Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности юридической техники.




¬ыдел€ет 3 правовые семьи:

- романо-германскую

- англосаксонскую


- социалистическую

 

¬се остальные семьи, которые можно выделить Ц €вл€ютс€ модификаци€ми этих трѐх.

 

 лассификаци€  . ÷вайгерта √лавный критерий - правовой стиль (стиль права):

1. происхождение и развитие правовой системы;

2. своеобразие юридического мышлени€;

 

3. специфика правовых институтов;

4. природа источников права и способы их толковани€;

 

5. идеологические факторы.

 

Ќа этой основе  . ÷вайгерт различает 8 Ђправовых круговї: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

—воеобразие источников права и идеологические факторы признаютс€ главными критери€ми дл€ объединени€ правовых систем в правовые семьи.

 

Ќаибольшее распространени€ получила классификаци€, построенна€ на основе 3 главных критериев:

- особенности исторического развити€ правовых систем

- источники права

 

- структура права.

—оответственно выдел€ютс€ 10 правовых семей:

Ј романо-германска€;

 

Ј общего права (англосаксонска€),

Ј слав€нска€,

Ј латиноамериканска€,

Ј скандинавска€,

Ј мусульманска€,

Ј индуистсское право,

Ј семь€ обычного (традиционного) права,

Ј дальневосточна€,

Ј социалистическа€.

 

Ќекоторые ученые выдвигают внутри западного типа права 8 правовых систем (романо-германска€; скандинавска€; латиноамериканска€; семь€ общего права; мусульманска€; индусска€; семь€ обычного права; дальневосточна€).

–омано-германска€ правова€ система. √осподствующа€ рольЦзакон(в первую очередь кодекс).–оманскоеправо (‘ранци€, »тали€), германское право Ц (√ермани€, јвстри€, Ўвейцари€, ѕольша, „ехи€, —ловаки€). ’арактерные особенности:

1. ¬о всех странах Ц писаные конституции (высша€ юридическа€ сила) Ц разграничивают компетенцию государственных органов в сфере правотворчества и провод€т дифференциацию источников права.

 

2. “ри разновидности закона: кодексы; специальные законы (текущее законодательство; сводные тексты норм.

 

3. ќбщие принципы Ц подчинение права справедливости.

 

4. –азвитие международных св€зей Ц международное право.

 

5. —воеобразное положение обыча€ Ц он может действовать в дополнение к закону и помимо закона.

 

6. —удебна€ практика Ц вспомогательный источник.  ассационный суд Ц высша€ судебна€ инстанци€ (его решение может восприниматьс€ другими судами как фактический прецедент).

 

јнглосаксонска€ правова€ система. ќсновной источник праваЦсудебный прецедент.—удьи решают толькоконкретный спор (более гибкие нормы права и менее абстрактные, но одновременно право более казуистичное и менее определенное).

 

’арактерные особенности:

 

1. ќтсутствует делени€ права на публичное и частное (право делитс€ на общее право и право справедливости).

 

2. Ќет резко выраженного делени€ права на отрасли (поскольку суды могут разбирать разные категории дел, а также по причине отсутстви€ кодексов).

 

3. ѕрецедентное право требует от судьи признать обсто€тельства дела сходным с ранее рассматривавшимс€ делом (от этого зависит применение прецедентной нормы). —удь€ может найти аналогию (если не найдет сходства Ц сам создает правовую норму Ц становитс€ законодателем).

4. —оотношение закона и судебной практики (закон может отменить прецедент; при коллизии закона и прецедента приоритет отдаетс€ закону).

ћусульманска€ (шариатска€) правова€ система. —истема норм выражена в религиозной форме(основана наисламе). ѕраво произошло от јллаха (охватывает все сферы социальной жизни). Ўариат (предписани€ верующим Ц что должны делать и чего не должны) основан на идее об€занностей, возложенных на человека.

ќсновные черты:

1. јрхаичность институтов, казуистичность и отсутствие систематизации.

2. ѕраво церкви, право общины верующих.

3. ќбычаи не вход€т в право и не рассматриваютс€ как его источник.


4. –азвитие системы права прекратилось в X веке (отпала возможность толковани€).

 

5. ƒуализм судебной организации: религиозные суды и другие суды, примен€вшие обычаи или законодательные акты власти.

 

»ндуистска€ правова€ система. ќснована на своеобразном религиозном комплексеЦиндуизме и составл€етодну из традиционно-религиозных семей права. —формировалась более 2000 лет назад.

 

ќсновные черты:

 

Ј св€зь с кастовой системой, основной догмой которой €вл€етс€ положение о том, что все люди с рождени€ разделены на социальные иерархические группы Ц касты - кажда€ имеет свою систему прав, об€занностей и морали;

 

Ј источник права и религии Ц ¬еды Ц сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих по существу, правила поведени€;

 

Ј основа Ц обычаи в регулировании вопросов права наследовани€, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества;

 

Ј источник индуистского права Ц изначально труды и комментарии ученых; после обретени€ независимости от Ѕритании Ц происходит кодификаци€ законов индуистского права, был прин€т р€д

законов, унифицировавших брачное право, о наследовании, об усыновлении и другие.

 

  семье индуистского права относ€тс€ правовые семьи »ндии и Ќепала, его нормами руководствуютс€ также отдельные этнические группы Ѕангладеш, √айаны, Ѕирмы (ћь€нмы), —ингапура, ћалайзии, Ўри-Ћанки, некоторых других государств восточного побережь€ јфрики Ц “анзании, ”ганды,  ении.

