Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения




§ 352. Ряда замечаний стилистического характера требуют типы предложений по их назначению в речи: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. С одной стороны, следует коснуться синонимики этих типов предложений, с другой — их особого использования.

§ 353. Повествовательные предложения представляют собой суждения о действительности; так как они служат для выражения сообщений о тех или иных явлениях жизни, особое значение приобретает в них передача того, имеется ли реальная связь между понятиями, или она отсутствует. Мы или утверждаем что-нибудь о явлениях реального мира, или отрицаем. В связи с этим в повествовательных предложениях большое значение приобретает деление их на утвердительные и отрицательные.

§ 354. Утвердительные предложения выражают связь между понятиями, отражающую реальные связи между явлениями действительности: Горький — великий пролетарский писатель; Производственный план выполнен досрочно; Мир победит войну. Грамматически утверждение выражается в том, что в этих предложениях отсутствует отрицательная частица не.

Рядом с общераспространенным выражением утверждения, констатирующим наличие связи, существующей на самом деле, изредка употребляется усилительно-экспрессивное утверждение: Он приехал — Он не мог не приехать; Не согласиться Рагозин не мог (Федин, Необыкновенное лето).

Как показывают примеры, эта конструкция состоит из глагола мочь с отрицанием и подчиненного ему инфинитива, также с отрицанием. По значению особенность этого оборота в том, что он выражает собственно не констатирование, а лишь убеждение говорящего в том, что утверждаемое должно было случиться; буквально этим оборотом выражается отрицание возможности неосуществления чего-либо.

§ 355. Отрицательные предложения указывают на отсутствие в действительности связи между понятиями.

Рядом с обычным отрицанием имеется особое эмоциональное отрицание, выражаемое оборотами, имеющими характер идиом. Так, сравните: Он не пришел и Он и не думал приходить; Он и не думает писать (сравните: Он, не пишет); этот оборот употребляется в качестве возражения, отказа: Отнеси книгу! — И не подумаю относить (сравните: Не отнесу) — и связан с разговорным стилем речи.

— Лелечка, пожалуйте кушать! — кричит издали Настя, горничная. Я, конечно, и не воображаю откликаться (А.Н.Толстой, Я лежу на траве).

§ 356. Эмоционально насыщенная речь может производить резкие сдвиги в выражении утверждения и отрицания; так, выражая возмущение заявлением собеседника, говорящий повторяет его мысль с интонацией протеста или иронии, и такое предложение, не имея отрицательной частицы, выражает решительное отрицание, сравним: Он умен — Он умен!; Он решит — Он решит!

В шуточной пьесе Чехова "Медведь" есть несколько случаев, когда собеседник повторяет с возмущением и иронией слова другого лица, тем самым категорически отрицая его заявления и протестуя против них:

Лука. Барыны больны и не принимают.

Смирнов. Пошел! (Лука уходит.) Больны и не принимают! Не нужно, не принимай....

Попова. Позвольте, так кто же, по-вашему, верен и постоянен в любви? не мужчина ли?

Смирнов. Да-с, мужчина!

Попова. Мужчина! (Злой смех.) Мужчина верен и постоянен в любви! Скажите, какая новость! (Горячо.) Да какое вы имеете право говорить это?..

Попова. Почему вы не хотите драться?

Смирнов. Потому что... потому что вы... мне нравитесь.

Попова. (Злой смех.) Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь!

Аналогичное выражение отрицания может встречаться не только как повторение реплик собеседника: Гаев. Дам я ему, держи карман (Чехов, Вишневый сад).

В диалоге Парабукина с дочерью Аночкой:

— Хочешь, чтобы у тебя папка знаменитостью стал?

— Это как? — спросила Аночка. — Это как артисты?

— Куда артистам! Так, чтобы меня все знали.

— На берегу?

— На берегу я и так известный. Нужен мне берег! (Федин, Первые радости).

