Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основы философского понимания мира. Философское учение о бытии (онтология).




Общие рекомендации:

Основная задача преподавателя показать студентам, что в истории философии постоянно происходило обновление взглядов философов на развитие природы и познания, и объяснить причину изменений представлений о мироустройстве. Преподаватель должен познакомить студентов с современной философской картиной мира, показать как ориентироваться в современных научных теориях о строении мира. Преподаватель должен дать студентам все основные понятия онтологии и гносеологии, а также представить смысл проблем, занимавших мыслителей.

Учебные цели – ознакомить учащихся с разделом философии, изучающим проблемы бытия человека, дать основные понятия философской онтологии, ориентироваться в современных научных теориях о строении мира.

Цели модуля – получить представление о формировании современной философской картины мира.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о строении мира.

Вопросы учебного занятия

1. Бытие. Проблема бытия в истории философии.

2. Категория «материи» в философии и формы ее существования: «пространство», «время», «движение».

3. Многомерность измерений человеческого бытия в мире.

4. Категория «сознание» в философии как способность человека к мышлению: способы отображения сознания

- индивидуальное/общественное сознание

- солипсизм

- структура сознания

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.

Дополнительная

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2016

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­тa. - M., 2015

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016.

4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2011.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М.,2016

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016.

8. Современный философский словарь. — М., 2012

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012

10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века c природой. — M., 1986.

11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2014

12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2016.

 

Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»

Основы философского понимания мира. Философское учение о познании (гносеология).

Общие рекомендации:

Преподаватель должен дать студентам основное представление о теории познания (гносеологии): представить концепции гностицизма и агностицизма; уяснить учащимся, что выступает субъектом и объектом познания. Преподаватель должен ознакомить студентов с различными источниками познания (рационализм и эмпиризм), пояснить роль знания в процессе познания; дать анализ концепции истины.

Учебные цели – ознакомить учащихся с разделом философии, изучающим проблемы человеческого познания, дать основные понятия философской гносеологии, ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.

Цели модуля – получить представление о формировании современной философской картины мира.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.

Вопросы учебного занятия

1. Гносеология. Принципы познаваемости мира.

2. Эмпиризм и рационализм как принципы истолкования основных позиций мира в истории философии.

3. Истина. Концепции истины.

4. Диалектика. Категории диалектики.

5. Детерминизм и индетерминизм.

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.

Дополнительная

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2016

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­тa. - M., 2015

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016

4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2011.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016

8. Современный философский словарь. — М., 2012

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012

10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века c природой. — M., 1986.

11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.,2014

12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2016

 

Тема 5 «Философская теория развития мира»

Общие рекомендации:

В ходе учебных занятий преподаватель должен акцентировать внимание на понятии «диалектика» и ее категориях; провести дифференциацию понятий «диалектика» и «метафизика», уяснить принцип всеобщей связи и принцип развития. Дать характеристику детерминизму и индетерминизму, динамическим и статическим закономерностям. Преподаватель должен дать студентам основное представление о научной, философской и религиозной картинах мира.

Учебные цели – показать многообразие картин мира, уяснить идею развития в ее историческом измерении, обозначить современные теории саморазвития и самоорганизации мира.

Цели модуля – получить представление о формировании современной философской картины мира, диалектическом и синергетическом видение развития.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.

Вопросы учебного занятия

1. Многообразие картин мира.

2. Современные теории самоорганизации мира: диалектика и синергетика

2.1 диалектическое видение развития: законы и принципы

2.2 синергетическое видение развития: законы и принципы, точка бифуркации

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.

Дополнительная

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2016

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­тa. - M., 2015

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016

4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2011.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2015.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016

8. Современный философский словарь. — М.,2012

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012

10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века c природой. — M., 1986.

11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2014

12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2016.

 

Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»

Философская антропология: проблема человека

Общие рекомендации:

Задача преподавателя – ознакомить учащихся с понятием философская антропология, показать, что эта сфера знания является одним из ключевых направлений современной философии. Основные вопросы, на которых следует остановится подробнее: человек и его бытие в мире (общие понятия о человеке, многомерность человека, человек и человечество, идея личной уникальности и т.д.); душа, сознание и разум (общее представление о душе, душа и тело, душа и проблема единства духовно-идеального и материального, проблема сознания, сознание и самосознание, рефлексия, сознание и сфера бессознательного, рефлексия, психика человека, рассудок, разум, ум, мудрость, сознание, язык, общение и т.д.). Преподавателю необходимо соотнести и дать основные понятия: личность и массы; свобода и необходимость; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право. Необходимо затронуть проблемы функционирования общества как едино-целой системы определенного множества народа; человечества как едино-цельной социально-планитарной системы; дать определение – нации – народности – этноса и т.д., рассмотреть проблемы демографии.

