Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√) ѕон€тие Ђболезньї в психиатрии




»так, соматическа€ медицина в целом мало озабочена вы€снением того, что такое Ђболезньї. ¬опрос о смысле этого пон€ти€ поднимаетс€ главным образом теми, кто испытывает особую склонность к теоретизированию. „то касаетс€ психиатрии, то дл€ нее вопрос о смысле пон€ти€ Ђболезньї имеет огромное теоретическое и практическое значение.

*. –оль оценочных и среднестатистических пон€тий. ќценочные пон€ти€ в психиатрии беспрерывно множатс€ и в конечном счете вбирают в себ€ широчайший спектр ценностных суждений. ѕоследние, таким образом, утрачивают свою исходную однозначность. Ђѕсихически больнойї как обобщающее пон€тие Ч это нечто, еще более фиктивное. чем Ђфизически больнойї. ћы могли бы отбросить все оценочные суждени€ и мыслить психическую жизнь исключительно с точки зрени€ усредненной нормы. “акие попытки действительно предпринимались на практике. Ќо среднестатистические значени€ известны только дл€ самых простых реалий сферы психического Ч например, дл€ школьной

успеваемости. ‘актически, когда мы судим о каком-то событии или €влении психической жизни как о Ђнездоровомї, мы редко исходим из представлени€ о среднестатистическом. ≈сли мы хотим сформулировать представление о норме, выход€щее за рамки чисто биологических представлений о сохранении жизни и вида, об отсутствии боли и т. п.. мы должны ввести в сферу нашего рассмотрени€ такие параметры, как пригодность к социальной жизни (способность к адаптации, сотрудничеству, подчинению), способность испытывать радость и удовлетворение, целостность личности, гармоничное сочетание и посто€нство характерологических признаков, тенденций и влечений, зрелое развитие всех врожденных предрасположенностей и т. п.

ћногообразие представлений о норме в психиатрии означает, что границы пон€ти€ Ђпсихически больнойї бесконечно менее определенны, чем границы любых пон€тий, св€занных с соматическими заболевани€ми. ѕон€тие болезни в психиатрии стало примен€тьс€ значительно позднее, чем в соматической медицине. —читалось, что в психических расстройствах виновны не столько естественные процессы Ч природа и причинные св€зи которых могут быть предметом эмпирического исследовани€, Ч сколько демоны или грех, подлежащий искуплению. ¬ давние времена больными считались только идиоты или буйные. ѕозднее к ним добавились меланхолики. ≈ще позднее, в прошлом веке, круг лиц. которых считали больными, значительно расширилс€ за счет социально нежизнеспособных. –езкий рост числа пациентов, содержащихс€ в лечебницах, вызван тем, что такие люди уже не могут жить в сложных услови€х современной цивилизации. ¬ прежние времена эти люди могли жить в сельской местности и работать наравне с другими, но при этом не быть прив€занными к социальным механизмам. —оответственно, граница, раздел€юща€ болезнь и здоровье, определ€лась с психологически. поверхностной точки зрени€, а при наличии антисоциальных тенденций вердикт выносилс€ в соответствии с представлени€ми полицейских властей. √раница между болезнью и здоровьем по-разному проводитс€ дл€ бедных и богатых, в психиатрической клинике, санатории или приемной психотерапевта.

»так, пон€тие Ђболезньї объединило в себе самые разнородные реалии психической жизни. ЂЅолезньї Ч это отрицательное оценочное суждение общего характера, объедин€ющее в себе вс€кого рода частные негативные суждени€. —ледовательно, просто утверждать о человеке. что он психически Ђболенї, Ч значит ничего не сказать: ведь пон€тие Ђпсихической болезниї, в общем случае, может относитьс€ в равной мере к идиоту и гению и, более того, к любому человеку. ћы узнаем что- то реальное только тогда, когда нам говор€т не просто о психической болезни как таковой, а об определенных €влени€х и событи€х, происход€щих в душе пациента.

