Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Государственная власть и государство




Проблема соотношения государственной власти и государства относится к числу мало исследованных. Государственная власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, а потому к вопросу о соотношении между ними можно подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Так, принадлежность власти эксплуататорскому меньшинству (властвующей олигархии), необходимость навязывать волю властвующего меньшинства подвластному большинству выдвигают в механизме государства на первый план принудительные, карательные органы. Напротив, в демократических странах государство, его органы служат обществу, а в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.

 

Соотношение политики и идеологии определяется их специфическими особенностями.

Государство – это главный политический институт, обладающий суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Полит.власть -способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных илиобщегосударственных задач
Право - один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.
Идеология - совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной.

 

Особенность (1). И та и другая представляет собой явление сознания (политология: энциклопедический словарь, м. 1993). Хотя здесь можно и спорить. Политика – явление идеологическое (надстроечное), однако вместе с тем, она не только – сфера сознания (не только явление духовное, но и материальное, вещественное). Вспомним, война – это продолжение политики иными средствами. Что, скажем, политика без государства, а государство без чиновников, без вооруженных отрядов, без тюрьмы (правда, эту последнюю некоторые определяют, как материальный придаток государства).

Особенность (2). Идеология также универсальна, как и политика: они обе могут охватывать самые различные стороны жизни.

Особенность (3). Политика и идеология в равной мере характеризуются значительной активностью. Они тесно связаны с борьбой различных взглядов, решений, программ. И та и другая обязательно поляризуется. Поэтому они почти дихотомически делятся на правые и левые, прогрессивные и реакционерные и т.д.

Хотя как политика, так и идеология могут идти на компромиссы. Правда идеология в меньшей мере компромиссна: она с трудом идет на компромиссы.

Взаимодействие (1). Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться. Так коммунизм появился как идеология раньше коммунистической политики.

Хотя опять же разве политика не насаждает в массах ту или иную идеологию. Достаточно вспомнить политику КПСС, важность идеологической работы (пропаганды формирования сознания людей). Причем, речь идет не только о насаждении того, что уже было, но и о развитии обосновании дальнейшей разработки самой идеологии.

Взаимодействие (2) - Политик и идеолог – это не одно и тоже (это разные лица), хотя, разумеется, (пускай и не так часто) они могут совмещаться в одном лице (вспомним Ленина).

- Политик принимает решения, отдает приказы, контролирует их выполнение. Идеолог создает доктрину (теорию), «оправдывающую» действия политика.

- Политик не может без идеолога. Идеолог должен обосновывать его политику. Идеолог стремиться найти политика, который проводил бы в жизнь его идеологию (если политик сам не найдет его как идеолога).

Взаимодействие (3). Идеология – это один из трех китов, на которых покоится власть (одного лица или группы лиц). Два других это – закон и физическое принуждение (насилие). Любая власть, как только она устанавливается, пытается легитимировать себя не только посредством закона, но и идеологии (оправдать себя в глазах народа, граждан).

Взаимодействие (4). Политика и идеология наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества: они не только проникают в другие сферы жизни, стремясь их подчинить, но и проникают друг в друга (сочетаются друг с другом).


Политические социологи (политологи) отмечают, кстати, что дефицит политики, ее слабость, недостаток надежных политических решений неизменно и немедленно замещаются идеологией. Более того, идеология способна подменить, вытеснить, подчинить себе политику. Это происходит при неблагоприятных внутренних и внешних обстоятельствах.

Взаимодействие (5). По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в единый, политико-идеологический комплекс. Идеология слита с политикой непосредственно в отличие от опосредованного влияния на политику морали, религии, философии.

- Политика идеологична по своей природе, сути (как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определенный цели, идеи, тех или иных интересов.

- Но разве идеология не политична? Идеология также политична, как политика идеологична. Идеология политична потому, что здесь имеет место оппозиция «наши» и «ваши». А это, я напомню, главный политико-образующий фактор по К. Шмитту (ФРГ).

Взаимодействие (6). Однако существуют допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику. Все дело в том, что гиперидеологизация разрушает политику, делает ее неспособной выполнять свои функции (дисфункционнальной); порождает тоталитарные и тиранические режимы. Тоталитарные режимы являются заидеологизированными системами, причем с господством одной идеологии.

Избыток идеологии порождает потребность в деидеологизации политики, в освобождении ее идеологических приоритетов. Но и политика может вмешиваться в идеологию, которое разрушает общечеловеческие и насаждает групповые (классовое, политическое, и т.д.).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 451 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2186 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.