Учебные цели – уяснить и закрепить основные понятия философской антропологии; обозначить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в пони­мании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвя­щенными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека.

Цели модуля – ознакомить учащихся с особенностями развития философско - антропологической проблематики, научить различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, понимать причины изменений представлений о человеке, знать сферы аксиологической направленности человеческой жизнедеятельности

Воспитательные цели – способствовать формированию культуры понимания соотношения в человеке биологического и социального начал, а следовательно и ценностных позиций в социокультурной жизнедеятельности человека (умению осознавать себя, понимать смысл собственной жизни, выстраивать отношения в другими людьми).

Вопросы учебного занятия

1. Проблема человека в истории философии.

2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.

3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

4. Смысл жизни.

5. Ценности человеческого существования и их значение.

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.

3. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 2014

4. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 2012

Дополнительная

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016

2. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. М., 1995., № 8. - С. 92 - 102.

3. Бережной Н. М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. М., 1991., № 1. - С. 17 - 30

4. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии. М., 2002., № 2. - С. 119 - 136.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016

7. Вальверде К. Философская антропология. М., 2012

8. Современный философский словарь. — М., 2012

9. Некрасова Е. Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 2012

10. Григорьян Б. Т. Философская антропология: критический очерк. М., 2011

11. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 2013

12. Евлампиев И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека //

13. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. В кн.: Трубецкой Е. Н. Избранные произведения., Ростов на Дону, 2015

14. Франк С. Л. Смысл жизни. В кн.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

 

Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):

общество, культура, цивилизация»

Социальная философия: общество, культура, цивилизация

Общие рекомендации:

Преподавателю необходимо дать основные понятия социальной философии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; познакомить с современной философской концепцией общественного развития; проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества; научить ориентироваться в истории социально-политических учений; развить способности самостоятельного анализа социальных проблем. Необходимо также уделить внимание таким вопросам как зарождение социально-исторического сознания, идея общественно-исторической закономерности, объективное и субъективное в социально-историческом процессе, стихийное и сознательное в истории и т.д. Преподаватель должен ознакомить учащихся с такими понятиями как культура и цивилизация; пояснить их смысловую поливариантность; выяснить роль культуры как формы самореализации человека. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. Интерес представляет обращение к проблеме множественности культур; и обоснования различий Востока и Запада как цивилизационных типов. Отдельная проблема – бинарность русской культуры.

Учебные цели – изучить теорию и методологию познания общества, философские теории общества, диалектику общественно – исторического развития.

Цели модуля – дать основные понятия социальной философии, представить смысл проблем, занимавших мыслителей, познакомиться с современными философскими концепциями общественного развития, проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества, развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития.

Вопросы учебного занятия

1. Социальная философия: ее предмет, специфика и задачи

2. Основные подходы к исследованию общества в философии

3. Общество как система. Структура общества.

4. Общество как процесс.

5. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития

 

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.

Дополнительная

1. Барулин В. С. Социальная философия. — М., 2012.

2. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М.,2016.

3. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М.,2012.

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2016

8. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М., 2011.

 

Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности»

Общие рекомендации:

Будущее человечества; геополитика: человечество перед лицом глобальных проблем. Глобальные проблемы современности: взаимодействие цивилизаций (К.Ясперс, А.Тоинби) и сценарии будущего. Преподавателю необходимо представить смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов; проследить постоянное изменение взглядов философов на будущее развитие общества; научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития; развивать способности к самостоятельному анализу современных социальных проблем; знать факты и понимать причины глобальных проблем.

Учебные цели – изучить философскую проблематику глобализации общества в системах «человек – социум», «человек – природа», уяснить векторы процесса глобализации, а также возможные пути решения глобальных проблем современности (и стратегий будущего развития)

Цели модуля – уяснить основные понятия глобальных проблем современности с позиции философского компонента; ознакомиться со смыслом проблем, занимающих футурологов и глобалистов, научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития и возможных вариантах решения глобальных проблем современности.

Вопросы учебного занятия

1. Проблемы глобализации общества в системе «человек – социум».

2.Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.

3. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

4. Пути решения глобальных проблем.

5. Философия и современный мир.

