1. Студент должен владеть:
· терминологическим минимумом (ключевой терминологией), использовать терминологию в речи и толковать употребленные термины, а также проявлять способности в формулировке ключевых определений (по разделам тем);
· теоретическим материалом по разделам тем;
· информацией об истоках ораторского мастерства (с использованием примеров речей и указанием на их авторов, а также знаниями о биографии ораторов, специфике их риторических взглядов и новаторстве), об этапах развития ораторского искусства и специфике юридической риторики в настоящее время, а также об особенностях судебной речи, ее адресанте и адресате, этических составляющих;
· сведениями о видах спора, полемики, средствах ведения судебных прений, выражения судебной этики;
· знаниями об этапах создания (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция) публичного выступления; риторических свойствах голоса, темпе, тембре, мелодике, видах упражнений для их развития или совершенствования.
2. Студент должен демонстрировать следующие коммуникативно-речевые умения:
- анализировать высказывания различной жанровой принадлежности с точки зрения сферы употребления, ситуации общения, адресанта и адресата (определять авторство), речевой интенции, языковых особенностей, композиции, структурно-семантических особенностей, языкового выражения;
- определять жанровую специфику судебной речи и ее видах (обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката, напутственное слово председательствующего);
- находить положительные и негативные стороны образцов судебных и других видов речей и редактировать в соответствии с поставленными задачами;
- демонстрировать уважительно отношение к своему оппоненту в искусственно созданных (учебных) и реальных речевых ситуациях;
- создавать высказывания (их фрагменты) на основе знаний о структурно-композиционном и структурно-семантическом наполнении, цели, адресанте и адресате, языковой специфике речи;
- употреблять в создаваемых текстах как типичные (клишированные) элементы (виды введений, зачинов, средствах создания основной части, виды концовок, заключений, тропы и фигуры речи, фразы-скрепы, языковые коннекторы), так и оригинальные (самостоятельно созданные);
- демонстрировать риторические свойства голоса (полетность, чистота, помехоустойчивость, суггестивность и др.); упражнения с использованием дыхательного и речевого аппарата.
2. Тематический план рабочей программы
Учебно-тематический план рабочей программы для студентов очного обучения
(групп Ю-08)
Очная форма обучения (группы Ю-08) | |||||||||||
I | Общие положения риторики в юридической деятельности | ||||||||||
Назначение риторики. | Читать конспект лекции, познакомиться со слайдами презентации (см. лекцию №1) | ||||||||||
История судебного красноречия | Подготовить доклад (заказать мультимедиа по необходимости) | ||||||||||
Логические основы риторики. | |||||||||||
Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. | Создать текст публичной защитительной и обвинительной речи, различные виды вопросов (10) адвоката и прокурора | ||||||||||
Риторический канон: общая характеристика. | Подготовиться к выполнению лабораторной работы «Лаборатория троп и фигур речи»: знать их отличия, уметь приводить примеры, определять функцию каждого вида тропа или фигуры в речи | ||||||||||
Языковое мастерство юриста. | Составить исполнительскую партитуру своего публичного выступления | ||||||||||
II | Юридическая риторика | ||||||||||
Специфика судебной речи. | Конспект + см. п. 8 | ||||||||||
Полемика в судебном красноречии. | Участие в разработке инсценировки судебного процесса или в роли участников | ||||||||||
Виды судебных речей. | Подготовить презентацию к докладу, раздаточные материалы, буклеты, демонстративный материал | ||||||||||
Публичное выступление юриста в массовой аудитории. | |||||||||||
Вопросы к зачету (в соответствии с дидактическими единицами)
№ и наименование дидактической единицы (на основе структуры и содержания программы) | № и контрольный вопрос |
1. Назначение риторики: определение понятия «риторика», предмет, система, задачи курса. Основные формы риторической деятельности. Речь в юридической риторике как средство аргументации доказывания, развертывания мысли. | 1.Риторика: определение понятия. |
2.Предмет, система, задачи курса. | |
3.Речевой портрет юриста. | |
