Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Джованни Реале и Дарио Антисери




Западная философия от истоков до наших дней

* Античность (т. 1)*

Оглавление (гл. 1 — 5):

 

Предисловие К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ__ 4

Предисловие К ШЕСТНАДЦАТОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ__ 4

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ_ 3

ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ_ 3

Глава первая Генезис, природа и развитие античной философии_ 3

1. ГЕНЕЗИС ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ_ 3

1.1. Философия как создание эллинского гения 3

1.2. Невозможность доказать происхождение философии с Востока_ 3

1.3. Научные познания египтян и халдеев и их греческие трансформации_ 4

2. ФОРМЫ ГРЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПОДГОТОВИВШИЕ РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ_ 4

2.1. Поэмы Гомера и гномические поэты_ 4

2.2. Общественная религия и орфические мистерии_ 5

2.3. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии 6

3. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ_ 7

3.1. Отличительные особенности античной философии_ 7

3.2. Философия как потребность человеческого духа_ 7

3.3. Фундаментальные проблемы античной философии_ 8

3.4. Фазы и периоды античной философии_ 8

ЧАСТЬ ВТОРАЯ_ 10

ОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ_ 10

НАТУРАЛИСТЫ ДОСОКРАТИКИ_ 10

Глававторая_ 10

"Натуралисты" и философы "физиса"_ 10

1. ПЕРВЫЕ ИОНИЙЦЫ И ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ВСЕХ ВЕЩЕЙ_ 10

1.1. Фалес из Милета_ 10

1.2. Анаксимандр из Милета_ 10

1.3. Анаксимен из Милета_ 11

1.4. Гераклит из Эфеса_ 12

2. ПИФАГОРЕЙЦЫ И ЧИСЛО КАК НАЧАЛО_ 13

2.1. Пифагор и так называемые пифагорейцы_ 13

2.2. Число как начало_ 14

2.3. Элементы, из которых происходят числа_ 14

2.4. Переход от чисел к вещам и обоснование понятия космоса_ 16

2.5. Пифагор, орфизм и "пифагорейская жизнь" 16

2.6. Божественное и душа_ 16

3. КСЕНОФАН И ЭЛЕАТЫ: ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ_ 17

3.1. Ксенофан и его отношения с элеатами_ 17

3.2. Парменид и его поэма о бытии_ 18

3.3. Зенон и рождение диалектики_ 19

3.4. Мелисс из Самоса и систематизация идей элеатов 20

4. ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ И ФИЗИКИ-ЭКЛЕКТИКИ_ 20

4.1. Эмпедокл и четыре "корня" 20

4.2. Анаксагор из Клазомен: открытие гомеомерий; понимающий, упорядочивающий ум_ 21

4.3. Левкипп и Демокрит. Атомизм. 22

4.4. Эклектический регресс последних физиков и возвращение к монизму: Диоген из Аполлонии и Архелай из Афин_ 23

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ_ 25

ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА_ 25

СОФИСТЫ, СОКРАТ, СОКРАТИКИ И ГИППОКРАТОВА МЕДИЦИНА 25

Глава третья_ 25

Софистика и смещение оси_ 25

философского поиска с космоса_ 25

на человека_ 25

1. ИСТОКИ, ПРИРОДА И ЦЕЛИ ДВИЖЕНИЯ_ 25

СОФИСТОВ_ 25

2. ПРОТАГОР И МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ_ 26

3. ГОРГИЙ И РИТОРИКА_ 27

4. ПРОДИК И СИНОНИМИКА_ 28

5. НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В СОФИСТИКЕ: ГИППИЙ И АНТИФОНТ_ 28

6. ЭРИСТЫ И СОФИСТЫ-ПОЛИТИКИ_ 28

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_ 29

Глава четвертая_ 30

Сократ и младшие сократики_ 30

1. СОКРАТ И ОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ЗАПАДНОЙ МОРАЛИ_ 30

1.1. Жизнь Сократа и проблема источников 30

1.2. Открытие сущности человека (человек — это его душа) 30

1.3. Новый смысл "добродетели" и новая шкала ценностей_ 31

1.4. Парадоксы сократовской этики_ 31

1.5. Открытие Сократом понятия свободы_ 32

1.6. Новое понимание счастья 32

1.7. Революция ненасилия 32

1.8. Теология Сократа_ 33

1.9. "Даймонион" Сократа_ 33

1.10. Диалектический метод Сократа и его цель 34

1.11. Сократическое "незнание" 34

1.12. Ирония Сократа_ 34

1.13. "Опровержение" и сократическая "майевтика" 35

1.14. Сократ и обоснование логики_ 35

Общие замечания 35

2. МЛАДШИЕ СОКРАТИКИ_ 36

2.1. Круг сократиков 36

2.2. Антисфен и прелюдия кинизма_ 36

2.3. Аристипп и школа киренаиков 37

2.4. Евклид и мегарская школа_ 38

2.5. Федон и элидская школа_ 38

Заключение 38

Глава пятая_ 40

Зарождение медицины как автономного научного знания_ 40

1. КАК РОЖДАЕТСЯ МЕДИК И НАУЧНАЯ МЕДИЦИНА_ 40

2. ГИППОКРАТ И "КОРПУС ГИППОКРАТА" 40

3. "КОРПУС ГИППОКРАТА" 40

3.1. "Священная болезнь" и редукция всех болезненных феноменов к одному измерению_ 40

