Я сидел на заднем сиденье велорикши, ехавшего по Дюваль-стрит в Ки-Уэст; мы повернули на Флеминг-стрит, и я надеялся, что мой водитель все же прибавит скорости, потому что явно собирался дождь.
Внезапно он остановился. Прямо перед нами пересекали улицу петух и четверо цыплят — папочка, совершающий воскресную прогулку со своими детишками. Только в Маргаритавилле!
Мой водитель был студентом из Эквадора, на летних* каникулах навещавшим своих друзей и попутно зарабатывавшим несколько баксов, развозя по городу ленивых туристов вроде меня. Мы были уже совсем неподалеку от моей гостиницы, когда начался ливень. Водитель яростно нажал на педали, и наконец мы остановились под большим деревом, растущим перед гостиницей. Я дал ему 20 долларов и быстро вбежал внутрь, но успел заметить, как его глаза загорелись, словно огни новогодней елки.
Конечно, все относительно. Если бы я куда-то спешил, я, вероятно, не остановился бы, чтобы подобрать двадцатку, валяющуюся на тротуаре. Но для этого студента, подрабатывавшего на летних каникулах, бумажка в 20 долларов наверняка стала событием дня. И эту относительность можно увидеть дальше, идя вверх по социальной лестнице. Я могу чувствовать себя богатым, когда покупаю пару туфель за 5000 долларов, но Ричард Брэнсон ежемесячно тратит примерно эту же сумму только на то, чтобы в его домах всегда были свежие цветы.
Когда я недавно летел из Цюриха на самолете компании Delta Airlines, в салоне показывали фильм «Уолл-Стрит» по каналу классического кино. Там была сцена, где герой Чарли Шина смотрит на картину и замечает, что Гордон Гекко (герой Майкла Дугласа), наверное, был очень впечатлен ею, когда покупал. Героиня Дэрил Ханна сообщает ему, что полотно стоит 400 000 долларов.
— Четыреста тысяч долларов! — восклицает он. — На эти деньги можно купить целый дом на побережье!
— Может быть, в Нью-Джерси, — небрежно произносит она.
Как видите, такие истории и подобные им ситуации много говорят о том, как вы смотрите на жизнь, как вы осознаете процветание, с которым живете.
Недавно я ходил с другом в кино; пока мы ждали у входа в кинозал, он сказал, что поскольку бутылка воды стоит 2,5 доллара (столько же, сколько и маленькая порция колы), он закажет воду. По его разумению, вода в бутылке стоила кинотеатру больше, чем разливной лимонад; он хотел колы, но заказал бутылку воды, понимая, что вода стоила заведению дороже — это был его способ отомстить кинотеатру за завышенные цены.
Как вы думаете, речь здесь идет об установке на процветание или ментальности бедного человека?
Есть у меня и еще один друг, у которого свой мелкий бизнес. На протяжении долгого времени первое, что видели покупатели, подходя к прилавку, была облупившаяся на задней стене краска. Два года я донимал его, чтобы он счистил остатки краски и покрасил стену заново, но он упрямо отказывался, потому что краска облезла из-за какой-то протечки в наружной стене, и он хотел, чтобы за ремонт заплатил его арендодатель. Тот отказывался, мотивируя это тем, что внутренняя часть стены — его забота. Наконец, после трех лет прений, во время которых мой друг угрожал покрасить стену и потребовать снижения арендной платы, арендодатель уступил и сделал ремонт, стоимость которого составила менее 150 долларов.
Итак, через три года мой друг почувствовал себя удовлетворенным, потому что стену покрасили, а он за это не заплатил. Между тем, сколько часов жизни он потратил на эту волокиту и какое впечатление производил на всех своих покупателей все эти годы?
Все случаи, что мы рассмотрели, затрагивают вопрос жизненных установок. Именно эти установки сознания определяют, может ли один человек свободно потратить 5000 долларов в месяц на свежие цветы, в то время как другие еще подумают, тратить ли такие деньги на машину. Это объясняет, почему одни люди зарабатывают 25 000 долларов в год, а другие платят в 10 раз больше, оплачивая ежегодные членские взносы в загородном клубе.