¬ св€зи с пон€тием Ђболезньї оценочные суждени€ то и дело переплетаютс€ с суждени€ми, характеризующими человеческое бытие. Ёто приводит к почти неизбежным ошибкам. — одной стороны, термин Ђбольноеї указывает на нечто, обладающее негативной ценностью; с ƒругой стороны, Ђболезньї непосредственно осознаетс€ как особа€ форма быти€, и оценочное суждение о ней приобретает эмпирико-диагностическое значение. —реди непрофессионалов все еще господствует примитивное (восход€щее к демонологии) представление о том, что человек может быть либо болен, либо не болен, третьего же не дано. јттесту€ кого-либо как Ђбольногої, многие непрофессионалы очень скоро начинают верить, что за их чисто субъективным суждением и вправду стоит какое-то научное знание.

¬ одной из бесед ¬ильманс следующим образом выразил парадоксальную природу пон€ти€ Ђболезньї: Ђ“ак называема€ нормальность Ч не что иное, как легка€ форма слабоуми€ї. Ћогически это означает следующее: объ€вив нормой умственную одаренность, мы должны будем признать, что большинство людей слегка слабоумно. Ќо мера здоровь€ Ч это нечто статистически среднее, то есть свойственное большинству; соответственно, легка€ степень слабоуми€ Ч это и есть здоровье. “ем не менее, говор€ о легкой степени слабоуми€, мы вс€кий раз подразумеваем нечто болезненное. —ледовательно, нечто болезненное есть норма. “аким образом, Ђздоровоеї Ч синоним Ђбольногої. “акой логический ход мысли завершаетс€ очевидным распадом обоих пон€тий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных или среднестатистических суждени€х.

Ќаконец, пон€тие Ђдушевна€ болезньї Ч которое, конечно же, указывает на некую недостаточность Ч оборачиваетс€ неожиданной стороной, когда под него подпадают €влени€, заслуживающие позитивной оценки. јналитические патографии выдающихс€ людей свидетельствуют о том, что болезнь не только прерывает и разрушает душевную жизнь; некоторые творческие про€влени€ возможны вопреки болезни, а дл€ иных болезнь выступает в качестве необходимого услови€ творчества. Ѕолезненное состо€ние неповторимым в своем роде образом может указывать на величайшие глубины и бездны Ђчеловеческогої.

Ётим € ограничу свое изложение парадоксов, которые подстерегают вс€кого, кто понимает психическую болезнь как некое целое с негативным ценностным оттенком.  ак ученые, мы хотим знать, какие €влени€ возможны в человеческой душе.  ак практики, мы желаем у€снить, каковы те средства, с помощью которых можно способствовать желательному Ч в самых различных смыслах Ч развитию событий психической жизни. ƒл€ достижени€ обеих этих целей мы совершенно не нуждаемс€ в едином пон€тии Ђболезни вообщеї; и, как мы теперь можем видеть. такого пон€ти€ не существует в принципе.

ѕодытожим сказанное. —реди неспециалистов и врачей широкое распространение получила точка зрени€, согласно которой важно вы€снить, действительно ли то или иное €вление иди событие психической жизни носит Ђболезненныйї характер. “акой подход заключает в себе следы прежних представлений о психических заболевани€х как о неких овладевающих человеком Ђсущност€хї. ќ событии можно сказать, что оно Ђнеблагопри€тної с такой-то и такой-то точки зрени€ или что оно наверн€ка или с большой степенью веро€тности влечет за собой другие. еще более неблагопри€тные событи€ (таково начало процесса, которым в конечном счете приводит к смерти или утрате некоторых жизненно

важных способностей). Ќазыва€ же нечто Ђболезненнымї в общем смысле, € ничего не прибавл€ю к своему знанию. » все же общие вопросы типа: ЂЅолезнь ли это?ї, став€тс€ достаточно часто. ѕри этом отрицательный ответ воспринимаетс€ как сн€тие самого вопроса с повестки дн€, а положительный Ч либо как форма морального извинени€, либо как определенного рода оценка.  ак то, так и другое неверно и необоснованно.

2. ”мозрительные рассуждени€ о болезни и здоровье как таковых. ћы уже знаем, что Ђболезньї и Ђздоровьеї Ч это далеко не однозначные пон€ти€; тем не менее мы вкратце остановимс€ на некоторых теоретических представлени€х, оперирующих этими общими пон€ти€ми. ѕравда, представлени€, о которых идет речь, не имеют непосредственной познавательной ценности; но благодар€ им открываютс€ аспекты, на которые необходимо обратить внимание, если только мы хотим мыслить Ђчеловеческоеї как нечто целостное.

