История России с древности до конца XVI в. (начала XVII в.).
1.1.1*Восточнославянские племена и их соседи. В период неолита (VI – III тыс. до н.э.) на территории Европы и Азии появились индоевропейцы. До III тыс. до н.э. индоевропейцы представляли собой единое целое (общий язык и религиозные верования). В результате перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему (неолитическая революция), и бурного роста населения индоевропейцы начинают осваивать новые территории. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее (IV – III тыс. до н.э.) стали выплавлять бронзу. В ходе переселений в IV – III тыс. до н.э. индоевропейская общность, занявшая огромные земли от Западной Европы до Индии (осюда и название), стала распадаться. На рубеже III – II тыс. до н.э. (бронзовый век) индоевропейцы стали обособляться друг от друга и говорить на индоевропейских наречиях. В дальнейшем из индоевропейцев выделилась
восточнаягруппа языков и народов (индийцы, иранцы, армяне, таджики),
западноевропейская группа (англичане, германцы, французы, итальянцы, греки)
и славянская группа (восточные, западные и южные славяне).
Предки славян- праславяне в соответствии с наиболее распространенной точкой зрения местом формирования праславянского ядра во II – I тыс. до н.э. стали земли в бассейнах Вислы, Одера, Эльбы. В I тыс. до н.э. праславяне окончательно обособились сначала от германцев, а позднее от балтов, которые являлись их соседями на протяжении многих веков. Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись «Повесть временных лет» сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец (Нестор) отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен.
Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне,
по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи,
по берегам Припяти — древляне,
По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы,
по Оке — вятичи,
в западных областях современной Украины — волыняне,
к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи,
по левому берегу Днепра и по Десне — северяне,
по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи,
вокруг озера Ильмень — ильменские славяне (словене).
Возможно уже в I тыс. до н.э. праславяне поселившиеся в В. Европе, в частности в Среднем Поднепровье вступили в противоборство с кочевыми племенами – киммерийцами. Занявшими степные пространства Северного Причерноморья. Под их натиском праславяне были вынуждены уходить в северные леса. С VI по IV в. до н.э. киммерийцев оттеснили скифы, которые стали опасными соседями славян и балтов, оттесняя их в лесные чащи и став неодолимой стеной между жившими в лесостепной и лесной полосе праславянами и быстро развивающимися народами, обитавшими на берегах Средиземного, Эгейского и Черного морей (греческие колонии). Начиная со II в. до н.э. в Поднепровье двинулись кочевые орды сарматов вытеснивших скифов.
К северу от славянских обществ, расселившись от берегов Балтики до междуречья Оки и Волги заняли большие пространства балты. На обширных территориях северо-восточной части Европы, вплоть до Уральских гор и Зауралья, вдоль берегов Оки, Волги, Камы, Белой,Чусовой и других местных рек и озер обитали предки угро-финских народов (в том числе нынешних мари, мордвы, коми, зыряне и т.д.).
В районах Северного Кавказа обитали предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов. В I в.н.э. в городах Боспорского царства (Северное Причерноморье) появляются еврейские общины. С тех пор евреи (купцы, ремесленники, ростовщики) жили на будущих южнорусских землях.
С конца IV в. н.э. началось Великое переселение народов – многочисленное передвижение племен, которых гнало вперед (на Запад) жажда захвата добычи на землях Римской империи. Первыми на территорию Восточной европы двинулись германские племена готов, которые до этого жили в Южной Прибалтике, но были вытеснены оттуда славянами и вынуждены были уйти и поселиться в Северном Причерноморье, где прожили два столетия. Во главе готов стоял вождь Германарих.
В 70-е гг. IV в. н.э. c востока на готов двинулись племена гуннов – тюркский народ. Племена хунну, или гунны, известны китайцам еще до н.э. Их воинственный кочевой союз сложился на северных рубежах Китая еще в V — III вв. до н.э. В своем движении гунны увлекали всех кто попадался им на пути. Гуннами была создана мощная держава, которая достигла наивысшего могущества при вожде Аттиле (V в. н.э.), центром ее были земли по реке Дунай, откуда гунны нападали на Римскую империю. Попытка Аттилы завоевать всю Западную Европу в 451 г. закончилась поражением его армии в Северной Франции на Каталаунских полях. Держава гуннов распалась, но движение народов продолжалось до VII в. н.э. Участниками Великого переселения народов стали и славяне, которые именно тогда впервые появляются в документах под своим именем.
1.1.2* Занятия, общественный строй, верования восточных славян.
Занятия. Основными занятиями восточных славян были земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.
Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог (переложная система земледелия). При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом (рало с полозом). Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
Уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья.
С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.
Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.
Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.
Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.
Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.
Общественный строй. Уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Постоянно улучшающееся хозяйство восточных славян привело к тому, что отдельная семья перестала нуждаться в помощи рода. Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов. Происходит переход от родовой общины к соседской.
Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.
Так зарождалось право частного владения, частной собственности, появлялась возможность для отдельных сильных семей освоить большие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности и следовательно создать определенные излишки, накопления. В этих условиях резко возрастала власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Таким образом зарождалось имущественное неравенство, особенно быстро этот процесс шел в районах Среднего Поднепровья.
Верования. Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.
Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.
С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.
У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.
Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну (поминки) и военные состязания.
1.2 Древнерусское государство (первая половина XII вв.)