3. Классификация красноречия: общественно-политическое, академическое (педагогическое), судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Функции, формы речей. | 4. Классификация красноречия. Функции, формы, жанры речей. |
4. История судебного красноречия. Публичное общение в Древней Греции. Ораторское искусство софистов. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики. Коммуникативная концепция Аристотеля. Римское ораторское искусство. Общение в российской традиции. Риторика имперского периода. Публичное общение эпохи XX в. | 5. История судебного красноречия: этапы, общая характеристика. |
6. Публичное общение в Древней Греции. | |
7. Ораторское искусство софистов. | |
8. Вклад Сократа в развитие риторики. | |
9. Суть риторических взглядов Платона. | |
10. «Риторика» Аристотеля. | |
11. Римское ораторское искусство. Цицерон и его учение о красноречии. | |
12. Русское судебное красноречие к. XIX нач. XXвв. Общие правила русских судебных ораторов. | |
13. М. В. Ломоносов о красноречии как науке. | |
14. «Советы лекторам» А. Ф. Кони. | |
15. Судебная речь в к. XX в. | |
5. Логические основы риторики. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. Композиция судебной речи: логическая структура, виды построения. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. Логическая операция доказательства. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства. | 16. Теория композиции: виды композиции, характер изложения материала. |
17. Введение и заключение как сильные позиции текста обвинительной и защитительной речи. Виды введений и заключений в судебной речи. | |
18. Основная часть в судебной речи. Модели (типы изложения). Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение. | |
19. Хрия (теория аргументации) как учение о методах и формах убедительного рассуждения. | |
20. Логические законы в риторике. Основные требования к аргументации в речи юриста и причины логических ошибок. | |
21. Языковые средства, создающие логичность речи: специальные средства связи, классификация вопросов, вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства. | |
6. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия. | 22. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. Экспрессивное и рациональное в судебной речи: аргументы, тропы и фигуры как средства воздействия. |
7. Риторический канон: общая характеристика. Определение риторического канона. Основные риторические действия адресанта при создании высказывания. Характеристика риторических этапов создания и исполнения судебной речи. Классификация топов: топы внутренние и внешние. | 23. Риторический канон: общая характеристика. |
24. Риторическое построение речи: изобретение, расположение, элокуция, память, действие. | |
25. Классификация топов: топы внутренние и внешние. | |
8. Языковое мастерство юриста. Техника речи: риторические свойства голоса, причины некачественного звучания, способы их нейтрализации, дикция, темп, тембр, логическое ударение, паузация в организации судебной речи. | 26. Произносительный аппарат человека: общее представление. Респирация, артикуляция, фонация. |
27. Интонационно-выразительные средства: риторические свойства голоса, дикция, темп речи, мелодический рисунок речи. | |
28. Техника речи: логические ударения, паузация в судебной речи. | |
9. Специфика судебной речи. Диалогизированный монолог, диалогизация монолога. Адресат и адресант судебной речи. | 29. Специфика судебной речи. Диалогизированный монолог, диалогизация монолога |
30.Адресат и адресант судебной речи. | |
31.Стилевые черты судебной речи. | |
10. Полемика в судебном красноречии. История становления искусства спора. Виды спора. Правила ведения спора. Приемы ведения полемики. | 32. История искусства спора. |
33. Виды спора. | |
34. Правила ведения спора. | |
35. Приемы ведения полемики. | |
11. Виды судебных речей. Обвинительная речь прокурора. Защитительная речь адвоката. Функции этики в юридической риторике. | 36. Виды судебных речей: общая характеристика. |
37. Обвинительная речь прокурора: структурно-семантические части (схема). Характеристика приемов обвинения известных русских юристов. | |
38. Защитительная речь адвоката и ее построение. Характеристика приемов защитительной речи известных русских юристов. | |
39.Функции этики в юридической риторике. | |
12. Публичное выступление юриста в массовой аудитории. Методика подготовки публичного выступления. | 40.Методика подготовки публичного выступления. |