3.2. Открытие структурной соотнесенности между болезнью, характером человека и окружающей средой в сочинении "О водах, ветрах и местностях" 41

3.3. Манифест Гиппократа: "Древняя медицина" 41

4. КЛЯТВА ГИППОКРАТА_ 42

5. ТРАКТАТ "О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА" И ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЙ_ 42


Предисловие
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

"Жизнь вне поиска не достойна быть прожитой для человека", — читаем мы в "Апологии Сократа" (38-а). Как бы рефреном к этой максиме звучат слова Карла Поппера: "Все мы — философы. И даже те из нас, кто не сознают этого, имеют свои философские предпочтения. Большая часть этих предпосылок принимается безотчетно: они абсорбируются из культурного ареала или традиции. Даже будучи основой практического действия и жизни в целом, они принимаются и проповедуются без должной критической оценки. Факт, удостоверяющий суть профессиональной и академической философии, состоит, в частности, и в этой необходимости критически оценивать получившие такое широкое распространение теории". Учитывая сказанной, авторы настоящей книги выражают надежду в небесполезности своего труда для русских студентов.

ДЖОВАННИ РЕАЛЕ ДАРИО АНТИСЕРИ

Милан-Рим, май, 1994 год

 

Предисловие
К ШЕСТНАДЦАТОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ

 

Если судить о книге по числу страниц, то наше издание по истории философской мысли в трех томах (около 2,5 тыс. страниц) покажется слишком громоздким. Впрочем, не мешает вспомнить сентенцию аббата Террасона, цитированную Кантом в "Критике чистого разума" (в предисловии): "Если объем книги измерять не количеством страниц, но временем, необходимым для ее понимания, то о многих можно было бы сказать, что они могли бы быть много короче".

И в самом деле, многие учебники по философии выиграли бы, будь они пространнее в серии аргументов. Ведь краткость в экспозиции философских проблем не упрощает, но усложняет суть дела, делая их малоприятными, если не совсем бессмысленными. Так или иначе, но такого сорта краткость фатально ведет к ноционизму, т.е. перечню точек зрения, дающих панораму философских высказываний, инструктивную, но вместе с тем, малоинформативную.

Таким образом, настоящий учебник предлагает наличие, по меньшей мере, трех уровней: помимо того, что древние называли "доксографией" (своего рода считка мнений, того, что говорили философы), необходимо объяснить, почему они так говорили, а также нелишне понимать, как все это было сказано, наконец, есть уровень указателей эффектов, производимых и провоцируемых философскими и научными теориями.

Что касается объяснительного уровня — почему нечто утверждалось, — то всегда непросто разглядеть сплетения событийных рядов экономического, социального и культурного плана с теоретическими и спекулятивными мотивами. Учитывая все это, мы стремились избегать опасных редукций — социологистических, психологистических, историцистских, удерживая специфическую идентичность философского дискурса.

Показывая то, как выражали мыслители свои доктрины, мы широко использовали их собственные слова. Цитируемые тексты даны в дозах, соответствующих дидактической парадигме научающегося ума, входящего в незнакомый дискурс. От предельно простого он мало-помалу переходит к философским категориям, развивая мышцу мысли и собственную способность к постижению все более сложных идей, которые выражены в разных лингвистических тональностях несхожими и оттого притягательными голосами. Подобно тому как для постижения способа чувствования и воображения поэта мы вчитываемся в его стихи, так и проникнуть в способ мышления философа нельзя иначе как через форму выраженных им идей.

Нельзя не отметить также, что философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями, которым они дают начало, течениями, которые приводятся в движение. Одни из них благоприятствуют рождению определенных идей, другие, напротив, делают это невозможным. По поводу последнего обстоятельства историки философии чаще хранят молчание, тем важнее для нас — сделать этот аспект очевидным, особенно, при объяснении сложных взаимоотношений между философскими и научными, религиозными, эстетическими и социо-политическими идеями.

Учитывая, что в преподавании философии исходное — проблемы, которые она поднимала и решала, мы часто отдавали предпочтение синхроническому методу, относительно диахронического, который, впрочем, также использован в пределах его возможностей.

Что же касается желаемой цели, то она состоит в формировании теоретически обогащенных умов, владеющих методами, способных к постановке и методической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности. Именно этой цели служат означенные выше четыре уровня: содействовать самоконституирующемуся уму молодого человека в духе открытости новому и в его способности к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века — бегство в иррациональное, капитуляция перед прагматизмом и убогим сциентизмом. Разум открыт тогда, когда он имеет в самом себе корректирующее устройство, выводящее (поскольку это человеческий разум) одну за другой ошибки и высвобождающее энергию для движения вперед по все новым интинерариям.

АВТОРЫ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.