Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объем дисциплины и виды учебной работы.




 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 академических часа.

 

Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

Таблица 1

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. Час. В том числе, ак. Час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. Работа
Лекции Семинары Практ. Зан. Малогруп. Зан. Инд. Зан.
1. Философская теория познания. Основы научно-познавательной деятельности человека. 8/0,22 2/0,06 2/0,06       4/0,11 участие в ролевой игре выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
2. Проблема развития научного знания. Научные революции и научные парадигмы. 8/0,22   4/0,11       4/0,11 участие в мини-конференции, выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
3. Проблема научной рациональности и критериев научности познания. 8/0,22     2/0,06       6/0,17 участие в ролевой игре выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
4. Проблема научного метода и средств научно-познавательной деятельности. 8/0,22 2/0,06 2/0,06       4/0,11 участие в мини-конференции, выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
5. Фундаментальные особенности гуманитарного знания и его предмета. 8/0,22 2/0,06 2/0,06       4/0,11 участие в ролевой игре выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
6. Проблема истинности и рациональности в гуманитарном знании. 8/0,22   4/0,11       4/0,11 участие в мини-конференции, выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
7. Философская природа ценностей и их роль в гуманитарном познании. 8/0,22   4/0,11       4/0,11 участие в ролевой игре выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
8. Проблема познающего субъекта в гуманитарном знании 8/0,22   2/0,06       6/0,17 участие в мини-конференции, выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
  Проблема современных методологий в гуманитарном познании. 8/0,22   4/0,11       4/0,11 участие в ролевой игре выступление на семинарском занятии, тестовые задания (–)
  Итоговый контроль: 3/0,08             зачёт
  Итого: 72/2,00 6/0,17 26/0,72       40/1,11  

 

5. Содержание учебной дисциплины

 

Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

Таблица 2

  № п/п   Наименование раздела (темы)     Содержание раздела (темы)
1. Философская теория познания. Основы научно-познавательной деятельности человека. Способность и стремление к познанию как существеннейшие характеристики человеческой природы. «Знание» и «понимание» как экзистенциальные категории. Свобода как наиболее глубинное и фундаментальное условие познания и творчества. Значение любопытства и любознательности. Естественность и органичность стремления человека к научному познанию. Библейский миф о «первородном грехе» как стремлении к знанию. Познание и самореализация человека. Важнейшие понятия философской теории познания: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и др. Проблема субъекта и объекта познания; их диалектика. Классическая («натуралистическая») и неклассическая («субъектно-гуманистическая») установки в теории познания. Разнообразие форм познания: обыденное, художественное, религиозное, научное. Разнообразие определений науки: как деятельности, направленной на приобретение и осмысление объективных знаний о действительности; как формы общественного сознания, производительной силы, социального института, культурной традиции, культурного явления, коммуникативной сферы и т.д. Стимулы научного познания: практическая необходимость, интуиция, любопытство и т.д. Наука как результат и как фактор культуры. Роль научных знаний в культуре в истории человечества.  
2. Проблема развития научного знания. Научные революции и научные парадигмы. Изменение понимания науки и представлений о ней в различные историко-культурные эпохи. Развитие науки как сложный противоречивый процесс с качественно различными этапами. Взгляды на развитие науки: как на движение от «мифа» к «логосу»; как на переход от преднауки к классической науке, а от неё – к неклассической и постнеклассической; как на движение от незнания к знанию, и т. д. Основные концепции развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм; экстернализм и интернализм. Экстернализм: основной фактор развития науки социальные потребности и культурные ресурсы общества (Т. Кун, П. Фейрабенд, М. Полани). Две версии интернализма (А. Койре, И. Лакатос, К. Поппер): а) эмпирическая – наукой движет открытие новых фактов; б) рационалистическая: знание прирастает за счёт научной теории. К. Поппер: рост знания как негативный процесс устранения ошибок. И Лакатос: развитие науки как конкуренция научно-исследовательских программ. П. Фейерабенд: идея случайности, нерегулярности, парадоксальности научно-познавательного процесса. Т. Кун: революционная смена научных парадигм как результат конфликта мировоззрений и систем ценностей. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные парадигмы. Научные парадигмы в гуманитарном знании.  
3. Проблема научной рациональности и критериев научности познания. Понятие рациональности. Феномен античной рациональности и его роль для дальнейшего развития науки. Классическая рациональность: ориентация на строго однозначное описание свойств объекта безотносительно к используемым познавательным средствам. Неклассическая рациональность: опора на вероятностное видение мира с учетом роли прибора в формировании изучаемых свойств объекта. Постнеклассическая рациональность: учёт ценностей и целей субъекта в его взаимодействии с объектом. Научная рациональность как идеал и как проблема: объективность, системность, универсальность и независимость положений науки, их доказательность; чёткость и однозначность научного языка, методологическая определенность научного процесса; рациональный критицизм в отношении научных знаний. Проблемы рациональности в гуманитарном знании: необходимость соотнесения результатов познания с ценностями; неизбежность вовлечения в познавательный процесс самого субъекта познания; невозможность полной логической доказательности, творческий характер гуманитарной методологии и т.д. Критерии научности: истинность, новизна, проблемность, обоснованность, системность, проверяемость, доступность для критики, универсальность и интерсубъективность. Проблема критериев гуманитарного знания.  
4. Проблема научного метода и средств научно-познавательной деятельности. Две фундаментальные ступени исследования – эмпирическая и теоретическая. Поиски научного метода в эпоху Возрождения и Новое время (Б. Телезио, Л. Да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт). Проблемы экспериментального естествознания. Эксперимент как «пытка природы». Возможность эксперимента в гуманитарных исследованиях. Преимущества и недостатки эксперимента. Понятие теории. Открытие и обоснование теоретического знания в античности. Аристотель: идея биос феоретикос и её историко-культурный смысл. Важнейшие методы теоретического познания; их значение и методологическая взаимосвязь. Проблематика общенаучной методологии применительно к гуманитарному знанию. Средства научного познания – материальные, информационные, математические, логические и лингвистические; их проблематика. Проблема формально-логических методов научного познания (дедуктивного и индуктивно-дедуктивного). Диалектика в качестве разновидности логики как метод обобщенного «схватывания» и уяснения сути сложных и изменчивых объектов исследования. «Законы» диалектики. Проблема соотношения мышления и реальности (психофизическая проблема, скептицизм, солипсизм), языка и реальности, языка и мышления. Структуралистские и постмодернистские исследования природы знакового отображения реальности.  