Терминологический минимум
- риторика;
- адресант;
- адресат;
- текст;
- композиция;
- логические законы риторики;
- риторические действия адресанта при создании текста;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- деловое общение;
- «максимы» общения;
- деловая беседа;
- инвенция;
- диспозиция;
- элокуция;
- мемориа;
- акцио;
- публичное выступление;
- виды композиции;
- топы, виды топов;
- хрия;
- риторический канон;
- риторический идеал;
- аргумент, виды аргументов;
- тезис;
- доказательство (прямое и косвенное);
- тема текста;
- основная мысль текста;
- абзац;
- виды связи предложений в абзаце;
- структурно-семантические единства (микротемы);
- заголовок;
- фразы-скрепы;
- диалог, монолог, полилог;
- спор, виды спора;
- полемика;
- дискуссия;
- вопрос, виды вопросов;
- красноречие;
- тропы, фигуры речи;
- средства диалогизации монолога;
- этика и этикет;
- редактирование (правка) текста;
- замысел;
- имидж;
- речевой жанр;
- интенция;
- коммуникативные качества речи;
- коммуникативная компетенция;
- этос, логос, пафос;
- голос;
- мелодика;
- темп, тембр речи;
- дикция;
- паузация;
- риторические свойства голоса;
- гомилетика;
- софизм;
- образ оратора;
- дебаты;
- диспут;
- прения;
- предмет спора.
Определения
Риторика – комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста. С точки зрения риторики рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста – от замысла до окончательного речевого воплощения.
Адресант – тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправитель речи. Речевой партнер адресата речи.
Адресат – тот, кому адресуется речь (речевое произведение), получатель речи.
Текст - результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством.
Композиция – выстраивание последовательности частей текста, с помощью которого постепенно раскрывается целостный замысел – при постоянной заботе автора об управлении вниманием адресата.
Логические законы риторики – такие законы логики в речи, которые выделяют соотношение речи и мышления, соответствие общего логического построения текста замыслу автора. Закон тождества «Всякая сущность совпадает сама с собой». Закон противоречия «Никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным». Закон исключенного третьего «Из двух высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Закон достаточного основания «Всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано».
Риторические действия адресанта при создании текста – риторические действия адресанта, согласно которым он выполняет пять этапов: диспозиция, инвенция, элокуция, мемориа, акцио.
Введение – начальная композиционная часть монологического текста, связанная с ситуацией общения, и с содержанием данного речевого произведения.
Основная часть (расположение) – последовательность частей, обеспечивающая развитие темы; презентация заранее отобранных фактов.
Заключение – конечная композиционная часть монологического текста, основная задача которой – еще раз прояснить поставленную автором цель, обобщить все сказанное, подвести логический итог
Деловое общение – межличностное взаимодействие с целью организации и оптимизации предметной деятельности (производственной, научной, юридической, управленческой, финансовой).
«Максимы» общения – правила делового общения, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия на что-то, побудить к определенным действиям.
Деловая беседа – распространенный вид непосредственного делового общения в диалогической устной форме.
Инвенция (изобретение) – первая часть классического канона риторики, в которой рассмотрены правила мыслительной разработки темы в соответствии с целью ритора.
Диспозиция (расположение) – вторая часть классического канона риторики, в которой рассматриваются правила последовательного представления частей разработанной ранее (на этапе изобретения) темы будущего текста.
Элокуция (словесное выражение, оформление) – третья часть классического канона риторики: изложение изобретенного содержания в обдуманной последовательности в виде текста, его украшение с помощью изобразительных средств, речевых приемов. Предполагает осознанный отбор и группировку языковых средств в соответствии с замыслом автора.
Мемориа (запоминание) – четвертая часть классического канона риторики, рассматривающая способы и приемы запоминания речи, заучивания ее наизусть.