(да) Ѕолезнь в биологическом смысле и болезнь человека. –ассматрива€ болезнь со всеобъемлющей биологической точки зрени€, мы приходим к выводу, что источник болезни лежит: (1) в межвидовой борьбе, стремлении всего живого к взаимной нейтрализации и уничтожению Ч примером чего может служить существование паразитов и бактерий; (2) в радикальных изменени€х среды, предъ€вл€ющих некоторым формам жизни требовани€ настолько высокие, что эти формы не могут к ним адаптироватьс€; (3) в мутаци€х, которые могут оказатьс€ неблагопри€тными дл€ жизни. Ѕолезнь Ч это часть жизни как таковой. —ама угроза дл€ жизни Ч следствие того, что жизнь все врем€ движетс€, так сказать, на ощупь; но это же движение на ощупь служит источником количественного умножени€ жизни и роста ее качественного многообрази€. »ме€ в виду непредсказуемость жизненного процесса, следует считатьс€ с возможностью потерь, которые про€вл€ютс€ в виде утраты достигнутого, хронических уродств и дефектов (характерных дл€ любых форм узкой специализации), а также крушений, которые следуют даже за самыми великолепными временными удачами. Ѕолезнь Ч это не какой-то исключительный удел, а атрибут самой жизни, преход€щий момент на пути ее поступательного развити€, угроза, которую она может преодолеть. ∆изнь продвигаетс€ вперед на ощупь, и ее течение Ч это одновременно успехи и неудачи, пр€мое попадание и удары мимо цели.

¬ рамках этой биологической целостности мы обнаруживаем то, что характерно только дл€ человека. „еловек Ч исключение среди живых существ. ќн наделен самым обширным набором возможностей и имеет самые высокие шансы на успех, но вместе с тем он в большей мере, чем кака€-либо ина€ разновидность живого, подвержен опасност€м. ћногие мыслители считали Ђчеловеческоеї, как таковое, формой болезни Ч либо отождествл€€ с болезнью саму человеческую жизнь, либо усматрива€ в человеческой природе некий непор€док или травму, нанесенную первородным грехом. ¬ такой оценке Ђчеловеческогої Ќицше сходитс€ с богословами, хот€ и вкладывает в свои идеи совершенно иной смысл.

Ќеслучайно поэты использовали образы безуми€ в качестве символов, обозначающих суть Ђчеловеческогої, его высших и ужасающих про€влений, его величи€ и упадка. ƒостаточно вспомнить —ервантеса с его Ђƒон  ихотомї, ибсеновского Ђѕера √юнтаї, Ђ»диотаї ƒостоевского или шекспировские трагедии Ђ√амлетї и Ђ ороль Ћирї (все перечисленные авторы дают совершенно реалистические описани€ шизофрении, истерии, слабоуми€ и психопатий). Ќеслучайно и то, что весь мир признает за безумцами какую-то особую мудрость. ¬ трудах некоторых психиатров Ч например, Ћюксенбургера Ч имеютс€ рассуждени€ о некоторых общих признаках, характеризующих больного человека как такового: ЂЎизотими€- это проблема общечеловеческа€: и нормой следует признать все, что не выходит за достаточно широкие пределы допустимых вариаций, то есть не переходит ни в психопатические эксцессы, ни в психотические искажени€ї. «десь мы усматриваем элемент оптимистического отношени€ к здоровью как сущности человека, который в норме реализует себ€ в гармонии, соразмерности, верности и полноте.