Литература

Основная

1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2014

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2012

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 2013

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 2012

 

Тема 9 «Философия науки и техники»

Общие рекомендации:

Основные проблемы, которые необходимо рассмотреть сводятся к установлению степени научности (и всенаучности) знания – вопросу «Что есть наука?»; определении критерия научности; структуры научного познания, его методы и формы: роста научного знания (научные революции и смены типов рациональности); наука и техника, основные проблемы философии техники, техника и этика; человек в информационном обществе.

Учебные цели – изучить проблематику философии науки и техники, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого

Цели модуля – уяснить основные понятия философии науки и техники, проанализировать интерпретацию природы техники в истории философии, исторические типы рациональности, научить ориентироваться в проблемах современной научной цивилизации

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных теориях научного развития, ознакомить с профессиональной ответственностью ученого.

Вопросы учебного занятия

1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.

2. Проблема демаркации в философии науки.

3. Концепция научных революций Т. Куна.

4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

5. Профессиональная ответственность ученого.

6. Современная техническая цивилизация.

Литература

Основная

1. Философия и методология науки. - М., 2012

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2012

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2011

3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2016

4. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2016.

8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2007

Глоссарий

Классификация философских учений по количеству первоначал:

1. Монизм. — философское учение, в котором признается существова­ние только одного первоначала бытия.

Монистами являются все последовательные материалисты (Демок­рит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Авгус­тин, Фома Аквинский, Гегель).

2. Дуализм — философское учение, в котором признается существо­вание двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеаль­ного). Первый последовательный дуалист — Аристотель. К числу дуалис­тов относят также Декарта и Канта.

3. Плюрализм — философское учение, в котором признается суще­ствование многих (более двух) первоначал бытия.

Классификация философских учений по качеству первоначал:

Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский мате­риализм эпохи Возрождения, механистический материализм XVII—XVIII вв. и диалектический материализм, предлага­емый марксистской философией. Механистический и диа­лектический материализм различаются в ответах на вопро­сы о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. В механисти­ческом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом матери­ализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, при­знается относительный характер покоя, а движение рас­сматривается как любое возможное изменение.

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве перво­начала бытия признается некая идеальная сущность.

Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.). Термин «идеализм» был предложен еще позже — в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осу­ществляет исходя из «человека».

Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, чело­веческое «я».

Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, на­пример, объективный идеализм может существовать в фор­ме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (философия Г. Гегеля), или в форме волюнтаризма, где ис­ходным началом выступает надмировая воля (философия А. Шопенгауэра).

Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древ­ности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Нико­лай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.

Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается твор­цом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.

Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеа­лизма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объек­тивного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнес­ти Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок». Кос­мос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению.

Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.

Космогония — учение о происхождении мира, о процессе его ста­новления, который привел к его современному состоянию.

Космогенез — сам процесс образования и становления мира.

Классификация философских учений с точки зрения гносеологии. Предложенная выше типология философских систем исходила из особенностей онтологии той или иной философской системы. Очевидно, что классификацию фило­софских учений можно формировать и на иных основаниях, например гносеологических. В этом случае структура взаимо­связей между различными системами окажется иной.

Классификацию можно построить в зависимости от ха­рактера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гно­сеологический оптимизм.

Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается принципе не познаваемым.

Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что познание реальности невозможно, выделяется с точки зре­ния логической полноты. В реальной истории философии позиция крайнего агностицизма не была реализована. Наиболее распространенной в истории философии явля­ется позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В философских системах этого типа утверждается, что по­знание реальности возможно, но не по существу, а на уров­не явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхно­сти вещей, не проникая в их суть. Позиция гносеологического оптимизма предполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.

Релятивизм (от лат. «reiativus» — относительный) — направле­ние в философии, возводящее в принцип относительность всякого зна­ния, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее ка­кую-либо возможность достижения объективной истины. Основы ре­лятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.

Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием по­знания, а также критерием истины.

Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рациона­лизм сформировался в Новое время; его крупнейшие представите­ли — Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессоз­нательный) — направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалис­тические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бер­гсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.

Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познзнпя признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Абсолют – понятие метафизики, обозначающее безусловного, вечного, неизменного, самодостаточного субъекта, который содержит все существующее и творит его.

Абстракция – одна из сторон, форм познания, мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделение какого-либо свойства или отношения.

Агностицизм – философское учение, отрицающее частично или полностью возможность познания мира.

Аксиология – философское исследование природы ценностей.

Аксиома – предположение какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого и из которого выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.

Акциденция – временное, несущественное свойство вещи, в отличие от субстанционального, существенного.

Анализ и синтез – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей (в самом общем значении).

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Антиномия – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обусловленными суждений.

Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и характеристик на природу и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т.п.).

Апатия – состояние безразличия. В учении стоиков бесстрастие, душевная невозмутимость.

