МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1»
Искусство 19 века.
Исполнил:
Г. Каменск-Уральский
Г.
Содержание:
Введение. Краткая историческая справка.
Развитие искусства 19 века.
А) Искусство первой половины 19 века.
Б) Искусство второй половины 19 века.
в) Искусство конца 19 века – начала 20 века.
Заключение. Краткие итоги развития искусства 19 века.
Введение. Краткая историческая справка.
Век - период утверждения и расцвета капитализма.
Формирование нового героя. Абсолютные монархии уступают место конституционным монархиям и республикам.
Парламенты делают попытки создания правовых государств с разделёнными ветвями власти. В будущем это даст гарантии прав личности и равенства граждан.
Ослабляется влияния религии. Образование становится светским, церковь отделяется от государства.
Увеличивается роль науки, открытия внедряются в производство. Завершается промышленный переворот, возникает капитализм свободной конкуренции.
Век - столетие политических революций, которые не всегда решали общественные проблемы.
Передовые государства старались снять общественные проблемы с помощью реформ. В тоже время экономически сильные страны Япония, Россия, Турция, Германия, Франция, Англия, Испания, США совершили колониальный передел мира.
Все события бурного 19 века нашли своё отражение в искусстве в художественных образах.
Развитие искусства 19 века.
Искусство 19 века можно разделить на 3 периода: искусство первой половины 19 века, искусство второй половины 19 века и искусство конца 19 века - начало 20 века.
А) Искусство первой половины 19 века.
В этот период завершается развитие классицизма, сентиментализма, романтизма.
Упадок этих направлений приводит к развитию салонного искусства академического направления. Паралельно идёт становления реализма в искусстве. В тоже время появляются такие своеобразно изысканные произведения, которые не вписываются в академическое или реалистическое искусство. Они составляют линию предмодерна.
Классицизм в первой половине 19 века.
Революция во Франции трансформируется в диктатуру Наполеона, увлечённого императорским Римом. Это увлечение передаётся его победителям - монархом России, Англии, Австрии, Пруссии. Развивается искусство империи, или ампира. Герой ампира - это триумфатор.
Архитектура отражает триумфы французских, а затем русских, английских, немецких войск. Триумфальной арки, колонны, грандиозные городские ансамбли должны были воспеть силу и мощь руководителей держав победительниц.
В живописи художники уподобляют полководцев и вельмож древним героям. Например, Напалеона на портрете французского художника Энгра или русских офицеров на портретах в военной галерее Зимнего дворца.
В тоже время показ античного героя часто поражает своей надуманностью, как, например в «Апофеозе Гомера» художника Энгра.
Энгр. Апофеоз Гомера.
Романтизм в первой половине 19 века.
В условиях диктатуры, затем империи Наполеона, и, наконец, господства держав-победительниц происходит процесс перерождения романтизма. Революционному романтизму на некоторое время не находится места в умиротворенной Европе.
Романтический герой ощущает свою ненужность. Он становится «лишним» человеком, играющим со своей жизнью. Однако революционные выступления 1830 и 1848 годов вновь оживляют революционный романтизм.
Романтическая архитектура широко распространяется только в Англии, например, в форме романтических руин.
Основная тема живописи романтизма – гибель главных героев, например: «Расстрел» испанца Гойи, «Резня на острове Хиос» француза Делакруа, «Последний день Помпеи» русского Брюллова.
Другая тема - борьба героев за свободу, например: «Плот «Медузы»» француза Жерико, «Свобода на баррикадах» Делакруа, «Явление Христа народу» русского Иванова.
Делакруа. Резня на острове Хиос.
В 1830-е годы создаются наиболее важные скульптурные произведения, например: «Выступление добровольцев в 1792 году» француза Рюда.
Сентиментализм в первой половине 19 века.
Европейское умиротворение после Наполеоновских войн сказывается в потребности населения во внешней защищённости, в усталости от революционных тягот и военных страданий, в желании компенсировать пережитые лишения. Люди стремятся обустроить свои дома, свой быт, свою личную жизнь.
Сентиментальный герой - это «маленький человек» с повседневными заботами, стремящийся к личному счастью. Его образ лиричен, трогателен, вызывает умиление.