Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание*»?




Главной гуманистической идеей в романе «Преступление и нака­зание» является вопрос о том, почему люди, преступившие какие-либо общечеловеческие правила, вообще достойны снисхождения. Достоевский считал, что, только увидев в человеке человеческое, можно дать ему шанс к возрождению.

К «преступившим» людям в романе относятся Раскольников, Со­ня, Лужин, Свилригайлов и другие герои. Одних героев Достоевский доводит до прозрения и раскаяния, других — нет.


Раскольников хотя и совершает преступление в начале произведе­ния, но в конце концов разочаровывается в своей теории. К тому же на протяжении всего романа Раскольникова терзают сомнения, в его душе происходит борьба. Раскольников часто нилш сны. а значит, он может чувствовать.

Соня Мармеладова также преступила закон, пойдя по «желтому билету». Но автор оправдывает се, ее истина ло христианская мо­раль. Соня искупает свою вину, жертвуя собой ради других. Даже че­рез описание внешности Сони, через ее голубые глаза — символ чис­тоты — автор показывает ее «невинность» в преступлении закона.

Свидригайлов также оказывается оправданным в романс. Во-первых, об этом свидетельствует то, что обо всех его проступках гово­рят какие-то третьи лица, но они не описываются в реальном времени. К тому же Свидригайлов совершает много хороших дел: например, да­ет деньги детям погибшего Мармеладова. Он также видит сны, то есть может чувствовать. И наконец, автор описывает его уход из жизни.

Таким образом. Достоевский не лает шанса только Лужину. Ему вообще не свойственны чувства: он не видит снов, ему не свойствен­ны колебания. Лужин не заслуживает снисхождения автора из-за сво­ей теории: он считает, что нужно устроить только свою жизнь, жить для себя даже в ущерб другим. Недаром Раскольников замечает, что если довести теорию Лужина до предела, то получится, что людей можно резать.

Почему именно Сопя Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» представ­ляет читателю множество различных персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным путем содействуют признанию главного героя в содеян­ном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, яв­ляющейся главной причиной его преступления. Я думаю, что челове­ком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Соня Мармеладова. Ведь главная идея романа состоит в том, что только сострааание и вера способны от­крыть человеку путь к духовному возрождению


Судьба жестоко и несправедливо обошлась с Соней и ее близки­ми. Во-первых, судя по всему. Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила Сонин моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь — самопожертвова­ние и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чу­жое страдание. Неудивительно, что глубину душевных мук Расколь-ннкова суждено разделить именно Софье Семеновне. Ей, а не Порфи-рию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться 01 суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости. Надежды Раскольникова на сочувствие и по­нимание со стороны Сони оправдались. Эта необыкновенная девуш­ка, которую он назвал «юродивой», узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, говоря, что «нет несчастнее никою теперь в целом свете», чем Раскольников.

Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превоз­мочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она от­правляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться.

Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его тео­рии. Он увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого дале­ко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действен­ную заботу о ближних.

Правда Сопи — в вере в человека, в неистребимость добра, в то, гго сочувствие, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Кто из героев, по вашему мнению, ближе к толстовскому пониманию национального характера — Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Проблема национального характера является одной из важнейших в романе-эпопее «Война и мир». Недаром Толстой говорил о том, что здесь для него главной была «мысль народная». В центре произ-


ведения — события Отечественной войны 1812 года, кона наиболее ярко проявились основные черты нации и характера русского челове­ка. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всех слоев общества, всего народа в борьбе с французскими захватчиками. Но при этом Толстой показы­вает, что русский национальный характер определяется весьма проти­воречивыми качествами, которые можно даже рассматривать как не­совместимые.

С одной стороны, писатель видит в русском человеке черты яркою, активного, лея тельного характера, готового мстить врагам до конца. Об этом убедительно свидетельствует емкий художественный образ «дубина народной войны». - который определяет не только саму эту войну, но и тех предстаншелей народа, которые для борьбы с врагом стали соединяться в партизанские отряды. Именно к таким героям от­носится Тихон Щербатый. Это «самый полезный и храбрый» мужик-партизан В отряде Денисова. Ему присущи смекалка и удаль, находчи­вость и решимость. С топором в руках он идет на врага, потому что ес-iсиненное патриотическое чувство выводит его, как и тысячи других простых русских крестьян, на борьбу с захватчиками. В словах его то­варищей по отряду чувствуется восхищение и уважение: «Ну ловок». «Экая бестия». Он наделен и своеобразным грубоватым юмором, по-шоляющнм в тяжелейших условиях сохранить жизнерадостность и оп­тимизм, так свойственные народному характеру. Но есть в Тихоне Щербатом и настораживающие черты. Ведь от в своей мести вратам становится порой жестоким, бесчеловечным. Так. он убивает захвачен­ного француза потому, что тот был «совеем несправный». При этом Го ютой делав! характерное замечание, что Пете Ростову неловко слу­шать Тихона, у которого во время этого разговора «вся рожа его растя­ну Kici. и сияющую глупую улыбку».

С другой стороны, русский национальный характер представлен и образе Платона Каратаева. Это «олицетворение духа простоты и прав­ды», как говорит о нем Пьер Безухое, оказавшийся н плену вместе Ила-юном. Именно этот простои русский крестьянин-солдат становится для героя-аристократа на долгое время нравственным ориентиром, который помогай Безухову выйти из духовного кризиса и найти свой путь в жизни. Как и Тихон. Платон трудолюбии, вынослив, общителен, одна­ко при этом он по характеру противоположен народному мстителю. Если Тихон — «человек войны», то Платон — несет с собой мир даже


в военное время. Недаром и внешне он «круглым», похожий на «кап­лю», а говорит с «нежно-певучей лаской». Этот удивительный русский человек добр ко всем: к товарищам, оказавшимся в плену, к приблу­дившейся собачке и даже к французам, пленившим, а потом и застре­лившим его Может быть, в этом сказывается и то, что Платон Каратаев воплощает живущую в народе веру в Бога и покорность судьбе. Неда­ром он так часто использует пословицы и афоризмы: «Не нашим умом, а Божьим судом», «Час терпеть, а век жить».

Кто же ИЗ этих двух столь различных характеров, по мысли Тол­стого, вонлошает истинно русский национальный характер? Мне ка­жется, что писателю все же более близок тип Платона Каратаева. Ведь именно через него автор передает свою излюбленную идею рое­вого начала как основы народной жизни, близкой к духу крестьянской общины. Но народ в целом — это огромная семья, в которой есть и такие, как Тихон, и такие, как Платон Каратаев. II победить в войне Россия смогла именно потому, что сумела соединить все лучшее, что было в русской нации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1912 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2293 - | 2055 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.