Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Высокогорные скотоводы-кочевники




Ярким представителем являются тибетцы, разводящие яков, сарлыков.

 

Таёжные охотники-оленеводы

Возникает под влиянием оленеводства на древних таежных охотников, именно поэтому важное значение получило оленеводство, как транспортное средство, что позволяет значительно расширить район кочевания. Наиболее яркие представители — эвенки, эвены некоторые другие.

 

Оленеводы тундры

Представители — чукчи, коряки, нганасан и другие народы Севера. В отличие от охотников-оленеводов, употребляют мясо оленя и в пищу, используют его шкуры для изготовления одежды и т. д. Главная причина этого — богатая пастбищами пространства тундры.

 

 


10. Кочевые империи: структура и эволюция

 

 

КОЧЕВАЯ ИМПЕРИЯ - кочевое общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее относительно большое пространство и получающее необходимые нескотоводческие ресурсы посредством внешней эксплуатации (грабежей, войн и контрибуций, вымогания “подарков”, неэквивалентной торговли, данничества и т.д.).

Признаки “кочевых империй”:

Ø многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными и надплеменными генеалогическими связями;

Ø дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи;

Ø военно-иерархический характер общественной организации “метрополии”;

Ø ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры;

Ø специфическая система наследования власти (империя - достояние всего ханского рода, институт соправительства);

Ø особый характер отношений с земледельческим миром.

 

Выделяются три модели кочевых империй:

 

Ø типичные - кочевники и земледельцы сосуществуют на расстоянии; получение прибавочного продукта осуществляется посредством дистанционной эксплуатации: набеги, вымогание “подарков”, по сути, рэкет;

Ø даннические - земледельцы зависят от кочевников; форма эксплуатации - данничество;

Ø завоевательные - номады (кочевники) завоевывают земледельческое общество и переселяются на его территорию.

Структурно даннические кочевые империи были промежуточной моделью между типичными и завоевательными. От типичных империй их отличало:

 

Ø более регулярный характер эксплуатации (вместо эпизодических грабежей, вымогаемых “подарков” и т.д.);

Ø как следствие этого - урбанизация и частичная седентеризация в степи;

Ø усиление антагонизма среди кочевников и, возможно, трансформация “метрополии” степной империи в раннее государство;

Ø формирование бюрократического аппарата для управления завоеванными земледельческими обществами.

Завоевательные империи от даннических отличались:

Ø более тесным симбиозом экономических, социальных и культурных связей между номадами и подчиненными земледельцами в завоевательных империях номадов;

Ø кочевая аристократия осуществляла политику разоружения и ослабления вооруженных скотоводов, тогда как в даннических империях простые скотоводы были опорой власти;

Ø характерно не взимание дани, а регулярное налогообложение земледельцев.

Последняя модель представляет собой уже оседло-земледельческую империю, но с преобладанием в политической сфере и военной организации кочевников-скотоводов.

Причины, толкающие кочевников на массовые переселения и на разрушительные походы против земледельческих цивилизаций:

 

Ø разнообразные глобальные климатические изменения;

Ø воинственная и жадная природа кочевников;

Ø перенаселенность степи;

Ø рост производительных сил и классовая борьба, ослабленность земледельческих обществ вследствие феодальной раздробленности (марксистские концепции);

Ø необходимость дополнять экстенсивную скотоводческую экономику посредством набегов на более стабильные земледельческие общества;

Ø нежелание со стороны оседлых соседей торговать с номадами (излишки скотоводства некуда было продавать);

Ø личные качества предводителей степных обществ;

Ø этноинтегрирующие импульсы (“пассионарность”).

Четыре варианта образования степных держав:

Первый вариант представляет собой классический путь внутренней интеграции племенного номадного этноса в централизованную империю. Как правило, данный процесс был обусловлен появлением в среде кочевников талантливого политического и военного деятеля, которому удавалось объединить все племена и ханства в единое государство. После объединения кочевников для поддержания единства империи правитель должен был организовать поступление прибавочного продукта извне. Если ему это не удавалось, империя разваливалась.

Второй вариант был связан с образованием на периферии уже сложившейся кочевой империи политического объединения с сильными центростремительными тенденциями. В борьбе за независимость это объединение свергало своего эксплуататора и занимало его место в экономической и политической инфраструктуре региона.

 

Третий вариант был связан с миграцией номадов и последующим подчинением ими земледельцев.

 

Четвертый, относительно мирный вариант. Он был связан с образованием кочевых империй из сегментов уже существовавших более крупных “мировых” империй номадов (например разделение на восточно-тюркский и западно-тюркский каганаты).

 

Структура кочевой империи

 

Кочевые империи были организованы в форме “имперских конфедераций”. Эти конфедерации имели автократический и государствоподобный вид снаружи (они были созданы для получения прибавочного продукта извне степи), но оставались коллективистскими и племенными внутри. Стабильность степных империй напрямую зависела от умения высшей власти организовывать получение необходимых продуктов из оседлых обществ.

 

Вожди племен, входивших в степную империю, были инкорпорированы в военную иерархию “сотен” и “тысяч”, однако их внутренняя политика оставалась в известной степени независимой от политики центра. Некоторая автономность скотоводческих племен может быть объяснена следующими обстоятельствами:

 

Ø хозяйственная самостоятельность делала их потенциально независимыми от центра;

Ø главные источники власти (грабительские войны, перераспределение дани и других внешних субсидий, внешняя торговля) являлись достаточно нестабильными и находились вне степного мира;

Ø всеобщее вооружение ограничивало ресурсы политического давления на племена;

Ø перед недовольными политикой хана племенными группировками открывались возможности откочевки под покровительство земледельческой цивилизации или восстания с целью свержения неугодного правителя.

Надплеменная власть сохранялась в силу того, что, с одной стороны, членство в “имперской конфедерации” обеспечивало племенам политическую независимость от соседей и ряд других важных выгод, а, с другой стороны, правитель кочевой державы и его окружение гарантировали племенам определенную внутреннюю автономию в рамках империи.

Механизмом, соединявшим “правительство” степной империи и племена, служили институты престижной экономики. Манипулируя подарками и раздавая их соратникам и вождям племен, правитель кочевой империи увеличивал свое политическое влияние и престиж “щедрого хана”.

 

Интеграция племен в имперскую конфедерацию осуществлялась включением в генеалогическое родство различных скотоводческих групп, проведением коллективных мероприятий и церемоний (съезды вождей и праздники, возведение монументальных гробниц).

 

Определенную роль в институционализации власти правителей кочевых обществ играли выполняемые ими функции священных посредников между социумом и Небом, которые обеспечивали бы покровительство и благоприятствование со стороны потусторонних сил. Но идеология никогда не являлась доминирующей переменной в балансе различных факторов власти у кочевников.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.