В Библии, особенно в части Ветхого Завета, имеется много указаний о том, что смысл жизни человека - в удовлетворении своих физико-биологических потребностях и воспроизводстве себе подобных. Именно этот смысл заложен Богом в человека еще в момент его создания.
Так, создав человека, "мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Бытие, 1:27-28). Для того, чтобы люди выполняли свое предназначение "оплодотворятся и размножаться" Бог дает им "всякую траву, сеющую семья... вам сие будет в пищу" (1:29); Потом Бог насадил для первых людей сад в раю. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: "От всякого дерева ты будешь есть" (2:16). Правда, Бог от людей требует исполнения некоторых его собственных предписаний: не есть плодов из древа познания добра и зла (2:17), а потом приносить ему жертвоприношения, отдыхать в субботний день и тому подобной. Но Библия не говорит о том, что смысл жизни человека в исполнении божьих предписаний. Исполнение предписаний угодно Богу, нравится Ему самому, Богу. Если стать на точку зрения самого Бога, то, выходит, Бог создал людей не столько для того, чтобы сами люди наслаждались радостями своей жизни, но и своим поведением чтобы приносили радость самому Богу, то есть своим поведением люди должны делать жизнь самого бога осмысленной. Бог сделал людей для своих собственных целей, как то мы заводим домашнюю живность, возлагаем на себя заботы об этой живности вовсе не для того, чтобы эта самая живность приобрела смысл своему существованию, а для того, чтобы служила нашему смыслу жизни: снабжала нас яйцами, молоком, мясом, возила нас на своем горбу, перетаскивала тяжести или еще каким-либо образом ублажала нас. Люди от Бога, а домашняя живность от человека взамен своему служению/использованию получает от Бога/человека определенные блага: еду, кров, защиту от хищников, лечение и так далее.
Библия полна наставлений о том, что за послушание Богу люди получают обилие материальных благ, здоровье долголетие, а за нарушение божьих предписаний - караются материально-биологическими недостатками, болезнями, смертью, лишением потомства. Съели люди запрещенный плод из древа познания добра и зла - их изгоняют из рая и осуждают на неприятный труд: "Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей"; "В поте лица будешь есть хлеб свой"; а в ответ на твой труд земля тебе будет выращивать не зерно, а "терние и волчцы произрастать она тебе" (Бытие, 3:17-19). Забыли Бога и начали молится изготовленному своими руками истукану - Бог приказывает умертвить 30 тысяч израильтян (Исход, глава 32)...
В Новом завете тоже не забыта материально-биологическая природа человека. Христос, например, делает чудеса для того, чтобы насытить голодную толпу людей хлебом и рыбой, исцеляет больных, воскрешает умерших. Апостол Павел говорит: "Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Ефесянам, 5:29). Исходя из библейских текстов, кальвинисты, пуритане и ряд других протестантских вероисповеданий учили, что материальное благополучие и богатство является видимым свидетельством благоговения Бога к данному человеку. А свидетели Иеговы учат, что в час своего Второго пришествия Иисус Христос уничтожит всех людей и устроит царство божье на земле. В этом царстве свидетели Иеговы будут жить в условиях изобилия материальных благ, без болезней, без смерти в радость себе трудится, жениться, оплодотворятся, рожать детей.
Наряду с этим Библия, особенно в ее новозаветной части, резко выступает против того, чтобы человек видел смысл своей жизни в материальных благах. Апостол Павел пишет: "Но скажу вам, братия, что плоть и кров не могут наследовать Царства Божия" (1-ое коринфянам, 15:50). Новый завет резко и недвусмысленно осуждает тех, кто смысл своей жизни видит в удовлетворении своих материально-биологических потребностей: "Они, - пишет апостол Петр, - как бессловесные животные, водимые природою, рождены на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребляться. Они получат возмездие за беззаконие6 ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию. Это - сыны проклятия... Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы." (1-ое Петра, 2:12-17) А поэтому апостол Иоанн призывает: "Не любите мира, ни того, что мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, - это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Бога пребывает во век." (1-ое Иоанна, 2:15-17). Новый завет призывает людей "обуздывать свою плоть", пренебрегать материально-биологическими потребностями: недоедать, недосыпать, истратить жизнь на вымалывание себе Царства небесного, во имя которого нужно стать нищим, плачущим, преследуемым(Матфея, 5:3-12; Луки 6:20-29); продать свое имущество, раздать его бедным, а самому стать странствующим бомжем (Матфея, 19:21); не жениться и оскопить (кастрировать) себя во имя Царства небесного (19;10-12) и так далее.
Религия о жизни во имя общества, во имя других людей:
Религиозное мировоззрение присуще отдельному человеку, но вместе с тем оно приобретает общественное значение и общественное содержание, становясь таким образом религией. В качестве общественного феномена религия порождается общественным сознанием и отражает последнее, общественное сознание, в своем концептуальном содержании. В принципе, религия не может быть враждебной обществу и общественной природе человека, ибо в противном случае она разрушала бы общественную жизнь и таким образом вела к уничтожению человека. Подчеркнем, что это присуще религии только в самом общем принципе, что вовсе не исключает наличие в той или иной конкретной религии, в тех или иных частностях любой религии антиобщественных идеологических элементов.