§ 357. Только по отношению к будущему времени для выражения экспрессивного отрицания употребляется оборот с формой прошедшего (без отрицательной частицы не), имеющей дополнение в дательном падеже для обозначения лица, отказ которому высказывается данной конструкцией, причем этот оборот произносится также с интонацией, выражающей протест и иронию. Сравним: Я не пойду — Пошел я тебе!; Поехал он вам!; Так я ему и сделал! По-видимому, этот оборот ограничивается использованием небольшой группы глаголов.

Такие способы эмоционально окрашенного отрицания относятся к разговорной речи. Они показывают, насколько своеобразны восклицательные предложения и как велика в них роль интонации.

§ 358. Значение отрицательных предложений заметно меняется от места отрицания. Так, с одной стороны, выделяются в полной мере отрицательные предложения, когда констатируется отсутствие связи между понятиями. Это бывает тогда, когда отрицание не относится к сказуемому: Николаев не инженер; Ученик не был спрошен; Ночь не темна; Директор не приехал. С другой стороны, имеются частично отрицательные предложения, — когда предложение заключает утверждение, но оно ограничено в том или другом отношении. Это и бывает тогда, когда отрицание не стоит при каком-либо члене предложения, кроме сказуемого. Так: Не я рассказывал вам это. Здесь констатируется, что рассказ имел место, только отрицается, что он был совершен указываемым лицом (я). Я читал не долго указывает на то, что чтение имело место, и отрицается только его продолжительность. Дети ходили не в лес. Они не очень устали — отрицание относится только к очень, указывая отсутствие значительной степени усталости, тогда как связь между подлежащим и сказуемым имеется: дети устали.

Предложение остается частично отрицательным и тогда, когда в составном сказуемом отрицание относится не к связке, а к предикативному члену. Так: Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее послушным рабом (М.Ильин и Е.Сегал, Как человек стал великаном). В этом предложении имеется частичное утверждение, благодаря чему рядом и дается противопоставление, именно: человек был карликом, послушным рабом.

Таким образом, необходимо тщательно следить за тем, к какому слову относится отрицание не, так как от этого зависит содержание высказываемого.

§ 359. В вопросительных предложениях прежде всего выделяются две группы, противоположные по характеру ожидаемого ответа. В одних случаях говорящий только ждет от собеседника подтверждения или отрицания высказываемого им суждения — в самой мысли для него ничего неизвестного нет. Этот тип вопроса имеет место тогда, когда вопросительное предложение не имеет вопросительных членов предложения и отличается от повествовательного только интонацией или вопросительной частицей: Вы прочитали книгу?; Он закончил перевод?; Пришел ли секретарь? Такие предложения предполагают только один из двух ответов да или нет, т. е. здесь идет речь об отношении высказываемой мысли к действительности.

Ряд таких вопросов имеется в следующем отрывке из стихотворения Пушкина:

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю, Вопросами: тепло ль? утихла ли метель? Пороша есть иль нет? и можно ли постель Покинуть для седла, иль лучше до обеда Возиться с старыми журналами соседа?

§ 360. В других случаях, наоборот, говорящему неизвестны те или иные элементы интересующей его мысли; ему важно знать лицо или предмет, их качества, место, время, причину, цель действия и т. д. В этих случаях вопросительные предложения включают вопросительные слова, выступающие членами предложения,— кто, что, когда, почему, куда, зачем и т. д.: Кто открыл окно?; Как пройти на вокзал?; У кого ты был?

Поспешаю я, что есть мочи, гляжу, а по дорожке... белый вол идет. Я и думаю: чей это вол? Зачем его сюда занесла нелегкая? (Чехов, Счастье).

§ 361. Вопросительные предложения строятся по-разному, в зависимости от того, какого ответа ждет или хочет говорящий. Так, во-первых, спрашивающий не предвидит ответа; положительный и отрицательный ответ представляется ему одинаково возможным:

Фирс. Готов кофий? (Чехов, Вишневый сад).