Апейрон – беспредельное, неопределенное, бескачественное начало мира, находящееся в вечном движении (Анаксимандр).

Апория – трудноразрешимая проблема.

Апостериори – понятие, в отличие от априори, означающее знание, полученное из опыта.

Априори – понятие, в отличие от апостериори, означающее знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.

Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, определенный крайней воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ ради достижения морального или религиозного идеала.

Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости духа.

Атеизм – система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное, отказ от всякой религии.

Атомистика – учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц).

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и мыслиться.

Бессознательное – понятие, обозначающее особую область психики, сосредоточившей в себе влечения, мотивы, стремления, смысл которых недоступен сознанию.

Благо – наиболее общее понятие, обозначающее положительную ценность в противоположность злу, отрицательной ценности.

Бог – фантастический образ сверхъестественного, всемогущего существа сотворившего мир и управляющего им (абсолют для религии).

Бытие – 1.Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир; 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Вера – состояние субъекта, связанное с духовным миром личности, возникающее на основе информации об объекте, выраженной в идеях или образах, связанное с эмоцией уверенности.

Верифицируемости принцип – принцип логического позитивизма, согласно ему истинность всякого утверждения об объекте должна быть установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

Вечность – бесконечная длительность времени существования мира.

Видимость (кажимость) – понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления.

Волюнтаризм – философское направление, признающее волю первоосновой всего сущего.

Воля – специфическая способность или сила; целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий.

Воображение – способность человека создавать новые образы в человеческом сознании на основе преобразования впечатлений.

Восприятие – чувственное познание предметов и объективных ситуаций (взаимоотношений предметов, движений, событий); целостная форма чувственности, неразрывно связанная с опытом.

Время – форма протекания всех процессов в мире, их длительность, условие возможности движения, изменения, развития.

Врожденные идеи – понятия и положения, присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта.

Всеобщая связь явлений – наиболее общая закономерность существования мира, результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений.

Гедонизм – принцип этики, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страдания.

Географическая среда – совокупность предметов и явлений неживой и живой природы, вовлеченных в процесс общественной жизни и представляющих необходимое условие существования и развития общества.

Герменевтика – искусство и теория истолкования, целью которой является выявление смысла текста.

Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи.

Гипотеза – предположение.

Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, заключающаяся в выдвижении гипотез и проверке их путем вывода из них следствий и сопоставлении этих следствий с фактами.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих существование и выживание как мира в целом, так и его регионов или стран.

Гносеология – теория познания.

Движение – в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов и их состояний.

Дедукция – способ рассуждения и метод исследования, умозаключение от общего к частному.

Деизм – учение, признающее бога как безличную первопричину мира, развивающегося далее по своим собственным законам.

Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).

Деятельность – специфически человеческий способ отношения к миру, в котором человек преобразует мир и самого себя.

Диалектика – теоретическое мышление, его форма и способ, предметом которого являются противоречия.

Доказательство – рассуждение, цель которого обосновать истинность(ложность) утверждения.

Дуализм – учение, обосновывающее равноправие материальной и духовной субстанций.

Ереси – различные отклонения от официального религиозного вероучения, оппозиционные или враждебные ему.

Естественное право – учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем из велений разума и «природы» человека.

Жэнь – понятие конфуцианской философии, означающее гуманность.

Закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Знание – 1. умение, навык, необходимый для того, чтобы сделать что-то;2. познавательно значимая информация, удостоверенная и проверенная с объективной и субъективной стороны.

Идеализм – мировоззрение, отождествляющее мир с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждающее существование идеального, духовного начала вне и независимо от сознания человека, а внешний мир считающее проявлением этого универсального сознания (объективный идеализм).

Идентификация – установление на основании определенных признаков тождества различных объектов.

Идея – философский термин, обозначающий смысл, значение, сущность.

Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Индукция – тип умозаключения от частного к общему, а также метод исследования.

Интеллигибельный – термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией.

Интенциональность – направленность сознания на предмет.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины.

Иррационализм – учение, ограничивающее возможности разума.

Иррациональный – не постижимый разумом, невыразимый в логических понятиях.

Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения.

Каузальность – причинность.

Качество и количество – категории, обозначающие важные стороны объективной действительности. Качество – тождественная бытию предмета определенность, количество – нетождественная, несущественная бытию предмета определенность.

Конвенционализм – концепция, согласно которой понятия и теоретические построения науки являются результатом соглашения ученых (неопозитивизм).

Критерий истины – средство проверки того или иного утверждения, гипотезы и т.п.