Акцио (произнесение, исполнение) – пятая часть классического канона риторики, рассматривающая правила преподнесения подготовленного текста.
Публичное выступление - официальное выступление оратора, обращенное к широкой аудитории с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия.
Виды композиции. Линейная (хронологическая, естественная) композиция предполагает выстраивание событий в линию, так, как они происходили в реальной действительности: от более раннего события к более позднему, от причины к следствию. Искусственная композиция выполняет задачу заставить слушающего со вниманием следить за ходом мысли говорящего, стимулировать интерес, вызвать появление критического отношения к содержанию речи. Предполагает использование нескольких методов построения материала: дедуктивный метод – движение от общего к частному, поиск подтверждений высказанному ранее обобщению; «козыри» (сильные аргументы) предъявляются в последнюю очередь; индуктивный метод – репрезентация частного случая, на основе которого делается общий вывод, на первый план выставляется единичное, которое в дальнейшем представляется как общее; метод аналогии – один из вариантов индукции, предполагающий сопоставление фактов, явлений, событий в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта на менее изученный объект; стадиальный метод (напоминает хронологический) отвечает не логике события, но логике движения мысли. Говорящий относится к каждому следующему пассажу как к пассажу, который необходимо закончить, прежде чем переходить к другому; концентрический метод – освещение проблемы (или группы однородных проблем), вокруг которых строится сообщение.
Топы (общие места, топосы) – логические модели развития мысли о предмете речи. Виды топов: внутренние и внешние (см. лекции).
Хрия – классическая содержательная схема речи-рассуждения, т. Е. текста, содержанием которого является доказательство определенной мысли (тезиса) как истинной или ложной. Предполагает последовательное расположение частей: приступ (введение, связанное с темой) – парафразис, экспозиция (объяснение темы) – причина (аргументы) – противное (сопоставление с противоположным) – пример – свидетельство (мнение в поддержку своей позиции) – заключение.
Риторический канон – схема перевода речи мыслимой (внутренней) в речь высказанную (внешнюю).
Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь; образ хорошей речи.
Аргумент - довод, являющийся обоснованием тезиса; виды аргументов (см. практические занятия).
Тезис - положение, нуждающееся в доказательстве.
Доказательство – довод или факт, подтверждающий, доказывающий что-л. Аргумент. Система умозаключений, путем которых выводится новое положение. Логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений; при косвенном происходит обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса.
Тема текста – предмет речи целого текста; содержательное ядро текста, лежащее в основе авторского замысла (то, о чем говорится в тексте).
Основная мысль текста – то, что говорится в тексте, ради чего он был создан автором.
Абзац - это типографская единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль абзаца.
Виды связи предложений в абзаце. Цепная связь – такое сопряжение предложений, при котором каждое последующее предложение (или группа предложений) характеризует в том или ином отношении предшествующее предложение (или группу предложений) и вызывается к жизни этим предшествующим предложением. Параллельная связь – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором предмет речи характеризуется с точки зрения разных, но равноправных (не подчиненных друг другу) критериев. Смешанный вид связи – это такой вид связи предложений в абзаце, при котором цепная и параллельная связь предложений сосуществуют.
Структурно-семантические единства (микротемы) – тема части текста, далее не делимой в тематическом отношении (обычно тема сложного синтаксического целого).
Заголовок – название текста, отдельно взятого или в составе группы однородных членов, а также частей крупного текста.
Фразы-скрепы (языковые коннекторы) – относительно устойчивые языковые единицы, связывающие отдельные микротемы (части) текста.
Диалог – непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц (полилог); процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Монолог – развернутое высказывание одного человека (как устное, так и письменное), его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение.
Спор - родовое обозначение словесного противоборства, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Виды спора (см. лекции).
Полемика - борьба принципиально противоположных мнений, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Дискуссия - наиболее сложная и богатая разновидность спора, а именно: спор на определенную тему и по определенной мысли с точки зрения ее истинности, достоверности, правомерности, сопоставление разных точек зрения по выдвинутой проблеме с целью ее выяснения и решения.
