ТЕМА 2: Возникновение и развитие учений о сущности и происхождении права.
Рекомендуемая литература:
1. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А Общая теория государства и права. Минск, 2004.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Москва; Ленинград, 2004.
3. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. Москва, 1997.
4. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. Алексеев С.С. и др., М., Норма, 2000.
5. Общая теория государства и права. Глыбовская Н.А., Мазарчук Д.В., Мн., Тетросистемс, 2009.
6. Алексеев Н.Н. Основы философии права. Спб.,1999.
7. Венгеров А.Б. Происхождение права. Нижний Новгород, 1993.
8. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
9. Трубецкий Е.Н. Энциклопедия права. Спб.,1998.
10. Платон. Государство.
11. Руссо Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права.
12. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Причина возникновения права – необходимость регулирования общественных отношений.
Обычай как источник права возник первым. Правовые нормы в отличие от обычаев фиксируются в письменных источниках, изменяется процедура и порядок обеспечения реализации норм.
Относительно причин возникновения права существует множество теорий. Это обусловлено прежде всего тем, что мыслители, выдвигавшие свои теории, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем знаний и уровень сознания.
Учения о праве связаны с учениями о государстве.
Схема: «Основные теории возникновения государства и права».
Теологическая | Патриархальная | Договорная (естественно-правовая) | Теория насилия | Классовая | Историческая | Психологическая | Нормативистская |
Теологическая теория.
Представитель: Фома Аквинский (13 в.)
Эта теория основывается на религиозных воззрениях. Ее суть сводится к следующему: государство – результат Божественного промысла; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; народ должен беспрекословно подчинятся воле государя.
Патриархальная теория.
Представитель: Роберт Филмер (17 в.)
Процесс создания государства шел по патриархальному типу, т.е. по пути разрастания семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Таким образом обосновывался неограниченный характер правителя.
Договорная (естественно-правовая) теория.
Представители: Сократ, Платон, Томас Гоббс, Джон Локк.
Государству предшествует естественное состояние, характеризующееся соперничеством и борьбой между людьми. Для прекращения конфликтов люди заключают общественный договор – всеобщее соглашение о соблюдении общей пользы. В силу этого договора они отказываются от части своих естественных прав в пользу суверена – государства. На основе таких «перенесенных прав» формируется государственное законодательство. Государство имеет право использовать меры принуждения ради достижения общего блага, предусмотренного условиями общественного договора.
Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе и исходит от Бога. В этой концепции право и мораль объединены. Достоинство данной теории состоит в том, что она обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с нравственными ценностями.
Теория насилия.
Представитель: Людвиг Гумплович (19 в.)
Общественные явления уподобляются биологическим, а борьба за существование представляет собой главный фактор общественной жизни, основной стимул исторического развития. Государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после – для поддержания безопасности. Господствующий в государстве слой является потомком народа завоевателя.
Классовая теория.
Представитель: К.Маркс., Ф.Энгельс, В.Ленин
В основе общества лежат производственные отношения, которые определяют надстройку общества – его политические и культурные институты. Любое общество, в котором существует частная собственность, делится на 2 основных класса – эксплуататоры и эксплуатируемые. Государство представляет интересы эксплуататорского класса, который владеет основными средствами производства. При этом оно является прежде всего аппаратом насилия.
Право является возведенной в закон волей господствующего класса. Оно представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственное нормативное выражение. Данная концепция показала зависимость права от социально-экономических факторов, обратила внимание на тесную связь права и государства, а последнее устанавливает и обеспечивает первое. Вместе с тем эта концепция преувеличивает роль классового начала в праве в ущерб началу общечеловеческому.
Историческая теория.
Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.
Право – это, прежде всего правовые обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно проверено временем. Законодатель не может творить право по своему усмотрению. Он должен учитывать культурно-историческое и национальные особенности. В этом достоинство данной теории. Недостаток – в завышении роли обычаев.
Психологическая теория.
Представитель: Лев Петражицкий (19-20 вв.)
Все социальные явления существуют исключительно в психике индивида. Право сочетает чувство обязанности с представлением о правомочии относительно других людей. Непосредственная связь права с государством отрицается. Любое формализованное действия, исходящее от людей социальной группы и сопровождаемое санкцией, относится к правовым явлениям.
Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Право подразделяется на позитивное (установленное государством) и интуитивное (результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида). В противоречии между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Достоинство данной теории в том, что она учитывает психологические особенности людей. Недостатки – в одностороннем характере, отрыве от объективной реальности, в безоговорочном приоритете интуитивного права как регулятора поведения человека.
Нормативистская теория.
Представитель: Кельзен и др.
Право – это совокупность норм, внешне выраженных в НПА. Право представляет собой пирамиду во главе с «основной нормой». В основе пирамиды – индивидуальные акты – решения судов, административных органов. Достоинство данной теории в том, что она позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства. Недостаток – в игнорировании естественных и нравственных начал в праве.