Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Патриархальная и теологическая теории происхождения государства.




Патриархальная теория происхождения государства.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят в конечном счете к образова­нию государства.

Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патри­арха», подданным предложено покорно подчиниться государю. Вся­кое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, так как они — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности влас­ти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с ка­тегориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству ис­ториков, семья (как социальный институт) возникала практически па­раллельно с возникновением государства в процессе разложения пер­вобытнообщинного строя.

Теологическая теория происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламской религии, католичес­кой церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — про­дукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Су­ществующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо сми­риться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Наделяя государство и государей (как представителей и выразите­лей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной тео­рии поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способст­вуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государст­венной властью — Церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-эконо­мических и иных отношений на государство и не позволяет опреде­лить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государ­ственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе не­доказуема, ибо построена в основном на вере.

97. Политический плюрализм и многопартийность – конституционные принципы демократии.

Плюрализм – принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренций. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима, он признаёт, создаёт необходимые условия для реализации, поощряет многообразие политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.

Политическая партия – организация, группа объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаки партии:

1) Наличие программы, целей, стратегии.

2) Наличие устава, где говорится о нормах внутрипартийной жизни.

3) Фиксированное членство

4) Разветвлённая сеть первичных местных организаций.

Функции политических партий:

1) Политическая – овладение властью для осуществлению своей программы.

2) Социального представительство – выражает интересы какого-либо социального слоя или пытается создать себе прочную опору в обществе

3) Социальная интеграция – примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе.

4) Политическое рекрутерование – подготовка и внедрение кадров для различных политических организаций.

5) Идеологическая – разработка партийной идеологии и программы.

6) Электоратная – организация и участие в избирательной программе.

7) Набора новых членов в партию и их политическое воспитание.

То есть партия – один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Виды политических партий:

По способу организации жизнедеятельности партии:

Кадровые – не многочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организаций, в них отсутствует институт фиксирования членства, членские взносы, механизм приёма. Их центр – парламентская фракция.

Массовые – сложная организационная структура, многочисленны, источник финансирования членские взносы, управляет ими центральный орган, не совпадающий с парламентскими фракциями.

По степени участия в осуществлении политической власти: Правящие и Оппозиционные. Оппозиционные могут быть легальными – разрешенными и нелегальными – запрещенными.

По устойчивости существования: Стабильные и Нестабильные.

По характеру членства:

Открытые – свободное членство представителей различных социальных слоёв.

Закрытые – с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приёма.

По характеру целей:

Революционные – коренное преобразование общества.

Реформистские – постепенные изменения общества.

Консервативные – сохранение общества в прежнем виде.

Реакционные – восстановление прошлого жизни общества.

По месту в политическом секторе:

Левые – цель создание основ социалистического общества (коммунисты, социалисты, социал-демократы).

Правые – за буржуазный порядок, сильную государственную власть.

Центристские – пытаются примерить крайние интересы к политике.

Партийная система – совокупность всех существующих и действующих в стране партий.

При тоталитарном и авторитарном режиме у власти как правило находится только одна партия.

Многопартийность – один из признаков демократического режима. При этом реальна в осуществлении власти могут принимать участие только две партии (Республиканская и демократическая в С.Ш.А.,консервативная и лейбористская в Великобритании). Такие системы называют двухпартийные, что не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий.

В конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) признаются политическое многообразие и многопартийность (статья 13).

Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвлённой сети первичных организаций, крайне не велика численность. С другой стороны интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

98. Политическая система общества: понятие, структура, назначение.

Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них полит. институтов, учреждений и действий, организующих пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва.

Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий, людей в политике.

Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в целом, наряду с такими системами как эк-ка, куль-ра. Пол. система включает в себя подсистемы разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу пирамидальной иерархии: мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3 уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он содержит субъекты политических отношений – носителей власти (правящая партия, политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл., назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Компонентами политической системы являются:

Совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения).

Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.

Политические нормы и традиции.

Политическое сознание.

Политическая деятельность.

Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.

Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами.

а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.

б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития.

в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.

Институционный подход - позволяет обозначить характеристики политических явлений.

а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы.

Системный подход - политическая система, как и любая целостная система, имеет интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.

Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления - политическая система.

Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций.

Форма государства состоит из 3-х элементов, а именно – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 743 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.