—лав€нска€ правова€ семь€. Ѕазируетс€ на национально-культурных и географических особенност€хслав€нской цивилизации. —амобытность определ€етс€ следующими моментами:

Ј самобытность государственности Ц уже в 6-11 веках восточные и южные слав€не имели собственные государственные образовани€ со своими традици€ми, отношением к государственной власти, формами ее организации;

 

Ј особые услови€ экономической жизни Ц ведущей формой хоз€йствовани€ долгое врем€ была кресть€нска€ общине, основанна€ на взаимопомощи, ћ—”, ответственности по принципу Ђкруговой порукиї - отсюда развитость начал коллективизма;

 

Ј тесна€ св€зь государства и права с православной ветвью христианства Ц сказываетс€ на св€зи права и нравственности;

 

Ј унаследовала законодательные традиции римского права, а позднее рецептировала германское право. ѕоэтому по техническим приемам она примыкает к –омано-германской правовой семье.

 

Ј ¬едущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе.

 

Ћатиноамериканска€ правова€ семь€ характеризуетс€ дуализмом Цс одной стороны восприн€ла –омано-германскую правовую модель, а с другой Ц правовую систему —Ўј.

ќсновные черты:

Ј ” —Ўј заимствована президентска€ форма правлени€, конституци€;

 

Ј Ѕольшое место занимает делегированное законодательство (издание правительственных актов в форме законов);

 

Ј ¬ јргентине, Ѕразилии, ¬енесуэле и ћексике (федеративные государства) правова€ система носит федеративный характер, но основную массу составл€ет федеральное законодательство;

 

Ј —ерьезное внимание удел€етс€ институту судебного контрол€ за конституционностью законов;

Ј Ћатинска€ јмерика не рассматривает судебную практику в качестве источника права.

—кандинавска€ правова€ семь€ ЦЎвеци€,Ќорвеги€,‘инл€нди€,ƒани€,»сланди€.

ќсновные черты:

Ј Ќе полностью восприн€ла –омано-германскую модель права;

 

Ј —удебна€ практика и судебна€ система играют более важную роль, нежели в странах, принадлежащих к –омано-германской правовой семье;

 

Ј Ѕольшое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех скандинавских государствах Ц обусловлено сходством €зыка, культуры, исторического развити€, географическим положением, отсутствием в целом политических различий;

 

Ј Ќе присущ прецедент как источник права;

Ј Ќе придаетс€ большое значение (как в английской семье) процедуре, процессуальным нормам.

—емь€ обычного (адатного, традиционного) права Ц страны ÷ентральной и ёжной јфрики и ќкеании,в томчисле √амбию, √ану,  амерун, ћалави, ћадагаскар, —енегал, “ого и другие.

ќсновные черты:

Ј –егулирование жизни обыча€ми (адатом) Ц кажда€ община, плем€ имеет свои обычаи и традиции;

 

Ј ќбычное право Ц это право групп, сообществ, а не право отдельной личности;

Ј ¬ерховенство идеи примирени€ сторон Ц заинтересованных лиц;

Ј ¬ соответствии с обычным правом, брачный договор Ц союз двух семейных групп, а не двух людей;

 


Ј –егулирование сводитс€ преимущественно к сфере частного права (семейные отношени€, наследование, земельна€ собственность);

 

Ј ¬ результате колонизации Ц действовали европейские суды и туземные суды; после обретени€ независимости Ц в одних государствах туземные суды были упразднены (—енегал, ћали, Ѕурунди), в

других Ц временно сохранены;

ƒальневосточна€ правова€ семь€ Цосновные черты:

Ј ќтрицательное отношение к праву вообще (например, €понцы традиционно отождествл€ют право исключительно с уголовным законодательством, которое ассоциируетс€ с тюрьмой);

 

Ј √осподство идеи примирени€ спор€щих сторон Ц конфликты предпочитают решать внесудебным путем и даже судебные дела чаще всего заканчиваютс€ примирением сторон;

 

Ј ќхрана пор€дка должна осуществл€тьс€ методами убеждени€, посредничества, самокритичными

оценками поведени€;

—емь€ социалистического права Цосновные черты:

Ј ќсновываетс€ на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как права высшего типа;

 

Ј Ќосит €рко выраженный классовый характер; направленность Ц воплощение в законах интересов классов, сто€щих у власти Ц пролетариата и кресть€нства, но в действительности выражаетс€ в закреплении интересов партийно-государственной верхушки;

 

Ј ќтождествл€ют право и закон, исход€щий исключительно от государства;

Ј ќсновной источник права Ц Ќѕј;

Ј «апреты и об€занности Ц дл€ регулировани€ общественных отношений;

 

Ј ќтрицает судебный прецедент как источник права, не признает делени€ на частное и публичное право, отсутствует конституционный контроль;

 

Ј ѕриоритет государственных интересов перед личными;

 

Ј ÷ентрализаци€ в регламентации договорных отношений, нормировании трудовой де€тельности и распределении социальных благ;

 

Ј ќтрицает свою преемственность от других правовых систем;

Ј ¬ насто€щее врем€ к социалистической правовой семье относ€тс€  уба, ¬ьетнам, —еверна€  оре€,  итай.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 634 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

549 - | 476 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.