кренен, правдив.

Интересно, что в различного рода моральных кодек­сах инженеров и техников приоритет отдается базис­ным ценностям: честности, справедливости, счастью и сво­боде. На последующее место ставятся профессиональные добродетели: солидарность с коллегами, аккуратность и тщательность в работе. Порой утверждается, что до­статочно, если мораль инженера базируется на Нагор­ной проповеди Христа.

Итак, техническая деятельность человека не явля­ется нейтральной в этическом отношении. Мораль­ным идеалом технической деятельности человека яв­ляется этика ответственности.

Техника — это символ этики человека, как ее чи­стоты, так и нечистоплотности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.