Установки сознания — это удивительная вещь, потому что они не просто определяют то, что вы покупаете; они серьезно влияют на то, как вы воспринимаете свой уровень доходов и каким видите их потенциал, а также на то, находитесь ли вы в добром здравии или больны. Установки сознания определяют цели, которых вы хотите достигнуть при уверенности, что можете это сделать, и ваши ожидания при взаимоотношениях с людьми. Причем ваши установки относительно денег будут жестко связаны с тем, как вы принимаете другие формы процветания.
Когда я разговариваю с потенциальными членами моей бизнес-команды, я подчеркиваю, что они обладают неограниченным потенциалом доходов, но, как правило, ни один человек не принимает эту концепцию всерьез. Если кто-то зарабатывает 20000 долларов в год, он считает неограниченным доходом ежегодный заработок в 30 000 или 40 000 долларов; если же он привык получать 65 000, он думает, что неограниченный доход — это 100 000; а если ему привычна и эта цифра, то он, наверное, воображает себе неограниченный заработок в 200 000 долларов. Та степень «неограниченности», которая для них существует в финансовых вопросах, прямым образом связана с тем, как они видят свои перспективы в смысле здоровья, взаимоотношений, успеха и счастья.
Приведенная мною в пример ведущая вверх «лестница» ожиданий демонстрирует то, как может расшириться человеческое сознание; именно это должно произойти с вашим сознанием для формирования установки на процветание. И это непрерывный и бесконечный процесс.
Сначала вы думаете, что 75 долларов — это огромная сумма, если дом нужно оформить цветами; постепенно вы начинаете видеть красоту в оформлении за 150 долларов; затем вы думаете, что было бы неплохо, если бы каждую неделю вам домой доставляли свежие цветы. Ну а дальше, как можно догадаться, вы уже тратите 1500 долларов в месяц на свежие цветы — и вам это нравится, потому что вы цените ту красоту, которую они привносят в вашу жизнь.
Когда я вел курсы «Мастер мышления» в Лас-Вегасе, в одном из магазинов нашего отеля продавался кошелек за 10 000 долларов. Лично я к кошелькам равнодушен, однако хорошо знал: все женщины в моей группе обсуждают этот предмет уже целую неделю; думается, он принес бы много радости счастливой обладательнице.
Могли бы вы потратить 10 000 долларов на кошелек, пару туфель или прекрасное пальто? Можете ли вы представить, что тратите 15 000 долларов на купе первого класса вместо 700 на сидячее место? Как вы думаете, способны ли вы потратить 450 000 долларов на картину, чтобы повесить ее в гостиной, или на скульптуру, чтобы поставить ее в холле? Конечно, повторюсь, все относительно. Если вы зарабатываете 20 000 в год, было бы безумием тратить 10 из них на кошелек; но, с другой стороны, — зачем вам зарабатывать 20 000 в год, если вы можете зарабатывать гораздо больше?
Формирование истинного сознания процветания подразумевает расширение вашего представления о том, чем вы можете обладать. Процветающие люди видят благоприятные возможности, они никогда не думают: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой», они ждут от жизни только хорошего.
Люди, обладающие сознанием процветания, — мечтатели, они представляют себе лучший путь, а затем работают, чтобы осуществить свои планы. Что еще более важно, они не разделяют негативные и ошибочные убеждения, которые имеют люди вокруг них; если кто-то говорит им, что ту или иную идею слишком сложно или невозможно воплотить в жизнь, они просто улыбаются. Их не так-то легко поколебать трусливыми предостережениями толпы.'
И это вовсе не значит, что люди из толпы лгут — они искренне верят в то, что то-то и то-то сделать нельзя, не понимая разницы между фактами и убеждениями.
Допустим, некий холостяк переезжает в Детройт, идет в ночной клуб и спрашивает у понравившейся девушки, не хочет ли она с ним потанцевать. Она смотрит на него сверху вниз и говорит: «С тобой? Не думаю», и парень быстро ретируется домой, чтобы залечить свои раны. Через несколько дней он пробует познакомиться в другом клубе с еще одной девушкой, и снова получает отказ — и, в конечном итоге, требуемое доказательство того, что девушки в Детройте очень высокомерны.