Аня. Ну что, как? Заплатили проценты? (там же).

Лопахин. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? (там же).

В подобных случаях или совсем отсутствует вопросительная частица, или употребляется частица ли.

Во-вторых, положительный ответ кажется говорящему маловероятным; в таком случае используются частицы разве, неужели.

Шарлотта. Влюблен? (Пожав плечами.) Разве вы можете любить? (Чехов, Вишневый сад).

Звонцов. Она хочет музыке учиться. — Варвара. Кто? — Звонцов. Шура. — Шура. Неправда. Я не хочу учиться музыке. — Варвара. Откуда же ты это взял? — Звонцов. Разве ты, Шура, не говорила, что хочешь? — Шура (уходя). Никогда не говорила (Горький, Егор Булычев и другие).

А видел ли слона? Каков собой на взгляд? — Да разве там он? (Крылов, Любопытный).

В-третьих, спрашивающий сам уверен в факте и только хочет найти у собеседника его подтверждение или добивается того, чтобы собеседник не скрывал своего мнения или своих поступков. Это выражается разными усилительными частицами — ведь, не правда ли: Ведь ты принес книгу? Ага, согласился?

Аня. Ты, мама, вернешься скоро, скоро... не правда ли? (Чехов, Вишневый сад).

Лопахин. Значит, в Москву теперь? (там же).

Марина. Так и уедешь без чаю? (Чехов, Дядя Ваня).

Кроме того, случаи второй и третьей группы также эмоциональны.

Ряд частиц (что, как), присоединяемых к вопросительным предложениям, выражает подчеркивание, усиление вопроса: Что, написал?; Как, не поехал?; — Что ж, будешь рыть? — Попытаю счастья,... (Чехов, Счастье).

§ 362. 1) Из особых функций вопросительных предложений следует отметить употребление их в повествовании для создания характера диалога. Примером может служить отрывок из произведения Сергеева-Ценского "Севастопольская страда":

Капитан-лейтенант Стеценко, человек малого роста, но большой серьезности, чем ближе и больше наблюдал Меньшикова, как один из его адъютантов, тем яснее видел, что тот попал почему-то совсем не на свое место, хотя в нем и было несколько качеств, без которых немыслим главнокомандующий. Ум? — Был, притом всеми признанный. — Широкий взгляд на вещи? — Был и широкий взгляд на вещи. — Общая образованность? — Была, и большая, вплоть до диплома ветеринара и звания ученого кузнеца, полученного в Германии в молодости. — Знание военного дела? — Было, притом всестороннее: и пехотного, и кавалерийского, и инженерного, и морского дела. — Уменье управлять людьми?—Было, несомненно, приобретено за очень долгую службу на высоких постах Финляндского генерал-губернатора и управляющего морским министерством. — Стратегия? — Да, он был даже и стратегом, несмотря на его неудачи... Казалось бы, что по всем предметам, необходимым для поста главнокомандующего, Меньшиков мог бы выдержать экзамен на двенадцать, и все-таки чего-то не хватало в нем, притом самого важного.

Достаточно переработать этот отрывок, исключив черты диалога, как будет потеряна живость и естественность этой характеристики; "У него был ум, притом всеми признанный. Был широкий взгляд на вещи. Была широкая общая образованность..."

Вот пример из книги К. С. Станиславского "Работа актера над собой":

Знаете ли вы таких актеров, которым стоит только появиться на сцене, — и зрители их уже любят. За что? За красоту? Но очень часто ее нет. За голос? И он нередко отсутствует. За талант? Он не всегда заслуживает восхищения. За что же? За то не уловимое свойство, которое на разговорном языке мы называем: "Поди, сюда". За ту необъяснимую привлекательность всего существа актеpa, недостатки которого превращаются, в достоинства и копируются его поклонниками и подражателями. Таким актерам позволяется все, даже плохая игра. Пусть они только почаще выходят на сцену и остаются на ней подольше, чтобы зрители видели своего любимца!

