«Монсанто» окончательно поглощает «Дельта эн Пайн Ланд»
В летний августовский день 2006 года, пока весь мир развлекался на каникулах и в отпусках, произошло корпоративное приобретение, которое должно было подготовить почву для финальной стадии воплощения многолетней мечты Фонда Рокфеллера об управлении человеческими видами.
15 августа 2006 года корпорация «Монсанто», гигантГМО-агробизнеса, объявила, что сделала «Дельта эн Пайн Ланд» из Скотта, штат Миссисси- пи, новое предложение о поглощении. Раскрытая покупная цена составляла 1,5 миллиарда долларов наличными. (1) В отличие от прошлого раза, когда она попробовала провернуть ту же самую операцию в 1999 году и была вынуждена отступить перед бурей общественных протестов, в этот раз поглощение пошло почти незамеченным. Выбор времени второго предложения по приобретению контрольного пакета акций корпорацией «Монсанто» совпал с заявлением компании «Дельта эн Пайн Ланд», что она готова коммерциализировать «Терминатор».
Те неправительственные организации, которые в 1999 году привлекли внимание к проблеме «Терминатора», на сей раз отмалчивались, выпустив один или два кратких небрежных пресс-релиза. Основные американские и международные СМИ подали историю под скучными заголовками, подобными заголовку в «Нью-Йорк Таймc»: «„Монсанто" покупает „Дельта эн Пайн Ланд", основного поставщика семян хлопчатника в США». (2) Только далеко внизу, в последнем предложении статьи «Тайме» небрежно заметил, что «Дельта эн Пайн Ланд» держит патент на «спорную технологию генной инженерии, которая производит бесплодные семена».
Некогда звучный общественный голос Фонда Рокфеллера был на сей раз совсем не слышен. В 1999 году восторженный защитник Генной революции президент Фонда Гордон Конвэй активно вмешался в историю с покупкой, даже лично поспорив с Советом директоров «Монсанто» о том, что наличие патентов «Терминатора» компании «Дельта эн Пайн Ланд» в руках такого гиганта ГМО, как «Монсанто», угрожает общественной революцией против распространения ГМО. (3)
На сей раз влиятельный Фонд Рокфеллера даже не потрудился выпустить пресс-релиз хоть с парой слов против запланированной второй попытки «Монсанто» получить права на «Терминатор». Представитель пресс-службы Фонда Питер Кастильо в ответ на публичный вопрос кратко ответил: «У нас нет официального сообщения для общественности. Фонд Рокфеллера все еще выступает против использования технологии „Терминатор" в развитии (так!) стран». (4) Они отказались выступать против «Терминатора» повсеместно, несмотря на то, что заготовленные фермерами для следующих посевов семена по-прежнему остаются основным фактором повсюду в индустриализированном мировом сельском хозяйстве.
Общая заторможенная реакция на второе предложение «Монсанто» по приобретению контрольного пакета акций «Терминатора», похоже, подтвердила опасения скептиков, которые предупреждали в 1999 году, что мечты «Монсанто» о «Терминаторе» были почти «воплощены в жизнь», но не могли заработать, пока не слабела общественная оппозиция.
Биржевые маклеры с Уолл-Стрит с ликованием приветствовали это поглощение, и цена акций «Дельта эн Пайн Ланд» взлетела с 27 долларов за акцию в начале августа к более чем 40 долларам, подскочив больше чем на 50 % в считанные дни.
Конкуренты биотехнологического гиганта «Монсанто» «Дюпон» и швейцарская «Сингента» в безуспешной битве с «Монсанто» за долю на рынке оказывали давление на причастных к делу чиновников Министерства юстиции, чтобы заблокировать это поглощение «Дельта эн Пайн Ланд». «Дюпон» сказал в заявлении, что «у нас есть серьезные опасения по поводу воздействия, которые оно окажет на фермеров, индустрию сельского хозяйства и, в конечном счете, на потребителей». Их «беспокойство», очевидно, было больше направлено на ошеломляющее возвышение «Монсанто», теперь владеющей мировыми правами на «Терминатор», — процесс, которому содействовало и который поощряло американское правительство через сотрудничество американского Министерства сельского хозяйства в исследованиях технологий «Терминатора» в «Дельта эн Пайн Ланд». (5)
Европейское патентное бюро признает «Терминатор»
В течение семи лет, начиная с первой попытки «Монсанто» приобрести «Дельта эн Пайн Ланд» и ее глобальный патент на «Терминатор», сама «Дельта эн Пайн Ланд» не сидела сложа руки. Она агрессивно и успешно расширяла свои патентные права на ГУРТ (генетическое использование терминаторных технологий). В октябре 2005 года «Дельта эн Пайн Ланд» вместе с американским Министерством сельского хозяйства оформили новый основной патент на свою технологию «Терминатора» в Европейском патентном бюро Европейского Союза, патент за номером ЕР775212В. Патент охватывает все 25 государств ЕС от Германии до Польши, Италии и Франции, один из самых богатых регионов-производителей продовольствия в мире.
Несколько дней спустя «Дельта эн Пайн Ланд» и американское правительство также обеспечили патентную защиту для своей технологии «Терминатора» в Канаде под номером СА 2196410. Глобальная коммерциализация технологии «Терминатора» почти не прекращалась, несмотря на фактический международный запрет ООН, наложенный за несколько лет до этого. (6)
Появление запатентованных семян ГМО в коммерческом масштабе в начале 1990-х годов позволило компаниям «Монсанто», «Дюпон» и «Доу АгроСайенсис» перейти от поставок сельскохозяйственных химических гербицидов (например, «Раундап») к патентованию генетически измененных семян всех основных возделываемых зерновых культур: кукурузы, риса, сои или пшеницы. Почти четверть столетия, начиная с 1983 года, американское правительство незаметно работало, чтобы усовершенствовать генетическую технику, которая вынудит фермеров обращаться к своему поставщику семян каждый сезон, чтобы получить новые семена. Семена будут давать только один урожай. После этого собранные семена совершают своего рода «самоубийство» и непригодны для вторичного посева.