Другой парень приезжает в Детройт на той же неделе; в лифте своего дома он встречает семейную пару, которая живет в соседней квартире, и получает приглашение на ужин. Через несколько дней его машина ломается, и проезжающий мимо мотоциклист останавливается и предлагает свою помощь. Таким образом, наш герой убеждается в том факте, что люди в Детройте очень дружелюбны и гостеприимны.
Так кто же из этих парней знает истинную правду?
Что ж, в каждом из случаев эта правда — такая, какой она им предстала, но ни в одном из случаев правда, которую они знают, не является фактом. Просто у обоих парней сформировалось убеждение; у одного — убеждение, которое служит ему на благо, у другого — наоборот. И впоследствии каждый из них, весьма вероятно, будет привлекать все больше тех событий, которых ожидает, и каждый явится жертвой предвзятого убеждения, постоянно находя «доказательства», его подтверждающие.
То, как вы будете реагировать на те или иные ситуации, практически полностью определяется вашими сознательными установками. Возьмем, к примеру, моего друга Мэтта: однажды вечером, поиграв в бейсбол, мы с ним остановились перекусить в одном из заведений, где подают куру-гриль. Когда мы подошли к двери, он сказал: «Знаешь, что сейчас будет? Я бьюсь об заклад, что у них кончилась кура-гриль! Со мной такое уже однажды было. Я зашел, а кур не оказалось. Как вообще в таком месте может не быть кур?».
Так что же произошло? Мы вошли, я заказал ужин из трех «куриных» блюд, который и получил, а он заказал ужин из трех пикантных блюд, которых, естественно, в наличии не оказалось. Он посмотрел на меня и развел руками: «Ну я же говорил».
Теперь можно было бы подробно объяснить, каким образом мой друг сам лишил себя курицы-гриль, но это как-нибудь в другой раз; сейчас мне хотелось бы обратить внимание на его сознательные установки: он ждет, что с ним случится плохое, поэтому оно обычно и случается. Я люблю его, но он произносит 300 негативных утверждений ежедневно, а я постоянно останавливаю его на полуслове воплем: «Стой, ты сейчас опять накличешь какую-нибудь беду!». На секунду он останавливается, думает об этом и наконец произносит что-то вроде: «Ну что ж, это вполне справедливо — мой чемодан всегда выдают из багажа последним».
Потрясающе, не правда ли? Установка вашего сознания окрашивает в определенные цвета любую ситуацию из тех, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно, и от нее напрямую зависит то, что вы привлекаете в свою жизнь.
Некоторые люди предпочитают думать, что будут иметь бешеный успех и получать бешеные деньги, а другие люди, вроде Мэтта, ожидают самого худшего. Ваши ожидания определяют то, в каких красках вы будете видеть все события, сотни событий, происходящие с вами ежедневно; а это, в свою очередь, повлияет на то, как вы будете вести себя в тех или иных ситуациях. Каждое из этих мелких, кажущихся незначительными решений определяет ваше будущее.
Если вы думаете, что богатеют только богатые и что для того чтобы делать деньги, нужны деньги, вы, вероятно, не делаете ничего, чтобы избавиться от бедности. Вы думаете, что хотите быть богатым, но на подсознательном уровне просто говорите себе, что все усилия будут потрачены напрасно.
Если вы думаете, что хорошее случается только с другими, не ждите, что оно случится с вами. А если и случится, то вы просто этого не заметите, потому что не ожидаете. Вы не поверите в то, что люди хотят сделать вам добро. Это может проявиться очень просто, например, и виде отказа от предложения помочь вам в каком-деле, либо отказа от чего-то более серьезного, к примеру, бескорыстной любви кого-то, кому вы небезразличны. Вы упустите отличную возможность для инвестиций, не откроете дело, которое могло бы сделать вас богатым, не позаботитесь о здоровье или даже отвергнете своего идеального спутника жизни, — или все это вместе.
Естественно, противоположный вариант столь же вероятен: если вы считаете, что достойны богатства и счастья, то будете ждать от жизни только хорошего; а когда оно будет с вами случаться, вы будете это благодарно принимать; а когда у вас появится шанс попробовать что-нибудь действительно дерзкое, смелое и широкомасштабное — вы это сделаете!
Существует 7 основных этапов формирования установки на процветание. Давайте с ними ознакомимся.