ѕримечательно, что безумие вызывает у окружающих не только ужас, но и благоговение. —читалось, что Ђсв€щенна€ болезньї эпилепси€ Ч результат демонического или божественного воздействи€. ѕлатон говорил: ЂЌыне величайшее благо дл€ нас возникает из безуми€. которое было даровано нам богамиЕ ѕо свидетельству предков наших. безумие, ниспосланное богами, бесконечно прекраснее простой человеческой рассудительностиї. Ќицше открыто презирал людей, считавших вакхические танцы и дионисийские оргии греков лишь Ђболезн€ми народных массї, заслуживающими высокомерно-пренебрежительной оценки с позиций так называемого душевного здоровь€: ЂЁти ничтожества и не представл€ют себе, насколько мертвенно-бледным и призрачным показалось бы на этом фоне их жалкое Дздоровьеї. ќбразованного филистера Ќицше характеризует в следующих словах: Ђ¬ конце концов, дабы обосновать присущие ему привычки, взгл€ды, симпатии и антипатии, он придумывает универсально действенную формулу Дздоровь€ї. а вс€кого неудобного нарушител€ спокойстви€ отвергает под предлогом. что тот болен или не умеет себ€ вестиї. Ђ—уществует одно фатальное обсто€тельство: дух особенно благоволит именно нездоровому и никчемному Ч тогда как филистер, как бы здраво он ни философствовал. чаще всего бывает бездуховенї.  ак ѕлатон, так и Ќицше говор€т о болезни не как о чем-то разрушительном и низшем по сравнению со здоровьем, а как о более полной, высокой, творческой форме быти€. “акое безумие Ч превыше здоровь€. Ќицше специально задаетс€ вопросом о том, существуют ли Ђневрозы здоровь€ї. Ѕезумие и психопати€ обретают специфически человеческое измерение в тех случа€х, когда в человеке разбужено сознание пропасти, котора€ есть в нем самом, когда он уже не верит в возможность справедливого устроени€ мира, когда в нем не осталось идеальных представлений о Ђчеловеческомї, когда у него нет отчетливой мировоззренческой позиции. Ѕезумие и психопати€ Ч это та действительность, в контексте которой про€вл€ютс€ возможности, скрываемые здоровым человеком от самого себ€. «доровый человек оберегает себ€ от этих возможностей. Ќо здоровый человек, держащим границы своей души открытыми, исследует в психопатологических €влени€х то, что он сам Ч потенциально Ч собой представл€ет, или то чуждое и далекое, что становитс€ дл€ него существенным как послание из-за этих границ. —трах и благоговение, повсеместно испытываемые по отношению к некоторым формам психических заболеваний, не могу* считатьс€ всего лишь исторически преход€щими суевери€ми; они умеют более глубокий и устойчивый смысл.

Ќовалис говорил- ЂЌаши болезни Ч это феномены обостренной восприимчивости; они стрем€тс€ преобразоватьс€ в высшие силыї. —овременный психиатр √ейер пишет: ЂЌевроз Ч это не просто слабость: он может представл€ть собой тайный знак человеческого величи€ї. »нтересны парадоксальные замечани€ …ессена, сделанные им на съезде естествоиспытателей в  иле 21 августа 1846 года; в их основе лежит любовь руководител€ психиатрической лечебницы к своим пациентам и интуитивное понимание смысла душевной болезни: Ђћне довелось оказать врачебную помощь по меньшей мере полутора тыс€чам душевнобольных. я жил среди них и общалс€ с ними больше, чем с людьми здоровыми. ”бежден, что по своим нравственным качествам психически больные значительно превосход€т так называемых здоровых людей. Ќе могу не признать, что испытываю величайшее почтение к душевнобольным; € люблю жить среди них и, обща€сь с ними, не тер€ю ничего из того, что мог бы получить, если бы мое общество состо€ло из одних только здоровых людей. ѕо правде говор€, € нахожу их более естественными и разумными, чем человеческий род в целомї. »з сказанного вытекает, что психически больным может сделатьс€ только такой человек, чей душевный мир отличаетс€ особой глубиной. јвтор убежден, что Ђдушевна€ болезнь Ч это скорее почет, чем позорї.

(бб) «доровье. ƒать точное определение пон€тию Ђздоровьеї Ч задача, которую невозможно решить, придержива€сь представлени€ о человеческой природе как о принципиально незамкнутом бытии. “ем не менее мы могли бы привести здесь целый р€д определений общего характера.

—амое раннее из них Ч определение јлкмеона, имеющее своих сторонников вплоть до сего дн€: здоровье есть гармони€ противоположно направленных сил. ÷ицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состо€ний. ¬ последнее врем€ многие считают, что здоровье находитс€ где-то посредине между противоположност€ми, которые св€зываютс€ воедино благодар€ посто€нно поддерживаемому напр€жению.

—тоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставл€€ его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Ёпикурейцы считали, что здоровье Ч это полное довольство при условии умеренного удовлетворени€ всех потребностей. —тоики воспринимали вс€кую страсть, вс€кое про€вление чувства как болезнь; их учение о нравственности в значительной мере представл€ло собой разновидность терапии, нацеленной на уничтожение душевных болезней и установление здоровой атараксии.