§ 363. 2) В связи с тем что естественно протекающие размышления развертываются в форме диалога, они часто выражаются в художественных произведениях в виде возникающих перед персонажем вопросов:

В экспедиции, вместе со мной, пять работников. Из них Захаров и Николай оказались слабыми, старик может только стряпать. Я занимаюсь не сбором семян, а поисками зарослей трав. С одним Кузьмой много не сделаешь. Думать о замене их другими работниками сейчас поздно. Не выполнить мне плана экспедиции.

Я загоревал. Что делать? Один выход — приняться за Николая и Захарова всерьез, заставить их работать. Но как? Уговорами? Бесполезная трата времени. Заняться воспитанием?.. Я никогда педагогом не был, да в экспедиции перевоспитанием заниматься трудно (А.Шахов, Длинные дороги).

Свалившись после неудачной попытки встать, Алексей на мгновенье потерял сознание, но то же ощущение близкой опасности привело его в себя. Несомненно в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чем-то перешептывались.

Он приподнялся на руках, поднял со снега пистолет и, незаметно держа его у земли, стал наблюдать. Опасность вернула его из полузабытья. Сознание работало четко. Кто они были? Может быть, лесорубы, которых немцы гоняют сюда на заготовку дров? Может, русские, такие же, как и он, окруженцы, пробирающиеся из немецких тылов через линию фронта к своим? Или кто-нибудь из местных крестьян? Ведь слышал же он, как кто-то отчетливо вскрикнул: "Человек"? (Б.Полевой, Повесть о настоящем человеке).

Фиксацию цепи непосредственно возникающих вопросов представляет стихотворение Пушкина "Цветок":

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

§ 364. 3) Выше, в обзоре особенностей разговорного стиля (§ 335), было указано, что в непосредственной речи говорящий, формируя предложение в момент его произнесения, иногда в середине его ставит перед собой вопрос и лишь потом заканчивает предложение, уяснив ту или иную деталь при посредстве этого вопроса.

Этот прием используется в художественной речи, придавая оттенок непосредственности и живости.

Литературную обработку такой живой речи, использующей элементы диалога, находим в стихотворении К. Н. Батюшкова "Странствователь и домосед":

Как трудно век дожить на родине своей Тому, кто в юности из края в край носился, Все видел, все узнал — и что ж? из-за морей Ни лучше, ни умней Под кров домашний воротился; Поклонник суетным мечтам, Он осужден искать... чего — не знает сам!.. Два брата, Филалет и Клит, смиренно жили В предместий Афин, под кровлею одной; В довольстве? — не скажу, но с бодрою душой Встречали день и ночь спокойно проводили, Затем что по трудах всегда приятен сон.

§ 365. 4) Главным образом в научной речи вопросы используются для сосредоточения внимания читателя на известном положении (см. также § 330).

Затем мы должны заняться ответом на серьезнейший вопрос: что же такое эта сигнализация, как ее понимать с чисто физиологической точки зрения? (И.П.Павлов).

Теперь перейдем к вопросу: при каких же условиях образуется условный рефлекс, происходит замыкание нового нервного пути? (там же).

Заключительная глава "Камень в культуре будущего" книги акад. Ферсмана "Рассказы о самоцветах" начинается вопросами, имеющими целью сосредоточить внимание на излагаемом содержании:

Что же будет с камнем в будущем? Какое место займет он в культуре грядущих эпох?

§ 366. 5) Особо стоит риторический вопрос, представляющий собой категорическое, обычно эмоционально окрашенное утверждение, только имеющее грамматическую форму вопроса (см. также § 329).

