Феномен «общественное мнение» принадлежит к числу таких социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Проблема определения и интерпретации общественного мнения впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен «публичное мнение» – как мнение большинства населения. По Платону «публичное мнение» – это мнение аристократа. Макиавелли в своем «Государстве» указывал на исключительную значимость этого феномена.
Г.Ф. Гегель в работе «Философия права» выделяет в нем целый ряд структурных элементов:
условия существования общественного мнения,
объект (содержание) общественного мнения,
носитель общественного мнения,
характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения,
соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений.
Сам термин «общественное мнение» употребил в своей речи еще в 1159 г. государственный деятель и писатель Д. Солсбери. Из Англии этот термин перешел и в другие страны, а с конца XVIII века стал общепринятым. В XVII - XVIII вв. общественное мнение использовалось для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений.
Среди современных трактовок общественного мнения можно выделить концепции Г. Тарда, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, Э. Ноэль-Ноймана, М. Маклюэн.
Содержание общественного мнения можно раскрывать через уяснение родового понятия «мнение». Мнение – это суждение об определенном объекте: факте, явлении, событии, принимаемом решении и т.д. Существуют оценочные суждения, выражающие похвалу или порицание, одобрение или неодобрение действий и поступков людей и т.д., а также дескриптивные (описательные), нормативные. Когда ценностные свойства явлений, процессов рассматриваются как социально значимые, т.е. затрагивают интересы социальных общностей (классов, групп и т.д.), то в этом случае правомерно говорить об общественном мнении.
Необходимо учитывать, что общественное мнение – это один из самостоятельных структурных элементов общественного сознания, которое включает в себя совокупность разнообразных идей, взглядов, суждений и т.д. и разные формы (нравственность, правосознание, религию, науку и т.д.). Это своеобразный сплав рационального и эмоционального, особое сочетание теоретического и обыденного сознания. Его зрелость зависит от знания, от информированности населения о данном предмете.
Можно выделить следующие признаки общественного мнения: публичность высказывания мнения, широкую распространенность его в массах, подвижность, динамичность; оно выступает продуктом взаимодействия людей, затрагивает общие интересы и формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.
Выделяют три вида направленности общественного мнения: позитивную, негативную и нейтральную.
Для социологического анализа следует обратить внимание на такую характеристику общественного мнения, как его интенсивность. Она выражает:
определенную степень внимания к объекту высказывания, заинтересованности в нем;
убежденности людей в правильности, значимости и практической полезности своих суждений;
определенную степень настойчивости людей в отстаивании своих требований при разрешении обсуждаемой проблемы.
Зрелое общественное мнение отличается:
объективностью,
социальной направленностью,
высокой интенсивностью,
значительной распространенностью.
Директор центра исследования общественного мнения при Алленсбахском институте демоскопии (Германия) Э. Ноэль-Нойманн выдвинула гипотезу об основах формирования общественного мнения.
Условием функционирования общества (как это давно понято обществоведами, к которым присоединяется и автор гипотезы), эффективности социальных норм, обычаев и традиций является общий психологический механизм, определяющий характер взаимодействия индивида и общества, суть которого заключается в том, что угроза социальной изоляции для индивида оказывается важнее потери собственного мнения. Модели социального поведения рождаются зачастую в результате бессознательных оценок индивидом социальной ситуации, распределения возможных мнений, жизнеспособности и силы той или иной позиции. Индивид присоединяется к мнению «других», даже если он не согласен с ними. Эта «спираль умолчания» (англ. – spiral of silence) лежит в основе формирования общественного мнения. Были сформулированы следующие положения.
Индивиды составляют для себя картину мнений социального окружения и их возможных тенденций, что является предпосылкой возникновения общественного мнения как суммы индивидуальных мнений. Осознанность и определенность этой картины зависит не только от степени заинтересованности индивида, но и от ожиданий необходимости открытой защиты своего мнения.
Желание высказывать свое мнение публично тем больше, чем значительнее, как считает индивид, это мнение преобладает в обществе.
Из этого вытекает, что оценка распределения мнений и их истинное распределение существенно расходятся, ибо мнение, чья всеобщность преувеличивается, чаще и высказывается.
Существует прямая связь между оценкой настоящего соотношения мнений и их соотношения в будущем: если какое-то мнение считается преобладающим сегодня, то такое же положение ожидается для него и в будущем.
Желание высказывать свое мнение сегодня зависит от того, насколько благоприятно оценивает индивид роль своего мнения в дальнейшем.
Исследование объекта общественного мнения, как считает профессор Б.А. Грушин, следует вести с таких позиций:
анализ общей способности суждения общественного мнения с точки зрения специфики отражения в нем действительности;
выделение некоторых критериев, прежде всего формальных, в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом общественного мнения.
Ведущим субъектом выступает население, народ в целом.
Направленность, действенность и характер реализаций функций общественного мнения формирует такая количественная определенность субъекта, как «большинство».
Выразителями общественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, пресса и отдельный человек.
Природа общественного мнения двойственна: |
Таким образом, общественное мнение не только отражает происходящие в обществе процессы, но и способно оказывать на них существенное воздействие, выступая в социологическом отношении одним из компонентов самой ситуации. Вне зависимости от характера субъекта, мнение может существовать как в форме оценочного суждения, так и форме побудительного мотива, готовности, установки, некоего промежуточного состояния между социальной оценкой и социальным действием. Наконец, оно способно перейти и в форму социального действия.
Исходной структурой общественного мнения является его строение по направленности (полярности). Эта структура называется содержательной и фиксирует наиболее важные свойства изучаемого феномена – тип отношения субъекта к объекту. Это отношение, существующее как заинтересованное оценочно-ценностное общественное суждение, или обусловленное им волевое проявление (т.е. мнение), может быть позитивным, негативным, нейтральным и отсутствовать вообще.
Базисная структура должна основываться на природе мнения и его сущностных характеристиках. Исходя из соотношения категорий «мнение» и «сознание» и основываясь на принятых в науке представлениях о структуре последних, можно выделить три компонента базисной структуры общественного мнения:
рациональный;
эмоциональный;
волевой.
Следует помнить, что базисное отношение, которое лежит в основе образования и функционирования мнения, – это отношение субъекта к объекту. Данное отношение может быть чисто духовным или духовно-практическим. В этом заключается наиболее общее основание для выделения в общественном мнении двух составляющих:
общественного суждения (общественной оценки);
общественной воли.
Общественное суждение и общественная воля представляют собой компоненты первичной базисной структуры общественного мнения.
Первый этап – зарождение.
На данном этапе происходит становление индивидуально-группового типа общественного мнения. Он характеризуется следующими признаками:
возникает личностный и групповой интерес к какому-либо факту, явлению или процессу;
осуществляется индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего данный интерес;
наблюдается стремление субъекта к различного рода источникам информации, касающихся объекта, причем первоначально здесь могут преобладать неофициальные источники (слухи, домыслы).
На первом этапе формируется индивидуально-групповое суждение (мнения-оценки).