¬ насто€щее врем€ психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать Ђестественный и врожденный потенциал человеческого призвани€ї (фон ¬айцзеккер). ¬ообще говор€, было бы неплохо про€снить, что в данном случае имеетс€ в виду. ƒругие формулировки јналогичного рода: здоровье Ч это обретение человеком своей самости, реализаци€ Ђя ї, полноценна€ и гармонична€ включенность в сообщество людей.

Ётим определени€м здоровь€ соответствуют различные представлени€ о болезни. Ѕолезнь понимаетс€ как: (1) распад на противоположности, разорванность противоположностей, дисгармони€ сил, (2) аффект и его следстви€; (3) своего рода Ђобманї, например, Ђуход в болезньї, Ђуклонениеї, способ Ђукрытьс€ї. ѕоследнее определение болезни как Ђукрыти€ї обсуждалось особенно активно. ‘он ¬айцзеккер пишет: Ђ≈сли человек, испытывающий трудности, обретает достоинство в болезни, если моральна€ реакци€ превращаетс€ в патологический симптом, возникает смыслова€ подмена, взывающа€ к нашему чувству уважени€ к истине и к нашей критической способностиЕ Ќевротик строит себе Дубежищеї и выдает его, ибо не может скрыть чувство вины. ¬спышки этого чувства часто приходитс€ наблюдать и у людей, страдающих органическими заболевани€ми (не невротиков). “акие люди борютс€ сами с собой на продромальной стадии (как бы реша€, поддатьс€ болезни или нет) и на стадии выздоровлени€ (как бы сомнева€сь, не лучше ли болеть дальше)ї. ƒалее фон ¬айцзеккер за€вл€ет, что Ђв здоровье есть нечто от правды, а в болезни Ч нечто от неправдыї. ¬ данной св€зи нельз€ не вспомнить психиатров прошлого, полагавших, что невинный никогда не сходит с ума, а безумие поражает только виновного (’айнрот) и что нравственное совершенство тождественно душевному здоровью (√росс): если врожденное влечение к добру развиваетс€ свободно, никакое соматическое событие не в силах вызвать к жизни душевную болезнь. ¬ том же р€ду стоит и концепци€  лагеса, согласно которой психопати€ Ч это страдание, причин€емое самообманом, имеющим дл€ данной личности жизненно важное значение.

¬сему этому противостоит утверждение Ќицше: Ђ«доровь€, как такового, не существуетї. Ќапомним, что Ќицше не довер€л никаким однозначным, пр€молинейным, оптимистическим представлени€м о здоровье. ‘он ¬айцзеккер слегка касаетс€ парадоксальной природы пон€ти€ Ђболезньї, когда утверждает, что Ђсерьезна€ болезнь часто означает коренной пересмотр целой эпохи в жизни человекаї и, значит, в определенных контекстах может иметь Ђисцел€ющееї, Ђтворческоеї значение. ќн же специально подчеркивает важность закона, согласно котором) Ђустранение одного зла открывает место дл€ другогої. √армони€ противоположностей Ч это некий идеал, устанавливающий определенные границы; но это не пон€тие, отражающее реалии человеческого быти€. равно как и не возможность, котора€ могла бы стать действительностью. јтаракси€ и душевна€ удовлетворенность влекут за собой обеднение психической жизни, возникают расстройства, имеющие свою причину в чем-то недооцененном и незамеченном.

3. —труктура пон€ти€ Ђпсихическа€ болезньї. ѕо словам √ризингера, Ђбезумныхї как особого вида не существует. ¬место того чтобы рассматривать Ђпсихическую болезньї обобщенно и недифференцированно, мы должны как-то структурировать это пон€тие. ѕсихиатры не придают особого значени€ суждени€м о Ђболезни вообщеї. »м приходитс€ наблюдать разнородные факты, которые они упор€дочивают согласно пон€ти€м, отражающим реалии человеческого быти€, Ч например, согласно тому, имеют ли они дело с хроническим состо€нием или со стадией процесса. ¬ киниках и больницах лечитс€ множество людей, страдани€ которых обусловлены не каким-либо болезненным процессом, а неблагопри€тными отклонени€ми конституции, то есть чисто характерологическими причинами. ѕо существу, наша наука начинаетс€ именно с Ђнормальнойї характерологии. — того момента, как в психиатрию вошло пон€тие Ђбольна€ личностьї, установление границы между Ђздоровымї и Ђбольнымї стало практической задачей, предусматривающей учет всех индивидуальных вариаций.

