Понятия “человек” и “личность” относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже в течение более двух тысяч лет. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Возникновение понятия “личность” связывают с античным театром, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль свою определенную роль. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой, соотносил себя с определенной социальной группой.
В современной науке существуют два подхода к определению личности. Первый, формально-логический, отвечает формальной логике, “здравому смыслу”. В соответствии с таким подходом личность определяется через более широкое, родовое понятие - “человек”, а затем перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Чаще всего этими признаками являются различные положительные характеристики. Отсюда следует вывод: личностью признаются люди, обладающие определенными положительными качествами.
Слабость такого подхода, при всех его рациональных сторонах, обнаруживается при попытке ответить на вопрос: кого конкретно считать или не считать личностью? Если ребенка, то с какого возраста? Если преступника, то по каким признакам?
Второй подход можно назвать диалектико-логическим. Личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствие чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте.
Личность в социологии можно определить как структурированный комплекс врожденных и приобретенных благодаря включенности в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми. [ 2 с.103]
Отметим, что все люди обладают определенными общими – биологическими и социальными – чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности (индивидуальность). Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получим социологическое определение личности. [6]
Таким образом, человек – это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Личность характеризуется как целостность социальных свойств, отмечается момент ее активности в деятельности и общении в процессе включения индивида в систему общественных отношений. [1 с. 438]
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность.
Социальная активность – это интегративная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности. [1 с.569]
Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многихсоциальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.
Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности. [6]
Таким образом, мы можем сказать, что активность личности — это особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность. [7]
В научной литературе достаточно полно раскрыта сущность социальной активности личности. При этом нужно подчеркнуть, что:
- социальная активность – это необходимое качество, свойство человека как субъекта социалистического общественного развития, творца новых общественных отношений;
- социальная активность – это определенная мера, повышенная интенсивность деятельности масс, классов, социальных слоев, профессиональных групп, трудовых коллективов, личности, включающая в себя и количественные и качественные характеристики;
- социальная активность личности детерминируется не только внешними по отношению к ней обстоятельствами, но главным образом мерой ее общественной сознательности, степенью осознанной, ставшей внутренним побудительным мотивом ответственности за успех общего дела;
- социальная активность носит творческий, критически-созидательный характер, то есть это деятельность, направленная на созидание нового и одновременно отрицание старого, отжившего;
- направленность социальной активности личности определяется общественно принятыми целями всего общества, класса, группы, трудового коллектива. Социальная активность личности осуществляется не за счет общества, не в ущерб ему, а на пользу всему обществу, коллективу и самой личности.
Отмеченные характеристики, взятые в совокупности, позволяют раскрыть наиболее существенные черты социальной активности личности в современных условиях, найти то общее, что объединяет различные формы ее проявления. [9]
Социальная активность есть самодетерминированное взаимодействие личности с социальной средой, направленное на позитивное преобразование себя и среды в согласовании и следовании интересам личности и общества. [8]