Во-вторых, при изучении хаотически сложных явлений неизбежно нарочитое раздробление их, разгруппирование. Разве физиология животных не пользовалась и не пользуется постоянно до сих пор вивисекцией и даже методом изолированных органов и тканей? (И.П.Павлов). Указав, что у собаки большие полушария играют огромную роль, Павлов пишет: А человек? Разве вся его высшая деятельность не приурочена к нормальному строению и отправлению больших полушарий!

§ 367. Синонимика побудительных, иначе повелительных, предложений уже была затронута при разборе глагольных форм. Так, разные степени категоричности приказа выражаются: 1) инфинитивом, 2) повелительным наклонением, 3) условным наклонением: молчать! — молчи! — молчал бы! Разные дополнительные оттенки отношений к собеседнику вносятся интонациями и частицами (см. § 253—267).

§ 368. Восклицательные предложения характеризуют эмоционально насыщенную речь, поэтому они часты в лирике, в диалоге драматических произведений и только как редчайшее исключение встречаются в научной речи.

Они выражают самые разнообразные чувства: восторг, удивление, сочувствие и привет, печаль и отчаяние, возмущение. Вот несколько примеров из "Медного всадника":

1) Восторг:

Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит...

2) Привет и пожелания:

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!

3) Отчаяние, горе:

Редеет мгла ненастной ночи, И бледный день уж настает... Ужасный день! Увы! Все гибнет; кров и пища!

4) Восхищение, изумление:

...Он узнал... Того, чьей волей роковой Над морем город основался... Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь!

5) Угроза:

...Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, "Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав. — Ужо тебе!"

§ 369. В области восклицательных предложений следует отметить синонимику междометий, с одной стороны, и, с другой — грамматически построенных предложений. Первые только выражают эмоцию в совершенно нерасчлененном виде, вторые точно называют эмоцию, нередко обозначают ее степень, отмечают вызвавшие ее обстоятельства и причины, включают пожелания собеседнику и т. д., вообще в этих случаях налицо то или иное высказывание, имеющее эмоциональную окраску (сравните: Уф! и Как я устал!):

Ура! — Какая радость!

Ну, ну! — Мне это кажется странным!

То-то! — Так в другой раз не делайте этого!

Поэтому нередко рядом употребляется и междометие и предложение, дающее в расчлененном виде сообщение об эмоции:

Тьфу! оплошал! ("Горе от ума").

Ай-ай-ай! Стыдитесь! ("Обыкновенная история").

Увы! Все гибнет: кров и пища! ("Медный всадник").

Ба! знакомые все лица! ("Горе от ума").

§ 370. Восклицательные предложения располагают восклицательными словами какой, как, сколько, насколько, которые при восклицательной интонации и служат наиболее экспрессивным выражением эмоций и оценок; при более спокойном выражении чувств им соответствуют слова такой, так, столько, настолько, иногда требующие дополнительного раскрытия качеств, образа действий и т. д.: Какой он чудак! — Он такой чудак!; Как я рад! — Я так рад!; Сколько он знает! — Он столько знает!; Насколько он деликатней! — Он настолько деликатней! При заменах требуются дополнения: Какой вечер! — Такой прекрасный вечер!; Какой ребенок! — Такой капризный ребенок!; Как едет! — Так быстро (или же медленно) едет! Конечно, и при словах какой, как могут быть качественные определители (Какой прекрасный вечер!), но они часто не употребляются; в таких случаях большую роль играет интонация (сравните у Пушкина: Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!). При замене обязательно потребовалось бы раскрытие: На челе такая глубокая (или величавая) дума, такая огромная сила в нем сокрыта. Кроме того, при замене часто требуется изменение порядка слов.

Еще пример: Многими сотнями писем молодежь отвечает на книгу "Занимательная минералогия", сотни молодых энтузиастов камня рождаются в нашей стране, и как бесхитростно, просто, как увлекательно, правдиво, с какой глубокой верой в себя, природу, родину написаны эти письма! (Ферсман, Рассказы о самоцветах). Замена: так бесхитростно, так увлекательно, с такой глубокой верой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1081 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.