(ад) »сходные принципы определени€ психической болезни. ѕон€тие Ђпсихическа€ болезньї отличаетс€ от болезни в соматическом смысле прежде всего тем, что установка психически больного по отношению к своей болезни, его ощущение и осознание собственной болезни (иди его неспособность почувствовать и у€снить себе, что он болен) Ч это не что-то дополнительное и, при необходимости, легко поддающеес€ коррекции, а непременна€ составна€ часть самой болезни. ¬о многих случа€х пациента считает больным только наблюдатель.

Ќаблюдатель исходит из наличи€ чего-то такого, что недоступно психологическому пон€тию Ч то есть либо из расстройства пон€тных св€зей под действием аномальных механизмов, либо из Ђпомешательстваї, которое заключаетс€ в абсолютной некоммуникабельности и социально опасном поведении, диктуемом непон€тными мотивами. ¬ основе дифференцирующего диагноза должно лежать различение типов Ђнепон€тностиї: легкие симптомы, не содержащие, с точки зрени€ непрофессионала, ничего болезненного, могут указывать на крайне т€желые разрушительные процессы, тогда как серьезные на первый взгл€д €влени€ (состо€ни€ крайнего возбуждени€, которые мы привыкли называть Ђбуйствомї) могут быть симптомами относительно безвредной истерии.

ƒолькой исходит из того, что он испытывает Ч страдает ли он от своего собственного наличного быти€ или от чего-то такого, что ощущаетс€ им как вторгшеес€ в его жизнь чуждое начало. ¬прочем, подобное происходит со всеми людьми, главный вопрос заключаетс€ в том, владеет ли человек собой и как он может овладеть собой. — точки зрени€ самого заболевшего, болезнь Ч это отклонение от нормального хода событий, вызванное чем-то таким, что прежде в его жизни не встречалось, это по€вление переживаний нового типа, с совершенно незнакомым содержанием.

≈сли говорить об определении психической болезни, то обе изложенные здесь исходные предпосылки не могут считатьс€ надежными. Ч явлени€ в том виде, в каком они воспринимаютс€ изначально, не соответствуют характеру, степени т€жести, направленности болезненного процесса.ѕоэтому психопатолог проникает в глубь событий; дл€ этой ÷елив его распор€жении есть многообразные методы наблюдени€, опыт обнаружени€коррел€ций между различными €влени€ми, опыт прослеживани€ хода событий и т. п. ¬ итоге мы приходим к распределению всего множества заболеваний по трем большим группам (см. главу Ђбї І4 главы 12).

(бб) “ри способа понимани€ Ђболезниї в психиатрии. ЂЅолезньї определ€етс€ как: (1) соматический процесс, (2) серьезное и, возможно. имеющее какую-то (пока еще неизвестную) соматическую основу событие, которое вторглось в здоровую психическую жизнь и изменило ее. (3) вариаци€ Ђчеловеческогої, отклонивша€с€ весьма далеко от средних показателей, нежелательна€ дл€ самого больного или дл€ его окружени€ и поэтому требующа€ медицинского вмешательства.

1. Ќа первый взгл€д, у психиатра не должно быть сложностей с определением пон€ти€ Ђболезньї во всех тех случа€х, когда ему удаетс€ обнаружить лежащий в основе психического расстройства соматический процесс, объективно установить и определить его природу. “акова фундаментальна€ установка медицинской науки и, шире, естественных наук вообще Ч установка, согласно которой соматическое должно считатьс€ единственным решающим фактором. — этой точки зрени€ вс€ психопатологи€ сводитс€ к вы€влению соматических симптомов.  онечна€ цель медицинского исследовани€ Ч не психологи€, а физиологи€.  ак врачи, мы должны иметь дело с телом, то есть со сферой соматического. Ђ—толкнувшись с чем-то вроде душевной болезни, мы бессильны помочьї. Ѕолезненными могут называтьс€ только такие событи€ психической жизни, которые основаны на болезненных процессах в мозгу. ƒействительно, существует р€д органических мозговых заболеваний, дл€ которых может быть обнаружена соматическа€ основа (иными словами, может быть выполнено основное требование соматической медицины); в этих пределах событи€ психической жизни выступают как симптомы известного событи€ соматической жизни индивида. Ќо даже здесь есть свои сложности, которые нельз€ недооценивать. ќрганическа€ основа болезни известна, в лучшем случае, дл€ четверти пациентов психиатрических лечебниц. —тепень изменений мозга не об€зательно соответствует глубине психического расстройства. »звестны случаи т€желых соматических расстройств, при которых у больного до последней минуты сохран€етс€ €сность умственной и психической жизни.

