В художественной речи имена существительные выполняют не только информативную, но и эстетическую функцию. Вещественные, собирательные, отвлечённые, конкретные существительные, употреблённые в любом из функциональных стилей, находят применение и в художественной речи. При этом стилистически нейтральные существительные вовлекаются в систему выразительных средств языка и обретают соответствующую экспрессивную окраску.
Особый стилистический интерес представляет использование писателями отвлечённых существительных для усиления действенности речи. В научном стиле вокруг существительных не возникает экспрессивного ореола, так как они выполняют всего лишь информативную функцию. Принципиальное отличие стилистического использования отвлечённых существительных в художественной речи состоит в активизации их выразительных возможностей. Отвлечённые существительные могут стать источником сильной речевой экспрессии. О.с. вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами – для отражения духовного мира лирического героя: …Но я не создан для блаженства (Пушкин). У Некрасова часто употребляются слова: свобода, вера, святыня – с большой буквы, чтобы усилить их экспрессию. В наследии каждого большого русского писателя можно указать характерные для его стиля отвлечённые существительные: у Гончарова – обломовщина, у Чернышевского – эмансипация. В наше время отвлечённые существительные в основном воспринимаются как стилистически нейтральные, однако нередко они всё же сохраняют экспрессивные оттенки. В речи они часто получают конкретное значение: «Первые радости».
Противопоставленные отвлечённым существительным имена существительные конкретные также обладают большими потенциальными возможностями создания экспрессии. Писателям, публицистам свойственно наглядное мышление в противовес отвлечённому, что практически находит отражение в широком использовании конкретных существительных. Искусное введение их в текст создаёт зримые картины. Конкретные существительные составляют основу образного описания у современных авторов. Паустовский отмечал, что в рукописях начинающих авторов нередко словесные обобщения вытесняют деталь. А ведь ничто так не оживляет повествование, как подробности. Для их художественного изображения и нужны конкретные существительные, которые всегда вызывают представления о реальном предмете или явлении.
Большой простор для стилистических наблюдений открывает изучение экспрессивной функции имён существительных собственных.
- Имена и фамилии. Такие существительные занимают одно из видных мест, поскольку выделяются большим разнообразием словообразовательных вариантов. Отличительная особенность русской системы наименования лиц – противопоставление официального обращения по фамилии разговорным вариантам: товарищ Иванов – Иван Иванович, Ваня, Ванюша, Ванька. Выбор вариантов имени отражает и возрастные черты собеседников, и распределение между ними социальных ролей. Отступление от условностей этикета может служить в художественной речи источником экспрессии. Редкостные, «странные» имена придают речи юмористическую окраску – Варух, Хивря. Яркая экспрессия создаётся в результате столкновения неупотребительного имени с распространённой фамилией (Васисуалий Лоханкин), а также применение «известной» фамилии к заурядному персонажу (жестянщик Шиллер). Есть фамилии, окружённые экспрессией сочувствия (князь Мышкин), насмешливо-иронические (Красоткин), остросатирические (учитель Вральман). Особые возможности для стилистического использования имён и фамилий в художественной и публицистической речи открывает их образное переосмысление. В этом случае писатели прибегают к антономасии – тропу, заключающемуся в употреблении имён собственных в значении имён нарицательных: Молчалины, Хлестаковы.
- Географические наименования. В годы Великой Отечественной войны особое политическое значение приобрели географические названия: Сталинград, Волга, Брест. Ряд географических названий связывается с патриотической темой – Москва, Бородино; другие наименования ассоциируются с традициями русского искусства: Гжель. В публицистическом стиле названия столиц часто употребляются вместо названий государств. Ироническую окраску придаёт приравнивание известных географических названий к малоизвестным: Москва-Васюки. В художественной речи заметную стилистическую роль играют окказиональные географические наименования с выразительной этимологией: город Глупов.