Стиль — это совокупность лексических, грамматических и синтаксических особенностей, придающих речи определенную окраску, делающих речь научной, или официальной, или разговорной и т. д.
Не следует путать понятия «язык» и «стиль». Если язык — это совокупность лексико-фразеологических и грамматических средств, используемых его носителями с целью общения, воздействия, то стиль — приемы, способы, манера их использования.
В современном русском языке выделяются стили письменной речи (книжные стили) и стили устной речи (разговорные). Стили письменной речи: научный, официально-деловой, общественно-публицистический и стиль художественной литературы.
В зависимости от выполняемых в речи функций стили делятся по функциональному признаку.
Функциональные стили — это разновидности общенародного языка, социально обусловленные, общественно-осознанные, которые соответствуют тем или иным сферам человеческой деятельности и характеризуются особым набором языковых средств, необходимых для выражения определенного содержания. К функциональным стилям относятся: научный, официально-деловой и общественно-публицистический. Особо рассматривается стиль художественной литературы, который не является функциональным.
Представим это в виде схемы:
Каждый из данных стилей имеет свои особенности лексики, грамматики и синтаксиса.
Научный стиль ― это стиль ученых трудов по всем областям науки. Научная статья должна быть логична, точна по смыслу, безобразна и объективна. Отвлеченность и обобщенность обязательно пронизывают каждый научный текст.
Лексику данного стиля характеризует большое количество терминов, 10-15% от общего числа слов в статье. Многие научные термины имеют интернациональный характер и прежде всего те, которые образованы от латинских и древнегреческих корней. Так, элемент астро мы находим в терминах астрономия, астрофизика и т. д.
Для научного стиля также характерно употребление иноязычных слов н выражений, которые пишутся на языке-источнике: ablations absolutus. Здесь много формул и условных обозначений. В научных трудах обычно используется нейтральная и книжная лексика, слова употребляются в основном значении, почти нет изобразительно-выразительных средств речи.
В научном стиле выделяются разновидности: научно-популярная и производственно-техническая.
Научно-популярные статьи не рассматривают сложные вопросы, они написаны для массового читателя, а не для ученого, поэтому здесь могут использоваться сравнения, метафоры и т. д.; в них все термины объясняются, а каждое общее положение подтверждается фактами.
Производственно-технический стиль имеет терминологию прикладной техники и различных производств и ремесел (для обозначения деталей, машин и т. п.). Ему свойственны формы множественного числа от вещественных существительных для обозначения разных сортов вещества: смазочные масла, красная и белая глины и т. п.
Официально-деловой стиль — это стиль межведомственной переписки, приказов, объявлении, документации, судопроизводства. Этот стиль самый замкнутый и консервативный в системе стилей. Для него характерны сухость и максимальная точность изложения мысли.
Официально-деловой стиль имеет функции общения, сообщения и воздействия. Высокая терминологичность и отсутствие субъективной оценки сближает его с научным стилем. В данном стиле можно отметить следующие особенности:
1. Этот стиль характеризуется официальной лексикой и фразеологией, которая практически не употребляется в других стилях: ультиматум, аннулировать, дипломатический корпус и т. п. Канцеляризмы в определенной мере нужны официально-деловому стилю. В лексике можно отметить также частое употребление сложных слов, которые экономнее, чем аналогичные словосочетания: судопроизводство, квартиросъемщик и т. п. Широкое использование отглагольных существительных: значение, решение, развитие: отыменных предлогов: на предмет, по линии, по истечении (срока) и т. п.
2. Распространены сложные синтаксические конструкции: Колхозники нашей артели приложили в истекшем году много усилии и творческой инициативы дли увеличения производства... продуктов сельского хозяйства.
Ведущее место в современном русском языке занимает общественно-публицистический стиль. Публицистический стиль выполняет сразу две функции: информации и пропаганды. Он применяется в газетах, журналах, выступлениях по радио и телевидению, на митингах, собраниях и т.д.
Одни публицистические статьи сближаются с научными, другие с художественными, третьи с разговорной речью. Публицистическая речь так же, как и научная, может строиться в виде рассуждения, доказательства, включать в себя теоретические обобщения и выводы. Такие жанры, как очерк, фельетон, памфлет могут стать художественными произведениями (например, фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова).
Публицистический стиль характеризуется особой эмоционально-экспрессивной лексикой и фразеологией. Группу общественно-политической лексики составляют слова митинг, труженик, насаждать и т. п.
Стиль художественной литературы. Цель этого стиля — создать художественные образы средствами языка. В отличие от других стилей письменной речи художественно-беллетристический стиль не является функциональным; так как в нем наряду с литературными словами могут употребляться, если это надо автору, и нелитературные слова; диалектизмы, жаргонизмы и т. д. В художественном произведении может быть использована вся лексика нашего языка, в том числе и устаревшая, для создания колорита эпохи, речевой характеристики героя, юмористического эффекта и т. д.
Важнейшим признаком этого стиля является его эстетическая функция. Эстетическая оценка изображаемого — обязательный критерий произведения искусства. Художественное произведение должно быть образным, и эта образность должна проявляться во всем его содержании, а не только в отдельных эпизодах. Для художественной литературы образность специфична. «Искусство это мышление в образах», — писал В. Белинский.
В языке художественной литературы существует многостильность, т. е. используются элементы всех стилей. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой дает переписку Наполеона и Александра в официально-деловом стиле, в этом же романе есть и элементы разговорного стиля.
В прозе, поэзии, драме поощряется индивидуальное творчество писателей, создание неологизмов, но все это должно быть в пределах нормативного литературного языка. Часто у талантливых авторов существует свой собственный стиль. Так, мы можем говорить о стиле И. С. Тургенева, стиле Л. Н. Толстого и т. д.
В художественно-беллетристическом стиле следует также отметить широкое использование изобразительно-выразительных средств речи: тропов и стилистических фигур. Это метафора, сравнение, олицетворение, антитеза, оксиморон и т. д.