В силу сказанного во всех без исключения исторически давних религий именем Бога освящаются основные элементы так называемой общечеловеческой морали, необходимость подчинения личных интересов интересам общественным, интересам других людей; осуждается эгоизм, шкурничество и все то, что разрушает общество и общественную жизнь. Опять проиллюстрируем это на примере библейского учения иудейской и христианской религий.
Ветхий Завет считает еврейский народ народом богоизбранным. Ему Бог дал заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит, 19:18); "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего" (Исход, 20:16; Второзаконие, 5:20); "не обманывай ближнего" (Левит, 6:2); "не ложись с женою ближнего своего" (Левит, 18:20),"не обижай ближнего", "по правде суди ближнего", "не восставай на жизнь ближнего", "не нарушай межи ближнего", "клевещущего на ближнего изгони вон". Но действие всех эти заповеди ветхозаветный Бог ограничивает рамками своего богоизбранного народа. Именно для этого народа библейский Бог дает заповеди "Не убий", но убивать со всевозможными жестокостями людей других народов этот же Бог называет добродетелью (Числа, 31:1-18; Судей, 6:16;7:2-22; 1-ая царств, 5:8; 2-ая царств, 12:26-31); "Не укради", но советует перед входом из Египта обворовать египтян (Исход, 3:21-22; 11:3; 12:35). Кроме благоденствия библейский Бог постоянно уничтожает свой избранный народ по всякому поводу и без повода: за пляски вокруг золотого тельца приказывает единомышленникам Моисея убить 3.000 единоплеменников (Исход, 32:27-29); за любовь израильтянина к иноплеменнице- мадиамитянке Бог уничтожает 24.000 евреев (Числа, 2:9-9); за неосмотрительность царя Давида - 70.000 (2-фя царств, 24:15). Бог неоднократно приказывает "забивать до смерти стариков, жен и детей", если у них не видно грусти на лицах (Иезекииль, 9:5-6); "каждому убивать брата, сестру и родственников своих" (Исход, 32:27); заставляет народ "есть плоть сыновей своих и плоть дочерей своих" (Левит, 26:29; Второзаконие, 28:53).
В Новом завете устами Иисуса Христа заповеди общественного поведения ветхозаветного Бога распространяются на поведение людей всех народов (Матфея, 7:12; Луки, 6:31). В основе общественного поведения человека, по учению Нового завета должна быть любовь до всех членов коллектива, в том числе и до личных врагов своих. "Ударят тебя по левой щеке, подставь для удара и левую щеку!"; "Любите врагов своих!", "Не противьтесь общественному злу". Высшим показателем любви к обществу и к ближним своим Христос усматривает в готовности умереть за них. " Нет большей любви, чем положить душу за други своя (Иоанн, 15:13). Сам Сын Божий умер из-за безграничной любви к людям. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна, 3:16). Причем Иисус Христос принимает смертные муки не по принуждению, а добровольно (Иоанна, 10:18; 1-ое Иоанна, 3:16). Он резко осуждает тех пастырей (общественных руководителей), которые по найму, за деньги, к своей выгоде берутся пасти овец, то есть служить народу. В назидание Христос рассказал своим слушателям такую притчу: "Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец своих. А наемник - он не пастырь, потому что ему овцы не свои. И когда он видит приходящего волка, то оставляет овец и убегает. А волк терзает овец и разгоняет их. А наемник убегает, потому что он и есть наемник, которые не заботится об овцах" (Иоанна, 10:11-13).
По рассказам Евангелия от Матфея Иисус Христос на страшном суде будет навечно награждать и навечно наказывать людей по их отношению к ближним своим, то есть к обществу в целом.
Вот что говорит сам Иисус Христос о своем Втором Пришествии и Страшном суде над всеми людьми:
Когда же придет Сын Человеческий[19] во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей. И соберутся перед Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - пор левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего[20], наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим и напоили? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице. И пришли к тебе?" И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне". Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его. Ибо я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня. Был странником, не приняли Меня; был наго, и не одели Меня; боле и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Го-о-о-спо-о-ди! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Евангелие от Матфея, 25:31-46.) |
В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что первые христианские общины под руководством непосредственных учеников Иисуса Христа, апостолов, были организованы, как мы сказали бы сейчас, на основах потребительского коммунизма. Принявшие христианство верующие, "душ около триста", "все были вместе и имели все общее" (Деяния, 2:41, 47). А когда принявшие крещение Ананий и Сапфира продали свою землю, но не все деньги "положили к ногам апостолов", то "за утайку " Анания и его жена Сапфира "пали бездыханными... И великий страх объял всю церковь" (Там же, 5:1-11)."