2. Ѕольшинство психозов, относ€щихс€ к трем большим генетическим группам, не сопровождаетс€ такими соматическими расстройствами, которые могли бы послужить основанием дл€ психиатрического диагноза. —ледовательно, в применении к этим психозам пон€тие болезни св€зано исключительно с изменени€ми психики. ѕравда, в некоторых случа€х вы€вл€ютс€ соматические феномены, позвол€ющие предположить, что в основе всего лежит еще неизвестное событие соматическом природы. Ќо чаще никаких соматических феноменов не обнаруживаетс€. ¬озможно, с течением времени из этой области будут выделены новые разновидности соматических расстройств, которые можно будет Ђподогнатьї под пон€тие Ђболезньї в его первом, чисто медицинском значении. Ќо, суд€ по всему, данна€ область в целом так и останетс€ самосто€тельной и независимой, постижимой только в собственных терминах.

»сследу€ эти болезни, мы, как и в случае заболеваний первой группы _ стремимс€ вы€вить те Ђфундаментальные функцииї событий психической жизни, расстройством которых можно было бы объ€снить все многообразие наблюдаемых феноменов. ѕравда, никаких соматических процессов нам отыскать не удаетс€; но зато мы обнаруживаем некий специфический и, по сравнению со здоровым состо€нием, новый элемент (в особенности это относитс€ к шизофрении). ѕользу€сь чисто психологическими средствами (н, конечно, прибега€ к помощи теоретических представлений), мы можем вы€вить нечто, относ€щеес€ к сущности болезни. Ђ“ака€ чисто функциональна€ трактовка психической жизни,естественно, приносит большую пользу при изучении шизофрении; кроме того, она закладывает совершенно новую основу дл€ психопатологической науки в целом. ¬ истории психиатрии у нее нет прецедентовї (√руле). ≈сли бы нам удалось достичь в этой области бесспорных результатов, мы могли бы определить болезни данной группы как расстройства фундаментальных функций. Ёта задача все еще не выполнена; но в нашем распор€жении нар€ду с множеством разнообразных описаний есть множество разнообразных теорий.

3. „то касаетс€ Ђпсихической болезниї в третьем и последнем понимании этого термина- как нежелательных вариаций Ђчеловеческогої, Ч то здесь мы не обнаруживаем никакой соматической основы в форме органического расстройства. Ѕолее того, мы и не рассчитываем ее обнаружить. —оматическа€ сфера играет ту же роль, что и в услови€х здоровой психической жизни. Ѕолезнь Ч несмотр€ на трещину, отдел€ющую здоровье от состо€ни€ с Ђвключеннымї невротическим механизмом, Ч не вносит ничего принципиально нового по сравнению с предшествующим (здоровым) состо€нием; но развитие болезни может привести к разрушительным последстви€м. —уществуют такие фундаментальные качества Ђчеловеческогої, которые у исключительных личностей про€вл€ютс€ более отчетливо, действенно и пугающе, чем у большинства Ђобычныхї людей. Ёто та область, дл€ которой вполне обоснованным кажетс€ утверждение: Ђ„еловеческое Ч значит, болезненноеї.

ѕознание болезней третьей группы позволит нам лучше пон€ть те психические расстройства, которые обусловлены органическими причинами. ¬о всех, даже самых т€желых случа€х присутствие и участие Ђчеловеческогої ощущаетс€ самым непосредственным образом. ќдними только естественнонаучными пон€ти€ми такие случаи не объ€снить. ибо мы то и дело обнаруживаем пропасть, отдел€ющую человека от животного.

—мысл практики

ƒо сих пор в насто€щей книге рассматривались только проблемы

психопатологии как науки. –азмышл€€ о Ђчеловеческомї, мы должны, наконец, перейти к обсуждению смысла медицинской практики и ее возможностей по отношению к человеку в целом





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

730 - | 649 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.