5. Фундаментальные особенности гуманитарного знания и его предмета. Понятие гуманитарного знания; его наиболее существенные характеристики. Возникновение гуманитарных наук в античности. Редукция гуманитарных наук к естественным в философии французского Просвещения, в позитивизме, марксизме, психоанализе. Проблема демаркации гуманитарного и естественнонаучного знания. Принципиальное «разведение»двух видов знания Дж. Вико, В. Дильтеем, Г. Риккертом, В. Виндельбандом. Идея свободы в гуманитарном знании: индетерминизм в отношении природных и социальных факторов, ориентация на ценности. Кантовы понятия «порядка природы» и «порядка свободы». Проблематичность предмета гуманитарного знания: его изменчивость, историчность, многозначность, невозможность в отношении него абсолютной объективности из-за неустранимого фактора человеческой свободы (свободы мышления, свободы творчества, свободы поступка). Сходство естественнонаучного и гуманитарного знания: стремление к объективности, использование логики и понятийного аппарата, систематизм, наличие философских оснований и т.д. Современные споры о роли и сущности гуманитарного знания и его соотношения с естественнонаучным.  
6. Проблема истинности и рациональности в гуманитарном знании. Понятие научной истины. Разнообразие представление об истине в различные культурные эпохи. Древнейшее понятие истины как «несокрытого» (алетейи). Классическая (аристотелевская) концепция истины: истина как соответствие объекта знания суждению о нём (объективизм); неклассическая: истина как результат соглашения учёных (плюрализм точек зрения); постнеклассическая: истина как результат конструирования объекта познания (плюрализм контактов с реальностью). Проблематика истины в гуманитарном знании: её ситуативность или интервальность (значимость только в определённой социокультурной ситуации), её подвижность, контекстуальность, её принципиальная неполнота и открытость, её «горизонтный» характер. Специфика поиска истины в гуманитарном знании: ситуация «конкурирующих смыслов» и «конфликта интерпретаций» (Х.-Г. Гадамер и П. Рикёр). Роль научного диалога и его проблематика (Ю. Хабермас). Возможные концепции истины в гуманитарном знании: прагматическая, когерентная, семантическая; их особенности. Ценностный и экзистенциальный характер истины в гуманитарном знании. Проблема метода в гуманитарном знании: феноменологические, герменевтические, структуралистские и постмодернистские познавательные стратегии.  
7. Философская природа ценностей и их роль в гуманитарном познании. Проблема объективности как принципа «ценностной нейтральности» познания и неизбежности ценностного отношения в гуманитарных исследованиях. Ценностный характер культуры (Г. Риккерт). Аксиология как философское учение о ценностях. Проблема целей и ценностей в истории культуры. Аксиология И.Канта. Обособление ценностной сферы от сферы «фактов» и «истин» (Г.Лотце). Аксиологический психологизм (В.Вундт, Ф.Брентано); аксиологический нормативизм (М.Вебер, В.Дильтей); аксиологический трансцендентализм (В.Виндельбанд, Г.Риккерт); аксиологический онтологизм (М.Шелер, Н.Гартман). Ценности терминальные и инструментальные. Целерациональное и ценностно-рациональное действие (М.Вебер). Понятие ценности как специфически человеческого содержания реальности. Ценности как «система координат» познания. Неоднозначность, многоаспектность ценностей: мировоззренческие (этические, эстетические, гражданские), познавательные (критерии научности, идеалы и нормы познания) и др. Мера ценностного отношения к объекту познания («деформирующий» характер ценностного индивидуализма и идеологии). Проблема ценности и смысла в герменевтике.  
8. Проблема познающего субъекта в гуманитарном знании Проблематика субъект-объектных отношений в гуманитарном познании. Невозможность выделения «чистого субъекта» познания (O/S — S вместо O — S), усложнение критерия объективности. Отсутствие чёткой демаркации между субъектом и объектом; социально-индивидуальный характер субъекта познания. Современные тенденции: отрицание субъект-объектных отношений в познании; релятивистские идеи безобъектности и бессубъектности познания. «Удвоение» субъекта в гуманитарном знании (при сохранении в целом регулятивной роли субъект-объектных отношений): познающий субъект выступает и как субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания. Усиление роли герменевтики в познании субъектом познания субъекта деятельности. Требования к индивидуальному субъекту гуманитарного знания: развитая философская и гуманитарная культура, широкая эрудиция, начитанность, интуиция, творческий энтузиазм, научная честность и добросовестность, глубокий жизненный опыт и т.д. Требования к коллективному субъекту: наличие «эмоционально-смыслового климата», общего мировосприятия, взаимоприемлемых культурно-художественных вкусов.  
9. Проблема современных методологий в гуманитарном познании. Проблема гуманитарной методологии: исторические споры XVIII–XIX вв. о природе гуманитарных наук и возможности использования по отношению к ним естественнонаучных методологий. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы гуманитарных науках. в Дж. Вико и просветительский рационализм. Позитивистская идея науки как «самой себе методологии». Механицизм и биологизм в гуманитарном познании. Марксистский и позитивистский социоцентризм и его ограниченность. «Культуроцентризм» в противоположность «социоцентризму». Герменевтика Ф. Аста и Ф. Шлейермахера. В. Дильтей: дилемма «объяснения» и «понимания». Г. Риккерт: науки номотетические и идиографические. Лингвистический поворот гуманитарном знании ХХ в.: структурализм, семиотика, постпозитивизм. Фундаментальная идея современного гуманитарного познания: предмет как знаковая система (текст); познание в гуманитарных науках – прочтение и расшифровка текстов, извлечение скрытых смыслов, раскрытие смысловых структур. Общность лингвистическиой и семиологической направленности большинства современных методологий. Проблематика «культуроцентристского» и «лингвоцентристского» методологического подхода. Критика структурализма постмодернистами; критика Ю. Хабермасом герменевтики Х.-Г. Гадамера; современная критика постмодернистских гуманитарных методологий. Возможности и границы современных гуманитарных методологий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2267 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.