После овладения шестью ступенями медитации происходит переход в совершенное состояние сверхсознания, в Нирвикальпа-самадхи. В Самадхи восприятие внешних форм полностью прекращается. Исчезают и медитация, и ее объект. Медитирующий и предмет медитации сливаются воедино. Приходят высшие знания и вечный покой. Это и есть окончательная цель существования. Человек становится просветленным мудрецом, поэтому его называют дживанмукти. Он совершенно свободен от страданий, печалей, страхов, сомнений и заблуждений. Он тождествен с Брахманом. Капля стала океаном. Река влилась в море и объединилась с ним. Все различия и особенности окончательно исчезают. Ощущается только одно: «Я — Бессмертная душа. Поистине, все есть Брахман. И я — тоже Брахман. Нет ничего, кроме Бога».
ПРАВДИВОСТЬ
Привязанность человека к материальным вещам и к живым людям делает его больным и несчастным. Привязанность к вечному, непреходящему делает человека вечно юным и счастливым.
Дорогие читатели! Я получил от вас сотни писем по электронной почте с вопросами: «Как научиться медитировать? С чего начать? Как заняться самосовершенствованием души и тела, как прийти к Богу? Можно ли заниматься йогой самостоятельно без учителя? Что самое важное в жизни? Какую мантру повторять? Что такое медитация? Какую янтру повесить на стену? Нужны ли четки, мандалы, картинки, молитвы, алтари или свечи для медитаций? В какой позе концентрироваться на Абсолюте, как при этом дышать, о чем думать?»
Увы, я не могу чисто физически ответить на каждое электронное письмо отдельно. Однако сейчас я постараюсь коротенько осветить ваши, дорогие мои, наиболее часто повторяющиеся вопросы.
Ну, во-первых, самое важное и в жизни, и в йоге — быть высоконравственным человеком. То есть всегда соблюдать этические и моральные нормы, свод которых называется «Яма». Это самое трудное. Например, в «Яму» входит правило «Никогда не лгать». Вы видели хоть одного живого человека, который бы не обманывал других? Все лгут: президенты, правительства, священники, судьи, преступники и обвинители, школьные учителя и врачи, ученые и космонавты. Вы встречали хоть одну бумажную книгу, в которой была бы изложена вся правда, или хотя бы большая часть Истины? Я, допустим, не встречал.
Слово изреченное есть ложь. Этот вещественный мир так устроен, что любая истина, спускаясь из мира причин, в плотном мире становится полуистиной. Посмотрите, солнечный луч в космосе имеет белый цвет, в дневной атмосфере Земли — желтый, а вечером тот же луч нам кажется красным. Мы считаем солнечные лучи идеально прямыми, однако в земной атмосфере они изгибаются, подобно коромыслу, согнутому тяжестью полных ведер. Прямая палка, наполовину опущенная в воду, нам кажется изломанной. Здесь на Земле все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод. Противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Все истины ничто иное, как полуистины. Однако все парадоксы можно примирить. Потому что крайности соприкасаются.
Здесь, на Земле, великое совершенство похоже на несовершенное, но его действие не может быть нарушено; великая Пустота похожа на полноту, а великая полнота похожа на пустоту. Однако действие пустоты неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну, а великое остроумие похоже на большую глупость. Здесь великий йог похож на последнего нищего, однако его действие на мир неисчерпаемо.
Истина не может существовать не только в физическом, но и в астральном и ментальном мирах. Любая истина на Земле представляет собой полуистину, а до абсолютной истины человек может дойти лишь в том случае, если он поднимется выше уровня принципа Полярности и достигнет мира Причин. Все вещи в мире нейтральны, а ярлыки им присваивает эго человека. Что выгодно отдельному индивиду, он называет добром, невыгодно — злом. Если лиса заберется в курятник и утащит курицу, это плохо для курицы, для ее хозяина, но хорошо для голодных лисят, которым нужно выжить. Зло всегда действует в пользу добра, а добро — в пользу зла. Подобно тому, как лев питается ослом, так и добро питается злом. Ян растет лишь в том случае, когда есть Инь. Жизнь работает на смерть, ибо с момента рождения мы начинаем умирать. Смерть работает на жизнь, ибо любой распад есть трансформация, создающая новую форму жизни. Что стало бы со светом, если бы не было темноты? Что стало бы со счастьем, если бы не было горя?