Культура – развивающаяся система надбиологических программ жизнедеятельности человека, выраженных в знаково-символической форме, воспроизводящая и изменяющая социальность.

Ли – понятие китайской философии, означающее закон, порядок вещей.

Логос – понятие античной философии, означающее разум, слово, меру, всеобщий закон и т.д.

Ложь – высказывание, сознательно искажающее действительное положение дел.

Материализм – мировоззрение, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, а человеческое сознание как закономерный результат эволюции мира.

Материальное – все, что существует вне и независимо от сознания субъекта.

Мера – категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления.

Метатеория – теория, предметом исследования которой является какая-то другая теория.

Метафизика – 1. «первая философия» Аристотеля, исследующая умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего; с 16 века в равном значении применялся термин «онтология». 2. «Антидиалектика» со времен Г.В.Ф.Ф. Гегеля.

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (общее значение); как средство познания –способ воспроизведения в мышлении исследуемого объекта.

Методология – 1. совокупность познавательных средств, методов, используемых какой-либо наукой; 2. учение о методах теоретической и практической деятельности.

Мировоззрение – система взглядов, ценностей, принципов, идеалов и убеждений, центром которой является проблема мира и места человека в нем.

Модальность – характеристика суждения по «силе» высказываемого в нем утверждения (суждение может быть необходимым, случайным, возможным, невозможным и т.д.).

Модус – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.

Монада - понятие, означающее субстанциональную, структурную единицу бытия.

Монизм – учение, принимающее за основу всего существующего одно начало.

Мышление – процесс решения проблем, переход от условий, задающих проблему, к результату.

Натурфилософия – умозрительная философия природы.

Необратимость – характеристика изменения, при котором не происходит возврата к началу, а есть переход в качественно новое состояние.

Необходимость и случайность – категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).

Нигилизм – абсолютное отрицание, не связанное с положительными идеалами.

Ноумен – термин, означающий сущность, постигаемую только умом, в противоположность феномену.

Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, всесторонне зависящих друг от друга (в широком смысле слова).

Онтология – учение о бытии вообще.

Ощущение – элементарное содержание, находящееся в основе чувственного познания мира, необходимое для построения восприятия и др. форм чувственности.

Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для ее дальнейшего использования.

Пантеизм – философское учение, сближающее понятия бога и природы, стремясь их отождествить.

Понятие – форма рационального мышления, связанная с применением языка, обобщающая предметы и явления.

Представление – форма чувственного познания, наглядный, целостный образ предмета и явления, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств.

Природа – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений.

Причина и следствие – категории, обозначающие объективные причинно-следственные связи действительности; причина предшествует во времени явлению и является необходимым условием, предпосылкой возникновения и изменения явления.

Противоречие – категория, обозначающая внутренний источник всякого развития, изменения, движения.

Развитие – закономерное качественное изменение объектов, характеризуемое как необратимое и направленное.

Рационализм – 1.установка философского мировоззрения, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума;2.направление в гносеологии, считающее источником достоверного знания деятельность разума.

Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий, своего психического состояния, самопознания и оснований культуры.

Самосознание – выделение человеком самого себя из мира, переживание, оценка и осознание себя и своего отношения к миру.

Свобода и необходимость - категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными условиями природы и общества.

Сенсуализм – направление в гносеологии, считающее ощущения, чувства единственным источником достоверного знания.

Система – совокупность элементов, находящихся в связях и отношения между собой, образующих единство, целостность.

Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира.

Содержание и форма – категории, выражающие взаимосвязь двух сторон реальности, определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания, и способа существования и выражения этого содержания, т.е. формы.

Сознание – уровень психической активности человека, который выражается в субъективной переживаемости мира и самого себя, а также в интерпретации информации, поступающей извне и изнутри человеческого организма.

Субстанция – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Суждение - форма рационального мышления, мысль в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объекте.

Сущность и явление – категории, обозначающие совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов действительности, и конкретные свойства, процессы, события, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

Телеология – религиозно-философское учение об объективных внечеловеческих целях и целесообразности в действительности.

Трансцендентный – термин, обозначающий то, что находится за пределами сознания и познания, в противоположность имманентному.

Умозрение – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях.

Умозаключение – форма рационального мышления, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Фатализм – концепция, согласно которой все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Философия – теоретическое мировоззрение, предметом которого являются мир и человек; метакультурная сфера творчества.

Ценность – понятие, выражающее социокультурную значимость предметов и явлений.

Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Этика – философия морали.

Язык – система знаков, средство человеческого общения, мышления и выражения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 821 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.