Действительно, было сломано много копий по поводу того, что этот процесс, патентованные семена-«самоубийцы», официально называемые ГУРТ (генетическое использование терминаторных технологий), угрожает бедным фермерам в развивающихся странах, например, в Индии или Бразилии, которые традиционно запасают свои собственные семена для следующего сева.
В январе 2006 года на четвертой встрече Рабочей группы международного Соглашения по биологическому разнообразию ООН в рамках Программы по охране окружающей среды ООН в Гранаде группа фермеров из Перу собрала в одном докладе все свои опасения по поводу возможного введения технологии семян «Терминатор»:
«Как традиционные исконные фермеры, мы объединились, чтобы защитить наши средства к существованию, которые зависят от семян, получаемых с урожая, как основного источника семян для использования в последующих сельскохозяйственных циклах. Эта традиция запаса семян поддерживает андское и амазонское биоразнообразие и стратегии выживания, традиционное знание и инновационные системы, которыми обычно управляют местные женщины, которые сделали такое биоразнообразие и стратегии выживания возможными и исконными культурными и духовными ценностями, которые соблюдают изобилие и непрерывность жизни».
Их петиция о запрещении технологии «Терминатор» по всему миру убедительно аргументировала несколько пунктов. Возможно, самым важным была именно опасность для биологического разнообразия сотен сортов растений и зерновых культур. Они утверждали:
«Андское и амазонское биоразнообразие, и одомашненное, и дикое, поставлено под угрозу загрязнением через ген, распространяющийся от зерновых культур „Терминатора", и, поскольку семена „Терминатора" не будут на 100 % бесплодны во втором поколении, этот риск возрастает. Местные фермеры, которые откладывают на следующий год семена загрязненных сортов для повторного посева, могут обнаружить, что какой-то процент их семян не прорастет и потенциально приведет к значительным потерям урожая. Такое загрязнение может заставить фермеров потерять доверие к своему собственному семенному фонду, повернуться спиной к традиционным сортам и все в большей степени поставить их в зависимость от покупки сортов „Терминатора", чтобы обезопасить урожай так, чтобы они могли гарантировать, по крайней мере, один период прорастания. Точно так же введение чужих генов в некультивируемые сорта через ген, перетекший от „Терминатора", может безвозвратно изменить дикие сорта, от которых традиционно зависели местные народности в области важных лекарств и пищи. Как центр происхождения картофеля Перу является родиной более чем 2 тысяч сортов картофеля и считается одной из двенадцати мегаразнообразных стран, где находится 70 % мирового биоразнообразия. Биологическая вариативность формирует базу глобальной продовольственной безопасности и суверенитета народов и сообществ во всем мире. Распространение „Терминатора" в местных сельскохозяйственных системах в Перу может вынудить местных фермеров оставить свою традиционную роль как проводников биоразнообразия и тем самым представлять угрозу текущей и будущей глобальной продовольственной безопасности. Принимая во внимания, что недавно приобретены патенты „Терминатора" на картофель („Сингента", американский патент 6 700039, март 2004 года), введение ГУРТ в Перу представляет высокий риск непоправимого загрязнения этого центра происхождения картофеля». (7)
Перуанские фермеры также подчеркнули, что «Терминатор» угрожает традиционному обмену знанием и неоценимым опытом между фермерами:
«Традиционное знание и инновационные системы андских и амазонских исконных народов построены вокруг семенного фонда и семенном обмене между растениеводами, особенно заметное в обширных обменах зерном и семенами на популярных еженедельных бартерных рынках в сообществах Куачин, Чокеканча, JIapec и Вакаваси в районе Ларес. Технология „Терминатора" окажет конкретное влияние на эти системы знания, подвергая опасности пригодность плодородных семян для коллективного обмена и размножения. Как следствие „Терминатора" будет парализован сам процесс адаптивного взаимодействия между человеком и климатически сложными экосистемами Анд и Амазонки, который позволил эволюцию и нынешнюю жизнеспособность весьма специализированного набора знаний коренных народов». (8)
Фактически, ГУРТ, более часто называемые «семена-терминаторы», угрожают также продовольственной безопасности Северной Америки, Западной Европы, Японии, и повсюду, где «Монсанто» и ее элитный картель партнеров агробизнеса ГМО пришли на рынок. (9)
Однако мало кто знал, что быстрое распространение смертельных семян «Терминатора», возможно, было уже неосторожно выпущено в результате стихийного бедствия.
В августе 2005 года две из оранжерей компании «Дельта эн Пайн Ланд» были разрушены торнадо, а одиннадцать других повреждены. В этих оранжереях «Дельта эн Пайн Ланд» тестировала семена «Терминатора». Компания отказалась сообщить общественности, в каких конкретно зданиях проводились тесты «Терминатора», и какую угрозу биологической безопасности, если таковая вообще была, могли бы представлять разрушения этих зданий. Этот случай показал, что даже явно безопасное хранение бывает уязвимо. Возможно также, что именно этот случай развязал чуму загрязнения «Терминатора» в мире. Пройдут годы, пока это определится. (10)