Вопрос – разновидность высказывания по цели речи, а именно высказывание, с помощью которого говорящий выражает желание получить какую-либо информацию (преимущественно от говорящего партнера). Виды вопросов (см. учебник).
Красноречие – дар речи, способность и умение излагать мысли икусно и убедительно.
Троп - средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещении смыслов в одной и той же форме; особый оборот, особое употребление фраз, слов и выражений в переносном, образном или иносказательном смысле. Слово, словосочетание, предложение, обозначающие какой-либо предмет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, мейозис, гипербола, ирония, аллегория и др.). Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) – приём выразительности, основанный на соположении языковых единиц в тексте; устойчивое синтаксическое образование, которое отличается от синтаксических построений обиходной речи и способствует усилению эмоциональности и убедительности высказывания (сравнение, антитеза, оксюморон, градация (лестница), риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).
Средства диалогизации монолога – глаголы, обозначающие побуждение к действию (давайте обратимя к, обратите внимание, всмотритесь и др.); глагольно-местоименные конструкции, выражающие надежду оратора на то, что суд пример его точку зрения (я считаю, что…; я полагаю, что…; я заявляю, что…). Лекторское мы объединяет оратора и состав суда в процессе поиска истины (мы видим, мы знаем, мы помним). Конструкции с несобственно-прямой речью: обвиняемый говорит, что…; свидетель показывает, что…). Ссылка на чужое мнение. Чужая речь.
Этика – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Редактирование (правка) текста - один из завершающих этапов письма как вида речевой деятельности, который предполагает совершенствование написанного (проверку текста на уровне соответствия различным нормам (правилам): орфографической, пунктуационной, речевой).
Замысел (речевой) – намерение автора, определяющее общее направление его речевых действия, их мотивированное движение к определенной цели.
Имидж – образ лица, организации, вещи, осознанно создаваемый с целью достижения социального успеха, влиятельности в обществе.
Речевой жанр - форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М. М. Бахтин).
Интенция (речевая) (коммуникативное намерение) – первотолчок к созданию речевого произведения, неоформленное желание, которое в будущем должно быть оформлено посредством речи.
Коммуникативные качества речи - это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.
Коммуникативная компетенция – владение языком, соединение знания языка с опытом речевого общения, умение творить речь в соответствии с требованиями жизни и воспринимать речь с учетом замысла автора и обстоятельств общения.
Этос – одно из трех оснований античной риторики, а именно ее нравственное начало. Логос – одно из трех оснований античной риторики, а именно – ее мыслительное начало. Пафос - одно из трех оснований античной риторики, ее эмоциональное начало.
Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при разговоре.
Мелодика - (мелодический рисунок речи) – это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания.
Темп - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Тембр речи - это окраска голоса, определяемая количеством дополнительных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон.
Дикция – произношение, степень отчетливости в произношении звуков, слогов, слов.
Паузация – перерывы в звучащей речи, с помощью которых речевой поток делится на порции – сегменты.
Риторические свойства голоса – набор таких качеств голоса ритора, которые позволяют говорить о профессионально разработанном голосе, поставленном голосе: интонационное богатство, помехоустойчивость, чистота, полетность, суггестивность, выносливость, большой диапазон и высота и др.
Гомилетика – род публичной монологической речи, построенный на основе собеседования с адресатом (как правило, богословско-церковное красноречие).
Софизм – умышленная ошибка в рассуждении, выдаваемая за истину. Софизм основывается на намеренно неправильном подборе фактов, на подмене понятий, на том, что часть сообщения вырывается из контекста: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.
Образ оратора – естественно складывающееся в сознании адресата представление о риторе: его типе внешности, здоровье, энергии, характере, нравственных позициях, образовании, эрудиции, воспитании, профессии и др.
Дебаты - прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам.
Диспут - публичный спор на научную и общественно важную тему.
Прения - обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.
Предмет спора - это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставлениями мнений.