Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функционально-стилистическая характеристика лексико-грамматических разрядов имени существительного.




 

В художественной речи имена существительные выполняют не только информативную, но и эстетическую функцию. Вещественные, собирательные, отвлечённые, конкретные существительные, употреблённые в любом из функциональных стилей, находят применение и в художественной речи. При этом стилистически нейтральные существительные вовлекаются в систему выразительных средств языка и обретают соответствующую экспрессивную окраску.

Особый стилистический интерес представляет использование писателями отвлечённых существительных для усиления действенности речи. В научном стиле вокруг существительных не возникает экспрессивного ореола, так как они выполняют всего лишь информативную функцию. Принципиальное отличие стилистического использования отвлечённых существительных в художественной речи состоит в активизации их выразительных возможностей. Отвлечённые существительные могут стать источником сильной речевой экспрессии. О.с. вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами – для отражения духовного мира лирического героя: …Но я не создан для блаженства (Пушкин). У Некрасова часто употребляются слова: свобода, вера, святыня – с большой буквы, чтобы усилить их экспрессию. В наследии каждого большого русского писателя можно указать характерные для его стиля отвлечённые существительные: у Гончарова – обломовщина, у Чернышевского – эмансипация. В наше время отвлечённые существительные в основном воспринимаются как стилистически нейтральные, однако нередко они всё же сохраняют экспрессивные оттенки. В речи они часто получают конкретное значение: «Первые радости».

Противопоставленные отвлечённым существительным имена существительные конкретные также обладают большими потенциальными возможностями создания экспрессии. Писателям, публицистам свойственно наглядное мышление в противовес отвлечённому, что практически находит отражение в широком использовании конкретных существительных. Искусное введение их в текст создаёт зримые картины. Конкретные существительные составляют основу образного описания у современных авторов. Паустовский отмечал, что в рукописях начинающих авторов нередко словесные обобщения вытесняют деталь. А ведь ничто так не оживляет повествование, как подробности. Для их художественного изображения и нужны конкретные существительные, которые всегда вызывают представления о реальном предмете или явлении.

Большой простор для стилистических наблюдений открывает изучение экспрессивной функции имён существительных собственных.

  1. Имена и фамилии. Такие существительные занимают одно из видных мест, поскольку выделяются большим разнообразием словообразовательных вариантов. Отличительная особенность русской системы наименования лиц – противопоставление официального обращения по фамилии разговорным вариантам: товарищ Иванов – Иван Иванович, Ваня, Ванюша, Ванька. Выбор вариантов имени отражает и возрастные черты собеседников, и распределение между ними социальных ролей. Отступление от условностей этикета может служить в художественной речи источником экспрессии. Редкостные, «странные» имена придают речи юмористическую окраску – Варух, Хивря. Яркая экспрессия создаётся в результате столкновения неупотребительного имени с распространённой фамилией (Васисуалий Лоханкин), а также применение «известной» фамилии к заурядному персонажу (жестянщик Шиллер). Есть фамилии, окружённые экспрессией сочувствия (князь Мышкин), насмешливо-иронические (Красоткин), остросатирические (учитель Вральман). Особые возможности для стилистического использования имён и фамилий в художественной и публицистической речи открывает их образное переосмысление. В этом случае писатели прибегают к антономасии – тропу, заключающемуся в употреблении имён собственных в значении имён нарицательных: Молчалины, Хлестаковы.
  2. Географические наименования. В годы Великой Отечественной войны особое политическое значение приобрели географические названия: Сталинград, Волга, Брест. Ряд географических названий связывается с патриотической темой – Москва, Бородино; другие наименования ассоциируются с традициями русского искусства: Гжель. В публицистическом стиле названия столиц часто употребляются вместо названий государств. Ироническую окраску придаёт приравнивание известных географических названий к малоизвестным: Москва-Васюки. В художественной речи заметную стилистическую роль играют окказиональные географические наименования с выразительной этимологией: город Глупов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 527 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.